Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения макроспроса. Планирование и прогнозирование макроспроса




В целом для изучения макроспроса используются методы сплошного и выборного (статического) наблюдения, которые заключаются в анализе статической информации, отражающей динамические процессы развития товарооборота.

Для изучения макроспроса используются следующие методы

1 Метод статической группировки – в зависимости от целей анализа выделяют:

  • Типологическая группировка – группировка, в которую объединяются экономически однородные явления или типы предприятия;
  • Структурная группировка – изучается структура спроса и структурные сдвиги;
  • Аналитическая группировка – возможно анализировать связи между явлениями и признаками;

2 Индексный метод – используется для характеристики изменений различных экономический явлений при соответствующих сопоставлениях статистических величин. При этом изучающие характеристики выстраиваются в динамические ряды и приводятся в сопоставимую форму;

3 Графический метод – приводит изучающие явления в наиболее простую, наглядную форму.

 

При прогнозировании макроспроса сложилось два относительно самостоятельных подхода:

1) Экстраполяционный (генетический) подход – основан на убеждении тенденций в прошлом и распространение их на ближайшую перспективу (краткосрочный подход).

2) Целевой подход – заранее обозначается намеченная цель, определяется ожидаемая траектория движения к ней определяющего объекта (долгосрочный подход).

Методы прогнозирования макроспроса

· Экономико-математический метод

· Метод с использованием коэффициента эластичности

· Метод с использованием структурных моделей

· Метод на основе многофакторных экономико-математических моделей

· Нормативный метод

Экономико-математический метод – предполагает использование трендовых, факторных и авторегрессионных моделей.

· Трендовые модели – используют там, где предполагается, что спрос есть функция от времени (прогнозирование путем экстраполяции динамического ряда). Виды зависимостей трендовых моделей могут быть прямолинейными, логарифмическими, показательными, параболическими и другими.

· Факторные модели – предполагают, что спрос является функцией нескольких факторов. При этом в практике прогнозирования встречаются как прямолинейные, так и криволинейные зависимости.

· Авторегрессионный модели – разновидность факторных моделей, одним из определяющих факторов является показатель товарооборота предшествующих периодов (см. Ефимова).

Метод с использованием коэффициента эластичности – расчетное значение спроса получают на основании ожидаемого изменения определяющего фактора и вычисленного коэффициента эластичности. При вычислении коэффициента эластичности должно быть проанализировано не менее 2-3 периодов.

Метод с использованием структурных моделей – при использовании структурных моделей опираются на построение групп населения по уровню среднедушевого дохода. Далее предполагается, что объем и структура спроса в планируемом периоде будет аналогична изучаемому группам населения. Зная общую численность в прогнозируемом периоде, в группе определяют общую величину макроспроса.

Недостаток этого метода:

· Невозможно учесть изменение структуры расхода при одинаковом уровне дохода

· Для изучения структуры расхода необходимо провести дорогостоящие выборочные исследования

Метод на основе многофакторных экономико-математических моделей – основан на принципах корреляционного и регрессионного анализа.

Нормативный метод – базируется на использовании физиологических норм потребления продуктов питания. На основе этих норм суточный рацион продуктов распределяется по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин) и определяется расчетная норма потребности населения в кулинарной продукции по контингентам потребителей (рабочие, служащие, учащиеся и т.п.). Однако этот метод имеет определенные недостатки:

· Используются только физиологические нормы без учета социально-экономических факторов

· Возможность получения только конечного значения расчетного показателя

· Реально прогнозируется макроспрос только по продукции собственного производства, так как норм на услуги и ряда покупных товаров не существует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.