Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены и ценообразование в общественном питании




I. Цена как экономическая категория.

II. Система цен и их классификация.

III. Факторы, влияющие на уровне цен.

IV. Ценовая политика на предприятии. Методы ценообразования.

V. Особенности ценообразования в общественном питании.

 

§ I. Цена как экономическая категория.

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара.

Цена – сумма денег, за которые покупатель готов купить товар, а производитель продать.

В условиях рыночной экономики, значение этого показателя очень важно, т.к. от уровня цены зависят:

♣ величина прибыли денежной организации;

♣ конкурентоспособность организации и ее товара;

♣ финансовая устойчивость предприятия;

♣ занимаемая доля рынка.

Цена, как экономическая категория выполняет ряд функций:

1. Учетная. Цена отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цены отражают, сколько затрачено сырья, материалов, энергии, труда на изготовление. Но это не только суммация издержек производства и обращения, но и отражение размера предполагаемой прибыли.

Учетная функция цены позволяет рассчитывать такие количественные показатели как:

▪ Валовой внутренний продукт;

▪ Национальный доход;

▪ Объем капитальных вложений;

▪ Объем товарооборота;

▪ Объем производства фирмы и организации.

При этом возможно обращение как количественных показателей, так и качественных (например, рентабельность, фондоотдача, производительность и другие).

Т.о. цена является основным инструментом внутрифирменного планирования при принятии решений об управлении эффективностью производства.

2. Распределительная. Государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями, государственными и иными секторами, фондами потребления и накопления, социальными группами населения. Функция осуществляется через включение в стоимость налогов и акцизов, таможенных сборов и пошлин. Эти категории позже формируют:

· Накопление пенсионного фонда;

· Занятость;

· Социальное страхование;

· Дорожные фонды и т.д.

3. Сбалансированность спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением. Следовательно, спросом и предложением. Цена сигнализирует обо всех диспропорциях возникающих на рынке и требует принятие мер для их преодоления. Цена – это гибкий инструмент, позволяющий достигнуть сбалансированности спроса и предложения.

4. Цена, как средство рационального размещения производства. Наиболее полно выражается в условиях рынка, где с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в сектора экономики с более высокой нормой прибыли.

5. Стимулирующая. При определенных условиях цена может выступать как катализатор для развития НТП, и следовательно, для улучшения качества продукции, увеличение объема продукции спроса. Связано это с тем, что цена дифференцирует в зависимости от технического уровня и качества производства. По этим же причинам цены могут оказывать и диссимулирующее действие на производство.

Цены на товары постоянно колеблются. И направление изменения цен на конкретные виды товаров в конкретные периоды могут быть различны.

Т.о. цены играют важную роль в экономике страны в целом и на уровне отдельно взятого предприятия, что предопределяет высокую значимость политики в области ценообразования.

 

II. Система цен и их классификация.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из отдельных цен и целых групп цен.

Эта взаимосвязь обусловлена зависимостью отдельных предприятий и организаций от других, единым процессом формирования затрат и др.

Повышение или понижение одной отдельной цены может вызывать изменение в уровне цен в других отраслях. Особенно велико влияние изменения цен в таких отраслях как:

▲ транспорт;

▲ связь;

▲ электроэнергия;

▲ нефть и уголь.

Увеличение цен в этих отраслях приводит к значительному росту в других, иногда даже к не пропорциональному росту. Это имеет цепную реакцию, т.к. этот рост возвращается в виде более дорогого оборудования, увеличения заработной платы и т.д.

Классификация цен:

1). По характеру обслуживаемого оборота:

☺ оптовые цены (предприятие реализует продукцию другим предприятиям для производственных нужд или перепродажи);

☺ закупочные (производители продукции сельского хозяйства реализуют ее фирмам и промышленным предприятиям для дальнейшей переработки);

☺ на строительную продукцию (включают сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены);

☺ розничные цены (по которым торговые организации реализуют продукцию населению или предприятию для конечного потребления);

☺ тарифы грузового и пассажирского транспорта;

☺ тарифы на платные услуги населению;

☺ цены, обслуживающие внешний торговый оборот.

Любая цена включает в себя ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение элементов в процентах представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости и уровне элементов. В общем, виде состав розничной цены можно представить в виде схемы (кроме ПОП, но включая заготовочные предприятия):

Себестоимость – основа для формирования конечных цен. Она характеризует текущие издержки на производство и реализацию готовой продукции. Применяется во всех отраслях производства, в общественном питании себестоимость рассчитывается только для заготовочных предприятий и выделенных заготовочных цехов. Любое предприятие стремиться к тому, чтобы максимизировать прибыль. Она призвана не только финансировать текущие расходы предприятия (материальная помощь работника, надбавки, единовременные пособия, дивиденды по акциям), но и является основой его развития.

Акцизы – это косвенный налог. При этом размер акциза и перечень подакцизных товаров устанавливается государством (табак, золото). Это товары, которые производятся с гарантированной реализацией и сбытом.

НДС – с 2004года базовая ставка 18% (за исключением товаров первой необходимости, части лекарственных средств, части товаров детского ассортимента – на них НДС составляет 10%). НДС при условии, что предприятие является плательщиком (исключение смотри налоговый кодекс) принимается к взаиморасчету, т.е. если при оплате текущих расходов предприятие уплачивало НДС другим предприятиям, то сумма уплаченных НДС – ов отнимается от суммы НДС, которое должно само предприятие.

Наценки посреднических и торговых организаций – их размер зависит от затрат, связанных с продвижением товаров на рынке и с формированием прибыли организацией.

2).В зависимости от сферы регулирования:

☺ свободные цены - устанавливаются на основе спроса и предложения товаров на рынке. Продавца с покупателем ни до, ни после акта купли продажи не связывают ни какие обязательства;

☺ договорно-контрактные цены – по соглашению сторон с подписанием договора контракта, в которых указаны взаимные обязательства сторон;

☺ цены в условиях частичной или полной монополизации рынка – возникают в ситуации, когда одна сторона может навязывать цены другой;

☺ регулируемые цены – это цены, которые подвергаются регулированию и контролю со стороны государства. Регулирование может быть:

 прямое (фиксируется цена или наценка, предельная надбавка, предельная рентабельность предприятия, коэффициент роста цен);

 косвенное (воздействие на цену через изменение процентных ставок налогов).

3). В зависимости от территории действия:

☺ единые лил поясные;

☺ региональные или зональные цены – характерно для коммунальных услуг.

4). В зависимости от включения в цену расходов, связанных с транспортировкой товара различают:

☺ цена «франко-склад поставщика»;

☺ цена «франко-станция отправления»;

☺ цена «франко-вклад потребителей».

5). По времени воздействия:

☺ твердые или постоянные цены – не меняются в течении всегосрока действия контракта;

☺ текущие цены - могут меняться в рамках действия одного контракта, измеряя изменения ситуации на рынке;

☺ сезонные – действуют в пределах определенного периода времени;

☺ скользящие – устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления. Они позволяют учитывать изменение издержек за период времени необходимого для производства.

6). При обобщении экономических данных в статистических целях (учетных):

☺ текущие;

☺ средние;

☺ сопоставимые;

☺ неизменные.

Они являются обобщенными и используются для изучения и анализа тенденций в динамике цен, в динамике физического объема производства и реализации для анализа стоимостных показателей.

 

III. Факторы, влияющие на уровне цен.

Анализ факторов, имеющих непосредственное влияние на цену товаров и услуг, позволяет сформировать наиболее эффективную политику ценообразования.

Факторы можно поделить на следующие основные группы:

Спрос. Подчиняется общим законам спроса и предложения. Чем меньше предлагаемых услуг, тем больше на них цена. Для количественного изменения колебаний спроса под воздействием целого ряда факторов используется понятие эластичности товаров.

Государственное регулирование. В условиях не совершенного рынка, возникающие равновесные цены не всегда соответствуют оптимальному состоянию стабильности в обществе. Поэтому государство вынуждено путем регулирования создавать новые равновесные условия, в основном эта функция осуществляется через налогообложение, но возможно и прямое регулирование. Недостатки при установлении цены государством заключается в том, что она не может быть достаточно быстро изменена при резких колебаниях рынка. Следовательно, возможность возникновения дефицита или затоварки. Так же при недостаточной возможности воздействие государства на крупнейших монополистов возникает ситуация угрозы для социальной стабильности, и для выполнения стратегических целей и задач.

Издержки на производство и обращение товаров. Составляют основу цены и в них входят затраты как связанные с деятельностью предприятия и уровнем организации труда на нем, так и не зависящие от него (например, стоимость сырья) те факторы на которое предприятие может повлиять (степень загрузки оборудования, производительность труда, количество простоев, заболеваемость и т.д.) при их правильной организации, дают предприятию плюсы в конкурентной борьбе, т.к. позволяют снизить цены.

Конкуренция. Учет ситуации на рынке, анализ объема конкурентов, их стратегии на разных сегментах – является основой для обоснования цены предприятия. Возможна ситуация ранка продавца и рынка потребителя. В зависимости от сложившейся конъектуры предприятие должно четко и адекватно реагировать на действия своих конкурентов.

другие факторы. Может относиться достаточно большой спектр косвенных характеристик (например, стадия жизненного цикла товара).

Новый рост – жевательная резинка и стиральный порошок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.