Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Введение в дисциплину

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

 

1.1 Цель и основные задачи дисциплины.

1.2 Место дисциплины в системе подготовки специалиста по государственному и муниципальному управлению.

1.3 Организация изучения дисциплины.

Исследование социально-экономических и политических процессов – управленческая дисциплина, изучающая виды и типы, свойства и особенности, классификацию социально-экономических и политических процессов. Деятельность менеджера направлена на формирование знания по управлению социально-экономическими и политическими процессами.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых для изучения социально-экономических и политических процессов.

Задачи изучения дисциплины: приобретение знаний о видах и типах социально-экономических и политических процессов; получение знаний о свойствах и особенностях социально- экономических и политических процессов; изучение общенаучных и конкретно-предметных методов исследований; рассмотрение логических основ системного анализа, формирование целей исследования, путей и ресурсов проведения исследований.

В результате изучения дисциплины «Исследование социально - экономических и политических процессов» студент должен знать: виды и типы социально - экономических и политических процессов; свойства и особенности социально - экономических и политических процессов; классификацию социально - экономических и политических процессов; общенаучные и конкретно-предметные методы исследования; логические основы системного анализа; формирование целей исследования; модели системного анализа; метод структурного построения дерева; методы экспертных оценок; основы социометрии, анкетные методы исследований, программы и организации исследований.

 

Тема 2. Понятие социально-экономических и

политических процессов, их виды и типы

 

2.1 Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы.

2.2 Виды и типы социально-экономических и политических процессов, их виды и типы.

2.3 Управляемые социально-экономические и политические процессы: их свойства и особенности.

2.3 Классификация социально - экономических и политических процессов.

Социально-эконо­мические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. Изучение социально-эконо­мических и политических процессов ведется в рамках научного исследования.

Научное исследование- это познавательная деятельность уче­ного, в процессе которой вырабатывается так называемое объек­тивное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-эконо­мических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко.

В процессе исследований вырабатываются соответствующие познавательные механизмы, посредством которых осуществляет­ся познание изучаемых явлений и процессов: 1) соответствующий категориальный аппарат, т.е. система основных понятий, в рам­ках которых осмысливаются изучаемые явления (в предлагаемом учебном пособии этому уделено большое внимание); 2) научные идеи, гипотезы и теории, которые могут объяснить те или иные стороны изучаемого предмета; 3) методы исследования, в том числе индуктивный и дедуктивный.

Виды социально-эконо­мических и политических процессов зависят от характера социальных субъектов: процессы могут носить классовый характер, если их главными субъектами и движущей силой являются определенные классы; национальный характер, если движущей силой являются нации; общенародный характер, если субъектами является большинство населения. Содержание социально-эконо­мических и политических процессов выражает их социальную направленность, т.е. чьи социальные позиции они укрепляют.

Под типами подразумевается не только реальное существование, но и степень осознанности их действующими субъектами. Типы социально-экономических процессов: сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые.

Сознательным является процесс, если его субъекты правильно осознают его содержание и социальную направленность, объективные условия его существования, понимают насколько эффективно можно воздействовать на условия существования; предвидеть результаты последствий процесса для субъектов и общества. Если субъекты социально-эконо­мических и политических процессов не осознают их содержание и социальную направленность, эти процессы носят по отношению к ним стихийный характер.

Неуправляемыми называются социально-эконо­мические и политические процессы, в целом не осознанные, совершающиеся спонтанно. Управляемыми можно назвать такие процессы, сущность и содержание которых понятны субъектам, направляющими его в соответствии со своими интересами.

Социальные процессы складываются из действий людей, поэтому управлять социальными процессами значит управлять действиями социальных групп и личностей, направлять их активность в определенное русло, организовывать их деятельность в заданном направлении.

Важными этапами проведения социально-эконо­мических и политических процессов являются обработ­ка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае надо показать обоснован­ность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процес­сов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, не­посредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы. Сравнительный анализ может играть существенную роль в про­гнозировании общественных процессов. Наиболее простой способ прогнозирования — прямое сопоставление данных о развитии изу­чаемых процессов в разных странах. Другой способ прогнозирования на основе сравнительного ана­лиза — экстраполяция (распространение) полученных данных на будущее на основе ряда гипотез.

В широком смысле понятие «социальный» означает «обществен­ный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком зна­чении понятия «социальный», «социальная» употребляются в со­циологии и других общественных науках, а также в публицисти­ке и в художественной литературе.

В узком смысле понятие «социальный» употребляется для ха­рактеристики только тех общественных процессов, которые про­исходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

 

Тема 3. Социально-экономические и политические процессы

как объект социальных иссследований.

3.1 Социальная структура общества как объект исследования.

3.2 Социальные группы как элемент социальной структуры.

3.3 Социально-экономический подход к исследованию общества.

3.4 Исследование политических процессов общества.

В отечественной литературе долгие годы при анализе данной проблемы использовались следующие основ­ные понятия: «социальная структура», «классовая структура», «общественные классы», «социальные отношения». В западной литературе широко используется понятие «социальная страти­фикация». Термин «социальная структура» получил там широ­кое распространение относительно недавно — после 1945 г., и до настоящего времени сущность и содержание этого понятия остаются дискуссионными. В этой связи представляется целе­сообразным рассматривать понятие социальной структуры ис­ходя из нижеследующих положений.

Применительно к проблематике охвата всей совокупности реалий социальной структуры она рассматривается как относи­тельно устойчивое строение общества как целостной системы, включающей в себя множество устойчивых элементов и структурные отношения (отношения целостности, придающие час­тям общества свойства элементов целого). Она может быть оп­ределена и как исторически сформировавшееся и развивающееся содержательное отношение людей к природе и друг к другу, включая цели, средства и социальные формы преобразовательной (практической) деятельности и общения.

В этом значении социальная структура может рассматривать­ся и в аспектах ценностей и ориентации жизнедеятельности (целемотивационный аспект), организации жизнедеятельности (организационный аспект) и содержания практической дея­тельности и общения (функциональный аспект).

Применительно к проблематике социальной политики соци­альная структура есть совокупность социальных групп, связанных с обществом структурными отношениями, определяющими их соотносительно социальное положение, и совокупность социальных институтов, в рамках которых происходит удовлетворе­ние социальных потребностей членов общества.

Ключевыми элементами социальной структуры являются со­циальные группы и социальные институты.

Социальные группы — это элементы социальной структуры, типичные формы существование в обществе более или менее рас­пространенного (массовидного) множества субъектов, имеющих устойчиво сходное социальное положение.

Социальное (социально-экономическое, общественное) по­ложение - это устойчиво воспроизводимый в данном обществе тип жизнедеятельности людей (в том числе тип индивидуальной жизненной судьбы), который формируется совокупностью ре­ально доступных им условий и способов жизнедеятельности и определяет фактические возможности, направленность развития и в конечном счете социальный тип личности. Социальный тип личности обобщенно отражает совокупность ее повторяющихся, существенных социальных качеств, от которых зависит принадлежность к какой-либо социальной общности, социальной груп­пе. Социальные качества фиксируют те или иные общественно значимые характеристики социальной личности, социальных групп, неотъемлемые от способа их существования в данном по­литическом. социокультурном пространстве и времени.

Сходство социального положения и соответственно социаль­ных проблем людей объективно формирует социальную группу, качественно отличную от других социальных групп.

Таким образом, социальные группы объединены общностью устойчивых воспроизводящихся свойств и совпадающими со­циальными интересами своих членов. В силу присущих им свойств они выполняют в обществе определенные функции (социальные роли), без которых группы не могут существовать (воспроизводиться).

Социальные группы могут быть классифицированы по глу­бине и устойчивости сходств и различий между ними; по значи­мости различий для характера общества, механизма его движе­ния и состава движущих социальных сил; по полноте круга су­щественных различий в параметрах социального положения.

Социальные группы как элементы социальной структуры в каждый данный момент развития общества имеются в опреде­ленном количестве, но бесконечно множество их связей, их взаи­моотношений. Одни и те же индивиды в разных связях образуют разные социальные группы. Социальные группы и отношения между ними — продукт деятельности людей, которую они осуще­ствляют для удовлетворения своих потребностей и социальных интересом, разделяя при этом социальные роли, объединяясь, ко­оперируясь. Рассматривая социальную роль как ответ на ком­плекс требований, предъявляемых обществом к лицам, занимаю­щим соответствующие социальные позиции, следует отметить, что в совокупности социальные роли, выполняемые членами об­щества, персонифицируют господствующие общественные отно­шения. Эти отношения в процессе человеческой жизнедеятель­ности (и прежде всего производственной деятельности) — основа формирования и воспроизводства социальных групп.

Полный круг существенных параметров социального поло­жения включает характеристики общественного строя, реаль­ной доступности для группы власти в обществе и в экономике (собственности), типа основных источников средств существования и развития, уровни и типа экономической и социальной защищенности.

Кардинальные (коренные) и устойчивые различия по всему кругу существенных параметров социального положения явля­ются критерием классового и кастового деления. Выделение классов или каст является генеральным при характеристике со­циальной структуры.

Классы — конституирующие социальную структуру элемен­ты, социальные группы, чье положение в обществе существен­но различается по основным параметрам, причем эти различия имеют устойчивый и неустранимый для данного общества ха­рактер, до такой степени отражающий его сущность, что право­мерно говорить о классовой сущности общества.

Выделение классов характерно для классово-группового подхода к обществу и его социальной структуре. Иной — стра­тификационный — подход либо отрицает классовое деление об­щества, либо игнорирует его при рассмотрении основных про­блем общественного развития и при анализе ситуаций.

О классах принято говорить применительно к обществам, до­пускающим реальную многосубъектность (гражданское обще­ство, а также похожие на него общества с выраженной демокра­тичностью общественной и хозяйственной жизни). В общест­вах, где многосубъектность отсутствует или носит формальный, декларативный характер, генеральным структурным делением является кастовое деление.

Некоторые социологи не различают по содержанию терми­ны класс и социальный слой (страта). (В тех же случаях, когда данные понятия различают, термином «страта» обозначают группы внутри классов, выделенные по тем же основаниям, что и сами классы.) Другие ученые считают эти категории не­однозначными.

Таким образом, социальные классы различаются фундаментальными социально-трудовыми отношениями, определяющи­ми социальное положение, тогда как социальные слои отобра­жают внешние формы социальной жизни и связанные с ними различия (в профессии, престиже и т.п.).

В современных условиях, особенно под воздействием глоба­лизации, ускоряется формирование глобальной социальной общности — мирового человечества.

Социальные общности складываются стихийно, поэтому ин­тересы, свойственные им, также возникают стихийно. Они мо­гут быть осознаны или не осознаны индивидами, входящими в данную социальную общность, но они существуют и предо­пределяют поведение людей, делают их схожими по стилю жиз­ни, межличностным связям, установкам, социальному статусу.

Социальной группе в отличие от социальной общности свой­ственны устойчивые исторически обусловленные социальные интересы, отражающие все существенные характеристики социального положения.

Существует множество подходов к типологии социальных группировок. Для характеристик социальных групп значимо использование общих и специфических критериев. Первые поз­воляют выявить кардинальные (коренные) и устойчивые разли­чия по всему кругу существенных параметров социального положения. Однако использование общих критериев не исключает разнообразия трактовок коренных отличий и существеннос­ти параметров социального положения. Специфические крите­рии дают отдельные характеристики социальных групп. Это, как правило, позволяет избежать неоднозначности понимания, однако возникает задача синтеза данных и сопоставления спе­цифических критериев с общими во избежание неадекватности применения.

В аспекте социальной политики социальные группы целесо­образно подразделить на статистические и реальные.

Для типологии реальных социальных групп используются два основных подхода — социально - экономический, а точнее политэкономический, и стратификационный.

Социально - экономический подход основан на оценке выше­указанных реальных отношений, характеристики которых при­ведены ниже.

Власть, как социальным феномен имеет множество тракто­вок.

1. Власть — это способ социального субъекта в своих интересах распределять цели и направлять деятельность других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами обще­ства; формировать и навязывать правила и нормы поведения (ус­тановление запретов и предписаний); предоставлять полномочия, услуги, привилегии.

2. Власть — это способ обеспечения социальной устойчивости общества. Во властных отношениях находятся социальные си­лы, господствующие в обществе, и остальное население как подчиненные.

Представляется, что второе определение более емко приме­нительно к социальной политике, поскольку основополагаю­щими в нем выступают структурные отношения (властное не­равенство). В первой же акцент сделан на отдель­ных функциях власти.

Соответственно, социальные группы, подразделяются на господствующие и подчиненные. До­ступность (реальность) участия во власти той или иной соци­альной группы — важное общественное условие, определяющее (наряду с другими) общественное положение социальных групп, классов, общностей.

Собственность - это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производст­ва, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Формы собственно­сти разнообразны: частная, групповая, общественная и др.

По отношениям собственности социальные группы подразде­ляются на владельцев средств производства (собственников, хозяев) и не имеющих средств производства (наемных работников). Собственность реально раскрывает процессы распоряжения, владения ею, присвоения ее, феномены бедности и богатства.

Типы стратификационных социальных групп относятся к так называемым идеальным типам. Идеальный тип предпо­лагает заведомое упрощение (идеализацию), снижение слож­ности и многообразия критериев, характеризующих социаль­ную группу.

Для описания социальной структуры в свете стратификаци­онного подхода могут быть использованы следующие типы ре­альных социальных группировок,

Физико - генетический, в основе которого лежит дифференци­ация социальных групп по «естественным», социально-демо­графическим признакам (половым, возрастным, физических качеств — силы, красоты, ловкости). Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, что закрепляется в обыча­ях, ритуалах и т.п. К таким социальным группам относятся де­ти, старики, женщины, молодежь.

Социально - профессиональный, который дифференцирует со­циальные группы по содержанию и условиям труда. Социаль­но-профессиональные группы выделяются в социальной структуре параметром профессиональной принадлежности, как существенно значимым для формирования и воспроизведения общественного положения группы.

Сословный тип основан на дифференцировании социальных групп по обязанностям перед государством, закрепленным пу­тем правового оформления. Принадлежность к сословию пере­дается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Например, в дореволюционной России выде­лялись следующие сословия: дворянство, духовенство, мещане.

Этакратический тип предполагает дифференциацию соци­альных групп прежде всего по их положению во властно-госу­дарственных иерархиях (политических, военных, хозяйствен­ных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны по­лучать, занимая властные позиции. Степень материального бла­гополучия, стиль жизни социальных групп, как и их престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы имеют в соответствующих властных иерархиях. Дифференциа­ция находится под контролем государственной бюрократии. Ие­рархии могут закрепляться формально - юридически — посредст­вом чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, но могут оставаться и вне сферы правового регулировании. Примеры: советская партноменклатура, современная российская бюрократия.

Культурно-символический тип дифференцирует социальные группы по различиям доступа к социально значимой инфор­мации, по возможностям и способностям фильтровать и интерпретировать эту информацию, быть носителями сакраль­ного знания (мистического или научного). Примеры социаль­ных групп: служители церкви, ученые, технократы, партий­ные идеологи.

Культурно-нормативный тип использует дифференциацию социальных групп исходя из категорий уважения и престижа, из сравнении образов жизни и норм поведения. Примеры: «элита», «аристократия», «социальное дно».

Следует отметить, что в основе каждого из вышеприведен­ных типов лежат различии, принятые за основополагающие и социальном неравенстве социальных групп именно в этом ти­пе. Все прочие различия, признанные главными для социаль­ных групп в других типах, играют второстепенную роль.

Типы социальных группировок надо рассматривать, не допу­скам абсолютизации, учитывая их взаимодополняемость по многим параметрам.

«Институт» (от латинского — установление) — понятие, ис­пользуемое для обозначения устойчивого комплекса формаль­ных и неформальных правил, принципов, норм, установок, ре­гулирующих различные сферы человеческой деятельности, и организующих их и систему ролей и статусов.

Социальные институты — это элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организует­ся общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений Iв рамках социальной организации общества.

Изучение институтов, как отмечал Г.Спенсер, есть изучение строения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменении, сломов.

Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социаль­ная норма» и «социальный обмен».

Социальная норма – это общее правило, введенное в абстракт­ную модель взаимодействия участников общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и едино­образно в данные взаимодействия. Возникновение и функциони­рование таких норм, их место в социально-политической орга­низации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаи­модействия осуществляются не между изолированными инди­видами, но между членами общества, объединенными в соци­альные группы, слои, общности.

Институциализированные социальные нормы относительно стабильны. При закреплении в праве они носят общеобязатель­ный характер. По мере расхождения с изменившимися соци­альными условиями регулятивная функция этих норм стано­вится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой си­туации возникают новые социальные нормы.

Социальный обмен — это обмен между членами общества, его организациями и сферами, находящимися в различных структур­ных позициях (политических, экономических, культурных и т.д.). Социальный институциализированпый обмен отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку не содер­жит личностной компоненты.

Каждый социальный институт характеризуется определен­ным набором норм, которые формализованы, представлены, как правило, в знаковых формах (регламентирующих докумен­тах). На их основе и производится социальный обмен.

Социальные институты в развитых, высоко институциализированиых обществах многообразны, по мере развития общест­ва они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и др. Обра­зуя систему, социальные институты обусловливают функцио­нирование социального организма - общества.

В большинстве случаев социальные институты являются исторически сложившимися формами организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определен­ную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемст­венность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, а также технических достижений, в передаче навыков и норм социального поведения, в социальной интег­рации.

Внешними атрибутами социальных институтов являются со­ответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие в системе управленческих отношений.

Определяющим условием появления социальных институтов выступают социальные потребности. Социальные потребности - это потребности особого вида, удовлетворение которых необ­ходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личнос­ти, социальных групп, общества в целом. Это потребности в тру­довой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом обще­ственной жизни. В широком смысле удовлетворение социаль­ных потребностей обеспечивает равновесие состояния системы «субъект — среда». Социальные потребности можно подразде­лить на четыре группы:

- жизненно важные для социального субъекта потребности, неудовлетворение которых приводит к ликвидации социально­го субъекта или революционному преобразованию социального института, в рамках которого происходит это удовлетворение;

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает функционирование социального субъекта на уровне социальных норм, а также позволяет осуществляться эволюционному раз­витию социальных институтов;

- потребности, удовлетворение которых происходит на уровне минимальных социальных норм, что обеспечивает сохранение социального субъекта, но не его развитие;

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает ком­фортные (для данных социокультурного пространства и соци­ального времени) условия функционирования и развития.

Масштаб сопельных потребностей ограничен характером и уровнем развития общественного производства, спецификой производственных отношений и социокультурной среды, наци­ональными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в посто­янном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.

Потребности социальных групп характеризуются; массовидностью проявлений; устойчивостью во времени и пространст­ве; инвариативностыо в специфических условиях жизнедея­тельности членов социальных групп; взаимосопряженностью. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникнове­ние и удовлетворение одной влечет за собой комплекс других потребностей, что обусловливаем образование длиннейших це­пей, переходящих одна в другую. Например, удовлетворение людей в жилье повлечет за собой необходимость в удовлетворе­нии их предметами социально-бытового назначении. Это в свою очередь породит потребность производства соответству­ющих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, произво­дящих данную продукцию, а, значит, появления рабочих мест, потребность в специалистах.

Социальные потребности имеют существенные отличия от личностных потребностей (запросов) индивида. Удовлетворе­ние последних не несет каких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребности удовлетворя­ются организационными усилиями членов общества посредст­вом социальных институтов. Удовлетворение потребностей обеспечивает социальную стабильность и общественный про­гресс, неудовлетворение порождает социальные конфликты и несёт угрозу социальной безопасности.

Таким образом, социальные институты являются ведущими компонентами социальной структуры общества, интегрирующими и координирующими множество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающими социальные отношения в различных сферах общественной жизни.

Знание социальной структуры общества, роли и места в ней социальных групп и социальных институтов является основополагающим фактором определения субъектов и объектов социальной политики, её целей, приоритетов, технологий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тригери | Тема 4. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.