Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальные потребности ребенка и примерные планы удовлетворения

Школьный возраст.

Младший школьный возраст – 7-12 лет. Многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. В патологии этого возраста еще большее значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм.

Старший школьный возраст. – 12-16 лет. Значительная перестройка эндокринного аппарата, усиление функций половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушиться функциональное равновесие именно этих желез у детей с проявлениями эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный образ ребенка. Многие заболевания в этот период по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость манер, различного рода неврозы.

 

Спать:

- нормализовать режим дня;

- покормить ребенка, после чего поговорить с ним, поласкать;

- проветрить комнату перед сном;

- не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном;

- создать спокойную обстановку;

- провести гигиенические мероприятия перед сном.

Дышать:

- проводить проветривание помещения, где находится ребенок, 2-3 раза в день;

- обеспечить ребенку двигательный режим;

- организовать прогулки в течение дня при любой погоде 2 раза в день;

- контролировать температурный режим помещения: 18-22 градуса;

- создать возвышенное положение в постели;

- укрепить дыхательную мускулатуру путем проведения макссажа, гимнастики;

- обучать правильному дыханию ребенка.

Быть чистым:

- формировать навыки чистоплотности в зависимости от возраста;

- соблюдать чистоту окружающей ребенка обстановки;

- стимулировать и поощрять стремления малыша;

- регулярно, с учетом возраста, проводить гигиенические мероприятия;

- обращать внимание на неопрятности ребенка;

- предоставлять возможность ребенку самому устранять неопрятности.

Общаться:

- проверить слух ребенка;

- приучать ребенка слушать;

- эмоционально разговаривать с ним;

- организовывать мероприятия по формированию речи;

- обеспечить общение со сверстниками;

- использовать твердые запреты;

- наказывать ребенка соразмерно проступку;

- объяснять причину наказания;

- не обсуждать ребенка при посторонних;

- больше общаться с ребенком, выражать свою любовь.

Оберегать от опасности:

- проверить безопасность игрушек;

- устранить острые углы, низкое расположение стекол;

- хранить лекарства, химические средства в местах, недоступных для детей;

- создать ограждения в опасных местах;

- не оставлять ребенка без присмотра;

- следить за ребенком на воде;

- учить плавать;

- оберегать от присоединения инфекции;

- обучать ребенка, с учетом возраста, ПДД, приемам самозащиты;

- проводить беседы об опасности разговора, общения с посторонними.

Двигаться:

- проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка;

- с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой;

- создать условия для развития движений ребенка;

- следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности;

- не наказывать ребенка двигательным бездействием.

Учиться:

- следить за соответствием учебного материала возрасту;

- чередовать умственный труд с физическим трудом;

- избегать переутомления ребенка;

- использовать игровые ситуации в обучении;

- обучать ребенка работе с литературой;

- тренировать память с помощью игр;

- строго соблюдать режим дня;

- следить за эмоциональным состоянием обучаемого ребенка;

- обязательно мотивировать обучение.

 

Антенатальный период или период внутриутробного развития (280 дней).

 

А) фаза эмбрионального развития (от момента зачатия до трех месяцев беременности). В эту фазу происходят закладка и дифференцировка тканей, первичное становление их функций, формирование частей тела и внутренних органов, начинает функционировать сердце. В это время особенно опасно действие тератогенных факторов (физических, химических, механических, биологических). Действие данных факторов в «критические периоды» формирования органов приводит к аномалиям развития, т.е. к врожденным уродствам.

Критические периоды развития органов:

- мозг 3-11 нед

- глаза 4-7 нед

- сердце 2-7 нед

- уши 7-12 нед

- зубы 6-12 нед

- губы 5-6 нед

- небо 10-12 нед

- конечности 4-8 нед и т.д.

Б) фаза плацентарного развития. Делится на ранний (от начала 12-й до 29-й нед. внутриутробного развития) и поздний (от 29-й нед. до родов). В раннем фетальном периоде большинство органов уже сформировано, в позднем — появляются признаки зрелости плода. В этой фазе продолжается быстрый рост плода. Питание осуществляется через плаценту. Действие вредных факторов в этот период приводят к дисплазиям (патологическим изменениям органов) или гипоплазиям (морфологическому недоразвитию органов), кроме того, возможно развитие внутриутробной гипотрофии, инфицирование плода.

От того, как протекал антенатальный период, зависят состояние ребёнка после рождения, его адаптация к внеутробному существованию. При действии повреждающих факторов (радиация, перегревание, гипоксия и т. д.) на организм беременной первыми поражаются те органы и системы, которые в момент воздействия находятся в состоянии дифференцировки и повышенного обмена веществ.

 

Факторы, влияющие на развитие плода:

Гаметопатии – патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям. Бластопатии – повреждения зиготы в первую неделю после оплодотворения (первый «критический период» пренатального развития), вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша (симметричные, асимметричные и не полностью разделившиеся близницы, циклопия и др.). Эмбриопатии – поражения зародыша в период от момента прикрепления его к стенки матки (15-йдень после оплодотворения) до формирования плаценты (75-й день внутриутробной жизни), проявляющиеся пороками развития отдельных органов систем, тератомами (эмбриоцитомами), прерыванием беременности. Наиболее опасными для возникновения патологии зародыша являются 15-40-й дни внутриутробной жизни (второй «критический» период). Фетопатии – общее название болезней плода, возникающих с 76 дня внутриутробной жизни до начала родов. Проявлением фетопатии является ЗВУР, ВПР, гипоплазии и дисплазии отдельных органов и тканей, избыточное разрастание соединительной и других тканей при инфекциях, врожденные болезни. Третьим «критическим» периодомпренатального развития считают третий триместр беременности.

 

Различают четыре большие группы факторов, способных вызывать эмбриопатии:
— вирусные инфекции (краснуха (рубеола), полиомиелит, грипп, герпес, гепатит, эпидемический паротит, корь, ветряная оспа);
— химические вредные вещества (лекарства);
— рентгеновские лучи;
— гормональные расстройства матери (диабет, дисфункция щитовидной железы).

Классическим примером вирусных эмбриопатий является синдром Грегга или эмбриопатия после краснухи. Несмотря на легкую форму болезни у матери, краснуха вызывает у зародыша тяжелые мальформации, поражающие различные органы, в зависимости от момента, когда произошла данная инфекция (катаракта, пороки сердца и мозга, глухота, зубные аномалии).

 

Вредоносными факторами, влияющими на плод, являются следующие:
— инфекции (врожденный сифилис, токсопласмоз, листериоз, болезнь цитомегалических включений, туберкулез и малярия);
— несовместимость Rh или групп крови;
— отравления (окисью углерода, алкоголем);
— «амниотические бриды» (перетяжки), которые образуются на плодных оболочках вследствие воспалительных процессов и которые могут обусловливать ущемления или ампутации конечностей плода;
— аспирация зараженной амниотической жидкости (аспирационные пневмонии).

 

 

 

Дородовые патронажи Беременная женщина встает на учет в женскую консультацию. Отсюда каждые две недели передаются сведения в детскую поликлинику. Сведения собирает старшая медсестра поликлиники. В специальный журнал вносят: - паспортные данные; - информацию о сроке беременности к моменту постановки на учет; - количество предшествовавших данной беременности родов; - общую оценку возможной степени риска для здоровья матери, для течения беременности и родов, здоровья плода; - дату постановки на учет в детской поликлинике; - дату передачи сведений о беременной участковой медицинской сестре. Каждая участковая патронажная медсестра фиксирует в специальной тетради всех беременных своего участка. Первую встречу с будущей матерью (у нее дома либо по вызову в поликлинике) при нормальном течении беременности и при беременности с низкой степенью риска проводит патронажная медсестра. Если же при постановке на учет в консультации у беременной установлена средняя или высокая степень риска, медсестра информирует об этом участкового педиатра, и он сам выполняет этот патронаж. Патронаж нужно осуществлять в первом, втором и третьем триместрах беременности, и каждый раз он имеет свои задачи и особенности. Патронаж первого триместра беременности Цель - познакомится с беременной женщиной: - узнать ее социальный статус (замужем, одинока, разведена), профессиональные обязанности до и во время беременности (с учетом влияния вредных условий), материальную обеспеченность, бытовые условия (имеются ли удобства, отвечает ли жилье гигиеническим требованиям); - собрать полную информацию о состоянии здоровья беременной, наличии экстрагенитальных и других заболеваний, наследственных болезней; - выяснить, является ли эта беременность желанной, выяснить психологический климат в семье, взаимоотношения между супругами и другими членами семьи, отношение будущего отца к беременности жены; - определить психоэмоциональный характер беременной (спокойная, уравновешенная, нервная, тревожная и т. д.). Важная задача первого патронажа - формирование у будущих матери и отца чувства ответственности за нормальное течение беременности и физиологическое развитие плода, а следовательно, и за здоровье человека, которому предстоит родиться. Дать рекомендации о питании, выполнении определенного комплекса физических упражнений, о режиме дня; предостеречь беременную от излишней половой активности, от злоупотребления ваннами; напомнить о вреде курения (в т.ч. пассивного), употребления алкоголя. В истории развития будущего ребенка делают запись о проведенном патронаже (форма № 112) с указанием даты патронажа, срока беременности, особенностей бытовых условий и состояния здоровья родителей. Патронаж второго триместра беременности

Цель - выяснить, как протекает беременность, нет ли осложнений, не появились ли признаки новых факторов риска для матери и плода — медицинских, гигиенических, социальных, психоэмоциональных и других; - поинтересоваться, какие консультации и лабораторные обследования прошла беременная и каковы их результаты, уделяя особое внимание данным измерений артериального давления, анализов крови и мочи; - удиться, что беременная получила консультации терапевта, стоматолога, отоларинголога и, возможно, других специалистов, если была такая необходимость; - узнать результаты ультразвукового обследования, проведенного во втором триместре беременности, среди которых важное значение имеют данные о соответствии величины плода сроку беременности, количестве околоплодных вод, движениях плода, отсутствии либо наличии признаков врожденных пороков; - отметить прирост массы тела беременной, указав, если требуется, на его избыток или недостаточность; - выяснить наличие или отсутствие гестоза беременных.

Данные о проведенном патронаже должны быть зафиксированы так же, как и при первом патронаже.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Периоды детского возраста. Антенатальный период. Периоды жизнедеятельности человека | Лекции по здоровому ребенку - №3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 12798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.