КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ уровня управления
Под организационно-производственной структурой следует понимать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга производств, которые вместе составляют единое целое. Для них характерны общность потребляемых сырья и материалов, технологических процессов и готовой продукции. Предприятие является сложной производственной системой иерархического характера, в качестве ступеней которой выступают производственный процесс и подразделения, его реализующие: цех, участок, рабочее место. Каждая верхняя ступень представляет собой элемент внешней среды для нижней ступени, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней. Все ступени могут подразделяться на подсистемы функционального характера: 1) подсистемы технической подготовки производства; 2) подсистемы состава элементов производства: - основные производственные фонды; - предметы труда; - сам труд (персонал). 3) подсистемы основных производственных процессов; 4) подсистемы производственной инфраструктуры: - техническое обслуживание и ремонт основных производственных фондов; - энергетическое обеспечение производства; - транспортное обслуживание; - складское хозяйство; - материально-техническое обеспечение; - сбыт готовой продукции. 5) подсистемы управления предприятием: - технико-экономическое планирование; - финансирование; - бухгалтерский учет и анализ научно-технического развития предприятия; - социальное развитие коллектива. Производственный процесс осуществляется с помощью технологий, под которыми с позиций «простых элементов труда» (К. Маркс) следует понимать последовательность изменения состояния, свойства, формы, размеров и других характеристик предметов труда. В широком плане технология есть любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания. Производственные процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. В основных процессах происходит создание продукта, являющегося целью работы данного предприятия; именно эти процессы ассоциируются с производством вообще. Они делятся на заготовительные, обрабатывающие, сборочные, отделочные. Вспомогательные процессы обеспечивают условия для осуществления основных процессов (технический контроль за состоянием оборудования, его ремонт, обслуживание и т.п.) Обслуживающие процессы связаны с размещением, хранением и перемещением сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции на предприятии и осуществляются в рамках складского хозяйства или транспортных подразделений. Одним из критериев для характеристики процессов является масштаб, а также их можно разделить на непрерывные и дискретные. Можно выделить следующие типы производственной структуры: 1) горизонтальная интеграция, когда производственные единицы специализированы в основном предметно, т.е. по характеру производимой продукции; 2) вертикальная интеграция, когда производственные единицы выделены по стадиям производственного процесса (технологическая специализация); 3) смешанная интеграция, когда нет единого подхода к выделению производственных единиц и в состав предприятия входят звенья разного типа. К организационно-производственной структуре предприятия предъявляются определенные требования, а именно: 1) пропорциональность мощностей всех смежных подразделений; 2) адаптивность структуры, ее приспосабливаемость к освоению новых видов продукции, изменению в технике, технологии и организации производства; 3) приближение размеров отдельных звеньев к уровню оптимальных; 4) высокая степень тесноты связи между подразделениями; 5) создание резервов мощности и других ресурсов, обеспечивающих необходимую маневренность производства. В процессе анализа, во-первых, выявляется соответствие фактически сложившегося типа производственной структуры эталонному, т.е. принятому на стадии проектирования предприятия, во-вторых, определяется соотношение производственных звеньев разной специализации и, в-третьих, оценивается фактическая интеграция процессов, т.е. степень производственно-технического единства предприятия. К числу показателей, отражающих состояние производственной структуры предприятия, относятся: 1. Теснота связи подразделений предприятия, определяемая как отношение объема продукции (в стоимостном или натуральном выражении), реализуемой на сторону каждым звеном предприятия, кроме основного выпускающего, к общему объему производства: , где Кинт.о.п. – коэффициент интеграции основного производства; РП – объем продукции, реализуемой на сторону; ВП – объем продукции соответствующего подразделения. 2. Коэффициент централизации производства (КЦ): , где ВПЦ – объем производства продукции или работ определенного вида (в стоимостном или натуральном выражении), выполненный в централизованном порядке; ВПо6щ – объем производства продукции или работ определенного вида (в стоимостном и натуральном выражении) по предприятию в целом. 3. Коэффициент полноты производственной инфраструктуры (КП.ПР.И): где ВПВСП и ВПо6сл – объем продукции собственных вспомогательных и обслуживающих подразделений; ППВСП и ППо6сл – общее потребление услуг вспомогательных и обслуживающих производств. Деятельность организации охватывает: а) приобретение ресурсов; б) производительное использование ресурсов; в) производство товаров или услуг; г) целесообразное выполнение технических и административных задач; д) инвестирование в организацию; е) подчинение правилам поведения; ж) удовлетворение разнообразных интересов отдельных людей и групп. Эффективность организации определяется тем, в какой мере она достигает оптимального баланса во всех видах деятельности. Задача эта решается главным образом через построение рациональной организационной структуры предприятия. Под организационно-управленческой структурой предприятия понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Выделяются следующие основные типы организационных структур управления: - линейная; - линейно-штабная; - функциональная; - дивизиональная; - программно-целевая; - матричная и др. Организационная структура предприятия характеризуется: 1) уровнем централизации функций управления; 2) специализацией отдельных подразделений аппарата управления; 3) развитостью и устойчивостью межфункциональных связей; 4) полнотой реализации функций управления в системе управления. К числу показателей, оценивающих качество структуры предприятия, следует отнести: 1) стоимость структуры и удельный вес расходов на ее содержание в общей сумме производственных затрат предприятия; 2) простоту структуры, характеризующуюся количеством иерархических уровней, рациональностью коммуникаций, размерами структуры и количеством подразделений (и их профилем), способом координации, возложенным контролем за выполнением порученных задач и др. Простота структуры не обязательно предполагает небольшое количество подразделений, но, прежде всего, требует логической группировки задач, т.е. правильного соответствия функций между подразделениями; ясного определения целей и правильных связей; рациональной координации, основанной на наименьшем количестве иерархических уровней. Считается, что эффективность прямо пропорциональна простоте структуры. Эффективность структуры может быть проанализирована только в конкретных условиях, в каждом случае отдельно. Эффективность структуры зависит в большей мере от способа ее адаптации и типа производства (мелкосерийное, крупносерийное, массовое) и его размеров. Главные критерии эффективности организационной структуры: 1) уровень производства; 2) производительность; 3) адаптивность развития организации (достижение должной взаимосвязи между внешней и внутренней средой в рамках отведенного отрезка времени, способность организации оставаться в бизнесе и выживаемость в длительной перспективе); 4) удовлетворение от работы персонала предприятия. Показатели производства, удовлетворения и производительности относительно более конкретные, определенные, доказательные и объективные, чем показатели адаптивности развития. К часто встречающимся недостаткам организационно-управленческих структур предприятия можно отнести: - «инфляцию» структуры; - слишком большое или слишком малое количество уровней (ступеней); - неадекватную и неуравновешенную координацию подразделений; - слишком большое или слишком малое количество подчиненных; - неверное разделение задач между подразделениями и в рамках подразделения предприятия; - нахождение размеров подразделения ниже или выше «критического порога» эффективности; - наличие задач, не поддающихся измерению. Организацию предприятия никогда нельзя считать законченной. Она как процесс постоянно развивается в зависимости от изменений внутренних и внешних условий предприятия. Любое предприятие можно рассматривать как нормативно дескриптивную (описательную) систему. В этом случае в качестве нормативной (реально управляемой) подсистемы будет выступать предприятие, которое прямо реагирует на принимаемые управленческие решения. В качестве дескриптивной (реально неуправляемой, наблюдаемой) подсистемы будет выступать потребительский рынок – совокупность всех реальных и потенциальных потребителей продукции предприятия. Тогда стратегический менеджмент будет выглядеть как непрерывный процесс изменений политики предприятия в зависимости от конъюнктуры рынка и полученных результатов предыдущих решений. В странах с переходной экономикой стратегический менеджмент играет очень важную роль, что, в свою очередь, требует постоянного проведения реинжиниринга бизнеса для приведения стратегии предприятия в соответствие новым условиям хозяйствования. Необходимость реинжиниринга связана с высоким уровнем динамики развития современной экономики. Под реинжинирингом бизнеса понимается радикальное изменение деловых процессов (бизнес-процессов) в целях резкого улучшения ключевых показателей деятельности предприятия. Успех реинжиниринга зависит от: - состава кадров руководителей и специалистов по квалификации и профессиональной подготовленности к преобразованиям; - качества информационного обеспечения принятия решений; - техники управления и технической оснащенности работников аппарата управления. Указанные факторы формируют показатели эффективности управления. В широком плане эффективность управления предприятием представляет собой степень достижения им своих целей при использовании ограниченных ресурсов. Следует заметить, что понятие «эффективность» не является синонимом понятия «производительность», хотя они и тесно связаны между собой (один из классиков менеджмента Гаррингтон Эмерсон, который ввел в обращение термин «эффективность» в своей работе «Двенадцать принципов производительности труда», рассматривал эти понятия как синонимы). К числу показателей эффективности управления следует отнести: 1) удельный вес заработной платы работников управления (руководители, специалисты, служащие) в общем фонде оплаты труда; 2) удельный вес заработной платы работников управления в полной себестоимости продукции; 3) удельный вес затрат на управление в объеме продаж; 4) уровень механизации и автоматизации труда работников управления; 5) степень механизации труда работников предприятия; 6) коэффициент занятости персонала в аппарате управления; 7) удельный вес постоянных затрат в полной себестоимости продукции; 8) длительность операционного и коммерческого циклов (длительность оборота производственных запасов плюс длительность оборота дебиторской задолженности). Всесторонний анализ технико-организационного уровня производства является основой оценки использования ресурсов, выявления интенсивных ресурсов, обоснования необходимости дополнительных инвестиций и выбора направлений их вложений. Глава 6. Анализ обеспеченности и использования ресурсов
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |