КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическое мастерство преподавателя экономических дисциплин
Содержание и место самостоятельной работы преподавателя экономических дисциплин. Основными направлениями работы преподавателя над собой должны являться: 1) изучение руководящих, педагогических документов (приказов, декретов, инструкций, положений); 2) изучение учебно-методических материалов по предмету преподавания (учебный план, рабочая программа, тематический план, частная методика); 3) работа над литературой и источниками по своей профессии; 4) постоянное обогащение психолого-педагогических знаний, умений, навыков; 5) работа над учебными материалами: текстами лекций, рабочими планами проведения семинаров; 6) методическая работа {частные методики, методические разработки и пособия); 7) научно-исследовательская работа (подготовка диссертаций, монографий, учебников и учебных пособий). Самостоятельная работа занимает очень важное место в жизни и деятельности педагога. В чем она состоит? Она способствует профессиональному становлению и росту педагога, обеспечивает глубокие и прочные знания — вначале по своей учебной дисциплине, а затем — и по смежным; приучает к систематическому творческому труду; формирует и развивает навыки научного исследования. Значение и роль самостоятельной работы для педагога постоянно возрастает, и это вытекает из целого ряда факторов: - постоянно растут объем и скорость расширения, углубления информации (по подсчетам современных специалистов, удвоение информации по конкретной отрасли человеческого знания происходит примерно за 5 лет). - глубокие перемены в социально-экономической деятельности требуют от преподавателя-экономиста постоянного переосмысливания старого опыта и оперативного анализа инноваций. - любой преподаватель сегодня и специалист-экономист, и организатор экономического образования, и педагог-воспитатель, и практический исследователь педагогики, психологии, социологии. - рост образованности, эрудиции и осведомленности большинства обучаемых требует постоянного интеллектуального развития самого обучающего. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что практика выработала и закрепила ряд требований к самостоятельной работе, важнейшими из них являются: Ø планомерность (каждый раз педагог должен четко знать, зачем он это делает); Ø соблюдение режима, т.е. оптимальное соотношение труда и отдыха (недогрузка и перегрузка в умственной деятельности одинаково пагубны); Ø регулярность и последовательность (работа над собой должна стать органической потребностью); Ø сознательная активность (не плестись в хвосте жизни, а активно искать новое, бороться за собственный теоретический рост); Ø работать не только на себя, но и на обучаемых (чтобы всегда было чему учить, но при этом что-то обязательно должно оставаться для себя). Такой, в общем виде, представляется самостоятельная работа — важная неотъемлемая составляющая жизни и деятельности педагога. Отсюда со всей неизбежностью следует, что для преодоления трудностей и проблем в самостоятельной работе необходимы постоянное усердие, внимание, изучение и освоение опыта более опытных коллег, коррекция собственной работы.
Для каждого преподавателя работа может быть ремеслом или майстерством. Передача «живого опыта» не может происходить с помощью только текста. Как известно, основным заданием экономической учебы является передача профессиональных знаний, умений и навыков, ценностей, опыта творческой и социально-экономической деятельности. Наиболее известные специалисты соглашаются, что под словом «учеба» мы понимаем: •приобретение того знания, которое добывается в процессе изучения; •саморазвитие путем личной активности; •изменение в поведении как результат получения опыта. В компетентность преподавателя экономических дисциплин входит не только профессиональная, но и психолого-педагогическая составляющая. Психологический аспект компетентности преподавателя экономических дисциплин основывается на изучении таких предметов, как общая и педагогическая психология, экономическая психология, учебный менеджмент. Педагогический аспект компетентности включает в себя дидактические и методические особенности преподавания экономических дисциплин. Качество экономического образования и успеваемости учебы - это основные факторы эффективности современной учебы. При условии их влияния на деятельность студентов они делятся на организационные, мотивационные, методические. Интерактивная компетентность: •владение стратегиями взаимодействия со слушателями; •умение координировать командную работу в процессе игры: правильно распределить игровые роли, четко сформулировать цели и задания взаимодействия; •четкая формулировка проблемы; •грамотное проведение инструктажа, консультирование; •умение руководить групповым взаимодействием, межличностными и деловыми конфликтами; •методические навыки руководства дискуссией, спором, полемикой и проектированием более эффективных стратегий поведения слушателей разного возраста. Игротехническая компетентность: •наличие профессиональных знаний по интерактивным технологиям (их назначение, специфика, принципы разрабатывания и проведения); •знание способов психологической поддержки тех, кто играет; •владение приемами и навыками создания творческой атмосферы; •понимание значения образовательной результативности игровых технологий. Научное экономическое мышление отражает экономику всесторонне и в ее целостности. Следовательно, преподаватель экономических дисциплин должен: 1) обладать способностью критически преодолевать односторонние взгляды; 2) понимать процессы экономического развития; 3) выявлять связь между прошлым, настоящим и будущим, между переходящими и прочно остающимися, повторяющимися экономическими явлениями.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |