Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические основы способностей

Резюме.

Ни одна из перечисленных классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии, т.к. не раскрывает требований к личности работника, его характеристикам. Этим целям отвечает классификация профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека. Ведь когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль производства, а на предмет труда, с которым надо что-то сделать (а это цель труда). Цель реализуется посредством орудий труда. И все эти действия проистекают в определенных условиях, которые для человека также важно знать.

Вот эти четыре признака (предмет, цель, орудия и условия) и лежат в основе классификации профессий, разработанной акад. Е.Н. Климовым и являющейся наиболее удобной для профессионального самоопределения личности.

Когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают раз­ных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с жела­нием. Если человек при этом добивается еще определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основными показателями способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенство­вания умений, достижение высоких результатов деятель­ности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определен­ными профессиями.

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладе­ния способами и приемами деятельности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способ­ности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения, навыки, зависит от множества условий, например от окру­жения, от того, как его будут обучать, как будет организо­вана его трудовая деятельность и т.д. Такой подход к дан­ному вопросу дает возможность ученым и исследователям изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональ­ные способности. Эти материальные, заложенные в орга­низме человека предпосылки ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда.

Способности принято делить на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного выполнения практически любой деятельности. Это способности воспри­нимать информацию, совершать движения, концентрировать внимание, запоминать и понимать информацию, принимать решения, устанавливать контакты с другими людьми, про­извольно управлять своим поведением и состоянием. Неза­висимо от того, чем человек занимается, он должен уметь учиться, общаться и контролировать самого себя.

Общие способности нужны для достижения успехов в любом деле, в каждой профессии. Однако для некото­рых видов деятельности одних только общих способностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и другие способности, которые могут быть особенными для каж­дого вида деятельности и для каждой профессии. Иногда в зависимости от вида деятельности дополнительно требу­ются определенные специальные способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организа­ционные, педагогические, творческие, спортивные. Напри­мер, для профессии художника недостаточно иметь общие способности к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению. Требуется также высо­кий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, цветоразличения, зрительной памяти, простран­ственного представления, воображения, художественного вкуса. Так, профессии, связанные с транспортом, требуют от человека, безусловно, хорошего зрения и слуха. Мно­гие рабочие профессии, а также такие специальности, как полицейский, официант, массажист, тренер требуют повы­шенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости.

Характеристика некоторых специальных способностей:

Математические способности Технические способности Педагогические способности Организаторские способности Способности к искусствам
Интерес к математике; умение логически мыслить; умение анализировать и обобщать математический материал; быстрое овладение математическими знаниями (быстрое и прочное запоминание математического материала) Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах, с инструментом; хорошее понимание графического материала (чертежей, схем, таблиц и т.п.); развитое пространственное воображение; успешное освоение математики, физики, химии; интерес к технической литературе Интерес к педагогической деятельности; любовь к детям; умение организовать детский коллектив; стремление работать с младшими ребятами; ясность и убедительность речи; требовательность, тактичность; самообладание, справедливость Умение легко входить в контакт с другими людьми; стремление стать активистом; глубокое понимание психологии сверстников: быстрота ориентировки в различных ситуациях; умение распределить работу между людьми; умение выслушивать мнение всех, прежде чем принять решение Высокая эмоциональность, творческое воображение, образное мышление. Кроме того, для будущих музыкантов — музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память; для будущих художников — яркость зрительного восприятия, образная память, чувство формы, цвета и т.д.

Лекция №5

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ.

Существует несколько способов классификации профессий. Мы будем пользоваться классификацией акад. Климова Е.А., который предложил группировку профессий по объекту труда, т.е. по тому, на что направлено основное внимание работника. Он объединил профессии в следующие пять групп.

1. «Человек – человек»

2. «Человек – техника»

3. «Человек – природа»

4. «Человек – знаковая система»

5. «Человек – художественный образ»

Рассмотрим их подробнее.

Человек – человек (Ч – Ч). В этой группе объект труда – человек, группа людей, коллектив. Причем, группа людей и коллектив - это не одно и то же (например, оркестр для дирижера, слушатели для экскурсовода, больной для врача, класс и каждый ученик для учителя).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психофизиологические основы способностей | Особенности и сложности этой группы людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.