КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии продуктивности профессиональной деятельности
Признаки профессионального труда. Разным профессиям свойственны разные действия, которыми должен обладать работник. Общая классификация этих действий может быть представлена следующим образом: 1) Двигательные действия (взять, положить, нажать, переместить, повернуть, изменить усилие и т.д.). 2) Познавательные (гностические) действия: а) действия восприятия (заметить, различить, опознать, сличить, определить степень выраженности признака на ощупь, на глаз, на вкус, по запаху и т.д.); б) действия воображения (мысленно преобразовать объект, скажем, переставить местами его части, уменьшить, увеличить, соединить с другими объектами и т.д.), посредством этих действий рождаются изобретения, рацпредложения; в) логические действия (рассуждения, выводы). 3) Действия межличностного общения: а) зондирующие (диагностические): выяснить состояние умонастроение партнера по общению, вызвать на откровенный разговор, внимательно пронаблюдать поведение; б) действия – требования (намек, просьба, одобрение, порицание, совет, угроза, приказ); в) действия по информационному управлению партнером (человеку «рисуют» такую картину ситуации, которая должна навести его на определенные мысли, поступки; или человеку «рисуют» заманчивую перспективу, которой он раньше не видел…); г) действия по согласованию усилий (выражение согласия или несогласия, внесение предложения, постановка вопроса, предложение помощи, отказ от помощи). Важным вопросом в профориентологии является разработка критериев продуктивности профессиональной деятельности. Данная проблема в настоящее время вызывает множество вопросов, например таких, как: почему работающие по одной специальности люди дают разные результаты? от чего зависит карьерный рост? и т.п. Анализируя исследования в области психологии труда, выявляем большое количество факторов, влияющих на профдеятельность: 1. Профессиональная подготовка. Профессиональное обучение должно сформировать человека как профессионала. Главная цель обучения — это усвоение определенных навыков, умений и алгоритмов профессионального поведения. Выделяем несколько факторов, влияющих на профподготовку: · возраст обучаемых; · специфика профессии; · обучаемость (способность к обучению, т.е. легкость, с которой усваиваются ЗУН (знания, умения, навыки)); · мотивация. 2. Регулятивные процессы. Деятельность не может организовываться без ее регуляции. Любая деятельность предполагает применение следующих регуляторных процессов: целеобразование, планирование, прогнозирование, принятие решения, самоконтроль, коррекция процессов. 3. Коммуникативные процессы. Ведущую роль в реализации профессиональных коммуникаций играет система коммуникативных процессов и связанные с ними явления и свойства личности. В профессиональной деятельности коммуникация выполняет следующие функции: · координация деятельности подразделений организаций; · поддержание связей внутри организации и с другими организациями; · создание психологического климата и неформальных отношений. 4. Профессионально важные качества. Любая трудовая деятельность реализуется на базе ПВК. При этом личностные качества могут плавно переходить в профессиональные. Ведущей особенностью развития ПВК является возрастание степени интегрированности отдельных качеств. Для широкого круга деятельностей актуальной является дифференциация ПВК на те, которые необходимы для выполнения деятельности в нормальных, усложненных и экстремальных условиях. 5. Мотивация трудовой деятельности. Л. Ю. Субботина выделяет две группы факторов, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом: · факторы-мотиваторы. К ним относятся: возможность карьеры, социальное признание работника, сложность и интенсивность работы, высокая ответственность, удобный режим работы и т.п.; · факторы гигиены (условия труда, общая политика фирмы, степень контроля за работой, заработная плата, психологический климат и т.п.). Беря во внимание данные факторы, мы приходим к мнению, что воздействовать на формирование профессиональной мотивации можно разнообразными путями, посредством привлечения различных потребностей. Большое значение имеет хорошо выраженная внутренняя мотивация и выдвижение на первый план определенного мотива. 6. Саморазвитие. Для результативной профессиональной деятельности необходимо обратить внимание на саморазвитие личности, которое включает: формирование профессионального мировоззрения, организацию умственного труда, развитие профессионального мышления. Критерии продуктивности профессиональной деятельности.
Обобщив разработанные нами критерии продуктивности профессиональной деятельности, делаем вывод, что: — высокий уровень — личность имеет хорошо сформированные ПВК, высокую мотивированность на профессию; хорошее представление о дальнейшем своем профессиональном развитии; — средний уровень — личность имеет базовый уровень ПВК, среднюю мотивированность на профессию, общее представление о дальнейшем своем профессиональном развитии; — низкий уровень — личность имеет слабо развитый уровень ПВК или анти-ПВК, низкую мотивированность на профессию, слабое представление о дальнейшем своем профессиональном развитии. Таким образом, достижение профессионализма невозможно без развития личностных и профессионально важных качеств, т.е. процесса формирования личности и ее профессионализма. Исследования выявляют, что при этом происходят структурные изменения направленности и устремлений личности: расширение круга интересов и изменение системы потребностей; актуализация мотивов достижения; возрастание потребности в самореализации и саморазвитии; увеличение опыта и повышение квалификации; рост компетентности; развитие и расширение умений и навыков; освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач; повышение креативности деятельности; развитие сложных частных способностей; развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности; развитие личностно-деловых качеств; повышение психологической готовности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |