КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка детей к школьному обучению
Нервно-психическое развитие Физическое развитие С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле: возраст (годы) * 6 + 77 см. К 4 годам длина тела новорожденного удваивается; к 12 годам утраивается. В динамике роста в длину можно выделить несколько фаз. В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет – у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек – в 8,5 лет. Масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна: 10,5 кг + 2n, где n – возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 кг – средняя масса годовалого ребенка (с прошлой лекции). Формула для вычисления обхвата грудной клетки до 10 лет: 63 см – 1,5 см (10 –n), где n – число лет ребенка моложе 10 лет, 63 см – средний обхват грудной клетки в возрасте 10 лет (с прошлой лекции) Окружность головы для детей 2 – 15 лет определяется следующим образом: окружность головы 5-летнего ребенка = 50 см; на каждый недостающий год до 5 лет из 50 нужно вычесть по 1 см; на каждый последующий год после 5 лет – прибавить 0,6 см (с прошлой лекции). В период дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Она имеет очень большое значение в развитии интеллекта и двигательных навыков. Усложняется речь, появляются ассоциативные связи, собственные суждения. В этот период психика ребенка очень восприимчива: он быстро запоминает слова, учится чтению и письму, рисованию, музыке. Задает массу вопросов: «Почему?», «Как?», «Зачем?». Происходит стабилизация и дальнейшее развитие аналитической деятельности коры больших полушарий, при этом нарастает роль процесса внутреннего торможения. К 6-7 годам дети готовы к обучению в школе, хотя адаптация к коллективу нередко затруднена. Перед поступлением в школу важно своевременно выявить и провести коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, определить степень их готовности к обучению. Недостаточная зрелость детей неблагоприятно отражается на работоспособности, успеваемости и состоянии здоровья. Определение готовности к обучению в школе проводится врачом детской поликлиники по медицинским и психофизиологическим критериям. К медицинским критериям относят уровень биологического развития, состояние здоровья в момент осмотра, острую заболеваемость за предшествующий год. Зрелость ребенка оценивается психофизиологическими критериями: по результатам выполнения теста Керна-Йерасика, мотометрического теста, качеству звукопроизношения. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика Для выполнения заданий ребенку дается лист машинописной нелинованной бумаги и карандаш. На обороте листа в верхней левой части помещен образец письменных букв 2-го задания, в нижней левой части — образец группы точек. Задание 1. 1 балл (наилучший результат) выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности, причем голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно они закрыты кепкой, шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом, т. е. вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги. Данное задание оценивает общий интеллектуальный уровень ребенка. Задание 2. Копирование слов, написанных письменными буквами: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты попробуй написать точно также». Оценка результатов: 1 Балл — хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко написаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов. Диагностируется сенсомоторная координация, произвольность внимания, координация зрения и движений тонкой моторики руки. Задание 3. Срисовывание группы точек: «Посмотри, здесь нарисованы точки. ... Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен нарисовать. Во время выполнения ребенком задания надо следить за его действиями и делать пометки. Обратить внимание, какой рукой рисует ребенок, перекладывает ли карандаш из одной руки в другую, вертится слишком много, роняет ли карандаш и т. п. Оценка результатов: 1 балл — совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу. Итоги: находится суммарное число баллов по трем заданиям. Если сумма баллов равна 3—6 баллов — готовность к школе выше средней, если сумма 7-11 баллов - средняя зрелость, если 12-15 - готовность ниже нормы, таких детей необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые. Тест Керна-Йерасика можно применять как в группе так и индивидуально. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. (наличия или отсутствия дефектов звукопроизношения) Для определения чистоты речи ребёнку предлагается по картинкам перечислить последовательно вслух предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группе: 1.Сонорных - "Р" твёрдое и мягкое, "Л" твердое и мягкое: 2.Свистящих - "Т" твёрдое и мягкое, "3" твердое и мягкое; З.Шипящих - "Ц, Ж, Ш,Ч, Щ". Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался в начале, середине и конце слова, например: рак -.ведро - топор; река - гриб - фонарь; лопата - белка - стул; лейка - олень - соль; самолёт - бусы - стул; сито - гуси -лось; заяц - коза; зима - газета - витязь; цапля - яйцо - огурец; жук - лыжи - нож; шишка - кошка - мышь; чашка - бабочка - ключ; щётка - ящерица - плащ. Это примерный подбор слов. Можно любое из них заменить на другое, в котором встречается нужная буква, однако принцип подбора слов должен быть сохранён. Для удобства картинки или рисунки можно наклеить в тетрадь для рисования. При проведении исследования фиксируются все дефекты в произношении звуков, имеющихся у данного ребёнка. Наличие дефектов в произношении хотя бы одного из исследуемых звуков указывает на невыполнение задания (обозначается знаком “-”). МОТОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ “ВЫРЕЗАНИЕ КРУГА”, Испытуемый получает карточку из тонкого картона или плотного ватмана, на которой изображена фигура. Ребёнку дают острые, не тугие ножницы и объясняют, что ему нужно вырезать круг по средней утолщённой линии. Работа выполняется правой рукой. После того, как испытуемый дорезал карточку до толстой линии, фиксируется время начала работы (с помощью секундомера или часов с секундной стрелкой). Работу следует выполнять за 1 минуту, в течение которой должно быть вырезано не менее 8/9 круга. Отклонение от утолщенной линии разрешается максимум 2 раза (если ребёнок в процессе работы перерезает одну из тонких линий) или 1 раз (если он перерезает две тонкие линии). Разрешается две попытки. Тест считается невыполненным (обозначается знаком “-”) при превышении времени, отведённого на его выполнение (1 минута), при большом количестве ошибок. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: На основании результатов психофизиологического обследования ребёнок считается готовым к школьному обучению, если он получает в сумме 3-9 баллов за тест Керна-Иерасека и имеет положительный (+) результат за выполнение хотя бы одной из двух других проб. Большая абсолютная величина показателя соответствует меньшей степени “школьной зрелости”. Исследование проводит медицинская сестра или воспитатель ДДОУ, а также медицинская сестра или врач поликлиники неорганизованным детям. Первое обследование осуществляется осенью за год до поступления детей в школу. Ребенку проводится психофизиологическое исследование, его осматривают узкие специалисты: оториноларинголог, офтальмолог, психоневролог, хирург-ортопед, стоматолог, педиатр. Результаты обследования заносятся в медицинскую карту развития ребенка. Детям с отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Детям, признанным не готовыми к школе при первом обследовании, в мае-апреле проводится повторный медицинский осмотр теми же специалистами с психофизиологическим обследованием. Ребенку проводят ОАК, ОАМ, исследование кала на яица глистов и все необходимые профилактические прививки. Участковый педиатр принимает окончательное решение о готовности ребенка к школе, определяет группу для занятий физическим воспитанием. Результаты осмотров и анализов, рекомендации для фельдшера школы заносят в индивидуальную карту школьника (ф. 026/у-80), которую выдают на руки родителям для предъявления в школу, составляют списки детей с указанием готовности обучения в школе.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |