КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства
1. Конституция Республики Беларусь как ядро правовой системы государства. 2. Политические и идеологические свойства Конституции. 3. Права человека и государственная идеология Республики Беларусь.
7.1. Конституция Республики Беларусь как ядро правовой системы государства.
Термин "конституция" происходит от латинского "constitutio" и означает "устройство". В настоящее время конституцию определяют как основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами, представляющий собой основу всего текущего законодательства. На основе Конституции формируется вся система создания законов. Конституция определяет количество ветвей власти, их компетенцию, разграничивает их функции. В Конституции перечислены права и обязанности граждан, установлены отношения между гражданином, государством и обществом, прописаны механизмы избирательной системы и т.д. Поскольку Конституция является основным законом, то акты, принимаемые всеми ветвями власти, должны соответствовать наполнению Конституции. Любой закон не может вступить в силу, если он расходится с Конституцией, кроме того, все ранее принятые нормативные акты также не могут действовать, если они не согласуются с Конституцией. Кроме юридического, Конституция имеет еще и политическое наполнение. Она фиксирует и регулирует общественные отношения. Конституцию можно рассматривать как политическую программу государства. С ее помощью формируется система ориентиров и ценностей. Именно в этом заключается идеологический аспект конституции. В ней, пускай в неявной форме, прописана идеология государства, указаны цели, к которому оно стремится. Конституции стран СНГ, в том числе и белорусская, подготовлены на основе европейского опыта, поэтому свободны от явных идеологических перегрузок. В конституционных текстах зафиксирован плюрализм мнений, свобода совести, многообразие политических институтов. Ни одна партийная идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для всех граждан. Такая постановка проблемы спасает государство от кризисов в период смены власти, когда к управлению приходят силы с альтернативными политическими взглядами, система государственной идеологии меняется в случае, если прежние и новые взгляды партийные, и остается прежней или немного корректируется, если они общие для всех. Конституция как основной закон является высшим источником права. В Конституции Республики Беларусь записано, что она – унитарное демократическое, правовое социальное государство. Далее указано, что Беларусь суверенна, обладает верховенством и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику. Унитарное государство имеет единые центральные органы власти и единое законодательство. Помимо унитарных могут существовать и федеративные государства, в которых кроме центральных действуют и региональные органы власти и законодательство, отличающееся от центрального в силу того, что часть территории государства обладает этнической или другой спецификой. Республика Беларусь слишком мала по территории, чтобы представлять из себя федерацию, кроме того, республика практически моноэтнична, т.е. национальные меньшинства представляют достаточно небольшой процент населения страны.
7.2. Политические и идеологические свойства Конституции. Демократическое государство отличается тем, что в нем обеспечивается народовластие, политический и идеологический плюрализм, осуществляется принцип разделения властей, существует местное самоуправление, имеются различные формы собственности. Народовластие является основным принципом демократии, в ст. 3 Конституции записано, что народ – единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто, по их мнению, наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в пять лет осуществляются выборы президента. В Конституции указано, что в стране существует политический и идеологический плюрализм. Это доказывается существованием политических партий и общественных организаций, имеющих различные, зачастую альтернативные друг другу идеологии, которые можно свободно проводить в жизнь. В настоящий момент в республике насчитывается 15 политических партий и около 2400 общественных объединений самых различных направлений. Правовое государство имеет принципом верховенство права, что и отражено в ст. 7 Конституции Республики Беларусь. В правовом государстве все политические институты и др. действуют в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов. Также в Конституции прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение не позволяет ветвям власти дублировать функции, блокирует возможность соединения всей полноты власти в одних руках, позволяет действовать в пределах своей компетенции и уравновешивать друг друга. Суверенитет государства показывает, что государство обладает всей полнотой власти на своей территории и самостоятельно проводит свою внешнюю и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в различные союзы или соглашаться с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности политики. Несамостоятельность может быть выражена в подчинении рекомендациям других стран в ущерб своим государственным интересам, ведении политики, выгодной в первую очередь не самому государству, а его союзникам или партнерам. Одним из признаков суверенитета является наличие института гражданства, возможность иметь собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, кроме того контролировать всю свою территорию и иметь государственные символы.
7.3. Права человека и государственная идеология Республики Беларусь.
Раздел 2 "Личность, общество, государство" Конституции Республики Беларусь посвящен правам и обязанностям граждан. В ст. 21. сказано, что "обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства". Далее в разделе расшифровываются права и свободы. Поскольку белорусское государство социальное, оно гарантирует право на достойный уровень жизни. Кроме того, государство гарантирует права, закрепленные в государственных законах, оно гарантирует исполнение и прав, предусмотренных в международных соглашениях. Государство дает гарантии политических прав. Граждане могут объединяться в любые организации с любой идеологией, если она не противоречит закону. Однако в этом праве существуют ограничения у сотрудников силовых органов и прокуратуры, поскольку членство в организациях может привести к использованию служебного положения во благо той или иной организации. Государство обязуется защищать граждан от всевозможных посягательств, а также обеспечивает неприкосновенность личности, невмешательство в личную жизнь. Государство защищает экономические права граждан. Всем гражданам предоставлено равное право осуществлять хозяйственную деятельность, все формы собственности имеют равные права на защиту государства. Граждане имеют разнообразные права, которые помогают сохранить им свою культурную, национальную, религиозную и прочую идентификацию. Так в Конституции есть право на участие в культурной жизни, право на сохранение своей национальной принадлежности, использование своего родного языка и др. Помимо прав и свобод у граждан Республики Беларусь существуют и обязанности, которые также прописаны в Конституции. Однако существует обязанность, которая записана в Конституции, но распространяется на всех лиц, находящихся на территории Беларуси. Статья 52 гласит: "Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции". Этим подчеркивается, что деятельность законов распространяется не только на граждан, но и на временно прибывших лиц.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |