Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 18. Фактологическое обеспечение исследований

18.1 Методы сбора данных.

18.2 Анкетные опросы.

18.3 Интервью.

18.4 Контент-анализ.

Социологические методы исследования политических процес­сов включают в себя методы сбора данных об этих процессах и методы анализа полученных данных. Рассмотрим их подробнее. Наиболее распространенные методы сбора данных о полити­ческих явлениях и процессах — анкетные опросы, интервью, кон­тент-анализ. Применяются групповые и индивидуальные анкетные опросы. При групповом опросе людей (групп, объединяющих 20—30 чело­век и более) исследователь или его представитель (анкетер) раз­дает анкеты опрашиваемым (респондентам), в которых содержатся вопросы, касающиеся тех или иных политических явлений и от­ношений к ним респондентов, и объясняет порядок и правила заполнения анкет. После заполнения анкет, которое происходит в присутствии исследователя или его представителя, их сразу воз­вращают анкетеру, т.е. происходит довольно оперативный сбор информации при минимальных затратах средств и сил.

При индивидуальном опросе исследователь либо присутствует при заполнении анкет респондентом, после чего она сразу возвращается к нему, либо отдает анкету респонденту, рассказав ему о правилах ее заполнения, и договаривается с ним о сроках возврата анкеты, В этом случае, с одной стороны, респондент получает достаточно вре­мени для более обдуманных ответов на вопросы анкеты и, тем са­мым, повышения информационной ценности своих ответов; с дру­гой стороны, снижается возможность 100%-ного возврата анкет.

Групповые и индивидуальные социологические опросы часто используются исследователями современных политических явле­ний и процессов, поскольку источником информации при этом, являются «рядовые участники» изучаемых политических процессов, осознающие их в рамках повседневного житейского опыта. Взаимодействие научного сознания исследователя и обыденного осознания опрашиваемых граждан, отражающего повседневный поток политической жизни общества, делает исследование более полным, способствует объективному анализу получаемой инфор­мации и формулированию научно обоснованных выводов.

Во время интервью, т.е. непосредственной беседы с человеком, который может предоставить нужную информацию, исследователи контролирует ситуацию и, используя свои знания и опыт, может способствовать созданию необходимой психологической атмосферы, вызвав доверительное отношение к себе собеседника.

Задаваемые респондентом вопросы разделяются на содержательные и функциональные. Содержательные вопросы касаются непосредственно тех политических явлений, о которых идет речь в данном интервью; исследователь пытается понять, насколько респонденты осознают суть этих явлений и как они оценивают социальную роль и значение. Функциональные вопросы направлены на регулирование самого хода интервью, создание необходимого психологического контакта исследователя с респондентом, атмосферы непринужденности в общении и т.п.

Интервью бывает стандартным, направленным и специализированным. При стандартном интервью респонденты «рассматриваются как представители генеральной совокупности», т.е. всей группы людей, мнения которых интересуют исследователя. В этом случае общение интервьюера (т.е. исследователя или его представителя и респондентов строго регламентировано детально разработанным вопросником и отклонение от него не допускается. Цель такого интервью — получение информации на основе ответов респонден­тов об отношении к тому или иному политическому вопросу всей совокупности населения, представителями которой являются рес­понденты.

При направленном интервью исследователь пытается получить ответы на свои вопросы только у определенного круга лиц, ибо его интересует только их мнение. В данном случае беседа проте­кает в свободном стиле, в виде психологически раскованного ди­алога. Имеется лишь общий план беседы, на который опирается интервьюер.

Специализированное интервью проводится чаще всего с типич­ными представителями какой-то узкой и к тому же весьма спе­цифической группы людей. При исследовании политических процессов применяют­ся в основном первые два вида интервью.

Контент – анализ применяется при исследовании разного рода публикаций по­литического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. В данных ма­териалах так или иначе отражается реальная действительность, в том числе политическая, которая и подвергается анализу.

Считается, что с помощью этого метода можно более объектив­но исследовать происходящие политические явления и процессы.

Исследование начинается с анализа текстов, в которых содер­жится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие смысловые единицы: определен­ные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, рас­крывающие содержание того или иного политического текста и, следовательно, отражаемого им политического явления. По­скольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выра­жаются определенными терминами и характерными словосочета­ниями, они также учитываются при контент-анализе.

Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингви­стической и другой формализации изучаемого текста (в данном слу­чае текста политического содержания). Поскольку чаще всего иссле­дуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соот­ветствующий математический аппарат их количественного анализа. В настоящее время контент-анализ широко применяется в ана­литических исследованиях, проводимых в интересах бизнеса, по­литической аналитики и практики, в том числе силовых структур. И хотя текущие публикации СМИ по-прежнему составляют ос­новную часть материалов, которые прорабатываются с примене­нием этой методики, все большее распространение получает ее применение для направленного анализа содержания конкретных политических документов, важнейших выступлений политических деятелей или отдельных тематических очерков.

Одним из наиболее известных примеров применения методики контент-анализа в сфере международных исследований считается «Стэнфордский план». Группа ученых Стэнфордского университе­та адаптировала трхнику контент-анализа к проблематике между­народного кризиса (на примере мировых событий 1914 г.), в частности к анализу документов, которыми обмениваются во время, кризиса враждующие стороны. На основании данных срввнитель-ного анализа содержания такого рода документов член стэнфордской группы Д. Циннес предложила логическую модель внутриго­сударственного информационного поведения в кризисе.

Различные исследования с применением контент-анализа осо­бенно активизировались в 60-е годы XX в. в период «методического взрыва» и стали одним из ярких проявлений развития междисцип­линарных подходов к изучению политической жизни. Одновременно большое число работ, выполненных на основе применения этой методики, позволило существенно повысить ее популярность, на­дежность и эффективность. Однако при всем совершенстве современных информацион­ных технологий аналитик не может рассчитывать только на гото­вое программное обеспечение своих проектов. Для эффективной опоры на «электронный разум» специалист должен сознательно подходить к пониманию смысла количественной операционализации качественных данных, представлять логику преобразования информации в целях ее углубленного изучения. Поэтому, даже рас­полагая электронными версиями прикладных аналитических ме­тодик, целесообразно ознакомиться с их основными характерис­тиками и выполнить ряд учебных упражнений в «ручном» варианте.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 17. Особенности исследований политических процессов | Тема 19. Политические исследования методом контент-анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.