КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Введение в дисциплину
«Исследование социально-экономических и политических процессов»
1.1 Цель и основные задачи дисциплины. 1.2 Место дисциплины в системе подготовки специалиста по государственному и муниципальному управлению. 1.3 Организация изучения дисциплины. Исследование социально-экономических и политических процессов – управленческая дисциплина, изучающая виды и типы, свойства и особенности, классификацию социально-экономических и политических процессов. Деятельность менеджера направлена на формирование знания по управлению социально-экономическими и политическими процессами. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых для изучения социально-экономических и политических процессов. Задачи изучения дисциплины: приобретение знаний о видах и типах социально-экономических и политических процессов; получение знаний о свойствах и особенностях социально- экономических и политических процессов; изучение общенаучных и конкретно-предметных методов исследований; рассмотрение логических основ системного анализа, формирование целей исследования, путей и ресурсов проведения исследований. В результате изучения дисциплины «Исследование социально - экономических и политических процессов» студент должен знать: виды и типы социально - экономических и политических процессов; свойства и особенности социально - экономических и политических процессов; классификацию социально - экономических и политических процессов; общенаучные и конкретно-предметные методы исследования; логические основы системного анализа; формирование целей исследования; модели системного анализа; метод структурного построения дерева; методы экспертных оценок; основы социометрии, анкетные методы исследований, программы и организации исследований.
Тема 2. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы
2.1 Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. 2.2 Виды и типы социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. 2.3 Управляемые социально-экономические и политические процессы: их свойства и особенности. 2.3 Классификация социально - экономических и политических процессов. Социально-экономические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. Изучение социально-экономических и политических процессов ведется в рамках научного исследования. Научное исследование- это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко. В процессе исследований вырабатываются соответствующие познавательные механизмы, посредством которых осуществляется познание изучаемых явлений и процессов: 1) соответствующий категориальный аппарат, т.е. система основных понятий, в рамках которых осмысливаются изучаемые явления (в предлагаемом учебном пособии этому уделено большое внимание); 2) научные идеи, гипотезы и теории, которые могут объяснить те или иные стороны изучаемого предмета; 3) методы исследования, в том числе индуктивный и дедуктивный. Виды социально-экономических и политических процессов зависят от характера социальных субъектов: процессы могут носить классовый характер, если их главными субъектами и движущей силой являются определенные классы; национальный характер, если движущей силой являются нации; общенародный характер, если субъектами является большинство населения. Содержание социально-экономических и политических процессов выражает их социальную направленность, т.е. чьи социальные позиции они укрепляют. Под типами подразумевается не только реальное существование, но и степень осознанности их действующими субъектами. Типы социально-экономических процессов: сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые. Сознательным является процесс, если его субъекты правильно осознают его содержание и социальную направленность, объективные условия его существования, понимают насколько эффективно можно воздействовать на условия существования; предвидеть результаты последствий процесса для субъектов и общества. Если субъекты социально-экономических и политических процессов не осознают их содержание и социальную направленность, эти процессы носят по отношению к ним стихийный характер. Неуправляемыми называются социально-экономические и политические процессы, в целом не осознанные, совершающиеся спонтанно. Управляемыми можно назвать такие процессы, сущность и содержание которых понятны субъектам, направляющими его в соответствии со своими интересами. Социальные процессы складываются из действий людей, поэтому управлять социальными процессами значит управлять действиями социальных групп и личностей, направлять их активность в определенное русло, организовывать их деятельность в заданном направлении. Важными этапами проведения социально-экономических и политических процессов являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы. Сравнительный анализ может играть существенную роль в прогнозировании общественных процессов. Наиболее простой способ прогнозирования — прямое сопоставление данных о развитии изучаемых процессов в разных странах. Другой способ прогнозирования на основе сравнительного анализа — экстраполяция (распространение) полученных данных на будущее на основе ряда гипотез. В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком значении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе. В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.
Тема 3. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных иссследований. 3.1 Социальная структура общества как объект исследования. 3.2 Социальные группы как элемент социальной структуры. 3.3 Социально-экономический подход к исследованию общества. 3.4 Исследование политических процессов общества. В отечественной литературе долгие годы при анализе данной проблемы использовались следующие основные понятия: «социальная структура», «классовая структура», «общественные классы», «социальные отношения». В западной литературе широко используется понятие «социальная стратификация». Термин «социальная структура» получил там широкое распространение относительно недавно — после 1945 г., и до настоящего времени сущность и содержание этого понятия остаются дискуссионными. В этой связи представляется целесообразным рассматривать понятие социальной структуры исходя из нижеследующих положений. Применительно к проблематике охвата всей совокупности реалий социальной структуры она рассматривается как относительно устойчивое строение общества как целостной системы, включающей в себя множество устойчивых элементов и структурные отношения (отношения целостности, придающие частям общества свойства элементов целого). Она может быть определена и как исторически сформировавшееся и развивающееся содержательное отношение людей к природе и друг к другу, включая цели, средства и социальные формы преобразовательной (практической) деятельности и общения. В этом значении социальная структура может рассматриваться и в аспектах ценностей и ориентации жизнедеятельности (целемотивационный аспект), организации жизнедеятельности (организационный аспект) и содержания практической деятельности и общения (функциональный аспект). Применительно к проблематике социальной политики социальная структура есть совокупность социальных групп, связанных с обществом структурными отношениями, определяющими их соотносительно социальное положение, и совокупность социальных институтов, в рамках которых происходит удовлетворение социальных потребностей членов общества. Ключевыми элементами социальной структуры являются социальные группы и социальные институты. Социальные группы — это элементы социальной структуры, типичные формы существование в обществе более или менее распространенного (массовидного) множества субъектов, имеющих устойчиво сходное социальное положение. Социальное (социально-экономическое, общественное) положение - это устойчиво воспроизводимый в данном обществе тип жизнедеятельности людей (в том числе тип индивидуальной жизненной судьбы), который формируется совокупностью реально доступных им условий и способов жизнедеятельности и определяет фактические возможности, направленность развития и в конечном счете социальный тип личности. Социальный тип личности обобщенно отражает совокупность ее повторяющихся, существенных социальных качеств, от которых зависит принадлежность к какой-либо социальной общности, социальной группе. Социальные качества фиксируют те или иные общественно значимые характеристики социальной личности, социальных групп, неотъемлемые от способа их существования в данном политическом. социокультурном пространстве и времени. Сходство социального положения и соответственно социальных проблем людей объективно формирует социальную группу, качественно отличную от других социальных групп. Таким образом, социальные группы объединены общностью устойчивых воспроизводящихся свойств и совпадающими социальными интересами своих членов. В силу присущих им свойств они выполняют в обществе определенные функции (социальные роли), без которых группы не могут существовать (воспроизводиться). Социальные группы могут быть классифицированы по глубине и устойчивости сходств и различий между ними; по значимости различий для характера общества, механизма его движения и состава движущих социальных сил; по полноте круга существенных различий в параметрах социального положения. Социальные группы как элементы социальной структуры в каждый данный момент развития общества имеются в определенном количестве, но бесконечно множество их связей, их взаимоотношений. Одни и те же индивиды в разных связях образуют разные социальные группы. Социальные группы и отношения между ними — продукт деятельности людей, которую они осуществляют для удовлетворения своих потребностей и социальных интересом, разделяя при этом социальные роли, объединяясь, кооперируясь. Рассматривая социальную роль как ответ на комплекс требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим соответствующие социальные позиции, следует отметить, что в совокупности социальные роли, выполняемые членами общества, персонифицируют господствующие общественные отношения. Эти отношения в процессе человеческой жизнедеятельности (и прежде всего производственной деятельности) — основа формирования и воспроизводства социальных групп. Полный круг существенных параметров социального положения включает характеристики общественного строя, реальной доступности для группы власти в обществе и в экономике (собственности), типа основных источников средств существования и развития, уровни и типа экономической и социальной защищенности. Кардинальные (коренные) и устойчивые различия по всему кругу существенных параметров социального положения являются критерием классового и кастового деления. Выделение классов или каст является генеральным при характеристике социальной структуры. Классы — конституирующие социальную структуру элементы, социальные группы, чье положение в обществе существенно различается по основным параметрам, причем эти различия имеют устойчивый и неустранимый для данного общества характер, до такой степени отражающий его сущность, что правомерно говорить о классовой сущности общества. Выделение классов характерно для классово-группового подхода к обществу и его социальной структуре. Иной — стратификационный — подход либо отрицает классовое деление общества, либо игнорирует его при рассмотрении основных проблем общественного развития и при анализе ситуаций. О классах принято говорить применительно к обществам, допускающим реальную многосубъектность (гражданское общество, а также похожие на него общества с выраженной демократичностью общественной и хозяйственной жизни). В обществах, где многосубъектность отсутствует или носит формальный, декларативный характер, генеральным структурным делением является кастовое деление. Некоторые социологи не различают по содержанию термины класс и социальный слой (страта). (В тех же случаях, когда данные понятия различают, термином «страта» обозначают группы внутри классов, выделенные по тем же основаниям, что и сами классы.) Другие ученые считают эти категории неоднозначными. Таким образом, социальные классы различаются фундаментальными социально-трудовыми отношениями, определяющими социальное положение, тогда как социальные слои отображают внешние формы социальной жизни и связанные с ними различия (в профессии, престиже и т.п.). В современных условиях, особенно под воздействием глобализации, ускоряется формирование глобальной социальной общности — мирового человечества. Социальные общности складываются стихийно, поэтому интересы, свойственные им, также возникают стихийно. Они могут быть осознаны или не осознаны индивидами, входящими в данную социальную общность, но они существуют и предопределяют поведение людей, делают их схожими по стилю жизни, межличностным связям, установкам, социальному статусу. Социальной группе в отличие от социальной общности свойственны устойчивые исторически обусловленные социальные интересы, отражающие все существенные характеристики социального положения. Существует множество подходов к типологии социальных группировок. Для характеристик социальных групп значимо использование общих и специфических критериев. Первые позволяют выявить кардинальные (коренные) и устойчивые различия по всему кругу существенных параметров социального положения. Однако использование общих критериев не исключает разнообразия трактовок коренных отличий и существенности параметров социального положения. Специфические критерии дают отдельные характеристики социальных групп. Это, как правило, позволяет избежать неоднозначности понимания, однако возникает задача синтеза данных и сопоставления специфических критериев с общими во избежание неадекватности применения. В аспекте социальной политики социальные группы целесообразно подразделить на статистические и реальные. Для типологии реальных социальных групп используются два основных подхода — социально - экономический, а точнее политэкономический, и стратификационный. Социально - экономический подход основан на оценке вышеуказанных реальных отношений, характеристики которых приведены ниже. Власть, как социальным феномен имеет множество трактовок. 1. Власть — это способ социального субъекта в своих интересах распределять цели и направлять деятельность других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписаний); предоставлять полномочия, услуги, привилегии. 2. Власть — это способ обеспечения социальной устойчивости общества. Во властных отношениях находятся социальные силы, господствующие в обществе, и остальное население как подчиненные. Представляется, что второе определение более емко применительно к социальной политике, поскольку основополагающими в нем выступают структурные отношения (властное неравенство). В первой же акцент сделан на отдельных функциях власти. Соответственно, социальные группы, подразделяются на господствующие и подчиненные. Доступность (реальность) участия во власти той или иной социальной группы — важное общественное условие, определяющее (наряду с другими) общественное положение социальных групп, классов, общностей. Собственность - это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Формы собственности разнообразны: частная, групповая, общественная и др. По отношениям собственности социальные группы подразделяются на владельцев средств производства (собственников, хозяев) и не имеющих средств производства (наемных работников). Собственность реально раскрывает процессы распоряжения, владения ею, присвоения ее, феномены бедности и богатства. Типы стратификационных социальных групп относятся к так называемым идеальным типам. Идеальный тип предполагает заведомое упрощение (идеализацию), снижение сложности и многообразия критериев, характеризующих социальную группу. Для описания социальной структуры в свете стратификационного подхода могут быть использованы следующие типы реальных социальных группировок, Физико - генетический, в основе которого лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам (половым, возрастным, физических качеств — силы, красоты, ловкости). Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, что закрепляется в обычаях, ритуалах и т.п. К таким социальным группам относятся дети, старики, женщины, молодежь. Социально - профессиональный, который дифференцирует социальные группы по содержанию и условиям труда. Социально-профессиональные группы выделяются в социальной структуре параметром профессиональной принадлежности, как существенно значимым для формирования и воспроизведения общественного положения группы. Сословный тип основан на дифференцировании социальных групп по обязанностям перед государством, закрепленным путем правового оформления. Принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Например, в дореволюционной России выделялись следующие сословия: дворянство, духовенство, мещане. Этакратический тип предполагает дифференциацию социальных групп прежде всего по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны получать, занимая властные позиции. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и их престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы имеют в соответствующих властных иерархиях. Дифференциация находится под контролем государственной бюрократии. Иерархии могут закрепляться формально - юридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, но могут оставаться и вне сферы правового регулировании. Примеры: советская партноменклатура, современная российская бюрократия. Культурно-символический тип дифференцирует социальные группы по различиям доступа к социально значимой информации, по возможностям и способностям фильтровать и интерпретировать эту информацию, быть носителями сакрального знания (мистического или научного). Примеры социальных групп: служители церкви, ученые, технократы, партийные идеологи. Культурно-нормативный тип использует дифференциацию социальных групп исходя из категорий уважения и престижа, из сравнении образов жизни и норм поведения. Примеры: «элита», «аристократия», «социальное дно». Следует отметить, что в основе каждого из вышеприведенных типов лежат различии, принятые за основополагающие и социальном неравенстве социальных групп именно в этом типе. Все прочие различия, признанные главными для социальных групп в других типах, играют второстепенную роль. Типы социальных группировок надо рассматривать, не допускам абсолютизации, учитывая их взаимодополняемость по многим параметрам. «Институт» (от латинского — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, и организующих их и систему ролей и статусов. Социальные институты — это элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений Iв рамках социальной организации общества. Изучение институтов, как отмечал Г.Спенсер, есть изучение строения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменении, сломов. Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социальная норма» и «социальный обмен». Социальная норма – это общее правило, введенное в абстрактную модель взаимодействия участников общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и единообразно в данные взаимодействия. Возникновение и функционирование таких норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаимодействия осуществляются не между изолированными индивидами, но между членами общества, объединенными в социальные группы, слои, общности. Институциализированные социальные нормы относительно стабильны. При закреплении в праве они носят общеобязательный характер. По мере расхождения с изменившимися социальными условиями регулятивная функция этих норм становится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой ситуации возникают новые социальные нормы. Социальный обмен — это обмен между членами общества, его организациями и сферами, находящимися в различных структурных позициях (политических, экономических, культурных и т.д.). Социальный институциализированпый обмен отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку не содержит личностной компоненты. Каждый социальный институт характеризуется определенным набором норм, которые формализованы, представлены, как правило, в знаковых формах (регламентирующих документах). На их основе и производится социальный обмен. Социальные институты в развитых, высоко институциализированиых обществах многообразны, по мере развития общества они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и др. Образуя систему, социальные институты обусловливают функционирование социального организма - общества. В большинстве случаев социальные институты являются исторически сложившимися формами организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемственность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, а также технических достижений, в передаче навыков и норм социального поведения, в социальной интеграции. Внешними атрибутами социальных институтов являются соответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие в системе управленческих отношений. Определяющим условием появления социальных институтов выступают социальные потребности. Социальные потребности - это потребности особого вида, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личности, социальных групп, общества в целом. Это потребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. В широком смысле удовлетворение социальных потребностей обеспечивает равновесие состояния системы «субъект — среда». Социальные потребности можно подразделить на четыре группы: - жизненно важные для социального субъекта потребности, неудовлетворение которых приводит к ликвидации социального субъекта или революционному преобразованию социального института, в рамках которого происходит это удовлетворение; - потребности, удовлетворение которых обеспечивает функционирование социального субъекта на уровне социальных норм, а также позволяет осуществляться эволюционному развитию социальных институтов; - потребности, удовлетворение которых происходит на уровне минимальных социальных норм, что обеспечивает сохранение социального субъекта, но не его развитие; - потребности, удовлетворение которых обеспечивает комфортные (для данных социокультурного пространства и социального времени) условия функционирования и развития. Масштаб сопельных потребностей ограничен характером и уровнем развития общественного производства, спецификой производственных отношений и социокультурной среды, национальными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в постоянном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений. Потребности социальных групп характеризуются; массовидностью проявлений; устойчивостью во времени и пространстве; инвариативностыо в специфических условиях жизнедеятельности членов социальных групп; взаимосопряженностью. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной влечет за собой комплекс других потребностей, что обусловливаем образование длиннейших цепей, переходящих одна в другую. Например, удовлетворение людей в жилье повлечет за собой необходимость в удовлетворении их предметами социально-бытового назначении. Это в свою очередь породит потребность производства соответствующих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, производящих данную продукцию, а, значит, появления рабочих мест, потребность в специалистах. Социальные потребности имеют существенные отличия от личностных потребностей (запросов) индивида. Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Удовлетворение потребностей обеспечивает социальную стабильность и общественный прогресс, неудовлетворение порождает социальные конфликты и несёт угрозу социальной безопасности. Таким образом, социальные институты являются ведущими компонентами социальной структуры общества, интегрирующими и координирующими множество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающими социальные отношения в различных сферах общественной жизни. Знание социальной структуры общества, роли и места в ней социальных групп и социальных институтов является основополагающим фактором определения субъектов и объектов социальной политики, её целей, приоритетов, технологий.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |