Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Славяне и Европа


ВЕК

VI

ВЕК

V

 

Ранний период европейского Средневековья [66]

Завершение «классического периода» патристики (III-V вв.) – учения «отцов церкви ”- христианских мыслителей, стремившихся синтезировать античную философскую традицию и христианское вероучение. Звеном здесь стало учение о Логосе, созданное Филоном Александрийским еще в I веке. Во II веке представителями ранней патристики были Клемент Александрийский, Тертуллиан и Ориген. В IV веке группа христианских мыслителей, т. н. «кападокийские отцы», Василий Великий, Григорий Богослов, Григорием Нисский, в «классической форме прояснили и выразили христианскую онтологию, космологию, гносеологию, антропологию и этику[67], при этом они переосмыслили и переработали фундаментальные идеи античной философии в ее неоплатонической версии и включили их в христианское миропонимание. Свое блистательное завершение новации патристики нашли в V веке в произведениях Августина. В патристике «новая христианская культура» почти сразу получила нечто внутренне цельное. Не только новую систему ценностей, но иуниверсальную систему мировосприятия, что составило фундаментальную основу формирования нового типа личности (“нового человека”). Вместе с тем творения представителей патристики не могут считаться в полном смысле философскими, так, главной своей задачей ее представители считали не разработку философских систем, а проповедь и защиту христианской веры» [68].

Августин «Исповедь».
Перенос столицы западной римской империи в Равенну. Римские епископы обретают огромную власть и влияние в империи, объявив себя приемниками первого папы – ученика Христа Петра. В западной части империи наблюдается в этом веке быстрый рост количества монахов и числа монастырей. Непрерывно усиливается экономическое, политическое влияние церкви. Нередко представители римской аристократии и чиновники администрации принимают сан священников и становятся деятелями церкви высо- В литературе начинают приобретать ортодоксальные тенденции и негативное отношение к античному наследию. Утрачивается военная мощь Рима в результате засилия в армии соединений из варварских племен (прежде всего германских готов), руководимых их вождями-конунгами (королями), а также постоянных восстаний в провинциях коренного населения, в которых принимали участие отряды варваров. Так, например, в Галлии местное население в его борьбе с властью Рима поддерживали отряды гуннов. В Италии начинаются систематические вторжения «варварских» племен в пределы западной Римской империи. В восточной части империи сохраняется централизованная власть императора.
Св. Иероним осуществляет пересмотр и уточнение более раннеголатинского перевода «Библии», сделанного до III в. н. э., учтя ее канонический, т.н. «массоретский» текст. Перевод Иеронима получил название «Вульгата» («народная») в отличие от древнейшего перевода, сделанного во II-III веках н э., именовавшегося «Итала». Перевод Ветхого завета был сделан Иеронимом не с Саптуагинты, а с древнееврейского текста.
Коалиция вандалов, аланов, свевов (германских племен) прорывает римскую границу на Рейне и вторгается в Галли.
408-409 Вторжение вандалов и аланов в Испанию. Британию покидаютримские легионы и ее занимают англы, саксы и юты (германские племена).Римское наследиев Британии подвергается разрушению и уничтожению.
408-450 Феодосий II – император Восточной римской империи.
429-438 «Кодекс Феодосия» - свод римских законов. Начиная с 313 г. этот кодекс действовал в обеих частях Римской империи.
413-439 Константинополь обносится стеной (т.н. «стена Феодосия») для защиты от нашествия арабов и варваров.
Вестготы во главе с Аларихом захватывают и грабят Рим.
Смерть Алариха.Преемник его конунг Атаульф и его попытки превратить Западную римскую империю в «Готию». Моральный кризис Западной римской империи. Он был следствием падения под натиском варваров г. Рима. Воздействие этого события на современников нашло яркое выражение в словах Св. Иеронима: «Когда угас ярчайший свет, когда целый мир погиб в одном городе, тогда – я онемел».
Казнь в Александрии христианскими фанатиками выдающейся женщины Ипатии – философа и ученой. Она была христианкой. Епископ Синезий называл ее «матерью, сестрой, благодетельницей».
410 до 428 Августин создает свой труд «О граде Божьем», написанный под впечатлением захвата и разрушения Рима остготами и создает в нем образ нового идеального государства, которое должно прийти ему на смену.
Основание высшей школ в Константинополе. Она имела кафедры греческой и латинской грамматики, риторики, философии и юриспруденции[69].
Вестготы (со свевами и вандалами) вторгаются в Испанию.
410-485 Прокл Диадох последний философ неоплатоник, систематизатор античногонеоплатонизма, соединивший мистицизм с крайне рассудочной формализацией понятий. Его влияние на средневековую философию было более значительным, чем влияние Плотина.
Первое полусамостоятельное варварское королевство на территории Римской империи (в Аквитании) во главе с остготским королем Теодорихом. Образование королевства вандалов в Африке.
На соборе в Карфагене окончательно утверждается список книг «Нового завета». Формирование на западе Римской империи самостоятельных Варварских королевств.
Королевство вандалов признано союзником Римской империи.
Резкое усиление гуннов во главе с их вождем Аттилой.
Королевство бургундов в юго-восточной Галлии.
Аттила выступает против вестготов в Галлии.
Королевство англосаксов в юго-восточной Британии.
Римский полководец Аэций в союзе с готами разбиваетАттилу в битве при Каталунских холмах. Смерть Аттилы.
Флот вандалов (они преимущественно занимались пиратством в акватории Средиземноморья) входит в устье р.Тибр. Вандалы захватывают и грабят Рим и увозят бывшую императрицу и ее дочерей в Африку.
466-485 Испания входит в состав Вестготского государства (сохранилось до VIII века).
Германцы, составлявшие основу римской армии, избирают королем Италии вождя германского племени скиров Одоакра и низлагают западно-римского императора Ромула Августула. Король вестготов, вместе с тем, отказывается от титула римского императора. Формально на всей територии римской империи ею управляет император восточно-римской империи Зенон.
455-526 Теодорих – вождь остготов выступить против Одоакра. Одоакр убит.
Остготы заняли Италию. Теодорих независимыйкороль остготского королевства в Италии со столицей в Равенне . Остготское возрождение в Италии. Теодорих сохранил римский административный аппарат, римское законодательство и систему управления. Хотя сам был недостаточно образован, покровительствовал развитию наук и искусств. Восстанавливаются римские сооружения: театры, акведуки. Осуществляются постановки трагедий римских авторов. Сооружаются статуи выдающихся римлян. Теодорих привлек ко двору выдающихся римских писателей и философов, среди которых были: историк Кассиодор, выдающийся философ Боэцийи др. Будучи христианином, Теодорих покровительствовал католической Церкви, хотя сам исповедовал арианство.
480-527 Боэций - римский философ, теолог, поэт, переводчик на латинский язык.Аристотеля и Порфирия. Комментировал Аристотеля и развивал его идеи. Работы Б. Явились важным источником средневекового аристотелизма и предвосхитили схоластику зрелого средневековья. Б. создал обзорные сочинения по ряду «свободных наук», использовавшихся в средневековых школах в качестве учебных пособий, тем самым подготовив формирование системы знания, ставшей основой образования в эпоху средневековой Европы. В сочинениях по арифметике и музыке продолжил пифагорейско-платоновское учение о числе. Его сочинение «Утешение философией» оставило значительный след в развитии европейского гуманизма, а его определение «человека, как индивидуальной субстанции разумной природы», в трактате «Против Евтихия и Нестория» стало классической характеристикой при определении новоевропейского типа человека, пришедшего на смену человеку классической эпохи. Боэций нередко характеризуется., как «последний» представитель эллинистической римской культуры и первый христианский мыслитель с именем, которого связано формирование, не только собственно христианской, но так же рационалистической и гуманистической традиции в европейской культуры.
485-580 Коссиодор – советник Остготского короля Теодориха, патриций и сенатор, христианский писатель. Основал знаменитый монастырь «Вивариум», славившийся своей библиотекой и скрипторием. При монастыре была организована своеобразная духовная академия, готовившая не только ученых теологов, но и переписчиков книг. Считал, что лучшие условия для культурного досуга способен предоставить только богатый монастырь Коссиодор убедил папу Агапита организовать такую же школу в Риме. Библиотека «Вивариума» постоянно пополнялась, а поступающие издания тщательно систематизировались и редактировались. Книги создаваемые в монастыре распространялись и за его пределами. Коссиодор создавал комментарии к священным текстам и при этом стремился найти в них тенденции, связанные с разными «свободными искусствами»: грамматикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой, астрономией. Коссиодор полагал, что языческие свободные искусства – лишь удаленная производная библейского образца. В Библии следовательно, можно найти все фигуры стиля, то есть грамматику силлогизмы, и диалектические определения, риторические приемы, а равным образом – понятия арифметические и геометрические».[70] В своем сочинении «Institutiones». Коссиодор впервые рассматривает семь «свободных искусств», в качестве светской культуры, изучение которых является необходимым для тех ,кто стремится к совершенствованию в богословской науке. Детально рассматривая во второй книге своего сочинения эти науки, К. различает в них те, которые относятся к «Ars» (грамматика, риторика, логика), и disciplina (к ним относятся четыре части математики, составляющие “квадривиум”).  
V – начало VIв. Псевдо-Дионисий Ареопагит – христианский мыслитель, представитель поздней патристики. Развивает неоплатоническую идею о безусловной неописуемости и неопределимости Бога и утверждает мысль о способности человека восходить к богопознанию в иерархической лестнице аналогий. Связал онтологию неоплатонизма и основанное на ней учение о символе с доктриной христианства о «церковной иерархии, которая непосредственно подстраивается им к «небесной иерархии. Создаваемый им образ церкви, как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами христианского «универсума», предельно статичен: иерархия людей непосредственно продолжает иерархию ангелов[71].Она является «отражением чистого света в чистых зеркалах», передающих друг другу стройный распорядок церковных «таинств». Описывается этот распорядок в терминах «посвящений» с помощью лексики языческих мистерий. Это учение, связавшее воедино христианскую символику и иерархизм, сыграло важнейшую роль в становлении христианской идеологии.[72]

 



Разорение и упадок культурных традиций античного мира. Одновременно в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос. Черты упадка проявляются во всех областях жизни: утрачивается стремление к образованности. Наступает время усиления христианской ортодоксии. Практически исчезают центры, где можно было получить высшее образование.

Начало формирования на территории бывших римских провинций в Европе «варварских государств – остготов и лангобардов в Италии, вестготов в Испании, англо-саксов в Британии. Отличие этих новых государств как от Рима, так и от традиционных родо-племенных обычаев и традиций. Единство этого конгломерата различных государств состояло в том, что все они вышли из римского мира и в связи с этим были интегрированы, в той или иной мере в латинскую культуру. что проявлялось в усвоении латинского языка, норм римского права и приобщении .к широко распространившемуся, к этому времени в римской империи христианству .Процесс этот был длителен и сложен и продолжался . на всем протяжении раннего средневековья. Одновременно с этим, в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос.

Начало славянской экспансии

 

Бенедикт Нурсийский - устав, который был положен в основу монастырской жизни католической церкви. Согласно этому уставу, бедность была личным обетом монаха и распространялась на весь монастырь, орден или иную организацию. День монаха был тщательно расписан между молитвой, физическим трудом и чтением Писания, переписыванием религиозных текстов. Этот устав иногда называют “первым трудовым законодательством Европы”[73].
481-511 Хлодвиг (династия Меровингов) – король франков, при котором они подчиняют себе всю Галлию. Хлодвиг сохранил римскую администрацию, но управлял по франкским законам («Салическая правда»[74]). Принял ортодоксальное христианство, но обладал такой же властью над епископами, как и императоры Византии. Повсеместно в Италии, Галлии, Испании наблюдается утрата связи с античной культурной традицией. Она сохраняется лишь в некоторых монастырях. В них с VI века начинают вести запись событий по годам - «Аналы» (после XIII-XIX вв. их сменят «Хроники»).  
Смерть Теодориха, получившего титул «Великий». В Италии смуты, восстания местного населения против власти остготов.
483-565 Византийский император Юстиниан 1 стремится подчинить себе Италию.
493,499, Вторжения славян в пределы Восточной римской империи.

 

Рубеж 5-6 веков – время начала соприкосновения с Римской империей славян, которое делится на два периода и продолжается вплоть до 10века. Весь 6 век проходит под знаком давления славян на Византию. В этот период вторжения славян в пределы Римской империи по своим последствиям было равнозначно вторжению германских племен. В этот период на рубежах Византийской империи и вокруг Константинополя строятся оборонительные сооружения, отделяющие ее от земель, заселенных славянами, но это не останавливает их натиска. В этом веке славяне осуществляют прорыв на Дунае и проникают на Балканский полуостров в Македонию, Истрию, Далмацию, занимают часть Греции.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи, выходят к Дону, колонизируют междуречье Волги и Оки, подходят к Ладожскому озеру, Неве, Нарве. Коренное население этих областей: тюркские, финно-угорские, прибалтийские племена, - ассимилируются восточными славянами и привносят в их образ жизни свой духовно-культурный вклад.

До первых веков нашей эры славяне были единым целым. К 6веку они разделились на три части: венедов(обитавших к северо-востоку от Карпат в верховьях р. Вислы), склавинов (обитавших к Западу от р. Днестр и в Прикарпатье) и антов (живших между Днестром и Днепром и к северу от Азовского моря).

Позднее на основе этих племенных групп оформились западные и восточные славяне.Ядро западных славян составили склавины и венеды, восточныханты. Анты исчезают с исторической арены к концу 6 века. Никаких упоминаний о восточных славянах в источниках вплоть до 9века нет. Однако развитие восточных славян не прерывалось, анты были лишь частью восточно-славянских племен.

К концу 6 века руководящая роль у восточных славян переходит в росам (русам). Первое упоминание о них относится к 6 веку. Обитали они в Приднестровье в бассейне р. Роси. В 6-7 веках имя «русы» вытесняет другие племенные названия и распространяется на всю территорию лесостепной полосы Восточной Европы, заселенную славянскими племенами.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи и Нарве.

В «Повести временных лет» упоминаются 13 восточнославянских племен:

1. Поляне (русь) - р-н г. Киева;

2. Северяне к востоку от полян в бассейнах рек Десны, Сейма, Суры, Св. Донца;

3.Уличи – южнее полян в Междуречье Днепра и Буга;

4. Древляне – западнее полян в припятском Полесье;

5. Дулебы (волыняне) – еще западнее на Волыни и Галицкой земле;

6. Хорваты – крайние на Западе, Закарпатье;

7. Тверцы от Днестра до нижнего течения Дуная;

8. Дреговичи – на севере от древлян и полян по р. Сожу;

9. Родимичи – восточнее дреговичей;

10. Вятичи – восточнее дреговичей в глухих лесах по р. Оке и далее; 11. Кривичи – в северных областях восточнославянской территории в верховьях Днепра, Волги, Зап. Двины;

12. Полочане – по р. Двине;

13. Словены бассейн р. Двины, Волхова, Ильмень озера.

Описание этнического облика русов сохранилось в текстах в византийских и арабских текстах 6-10веков.

Христианизация восточных славян начинается после их проникновения на Балканский полуостров и захвата греческих территорий и установления достаточно тесных контактов с Византией. Они осуществлялись посредством постоянных торговых связей с Византией и Востоком, а также благодаря службе славянских дружинников в византийских войсках, где они отличались высоким уровнем военного искусства, храбростью, мужеством и жестокостью. Активный характер она приобретает в 9 веке при византийском патриархе Фотии. К этому времени постоянные конфликты Византии и славянских племен сменяются стремлением Византийских императоров установить славян к колонизации незаселенных территорий греческого мира, отношения взаимовыгодного сотрудничества и даже привлечь. В этот период славяне проникают не только в северную, но и в среднюю и южную Грецию, на Крит и Юг Италии. В середине 8 века в текстах средневековой Европы Македония именуется «Склавинией», а юг Пелопоннеса «Славянской землей» (slavinia terra)[75].

В 9 веке – синхронно для западных и восточных славян начинается христианизация славянского мира. В 863 году, под патронажем Фотия была осуществлена миссия «первоучителей» славян византийских монахов Кирилла (Константина) и Мефодия в Великую Моравию. Ими была создана славянская грамота и переведены на славянский язык ряд священнослужебных книг. В 865 году было осуществлено крещение Болгарии.

В 864-866Первое крещение Руси.

В 869 –керещение сербов

В 7-8 вв. основным занятием славян было примитивное (подсечное) земледелие. Повсеместно развито ремесло (производство с/х орудий, оружия, столярных изделий). В 9 в. появляются на территориях, заселенных славянскими племенами, города с постоянным населением, состоявшем в основном из купцов, ремесленников, дружинников князя (Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск). В 9-12веках оформляются два древнейших государственных центра восточных славян: Киевская Русь (ее ядром стал политический союз (куява) славянских племен среднего Приднестровья – полян, северян, вятичей) с центром в Киеве и Новгородская Русь (ее ядром стал политический союз (славия), в него вошли племена чудь, словене, меря, кривичи) с центром в Новгороде.

Закрытие Платоновской академии. Византийский полководец Велизарий высаживается в Италии.
Захват Рима Велизарием.
Остготы во главе с королем Тотилой изгоняют византийцев из Рима и отвоевывают большую часть Италии, Сицилию, Сардинию и Корсику.
Византийский полководец Нерсес разбивает войска Тотилы.
538 -594 Григорий Турский – епископ г. Тура в своей «Истории франков» сожалеет об утрате античного наследия в результате того,что изучение свободных искусств пришло в упадок, или, скорее, совершенно исчезло в городах Галлии. Традиция перестала с этого момента быть живым опытом, оставаясь прекрасным воспоминанием. За этими словами сожаления образованного христианского мыслителя стоит осознание того очевидного факта, что наступило время упадка культуры раннего Средневековья, которое сопровождалось уходом культуры в монастыри.
540-604 Григорий I (Великий ) – папа римский. Идеолог ортодоксального христианства.Стремился к расширению влияния христианской церкви на всю Европу. Провозгласил папу высшим судьей над любыми делами. Обратил в христианство лангобардов. Приобщил к Риму территории, ставшие затем основой «Папской области». С горечью писал об утрате «римского порядка»: «Повсюду мы видим войну, Повсюду слышим стенания. Наши города разрушены Наши деревни стоят пустые». Вместе с тем в своих богословских сочинениях и действиях в качестве верховного иерарха церкви решительно выступал против использования в монастырских школах памятников и опыта античной культуры. Так в письме к одному из епископов (600) он писал: «Нам так много хорошего говорили о ваших занятиях, и в сердце нашем поэтому родилась столь великая радость…Но потом дошло до нас, о чем мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь какой-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление, такчто все то, о чем я говорил выше, обратило меня в горе и печаль… если вы докажете ясно, что все рассказанное о вас ложно, что вы не занимаетесь вздорными светскими науками, то мы будем прославлять Господа нашего, который не допустил оскверниться устам вашим богохульственною хвалою такого, о чем нельзя и молвить…»[76].
Италия полностью завоевана Византией.
Нападение славян на Константинополь.
Остготы частично истреблены, частично изгнаны из Италии.
Завоевание большей части Италии восточно-германскими племенамилангобардов (они в наименьшей степени, чем другие германские племена подверглись романизации. Их называли народом «еще более диким, чем все остальные дикие германцы») Окончательное разрушение римского порядка, еще сохранявшегося готскими правителями. УпадокИталии.Гибель и разрушение городов:население Рима сократилось с миллиона до 50 тыс. человек. В городе стали сеять хлеб. Милан был снесен до основания. Неаполь разграблен,Кампанья – житница Италии – превратилась в пустыню. Резко сократилось население Италии.
Король вестготов Реккард, исповедовавший арианство, принимает католичество и приказывает сжечь все арианские книги. В Испании наступает период строжайшей христианской ортодоксии. Римские обычаи на территории бывших провинций римской империи еще сохраняются хотя и в христианизированной форме.В городах Галлии они фактически исчезают. Умирает эпоха великих христианских теологов и философов христианской античности. Постепенно утрачивается интерес кантичной традиции, которые возродится только в VII веке. В VI веке окончательно утверждается христианская ортодоксия.
VI-VII Заселение славянами Балкан.
VI–VIII Вестготское королевство в Испании. В нем была сохранена римская административная система. Образование. Короли пользовались абсолютной властью, они издавали законы и собирали налоги. Власть короля была приоритетной и по отношению к власти церкви. В городах и епископских центрах сохранились школы, в которых изучались наряду с богословием и правом «свободные искусства». В VI веке на смену распространенному арианству пришло католичество.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Христианская культура | V-VII - Вестготское возрождение в Испании

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.