КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные принципы управления
Экономический механизм менеджмента Принципы управления – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения по осуществлении управленческих функций: · оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении – оптимальное распределение полномочий при принятии управленческих решений; · единоначалие и коллегиальности в управлении – руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию и это дает ему формальная организация. Коллегиальность – это выработка коллективного решения на основе мнения руководителей разных уровней, а также исполнителей конкретных решений. · принцип научно-обоснованности – предполагает научное предвидение и планируемое во времени социально-экономические преобразования организации; · плановости – установление основных направлений и пропорций развития организаций в перспективе; · сочетание прав, обязанностей и ответственности; · принцип частной автономии и свободы – все инициативы исходят от свободно-действующих хозяйствующих субъектов, выполняющих функции управления по своему желанию, но в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности определяется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров; · принцип иерархичности и обратной связи – предполагает создание многоступенчатой структур управления, при которой нижестоящие звенья получают распоряжения от нижестоящих, а контроль за их деятельностью осуществляется на основе обратной связи – это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействия; · принцип мотивации – создание сбалансированной системы материальных и моральных стимулов, учитывающий состояние внешней и внутренних сред организации и требование времени; · демократизация управление – участие в управлении всех работающих через введения коллективных систем оплаты труда, совместные денежные средства, вложенные в ценные бумаги предприятия; · коллегиальное принятие решений и единой административное управление. 4.2 Функции управления [S3] Управление – совокупное осуществление функций. Функции: · общие функции управления – связаны со стадиями процесса управления, на основании этих функций реализуется принцип единоначалия; · специфические функции управления – определяются сутью объекта управления или направленностью деятельности внутри организации, на основании этих функций реализуется принцип единства целей и руководства. Общие функции управления: · планирование – процесс обеспечения ясности ожиданий от конкретных действий и тем самым создание предпосылок для достижения целей организации; Принципы функции планирования: ü единство планирования и контроля – основан на принципе кибернетики обратная связь, на орган который осуществляет планирование возлагается и контроль за выполнение установленных планов, подобное сочетание позволяет отслеживать ход выполнения плана, выявляться отклонения и оперативно корректировать; ü комплексное сочетание планирования, контроля и обеспечения – орган, который планирует, а одновременно и обеспечивает подготовку деятельности по соответствующей функции, данный принцип способствует установлению реальных планов и определяет комплексную ответственность за материальное и техническое обеспечение. При несоблюдении данного принципа имеет место столкновение интересов и размывание ответственности; ü отделение планирование и контроля от исполнения – основой данного принципа является закон действия силы, вынесенной за пределы системы, обеспечивает поддержание напряженности принимаемых планов, исключается соблазн заинтересованного руководителя брать на себя не достаточно напряженные планы и корректировать их под фактическое выполнение. В отношении контроля орган, на который возложен контроль, может должным уровнем выполнять свои обязанности только в том случае, если не будет подчинен тому подразделению, работу которого он должен оценивать; ü принцип соответствия прав и ответственности – если на какое-то должностное лицо и подразделение возлагаются обязанности, ответственность или функции, то им должны быть приданы соответствующие права и средства; ü принцип нормирования – чем больше обоснованных норм по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет её организованность, уровень планирования и контроля. При реализации функций планирования удается достичь следующих целей: · устранить отрицательный эффект неопределённости; · сосредоточить внимание на главной задаче; · добиться экономичного функционирования; · облегчить контроль. Методы планирования: · директивные – технико-экономическое обоснование, методы. Данные методы позволяют определить количественные меры планирования заданий, обеспечить взаимоувязку ресурсов на входе с результатами на выходе. · вероятностные – примерные сценарии будущего обеспечивают гибкость, позволяют быть готовыми и позволяют не упустить возможности поставленных целей, когда они появляются. 2) Организация Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: · как процесс создания системы; · как процесс её совершенствования и упорядочивания. То есть под организацией понимаются: · процессы определения рациональны форм разделения труда, разделение работы среди групп, подразделений, разработка организационной структуры и структуры управления, регламентация функций, подфункций, работ и операций · установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц; · подбор и расстановка кадров. Принципы функции организации: · делегирования управления – передача подчиненному задач или деятельности из сферы действия руководителя. При реализации данного принципа должны присутствовать: ü соотношения между ответственностью и полномочиями; ü предел делегирования; ü обязанности подчиненных при делегировании. · экономичность – ни один высокооплачиваемый квалифицированный специалист не должен выполнять работу более низкой квалификации; · стереотипизация действий – в процессе своей деятельности некоторые действия человек осуществляет многократно и достаточно часто, складывающееся стереотипы – это основа трудовых навыков и порядков; · специализация – работа каждого человека в организации должна быть по возможности ограничена выполнением одной ведущей функции. Организация работ – это функция, которую осуществляют все руководители независимо от ранга. Смысл состоит в делегировании обязанностей, как по горизонтали, так и по вертикали, что определяет соотношение централизации и децентрализации в управлении. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важных решений определяются как централизованные. В децентрализованных организациях решение важных вопросов передается на нижестоящие уровни. Достоинства централизации: · решения принимаются руководителями, хорошо представляющими работу всей организации; · лица, принимающие решение имеют лучшую подготовку; · устранение дублирования работ снижает затраты; · отсутствует ситуация, при которой одни отделы растут и развиваются за счет других и организации в целом; Недостатки централизации: · решения принимаются руководителями, плохо осведомленными о конкретных ситуациях; · лица, принимающие решения, редко вступают в прямые контакты с теми, кто их реализует; · увеличение вероятности принятия неверных решений из-за большего числа лиц, участвующих в их подготовке. Достоинства децентрализации: · решения принимаются руководителями, располагающими наибольшей информацией о сложившейся ситуации; · активное участие руководителей среднего звена в подготовке и принятии решений повышает их компетентность и заинтересованность в результатах работы; · создаются лучше условия для профессиональной подготовки и продвижения руководителей среднего звена. Недостатки децентрализации: · увеличение объемов управленческой работы по согласованию вопросов между различными службами; · затраты на оплату труда руководителей будут выше, так как на нижестоящих уровнях требуются более подготовленные, а значит вышеоплачиваемые руководители; · заинтересованность руководителей служб только своей структурной единицы; · препятствует унификации процесс работы всех подразделений организации. · Регулирование Достигается поддержание управляемых процессов в рамках заданных программой, регламентом или планом. Регулирование осуществляется через координацию и руководство. Координация обеспечивает согласованность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а также между организацией в целом и её внешней средой. Руководство – это основное понятие процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений. Принципы функции регулирования: · минимизация воздействия – учет специфики функционирования системы, в противном случае будет иметь место избыточность, что приведет к организационным и психологическим последствиям, но установка на минимизацию воздействия без учета закономерностей функционирования системы в конкретных условиях приведет к попустительству, невмешательству и низкой активности; · системность воздействия – рассмотрение регулируемого процесса в рамках целостной системы; · комплексность воздействия – активность субъекта деятельности и управленческого взаимодействия полимотивированна и регулируется широким кругом факторов; · внутренняя непротиворечивость воздействия – комплексно используемые стимулы не должны вызывать взаимоисключающих эффектов. · Мотивация – процесс формирования у работников необходимых стимулов, являющихся внешним побуждением к труду, которая развивается на основе осознания, как своих личных потребностей, так и потребностей других людей. При должной мотивации у работников появляется возможность не только удовлетворять свои собственные потребности, но и достигать целей организации. Способы улучшения мотивации труда: · материальное стимулирование – отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Включает: ü совершенствование систем заработной платы; ü предоставление возможности работника участвовать в прибыли; ü улучшение качества рабочей силы; Потребность в денежных средствах будет расти до определенного предела, после которого деньги становятся условием нормального психологического состояния. В этом случае в качестве доминирующих будут выступать потребности более высоких уровней – это самодостижение и самовыражение; ü совершенствующие организации труда – постановка целей Правильно поставленная цель путем формирования ориентации на её достижение служит мотивирующим средством для работников; ü обогащение труда – предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включение в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством, как основной, так и смежной деятельности; ü ротация – чередование видов деятельности или работ за определенный промежуток времени; ü улучшение условий труда и применение гибких графиков; · не денежное стимулирование; · вовлечение персонала в процесс управления. · Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Принципы функции контроля: · принцип прямого контроля – осуществляется непосредственным руководителем, отвечающим за выполнение соответствующих планов, необходимость прямого контроля возникает из-за того, что люди, допуская ошибки, часто не принимают правильных и своевременным мер по их исполнению; · принцип опережающего контроля – управленческий контроль обычно воспринимается как система обратной связи, при которой руководитлей выявляет уже свершившиеся отклонения и обеспечивает регулирующее воздействие для достижения выходных характеристик на заданном уровне, поэтому нужна такая система, которая позволяла бы давать сигнал об отклонениях еще до того, как они произойдут; · автоматизация контроля – контроль должен осуществляться автоматически при минимальном вмешательстве руководителя; · централизация контроля – руководитель должен первым знать обо всех серьезных отклонениях от заданного плана, а если это невозможно, то регулировать самые важные участки работы; · постоянство контроля – чем меньше промежутков времени между операциями контроля, тем выше его активность и более действенные меры можно предпринять; · объективность контроля – недопустимо использовать личные симпатии и антипатии в отношении кого-либо из подчиненных и более того использовать контроль как карательное средство; · контроль по критическим точкам – эффективный контроль процессов требует учета как можно большего количества факторов, позволяющих оценить выполнение намеченного плана, но такая практика ведет к созданию сложной и дорогостоящей системе учета и непроизводительному использованию усилий и времени руководителя; · контроль по нормативам – выполнение планов с желаемой степенью эффективности руководитель может определить, если заранее знает, чего следует ожидать. Такими критериями могут быть цели, задачи, нормативы и они должны быть выражены в поддающейся проверке количественных и качественных показателей; · адекватность системы контроля личности руководителя – методы контроля зависят от должностного положения руководителя, стоящих перед ним задач и во многом отражают исповедуемую им философию управления. Виды контроля: · предварительный: ü определение вводных переменных системы; ü введение системы критериев и величин отклонений; ü организация системы вводных переменных; · текущий: ü выделение показателей функционирования системы, подлежащих контролю; ü введение критериев отклонения параметров и их критических величин; ü организация выявления соответствующих отклонений, в том числе получение информации, сравнение, выявлений и оценка отклонений, определение корректирующего воздействия, организация коррекции; · окончательный: ü определение степени соответствия конечного результата какой-либо деятельности образцу, ожидаемому результату или нормативно-обусловленному варианту поведения; ü определение причин отклонений, а также путей и механизмов их устранения; ü выводы о необходимости применения соответствующих санкций в отношении исполнителей или организаторов исполнения при неудовлетворительных результатах или определяются меры стимулирования при удовлетворительных; Специфические функции управления: · функции, реализующие производственные задачи или операционную деятельность: ü техническая; ü технологическая; ü снабжение; ü сбыт; ü организация труда; ü транспортное и хозяйственное обслуживание; · функции экономического и правового регулирования: ü планирование; ü прогнозирование; ü маркетинг; ü финансы; ü учет; ü контроль; ü нормирование труда; ü юридическая; · функции кадрового и социального обеспечения; · инновационные функции. Структура управления [S4]
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |