КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спроса
Классификация спроса С точки зрения классификации товаров и объектов, спрос в общественном питании делится на 2 категории. Макроспрос по первому признаку – это спрос на определенный вид услуг, объединенных по какому-либо признаку; по второму признаку – макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пронстранства (страна, регионы). Микроспрос по первому признаку – спрос на отдельную группу продукции или услуг; по второму признаку – спрос, формирующийся на уровне отдельно взятого предприятия, филиалах, отдела. Особое внимание имеют внешние факторы на микроспрос, его структура различна в различных показателях и различных территориальных регионах.
Микроспрос, предъявляемый потребителю, может быть сгруппирован по следующим признакам: 1. По периодичности распределения спроса 1.1 Повседневный спрос – спрос, предъявляемый ежедневно; 1.2 Периодический спрос – спрос, предъявляемый через определенный промежуток времени; 1.3 Эпизодический спрос – спрос, предъявляемый редко, от случая к случаю; 1.4 Импульсивный спрос – спрос может быть предъявлен в любое время под воздействием внешних факторов (реклама, советы). 2 По степени удовлетворенности 2.1 Действительный (потенциальный) спрос– объем спроса населения во всей ее совокупности на уровне крупного региона (фактически это покупательские фонды); 2.2 Реализованный спрос – спрос был фактически реализован при покупке продукции или реализации услуг. Отличается от потенциального в том случае, если предложение услуг по качеству и ассортименту не соответствует предъявленному спросу; 2.3 Неудовлетворенный спрос–спрос, остающийся нереализованным по каким-либо причинам; 2.3.1 Явно неудовлетворенный спрос – когда денежная масса реально присутствует на руках, но покупка не совершилась; 2.3.2 Скрытый (переключенный) спрос – когда при отсутствии товара или услуг потребляется другая услуга, которая имеет сильное отличие от той, которую запланировали; 2.3.3 Отложенный спрос – когда для покупки необходимо выждать какое-либо время. 3. По степени продвижения спроса 3.1 Базисный спрос – спрос, предъявляемый в местах постоянного обитания; 3.2 Мобильный спрос – спрос, предъявляемый в местах временного нахождения. 4. По намеренью покупателя 4.1 Четко сформулированный спрос – твердое заявление на приобретение именного этого товара и услуги; 4.2 Альтернативный спрос – спрос на широкий круг однотипных товаров (услуг). 5. По характеру спроса 5.1 Первичный спрос – товар предлагается на рынок впервые; 5.2 Спрос на замену – товар ранее купленный утратил свои первоначальные свойства; 5.3 Дополнительный спрос – спрос на вторые, третье экземпляры, уже имеющиеся товары. 6. По степени интенсивности 6.1 Формирующийся спрос – спрос на новые виды продукции и услуг; 6.2 Интенсивный спрос – спрос, растущий высокими темпами; 6.3 Стабилизировавший спрос – спрос, динамика которого постоянна; 6.4 Угасающий спрос – спрос, имеющий тенденцию к снижению; 6.5Отрицательный спрос – характерен для тех товаров и услуг, спрос на которые не предъявляется. 7. По месту расположения предприятия 7.1Для предприятий, расположенных в исторически ценных местах, деловых центрах города, на развязках транспорта выделяют зоны проявления максимального микроспроса. 7.2 Зоной повышенного проявления микроспроса являются остановки и рынки. 7.3 Зона среднего проявления микроспроса находится рядом с различными предприятиями, осуществляющими торговлю. 7.4 Зона пониженного проявления микроспроса – спальные зоны, новостройки с минимально развитой инфраструктурой. При рассматривании реальной ситуации, из-за высокой динамичностью спроса, бывает затруднительно классифицировать реальные явления по вышеприведенным признакам. Поэтому проводят сбор дополнительной информации для возможности соотнесения спроса с какой-либо из формулировок.
Так как спрос может изменяться под влиянием целой группы факторов, возникает необходимость установления количественной зависимости изменения спроса от этих факторов. Эластичность спроса – это способность спроса изменятся под влиянием факторов, формирующих и определяющих его развитие. Для количественного измерения спроса используют коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов изменился спрос при изменении определенного фактора на один процент. Наиболее употребляемые коэффициенты: изменения спроса от цены и изменение спроса от дохода. В общем виде коэффициент эластичности рассматривается как отношение сравнительного изменения спроса к сравнительному изменению факторов. Например, коэффициент эластичности в зависимости от изменения доходов рассчитывается по формуле ,
где Y – среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания, млн.руб.; rY – прирост (изменение) среднедушевого спроса на продукцию обществен-ного питания, млн.руб.; X – среднедушевой размер денежных доходов, млн.руб.; rX – прирост (изменение) среднедушевого дохода, млн.руб. · Темп прироста среднедушевого размера спроса на продукцию общественного питания в планированном году ТПс=Кэ×ТПх, где ТПх – темп прироста среднедушевого размера денежных доходов в планируемом году, %. · Среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в планированном году: СДСпр=СДСотс×(100+ТПс)×0,01, где СДСотс – среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в отчетном периоде, тыс.руб. · Общий объем спроса на продукцию общественного питания по региону в прогнозируемом периоде Спр=СДСпр×Чпр, где Чпр – численность населения в планируемом году, тыс.чел.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |