КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аэробные, анаэробные процессы и их характеристики
Рефлекторные механизмы двигательной деятельности Спортивная и трудовая деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, осуществляется по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами. Для выполнения четких целенаправленных движений необходимо непрерывное поступление в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, о степени их сокращения, напряжения и расслабления, о позе тела, о положении суставов и углов сгиба в них. Вся эта информация передается от рецепторов сенсорных систем и особенно от рецепторов двигательной сенсорной системы, от так называемых проприорецепторов, которые расположены в мышечной ткани, фасциях, суставных сумках и сухожилиях. От этих рецепторов по принципу обратной связи и по механизму рефлекса в ЦНС поступает полная информация о выполнении данного двигательного действия и о сравнении ее с заданной программой. Каждое, даже самое простое движение совершенствуется, что обеспечивается информацией, поступающей от проприорецепторов и от других сенсорных систем и изменением импульсации, идущей к мышцам. Благодаря такому сложному рефлекторному механизму происходит совершенствование двигательной деятельности.
Для того чтобы мышечная работа могла продолжаться, необходимо, чтобы скорость ресинтеза АТФ соответствовала его расходу. Существуют три способа ресинтеза (восполнения расходуемой во время работы АТФ). Алактатный анаэробный механизм отличается наибольшей подвижностью. Максимальной интенсивности он может достичь уже через 1-2 сек. после начала интенсивной мышечной работы. Для алактатного анаэробного механизма характерна и наивысшая мощность, значительно превосходящая мощность других процессов энергообеспечения. Метаболическая емкость этого процесса невысока; ее хватает лишь на выполнение работы с максимальной интенсивностью в течение 6-7 сек. Ресинтез АТФ при этом осуществляется в основном за счет КФ (креатинфосфата), который находится в самом мышечном волокне. Лактатный анаэробный механизм значительно уступает алактатному. Максимальной интенсивности он может достичь через 20-30 сек. после начала работы. Его максимальная мощность приблизительно в 2 раза ниже по сравнению с алактатным процессом. Однако лактатный анаэробный механизм значительно превосходит алактатный по своей метаболической емкости - у тренированных спортсменов при напряженной мышечной работе он обеспечивает энергией в течение 40 сек. и более. Аэробный процесс - это основной механизм энергообеспечения организма. Он функционирует на протяжении всей жизни, не прекращаясь ни на минуту. Если мышцы в определенных условиях (например, при напряженной мышечной работе) могут обеспечивать себя энергией за счет анаэробных процессов, то такие органы, как мозг, сердце и некоторые другие, получают энергию исключительно за счет аэробных процессов. В отличие от анаэробных деятельность аэробного механизма не сопровождается накоплением в организме промежуточных продуктов обмена. Главными недостатками аэробного процесса являются его малая подвижность и сравнительно невысокая мощность. Эти недостатки имеют общую основу: они зависят от возможностей систем, обеспечивающих поступление в организм кислорода и его транспортировку к работающим мышцам. У хорошо тренированного спортсмена, предварительно выполнившего разминку, поступление в организм кислорода и, следовательно, мощность аэробного процесса достигают своего максимума через 40-60 сек. работы. По максимальной мощности аэробный процесс значительно уступает анаэробным, что же касается его метаболической емкости, то она неизмеримо выше. Кратковременные упражнения самой высокой интенсивности (приблизительно до 10 сек.) обеспечиваются энергией преимущественно за счет алактатного анаэробного механизма. В упражнениях продолжительностью до 2-3 мин. основную долю энергии дает анаэробный лактатный механизм. Дальнейшее увеличение продолжительности работы снижает значимость анаэробных процессов и повышает роль аэробных. В соответствии с тремя основными механизмами энергообеспечения различают три компонента выносливости: алактатный анаэробный, лактатный анаэробный, аэробный, каждый из которых определяется уровнем развития соответствующего механизма энергообеспечения. Все упражнения, применяемые в тренировке, оказывают преимущественное влияние на какой-то один механизм энергообеспечения. В зависимости от физиологического воздействия на организм упражнения по направленности можно разделить на пять основных групп: 1) алактатной анаэробной (ЧСС повышается после выполнения кратковременной нагрузки для ликвидации кислородного долга; 2) лактатной (гликолитической) анаэробной: ЧСС - 180-200 уд/мин и более; 3) аэробно-анаэробной: ЧСС - 150-190 уд/мин; 4) аэробной: ЧСС - 130-150 уд/мин; 5)анаболической направленности (анаболизм - совокупность биохимических (метаболических) процессов, происходящих в организме, направленных на образование и обновление структурных частей клеток, тканей и органов. Эти реакции обмена веществ противоположны катаболическим (катаболизму), направленному на расщепление или распад вещества): ЧСС менее 130 уд/мин. Увеличивать возможности алактатного анаэробного механизма можно с помощью сравнительно небольшого числа методических приемов, тогда как добиться достаточно высокого развития лактатного анаэробного и особенно аэробного механизма можно только используя разнообразные методические приемы. Каждый конкретный метод тренировки совершенствует механизмы преобразования энергии, воздействуя преимущественно на какой-то один из факторов, определяющих возможности этих процессов. Анаэробные возможности, и, прежде всего алактатные, обладают высокой специфичностью, т. е. в наибольшей степени проявляются в том виде работы, которую спортсмен выполнил во время специальной тренировки. Это связано с тем, что основные факторы, определяющие возможности анаэробных механизмов, имеют преимущественно внутримышечную природу. Кроме того, выносливость спортсмена (как аэробный, так и анаэробный компоненты) зависит от энергозатрат на единицу работы, т.е. от эффективности и экономичности спортивной техники, которая, в свою очередь, совершенствуется во время выполнения специальной работы. Аэробные возможности определяются возможностями дыхательной, сердечно-сосудистой систем, кислородной емкостью крови и др. Они могут совершенствоваться под влиянием любых видов мышечной деятельности (бег, плавание, ходьба на лыжах).
Выводы Формирование физической культуры личности будущего специалиста немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и спорта. Движения играют существенную роль в развитии и формировании человека. Организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометрического давления, влажности воздуха, солнечной и космической радиации и т.д. если наблюдается двигательный режим развивающейся направленности. Под влиянием физической тренировки происходит адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды, повышение резервных возможностей организма, физической работоспособности. Стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности давно стало аксиомой. Таким образом, двигательная активность имеет ярко выраженное положительное действие на организм. Физические упражнения повышают экономичность обмена веществ, позволяют укрепить сердце и мускулатуру, способствуют профилактике заболеваний, повышают устойчивость организма к большому числу неблагоприятных факторов (промышленные яды, радиация и др.), повышают иммунитет, усиливают положительные эмоции и ощущения, улучшают сон, делают человека бодрым и жизнерадостным, увеличивают умственную, физическую и иную работоспособность. Все эти эффекты способствуют заметному увеличению творческого долголетия и в целом продолжительности жизни.
Лекция №3. Основы здорового образа жизни студента. 1. Здоровье человека, как ценность и факторы его окружающие. Позволим себе возможность начать эту лекцию с вопроса: «Легче ли сейчас, в современном необычайно динамичном и сложном мире, мире, где только 800 научных дисциплин комплексно и разнопланово изучают человека, причем 500 из них естественно научного цикла, заболевшему человеку стать здоровым?». Добавим к этому, что для поддержания здоровья в нашей стране направлены средства государства на социальное страхование, подготовку 1,5 млн. врачей, открыта сеть физкультурно-спортивных клубов, узаконена бесплатная диспансеризация, осуществляемая за счет средств выделяемых по линии обязательного медицинского страхования, аптеки предлагают на выбор массу как лекарственных средств, так и биологически активных добавок (БАД). Все перечисленное, как бы свидетельствует о положительном ответе на данный вопрос. Однако не следует забывать, что объемами средств заложенных в ОМС, вы можете обеспечить медицинскую помощь лишь в минимальных объемах, все остальное медицинскими учреждениям вам будет предоставлена только за плату; цена на медицинские препараты общего назначения за последние годы подскочила в 1,5 – 2 раза. Посещение разовое, месячное или годовое физкультурно-спортивных комплексов, оснащенное современными тренажерными средствами стоит так же немалых денег. Более того, если вы имели возможность говорить с людьми, заболевшими и вынужденными быть госпитализированными в больницы, то ответ на поставленный вопрос приобретает обратное значение, т.е. весьма сложно заболевшему человеку стать здоровым. Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. В современных условиях, в связи с перечисленным выше, оно (здоровье) еще больше возвышается в цене. Однако в обыденной жизни часто бывает совсем наоборот. О здоровье вспоминают тогда, когда человек чувствует некоторые недомогания. Если человек здоров у него складывается парадоксальное отношение к себе, будто он живет «сам по себе», без связи со своим организмом, поскольку не ощущает его. Вспоминает о том, что в нем работает сложнейшая система органов, благодаря которой он жив и здоров только тогда, когда какое либо звено в этой сложной системе начинает давать сбои. Это не критическое отношение к здоровью свойственно именно молодежи, студенчеству. Действительно, каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Но чем в этом отношении отличается человек от животного. Животное – проживает жизнь, отведенную ему, а человек – вредными привычками, неправильным образом жизни постоянно укорачивает ее. В связи с рассматриваемой темой здоровья уместен вопрос о видовой продолжительности жизни, сколько по расчетам должен жить человек? Исходя из различных теоретических посылок, основываясь на результатах биологических экспериментов, называют различные цифры видовой продолжительности жизни человека, наиболее оптимистичными считают, что это 180 и более лет; более скромные называют – 100–120 лет. На чем же основываются предложенные сроки продолжительности жизни. Приведем примеры. Англичанин Томас Пар, в 17 лет ушел в армию и служил до 35 лет. Вернулся домой, занялся сельским хозяйством. Первый раз женился в 80 лет, второй раз в 122 года. Умер в 1635 году, когда его, как уникального долгожителя перевезли в Лондон. Похоронен на Вегтминстерском кладбище, где похоронены выдающиеся люди Англии. Таким образом, Т. Пар прожил 152 года. Гаррвей – знаменитый врач, не обнаружил в его органах никаких изменений. Мислим Ширали Физали – азербайджанский крестьянин родился в 1805 году, умер в 1973 году, прожив 167 лет. Лишь за 5 лет до смерти ушел на пенсию. Число потомков Ширали превысило 200 человек. В литературе есть данные о 190-летнем иранце Сапеде Абуталине Мусави. За свою жизнь он женился 5 раз. Последней его жене было 105 лет. Кениец Матайо Агунко – прожил 132 года. Египетский крестьянин Занакин Мишаал прожил 130 лет. А вот еще один пример. Жан Терель вступил в армию в 16 лет, в 1802 году уже Наполеон уволил его в отставку в возрасте 118 лет, а умер Терель в 1827 году, прожив 143 года. Эти факты относительно долгожительства можно продолжать, но нас интересует вопрос установления причин долгожительства. С этой целью в различные регионы мира направлялись научные коллективы, которые собирали и обобщали сведения способные, по мнению исследователей, выявить что-то общее для всех долгожителей. Следует сказать, что ничего единого для всех обнаружено не было. В некоторых случаях долгожительство связывалось с генофондом, в других случаях с климатическими условиями, своеобразием питания, добрыми родственными отношениями, хорошей работой, ежедневными прогулками, физическими упражнениями особенностями личной психики, необходимостью ощущения пользы людям и многое другое. Завершить этап обобщения справедливее всего значимой фразой одного долгожителя академика А.А. Михайлова, бывшего директора Пулковской обсерватории: «Я ничего не делал для этого, но и против этого тоже, я просто вел такой образ жизни, который способствует активному долголетию» Пожалуй, это самое понятное для всех отношение к себе характеризуется термином «Здоровый образ жизни» или ЗОЖ. Рассматривая отдельные факты, определяющие долголетие, но долголетие в состоянии работоспособности, часть из них можно отнести к факторам, определяющим физическое здоровье, другие факторы относятся к социальной сфере обитания человека и наконец, психофизические факторы. Следовательно, здоровье – это комплексное понятие, состоящее из трех: физическое, социальное, и психофизическое здоровье. Этим набором объясняются постановочные вопросы к различным научным группам, пытающемся дать обобщенное определение термину «здоровье». От каждой из них требовалось, казалось бы простое, а именно дать нормативную базу: - что такое физическое здоровье и чем его измерить. - что такое социальное здоровье и его норма - что такое психофизическое здоровье и его норма. При всей казалось бы простоте задачи, ответы на поставленные вопросы не получены. Поэтому понятие «здоровье» можно определить так: «Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни
Определив различный уровень факторов определяющих риск для здоровья, перейдем и к образу жизни студента, как к определенному способу его интеграции в общественной жизни, как к виду деятельности и сопровождающих эту деятельность переживаний. Все это выражается в долях времени, которые на них тратятся студентом. Одни студенты больше используют свое время для чтения и учебы, другие на занятия физическими упражнениями, третьи - на общение. Образ жизни студентов нельзя навязать извне. Он имеет реальную возможность выбора значимых для него форм жизнедеятельности, типов поведения. В целом ряде случаев студенческая жизнь идет по пути достижения цели наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. В конце концов - это становится привычкой и приобретает некоторую свободу от степени сознательного контроля. Хорошо ли это или плохо? Анализ фактических материалов у неупорядоченности и хаотичности ее организации, это несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, курение и т.д. и все это на протяжении пяти лет. Результаты таковы: из 4 тыс. обследованных студентов МГУ (по данным Б. Н. Новикова) если студентов 1 курса принять за 100 %, то на 2 курсе ухудшение здоровья зарегистрировано у 8,1% студентов, на 3 курсе - 16,9%, на 4 курсе 24,2%. Приведенные данные говорят о многом, в том числе и том, что практические занятия по предмету «Физическая культура» в предусмотренных объемах не гарантирует укрепления здоровья студентов. Изложенные сведения позволяют вновь вернуться к вопросу о здоровом образе жизни студента (ЗОЖ).
Здоровый образ жизни студента.
Здоровый образ жизни студента отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, само регуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сил, даровании и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, а так же жизнедеятельности в целом. Упоминая об адаптационных возможностях, приведем пример из выступления академика Н. М. Амосова, который количество здоровья рассматривал как сумму «резервных возможностей» организма, приводя при этом простые и доступные для понимания примеры. Предположим, что сердце в покое перекачивает 4 литра крови. Некто их студентов принялся выполнять энергичную работу. Сердце настраивается на эту работу и перекачивает за то же время, т.е. в минуту, 20 литров крови. Другой студент, выполняя аналогичную работу, увеличил «перекачку» сердца всего до 6 литров. У первого 20:4=5, т.е. пятикратный запас мощности. У второго 6:4=1,5 – только полуторный. Если первый наполнил кислородом все свои органы и ткани, то второму его резервов явно не хватит и уже через несколько минут кислород из крови «сгорит» в работающих мышцах и организм начнет работу на износ – в патологическом режиме. Но где же взять «резервные мощности»? Оказывается, природа заложила в каждом из нас значительные резервы. Но без тренировки эти резервы угасают. Напомним весьма известный I закон физической культуры, в своё время сформулированный Ж. Лемарком «Работа строит орган». Самый лучший способ тренировки - это не узконаправленное воздействие на какое либо звено, например «накачка силы», а повышение адаптационных способностей организма в целом, т.е. заставлять организм работать под «комплексной нагрузкой», включающей в постоянную работу резервные запасы, повышающие общее количество здоровья и тем самым помогая переносить как физические, так и психо-эмоциональные нагрузки. В былое время, а возможно и сейчас, кто-то утверждает, что проявления функциональных возможностей человека в определенной степени зависит от биологических часов. С поразительной быстротой многих специалистов, работающих в разных сферах, захватила идея трех ритмов, согласно которой физический ритм свои пики и провалы осуществляет в 23- дневном интервале, эмоциональные – 28-дневном; интеллектуальные - в 32-дневном интервале. За точку отсчета брался день рождения, и считались прожитые дни до первого дня какого-то месяца. Это число делилось на длительность какого-то выбранного цикла, получалось некое целое число, не представлявшее большой интерес. Внимание обращалось на остаток. Предположим это 18 при выборе длительности цикла 23 дня. Это число говорило о том, что ваше физическое состояние находится «в минусовой зоне». Хотя убедительных свидетельств к данному подходу отсутствует, но в ряде видов деятельности этот метод расчета ритмовой активности физической, эмоциональных и интеллектуальных составляющих приветствуется. Если это кого-то заинтересует, сегодняшние возможности компьютерной техники позволяют каждому из вас получить графики биологических ритмов и сравнивать с ними ваши ощущения. Биоритмология позволяет прогнозировать состояние организма. Имеет ли это отношение к здоровью? Конечно, да. Потому что заслуга биоритмологии состоит в том, что данная наука показывает, как изменить границы цикла, т.е. увеличить «территорию возможностей» за счет тренировок, увеличения нагрузок или другими средствами и методами. Говоря о здоровье, всегда имеется ввиду система «человек-общество-природа» ибо общественная жизнь, профессиональная деятельность, культурное развитие влияет на образ жизни, а значит и на здоровье. Признаков здорового или нездорового человека достаточно много. Кто-то рассматривает форму губ, поворот шеи, а вот японский профессор Яхиро Хиросава сделал заключение о том, что о физическом и психическом здоровье человека можно говорить по особенностям подошвы ног, которые, как он утверждает, на момент обследования прямо свидетельствует о здоровье человека, но это лишь небольшое отступление от темы. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.
Бежать по жизни, ощущать на себе ее интенсификацию и интеллектуализацию приходится каждому, а вот приспособить себя к такому режиму иногда не во власти человека. Анализ фактического материала о жизни деятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Так, на режим сна приходится 24–30 %, на режим питания 10-16%, на режим двигательной активности 15-30%. Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 месяцев) составляет 8 тыс. – 11 тыс. шагов в сутки, в экзаменационный период (2 месяца) 3 тыс.-4 тыс. шагов, в каникулярный период 14 тыс.-19 тыс. шагов. Исследователи отмечают, что в период учебных занятий двигательная активность составляет 50-65 %, в период экзаменов – 18-22%, биологической потребности. Эти данные еще раз подтверждают о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году. Конечно, образ жизни студентов во много зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Следует отметить что, как общественные нормы, ценности здорового образа жизни чаще всего принимаются студентами как значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Нередко это приводит к дисгармонии. Поэтому система вузовского образования по предмету направлена на обоснование сознательного выбора личности общественных ценностей и формированию на их основе устойчивой индивидуальной системы ценностной ориентации, способных обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности. Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различные у разных студентов с разным уровнем здоровья и функциональной подготовленности. Имеющиеся адаптационные способности и пути их развития зависят от многих факторов. Этому будут посвящены другие параграфы настоящей лекции.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 25234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |