Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье и профпригодность

Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и профессии. Нет профпригодности вообще, как признака человека (например, как рост). Этот признак присущ не человеку, а сложной ситуации «человек – профессия» и всякий раз этот вопрос надо рассматривать для конкретного человека, для конкретной профессии.

Профессионально ценные (важные) качества (ПЦК) – это те функции организма, к развитию которых данная профессия (или круг профессий) предъявляют свои специфические требования в качестве условий успешной адаптации к особенностям технологического процесса и условиям производства.

ПЦК образуют систему, основными компонентами которой являются:

1. Гражданские качества – нравственный облик человека как члена коллектива, общества (коллективизм, патриотизм, интернационализм).

Есть профессии (педагогические, кульпросветные и др.) в отношении которых человек оказывается не пригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом.

2. Отношение к труду, профессии, положительные интересы и наклонности к данной областидеятельности. Добросовестность как важное звено профпригодности особенно там, где нет частого внешнего контроля за исполнителя (объездчики, осмотрщики).

3. Дееспособность (общая). Она обеспечивается умственным и физическим развитием, самодисциплиной и самоконтролем, инициативностью, активностью.

4. Единичные, частные, специальные способности.

Это такие личные качества, которые важны для данной работы (например, настройщик).

5. Навыки, умения, знания, опыт.

 

Изложенную структуру можно записать в виде опорного сигнала по первым буквам. ГОДЕН У человека неможет быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в проф. Подготовку и деятельность (например, способности развиваются в деятельности), Г, О, Д – должно быть сформулированы заблаговременно.

Степени профпригодности: а) непригодность (временная или непреодолимая); б) годность (нет противопоказаний, но нет и показаний); в) соответствие (нет противопоказаний, есть некоторые личные качества); в) призвание.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние «полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И, наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно разделить на шесть групп.

1. Первая группа включает профессии, в условиях работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы (менеджер, художник-модельер, продавец промышленных товаров).

2. Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора. Обучение и работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция и нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям, иначе произойдет ухудшение состояния здоровья, обострение заболеваний приведет к потере трудоспособности.

3. Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных факторов. Поэтому даже если воздействие каждого из них незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум).

4. К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, причем, индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.

5. Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

6. Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных функций и органов. И если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения – профессии чертежника, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, автослесаря; органов обоняния – повара и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии продуктивности профессиональной деятельности | Этапы профессионализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.