Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19. Политические исследования методом контент-анализа

19.1 Виды контент- анализа.

19.2 Техника проведения контент-анализа.

19.3 Этапы применения методики контент-анализа.

К настоящему времени контент-анализ сформировался как междисциплинарная методика, существующая в нескольких де­сятках вариантов. В ее рамках сочетаются представления из области политологии, психологии, социологии и математики. Контент-анализ обычно применяется при наличии обширного по объему и несистематизированного текстового материала, когда непосред­ственное использование последнего затруднено. Эта методика яв­ляется особенно полезной в тех случаях, когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах, а также тогда, когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

При всем разнообразии подходов к классификации инвариан­тов контент-анализа в специальных публикациях обычно выделя­ют две основные формы применения методики: направленный и ненаправленный контент-анализ. Но следует различать также «ко­личественный» и «качественный» варианты. Количественный (частотный) контент-анализ в обязательном порядке включает стандартизированные процедуры подсчета вы­деленных категорий. Для формулирования итоговых заключений решающее значение имеют количественные величины, которые характеризуют ту или иную категорию. Например, если исследова­тель стремится получить представления о том, как велика значи­мость понятия «мирное урегулирование» для лидеров воюющих сторон, и согласен с допущением, что она приблизительно опре­деляется частотой упоминания этого понятия в официальных ре­чах, то тогда, после соответствующих арифметических подсчетов, он получит определенные количественные показатели. Показатели могут отличаться или, напротив, быть близки по абсолютному значению, которое будет учитываться при интерпретации резуль­татов обработки. Задачу можно усложнить, поставив в качестве предварительного условия выделение всех содержательных в смыс­ловом отношении единиц соответствующих текстов, а затем под­считав относительную значимость интересующего нас выражения по сравнению с другими. Примечательно, что в обоих случаях ос­новная часть подсчетов может быть выполнена с применением простых компьютерных программ.

Качественный контент-анализ нацелен на углубленное со­держательное изучение текстового материала, в том числе, с точ­ки зрения контекста, в котором представлены выделенные катего­рии. Итоговые заключения формулируются здесь с учетом взаимо­связей содержательных элементов и их относительной значимости (рангом) в структуре текста. Так, для того чтобы сравнить отноше­ние разных авторов к проблеме мирного урегулирования, иссле­дователь должен стремиться не просто выделить соответствующее понятие, но и определить, является ли его проблематика главной в системе дeклapируемых высказываний.

Ко всем контент-аналитическим методикам предъявляется ряд общих методических требований: обоснованности, надежности, объективности и системности. Так, обоснованность устанавлива­ется путем соответствия выделенных категорий или понятий дей­ствительным реалиям исследуемой политической ситуации. Надеж­ность осуществляется благодаря получению сходных (с допусти­мым расхождением не более пяти процентов) результатов различными кодировщиками при кодировании одних и тех доку­ментов по единой инструкции. Объективность определяется соот­ветствием выбора категорий и единиц анализа всестороннему ис­следованию политической ситуации. Системность дос­тигается на основе достаточно широкого круга материалов, включаемых в информационную базу исследования.

Указанные требования не только должны неукоснительно со­блюдаться при проведении прикладного исследования, но и аргу­ментированно подтверждаться в специальных методических разде­лах соответствующих проектов. Без проработки этих вопросов результаты проведенного на основе методики контент-анализа ис­следования считаются некорректными и утрачивают свой позна­вательный смысл.

Этапы применения методики контент-анализа. Первый этап в подготовке к применению методики кон­тент-анализа состоит в определении совокупности сообщений, ко­торую предполагается изучать. Например, в рамках исследования палестино-израильского конфликта 2000—2004 гг., искомая сово­купность может быть определена как «все официальные заявления сторон в течение четырехлетнего периода». Обычно совокупность сообщений, подлежащих изучению, оп­ределяется с помощью набора критериев, которым должно отве­чать каждое сообщение. Чаще всего список используемых критери­ев сводится к трем основным позициям: тип сообщения, автор сообщения и время сообщения.

Кроме того, при подготовке к проведению контент-анализа необходимо принять решение о единице аналитического наблюде­ния. Единица аналитического наблюдения, или проще единица ана­лиза, — это отдельный элемент того сообщения (или сообщений), которое необходимо изучить. Простейшим и наименьшим из воз­можных элементов сообщения является слово, или «лексический символ». Единицей более высокого уровня выступает тема, пред­ставляющая отдельное высказывание о конкретном предмете.

Существуют четкие методические требования к возможной еди­нице анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выра­жать определенное смысловое значение; достаточно малой, чтобы не выражать много значений; свободно идентифицироваться. Кро­ме того, число первичных единиц аналитического наблюдения (эле­ментов) должно быть достаточно велико, чтобы служить основой для статистической выборки. Второй этап применения методики контент-анализа яв­ляется декомпозиция текста: выделение из содержания множества смысловых элементов, последующее упорядочение которого зави­сит от типа или варианта методики. Выбрав смысловую единицу и ее признаки, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет использоваться для количественного анали­за материала. Третий этап применения методики контент-анализа пре­дусматривает саму процедуру подсчета или квантификацию множе­ства элементов текстового массива. В общем виде она аналогична стандартным приемам квантификации по выделенным группиров­кам. Например, изучая тематику газеты, можно определить процент конкретных тем по тематическим единицам разного содержания (политическим, экономическим, военно-техническим вопросам). Существуют также специальные процедуры подсчета, приспособ­ленные для контент-анализа, например формула коэффициента Яниса, предназначенная для исчисления соотношения между бла­гоприятными и неблагоприятными (относительно принятой по­зиции) оценками, суждениями, аргументами. Кроме того, приме­няются и более тонкие способы количественного описания содер­жания текста. Они связаны с построением шкал для оценки выделенных характеристик текста.

Четвертый этап применения контент-анализа состоит в содержательной интерпретации результатов декомпозиции тек­стового массива и квантификации выделенных элементов. Обычно он построен на выявлении и оценке таких характеристик тексто­вого материала, которые позволяют дать ответ на вопрос, что хо­чет подчеркнуть (скрыть) его автор и что является в его понима­нии приоритетным направлением политических действий. Содер­жательная интерпретация завершается формулированием аналитических выводов, которые соотносятся с целями и задача­ми исследования, декларированными на его начальном этапе. На заключительном пятом этапе применения методики обычно происходит верификация полученных результатов, которая может проводиться либо путем повторения исследовательской про­цедуры другими исполнителями, либо на основе критического осмысления и сопоставления новых данных с уже имеющейся ин­формацией. Полезным считается также и их соотнесение с инфор­мацией, полученной путем применения иных исследовательских подходов. Первый вариант процедуры верификации обычно при­меняется в рамках пилотных научных проектов, а другие чаще ис­пользуются в рутинных исследованиях. В случае успешной верифи­кации результатов аналитической работы они фиксируются в ито­говом документе конкретного прикладного проекта и могут служить как самостоятельной, так и промежуточной основой для подго­товки практических шагов в сфере политической практики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 18. Фактологическое обеспечение исследований | Ивент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.