Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осень Средневековья

ВЕК

XIII

  Рост значения городов.
  В Италии во Флоренции устанавливается власть торгово-ремесленных слоев горожан (пополанов). Во Франции и Германии переход от ранней к зрелой готике. Расцвет книжной миниатюры, витража эмалей и скульптуры (Франция). В Парижском университете образованы 4 национальных коллегии (галлская, английская, пикардийская, норманнская). Прокураторы этих коллегий выбирают ректора. В Германии поэзия бюргеров (мейстерзинг) вытесняет рыцарскую поэзию. В Англии разговорный английский язык начинает использоваться в английской словесности наряду с французским и латынью. В Оксфорде основан университетский колледж. В Италии расцвет в Болонском университете школы права. Во Флоренции чеканят монету, получающую общеевропейское хождение. Центр тяжестидеятельности церкви перемещается в города. Христианство из религии священников становится религией масс. В ее проповедях содержится резкая критика феодалов и ростовщичества (ростовщик объявляется врагом Бога, природы и человека)[112]. Развитие ремесленного производства во Франции и Италии.
  Все большие права приобретают имперские города (охрана торговых путей, чеканка монет, таможни) в Германии до 70-ти имперских городов. Формирование немецкой народности, оформление в Германии феодального права («Саксонское» и «Швабское зерцало»). Развитие литературы на немецком языке. Начало строительства крупнейшего готического собора на фундамента романской церкви в г. Кёльне.
Вторая пол. XIII – нач. XIV вв.)   Во второй половине XII и XIII века образование профессиональных корпораций и цехов, рост строительных объединений и их строгая регламентация. Возникновение во многих городах Европы университетов. Формирование аверроизма[113]. В деятельности некоторых христианских проповедников появляется интерес к вопросам морали и поведения, к личной ответственности человека за его деяния способствующие спасению души. Расцвет средневековой схоластики. Томизм [114]. Завершение христианской рефлексии античной философской традиции. Формирование новой национальной поэзии и литературы французской, немецкой, английской.
1200-1266 Тангейзер немец. странствующий поэт, близкий к вагантам, представитель “деревенской” куртуазной поэзии, герой сказаний и поэтических и музыкальных произведений.
  Иоахим Флорский – итал. мыслитель, монах –автор сочинений «Согласование Нового и Ветхого заветов» и «Пособия к Апокалипсису», в которых в символической форме обосновывается мистико-диалектическая концепция исторического процесса. Всемирная история представляется в виде трех эпох, соответствующих трем лицам Троицы. В первую эпоху Бог раскрывается человеку как господин, в Новозаветную эпоху как отец, последняя – грядущая эпоха Святого духа – время полного общения в любви человека с Богом, победа духа свободы, любви и мира над насилием и злом. Леонардо Пизанский - автор учебника «Книга абака», в которой обобщена математика этого периода. В ней впервые в Италии вводятся арабские цифры. Была переработана в XIII веке.Приведенные в книге задачи включаются в другие учебники математики вплоть до XVIIIв.
  Крестоносцы захватывают, грабят и разрушают Константинополь.После его падения в византийских провинциях возникают три самостоятельных государства: Трапезундская империя,Никейскаяимперия, Эпирскоецарство.
  Готфрид Страдбургский немец. поэт. Рыцарский роман в стихах «Тристан и Изольда» (закончен в 1210 г.). Основание Франциском Ассизским нищенствующего монашеского ордена францисканцев.
  Саксон Грамматик – дат. историк-хронист, автор «Деяния данов» - хроники, включавшей древне-скандинавские сказания, в том числе и легенду о принце датском Гамлете.
  Вольфрам фон Эшенбах – рыцарский роман в стихах «Парцифаль».
  Основание университета в Кембридже.
  Иннокентий начинает поход против альбигойцев, завершающийся их полным уничтожением.
  Начало крестового похода детей.
  Основание Парижского университета и его законы. В его состав входили четыре факультета: искусств, канонического права, богословия и медицины(становится главным центром преподавания богословия).   Учреждение ордена странствующих проповедников-доминиканцев, на который возлагается задача борьбы с еретическими движениями. В 1232 году папа передает ему инквизицию.
  Основан университет в Саламанке (исп.)
  Гильом де Лоррис - франц. куртуазный поэт. Автор аллегорического романа в стихах «Роман о Розе».
1220-1278 Никколо Пизано – итал. скульптор, один из основоположников Проторенесанса. Основатель пизанской школы скульптуры (до 14 в.).   ЛеонардоПизанский – « Практическая геометрия» (планиметрия, стереометрия, способ вычисления числа пи).
1221-1274 Фома Аквинский – выдающийся представитель средневековой философии. Итальянский монах доминиканец. Имел почетный титул «учитель ангелический и всеобщий». Ученик Альберта Великого. Магистр и глава кафедры теологии Парижского университета. Основные сочинения «О сущном и сущности», «О началах природы», «О троице», «Сумма философии об истинности католической веры против язычников». Главный труд – грандиозная «Сумма теологии» (не завершен). В споре об универсалиях занимал позицию умеренного реализма. В споре об двух истинах отстаивал позицию, связанную с предпочтением истины откровения. Главной проблемой, занимавшей А., были вопрос о взаимоотношении веры и разума, философии и теологии. Разум и философию он считал лишь введением в веру, т.к. все рассуждения о мире и человеке могут носить истинный характер, если они осуществляются в контексте Откровения. Основатель томизма и самый крупный представитель схоластики. Был связан с аристотелевской философской традицией, которую использовал с целью полного подчинения философии теологии. Теология и философия, считал Ф.А., заняты одним и тем же, т.к. рассуждают о Боге, человеке и мире. Но философия дает об этих предметах знание несовершенное, а богословие – истинное, то, которое ведет к спасению. Вместе с тем философия не подменяет философию. Так же как и богословие она основана на Разуме, а он универсален. Соответственно этому рациональный подход способен примирить философию и теологию в споре об отношении между Богом и тварным миром. В «Сумме теологии» Фома логически обосновывает «пять доказательств бытия Бога». Рассуждая о человеке, Аквинский заявляет, что он по своейприроде «натура рациональная». Разум самое могучее, что есть в человеческой природе. Поэтому человек должен действовать сознательно, в соответствии с четко определенной целью. Такой подход должен быть определяющем как в моральной, так и в общественной деятельности. Целесообразная деятельность составляют основу свободной воли, которой Бог наделил человека. Таким образом, Разум – причина человеческой свободы. Но именно в свободе, считает Фома, коренится источник зла. Связано это с тем, что действуя свободно человек забывает об универсальных законах, которые открывает Разум, и о Божественном откровении и впадает в грех. Фома называет три типа таких закона: вечный закон (lex aeterna) –это рациональный план бога, универсальный порядок вещей. Этот закон знаком только Богу, блаженным и святым, Eстественный закон (lex naturaiis) – связан с участием человека в универсальном, божественном порядке вещей. С ним тесно связан человеческий закон (lex humana) – он предписывает человеку жить в обществе и действовать согласно своей разумной природе и стремится к познанию истины. Естественный закон лежит в основе правового закона [115], установленного человеком. Поверх этих законов – Божественный закон (iex divina) – Откровение.В философии Фомы находит завершение христианская рефлексия античной философской традиции, берущей свое начало в учении Платона и Аристотеля. Отныне «…все проблемы греческой философии модифицированы. В контексте томизма Бог –источник бытия и само бытие, в греческом горизонте бог – тот, кто дает форму миру, лепит предсуществующую материю (Платон) или дает исток космосу, увлекая его к совершенству. Греческий бог не дарует бытие, он сам определяет модус бытия. Его бытие не тотально, а частично, ибо материя существует от века и независимо от него. Томизм интересуют не столько формы, сколько бытие, конкретизирующее эти формы. Бог дарует своим созданиям бытие, а это больше чем формы. Бог не просто Вечный двигатель, как называет его Аристотель, он – частный акт, творец и как творец двигатель. Томистские доказательства существования Бога не физические,а физико-метафизические…Новое вино наполнило старые меха, античная проблематика вошла в новую перспективу веры, обретя иные очертания… Все подчинено Богу. «Бог сотворил небо и землю», «Бог есть тот, кто есть»[116]. В противовес принципу ранней схоластики – «верую чтобы познать», утверждается принцип – «верить с помощью познания разумом». Ф.А. считал, что откровение сверхестественный, но не противоречащий разуму источник познания истин священного писания.
1221-1274 Бонавентура итальянский философ-мистик, схоласт, богослов, монах, кардинал, имел статус «учителя церкви». Развивал доктрину средневекого реализма. В трактате «Возвращение наук к теологии» пытался согласовать теизм с элементами аристотелизма. Считал, что Теология является владычицей всех наук. В своем основном сочинении «Путеводитель души к Богу» изложил свое мистическое учение.
1222 Основан университет в Падуе.
1209-1229 Альбигойские войны. Закат куртуазной поэзии – трубадуров во Франции, многие из которых принадлежали к альбигойцам и были вынуждены бежать в Италию и Испанию.
1223 Битва при Калке. Войска Чингисхана наносят жестокое поражение объединенным русско-половецким войскам и преследуют их до Днепра. Почти все русские князья захвачены татарами в плен.
1224 Основание университета в Неаполе.
  Технические достижения. Распространение очков. Механические часы.
  ЛеонардоПизанский - « Практическая геометрия» (планиметрия, стереометрия, способ вычисления числа пи).
225-1280 Вителлло из Силезии – польский философ и естествоиспытатель. Автор трактата по оптике «Перспектива » (1271), многократно переведенного в Европе и опубликованного в XVI в.
  Смерть Чингисхана, разделение его империи, простиравшейся от Черного моря до Тихого океана, между его сыновьями. Установление в завоеванных монголами странах татаро-монгольского ига.
  Начало 6-го крестового похода.
  Основание университета в Тулузе.
  Епископ Кирилл н а Руси в Ростове Великом. Создает книгописную мастерскую и большую библиотеку.
  Император Фридрих II превращает свой двор в Палермо в центр итальянской культурной жизни. Здесь переживает расцвет итальянская лирическая поэзия, которая способствовала развитию итальянского литературного языка. Фридрих впервые, официально разрешает раз в 5 лет производить вскрытие человеческих трупов на медицинском факультете университета Салерно, что способствовало развитию анатомических знаний и медицины. В Германии он уступает важные имперские права духовным и светским князьям. Конфронтация папы Иннокентия III и императора Фридриха II. (На Лионском соборе (1245) Иннокентий объявляет о низложении Фридриха.)
  Во Франции король Людовик IX Святой учреждает инквизицию.
1235-1315 Раймунд Луллий исп. философ, богослов, алхимик, писатель – автор философского романа «Книга о Бланкерне». Имел титул «учитель озаренный». Крупнейший знаток мусульманской теологии и арабской культуры. Противник аверроизма и теории «двух истин». Истинное познание, считал Л., возможно только в свете откровения. В своем главном сочинении «Великое искусство» разрабатывал методы логических операций и принципы «первой логической машины», а также изложил свои взгляды на алхимию. Верил в возможность превращения одних металлов в другие и считал, что все тела состоят из ртути и серы.
1235-1282 Сигер Брабантский – франц. философ, основателеь зап. европейского аверроизма, профессор факультета искусств в Париже. Автортрактатов «О разумной душе», «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи причин», комментариев к соч. Аристотеля «Физика». «Метафизика» и др. Сформулировал теорию двух истин: философской и религиозной, между которыми, по его мнению, в принципе возможно противоречие. Признавая вслед за Аристотелем Бога как перводвигателя, отрицал творение из ничего, считая,что мир «совечен» Богу Бога как первопричины. Центральное место в его учении занимала концепция единого, универсального разума-общего для всего человечества. Был прозван современниками «Великим». Его взгляды были осуждены церковью, а он сам подвергнут суду инквизиции, в застенках которой был убит.
  Монголы захватывают и разрушают Киев. Князь новгородский Александр Невский разбивает на Неве шведов.
  «О Лисе Рейнарде» - животный эпос (Нидерланды) – источник многочисленных вариантов поэм о РейнекеЛисе.
1240-1302 Чимабуэ итал. живописец, представитель флорентийской школы, творчество которого ознаменовало переход от византийского влияния к Возрождению.
1240-1276 Гвидо Гвиницели – итальянский поэт, основоположник «сладостного стиля» («дольче стиль нуово») – философской лирики, развитой, позднее Данте Алигьери в его сонетах и канцонах.
1179-1241 Снори Стурлусон – историк, поэт – видный представитель т.н. исландского возрождения XIII века. Автор мифологизированной истории конунгов «Круг земной» и «Младшая Эдда» и Гильфагининг (трактата о языческой мифологии скальдов).
  Основание ханом Батыем татарского государства «Золотая орда». «Ледовое побоище» - разгром тевтонских рыцарей Александром Невским на Чудском озере. Окончание натиска Ливонского ордена на Русь.
  Батый признает великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича верховным правителем Руси.
  «Слово о погибели Русской земли» - памятник древнерусской литературы.
1185-1245 Александр Гэльский – философ, богослов. Имел титул «учитель носпоримый», основатель богословской францисканской школы при парижском университете. Комментатор «Сентенций» Петра Ломбардского, на основе его сочинений и сочинений его учеников составил «Сумму теологии». Ввел ставшую после него традиционной схоластическую форму изложения. [117]
  Вилан де Оденкур французский архитектор. Автор «Книги по строительству» (в ней описание вечного двигателя, лесопилки с водяным колесом).
1250-70 Бертольд Регенсбургский – францисканский монах, проповедник. В его проповедях с «необычайной остротой для своего времени были поставлены проблемы социального устройства и сущности человеческой природы». Так, в проповеди «О пяти талантах» («фунтах»), которыми Господь наградил человека, он утверждает, что «наша собственная персона», сотворенная по образу и подобию Бога и наделенная («облагороженная») свободой воли, включает пять качеств, признаков человека, образующих некую систему. Первое место в ней принадлежит «твоей свободе воли». Второетвоей должности -«amt» (служению, призванию). Третьевремени – «zit» (отпущенному человеку для земных дел и спасения души). Четвертоеимуществу – « guot» (богатство, доставшееся человеку, которое он должен преумножить». Пятое – любви к ближнему (которого ты должен любить как самого себя). В характеристике этих талантов зафиксирована социальные обязанности индивида, принадлежащего к сословному феодальному обществу[118].
1250-1318 Генрих фон Майсен Фрауэнлоб немецкий миннезингер, основатель первой певческой школы мейстерзингеров.
  Расцвет университета в Болонье как школы права
  Рейнский союз – объединение 50 немецких городов с целью защиты от набегов и поборов рыцарей, мешавших развитию городов.
  Факультет искусств [119] Парижского университета предписывает учащимся изучение сочинений Аристотеля.
  Фома Аквинский «Сумма философии об истинности католической веры против язычников» - один из основных трудов философии томизма.
  Жан де Мен (Клопинель) – поэт-клирик, автор 2-й части «Романа о Розе» (автор первой части Гильом де Лоррис).
  «Житие Александра Невского» - памятник древнерусской литературы (сочетание повествование о воинской доблести и жития святого.
1190-1254 Винцент из Бове – монах-доминиканец, ученый-энциклопедист, автор энциклопедии «Великое зерцало» в 80-ти кн., включающей разделы «Зерцало науки» (богословие, метафизика, математика, практические знания), «Зерцало истории» (сведения по философии, истории, естественным наукам). Позднее, в XIV в. в это сочинение было включено и «Зерцало морали».
1214-1292 Роджер Бэкон – английский мыслитель и ученый, преподавал в Оксфорде и Париже. Последователь Аристотеля, которого считал самым совершенным среди людей. Выступал против схоластики, которую считал источником царящего в мире невежества. Путь к истине лежит не через следование авторитетам, а через эксперимент и опыт. Родоначальник европейского научного знания. Автор трех «Сочинений»: «Большого», «Малого» и «Третьего», являющихся подлинной энциклопедией средневекового знания (до 1268). Ему принадлежит, ставшее «крылатой фразой» изречение «Знание – сила». Истина – дитя времени, ее можно получить только посредством эксперимента. Через внешний опыт мы приходим к знанию природных истин, через внутренний к знанию сверх природных. Фундаментальное значение для получения знания, по мнению Бэкона, имеет математика, она «ключ для всех наук». Много занимался проблемами оптики и сконструировал очки, высказал многочисленные догадки в области, механики, аэронавтики, навигации.
1260-1327 Иоганн Экхаррт (майстер Экхарт) – нем. монах, учился и преподавал в университетах Парижа, Кёльна, Страсбурга. Философ-мистик. Следуя традиции неоплатонизма и идеям Псевдо-Дионисия Ареопагита, развил учение о Боге как первооснове всех вещей, о сотворении мира как акте Божественной любви, о способности Человека непосредственно познать Бога, т.к. в нем самом есть «несотворенный свет – искорка», единосущная Богу. Церковь считала, что целый ряд положений его учения не соответствуют Священному писанию и являются ложными[120].   Итальянский Проторенессанс (дученто) время Данте и Джотто
1265-1288 Расцвет творчества выдающегося скульптора итальянского Проторенессанса Н. Пизано.
1265-1321 Данте Алигьери – политический деятель, писатель великий итальянский поэт-гуманист. Д. принято считать последним поэтом Средневековья и первым поэтом Новой Европы. Автор книги «Новая жизнь» («Vita Nuova»), сборника лирических стихов («Canconiere»), незаконченного философского трактата «Пир», филологического трактата «О народном языке» («De vuigari eloquentia»), политического трактата на латинском языке («Monarchia»), небольшого научного трактата «Исследование о воде и земле» («Quaestio de agua et terra»). Славу Данте составила его знаменитая поэма «Божественная комедия»[121](«Incipit Comedia Dantis Alagherii, Florentini natione, njn moribus».) В основе той удивительной художественной целостности, которая отличает это великое произведение европейской литературы, лежит органическое единство в ней трех основных смыслообразующих элементов западно-европейской культуры: христианства, рационализма и гуманизма. Главную цель своей поэмы Д. определяет как убежденный христианин: «Вывести живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию блаженства». В основе созданной в поэме модели мироздания лежит птолемеевская концепция мироздания, канонизированная в качестве христианского универсума. Все образы поэмы носят символический характер. Одновременно с этим в качестве «проводника» в нем выступает Вегилий – знаменитый римский поэт, считавшийся в эпоху Средневековья не только великим поэтом, но мудрецом, пророком, предвозвестником христианства. В поэме же он выступает в качестве символа разума, направляющего людей к земному блаженству, хотя и не дающего им «вечного блаженства и полноту мудрости, которое может дать человеку только Божественное откровение, олицетворенное в поэме в образе Беатриче, возносящей поэта от Земного Рая в Эмпирей, к созерцанию бога»[122]. Не случайно, именно Вергилий после «знакомства» Данте с величайшими поэтами древности Гомером, Горацием, Овидием и Луканом, вводит его в «Высокий замок» (Ад. Песнь 4. 106-109) - «обитель мудрости и славы», семь стен которого олицетворяют семь человеческих добродетелей: нравственные ( благоразумие, справедливость, мужество, умеренность) и умственные (разум, знание, мудрость), или же семь частей средневековой философии: физика, метафизика, этика, политика, математика, силлогистика. Семь ворот – это семь «свободных искусств» схоластической школы: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия. Родник, опоясывающий стены замка – символ красноречия. Существуют разные варианты этих толкований»[123]. Одновременно с религиозно-философскими и рационалистическими мотивами поэме Д. присущ и отчетливо выраженный гуманистический элемент, который заключается как в образах реальных персонажей и событий политической жизни Италии, современником и участником которых был Данте, так и в образе самого творца великой поэмы. Переводчик «Божественной комедии» М.Л. Лозинский писал в связи с этим: «Данте создал книгу о Вселенной. Но в такой же мере это – книга о нем самом. Среди мировых памятников поэзии вряд ли есть другой, в котором так резко запечатлелся бы образ ее творца. Недаром первые читатели «Божественной комедии» называли ее просто «I1 Dante» - Данте»[124].
1266-1337 Джотто ди Бондоне великий итальянский живописец эпохи итальянского проторенессанса. Учился в мастерской Чимабуэ. Родоначальник новой живописи, свободной от византийских живописных канонов. Автор фресок Капеллы дель Арена в Падуе, в церкви Санта Кроче во Флоренции, проекта колокольни собора во Флоренции.
  Этьен Буало – парижский прево (мэр) пишет знаменитую «Книгу ремесел», представляющую собой подробную запись уставов 100 ремесленных цехов, подробные регистры объединений строителей, живописцев, скульпторов, портных, гранильщиков, каменщиков, камнерезов, штукатуров, цементщиков, лучников, портных и др. В нее вошли так же списки некоторых налогов и цеховых привилегий[125].
1266-1308 Иоанн Дунс Скот философ-схоласт, монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде, Париже, Кёльне. Приоритетное значение придавал не разуму, а воле. Учение о свободе воли является центральным в учении «скотизма» - течения христианской мысли, отличного от других ее направлений: «теизма», «авероизма» и «томизма». Выступал против примирения философии и теологии, провозглашенной Фомой Аквинским, и утверждал идею разделения философии и теологии. Целью Ума является не умственное созерцание Бога, а соединение с ним посредством акта воли. Отрицал рациональное построение этики, т.к. ценность человеческих действий определяется не разумом, а соответствием воле Бога. Для определения индивидуальной характеристики человека ввел понятие – «этость».
1225-1280 Вителлло из Силезии – монах, польский философ и естествоиспытатель. Автор трактата по оптике «Перспектива» (1271), многократно переведенного в Европе и опубликованного в XVI в.
1275-1342 Марсилий Падуанский – итальянский философ, ученый, врач, политик. С 1313 г. ректор Парижского университета. Автор сочинения «Защитник мира», в котором одним из первых пытался обосновать идею возникновения государства на основе общественного договора. Выступил против папской теократии и заявлял, что церковь должна подчиняться государству, за что был от нее отлучен Папой в 1327 г.
  Начало борьбы русских князей (сыновей Александра Невского) за власть, опустошавшая Русь.
  Фома Аквинский – «Сумма теологии» (до 1273).
1270-1340 Николай Лирский – французский монах-францисканец, богослов. Учился и преподавал в Парижском университете. Один из наиболее значительных средневековых толкователей Библии. Автор комментариев ко всем ее книгам.
1275-1340 Жан Жаден французский философ, магистр факультета искусств в Парижском университете. Сторонник аверроизма.
1285-1349 Номинализм. Уильям Оккам – английский философ-схоласт, гл. представитель номинализма, учился и преподавал в Оксфорде. В известном смысле слова был переходной фигурой от средневековья к проторенессансу [126] Утверждал принцип разделения сфер государственной и церковной власти, философии и теологии. Философия не служанка теологии, а теология не наука. Боролся против средневекового реализма. Философия ориентирована на логическое доказательство, вера на мораль, что делает их несоотносимыми. Предметом истинного знания является не «универсальное», а «индивидуальное». Оккам практически отказывается от платоновско-аристотелевского представления о космосе, заменяя его «совокупностью случайных существ», целиком зависимых от свободного выбора Бога. Такой взгляд на мироздание предопределял приоритетный интерес в познании к опыту и эксперименту. Критикуя точку зрения реализма, Оккам отрицает реальность «универсалий» [127]. Оккам отрицает какую бы то ни было непосредственную связь логики и реальности и утверждает ее автономный статус науки, оперирующей «чистыми символами», открывающей путь развитию современной символической логики, основой которой является разделение между «синтаксисом» и «семантикой». Идеи Оккама существенно повлияли на развитие средневековой философии и логики, физики и политики. Основные сочинения: «Сумма логики», «Об истолковании». Приверженцем его учения был Николай из Отрекура (1300-1350), связавший номинализм с атомизмом. Еще одним представителем номинализма был Жан Буридан, философ-схоласт, ученик Оккама, проф. Парижского университета. Считал логически неразрешимой проблему свободы воли. Его именем назван парадокс детерминизма в учении о свободе воли («буриданов осел»).
  В Вене создается «Братство св. Николая» - объединение народных бродячих музыкантов с целью их обучения и защиты прав. Многочисленные агрономические трактаты.
1289-1335 Иоанн де Мурис – французский математик, астроном. Теоретик «ars nova», автор книги «Ars nova musikcae».
  Данте «Новая жизнь» (изд. 1576).
1295-1298 Строительство готических соборов во Флоренции Санта Кроче, Санта дель Фьоре, Палаццо. Начало строительства Палаццо Веккьо.
  «Книга Марко Поло» - венецианского путешественника. В ней он передает свои впечатления о посещении стран Азии и сообщает многочисленные сведения по их географии, этнографии, о их достижениях в области культуры и техники. Книга явилась первым знакомством европейцев со странами Востока.
  Основание в Москве Свято- Данилова монастыря
  Поэзия горожан вытесняет в европейских странах рыцарскую поэзию. Расцвет скульптуры зрелой готики. Проторенессансные тенденции во французской и итальянской музыке – песенное искусство стиля ars nova (мадригал, баллада). Рыцарский миннезинг, сменяется бюргерским майстерзингом. Музыка народных танцев становится основой многоголосого песенного искусства. Расцвет искусства жонглеров в Сев. Франции. Первое профессиональное объединение (цех) жонглеров и менестрелей (имели свою больницу, церковь, казну, регламент). Строительство крупных торговых судов (Венеция).
  Новгородская республика –вободный город-государство под управлением веча. Его территория простирается до Белого моря. Расцвет торговли с Ганзой. Повсем с естная грамотностьт.н.«берестяные грамоты»использовались в сфере торговли, учета с/х продукции,повседневном быту. Грамоте и письму обучались все слои населения: бояре,купцы, крестьяне, ремесленники,в том числе и женщины

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ренессанс XII века | Налаживается регулярная почтовая связь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.