Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ренессанс XII века


ВЕК

XII

ВЕК

XI

Франция.Продолжается быстрый рост городов. Монпелье, Марсель, Тулуза, Арль, Альби, Тарраскон превращаются в крупные торгово-ремесленные центры. Начинается борьба за самоуправление городов, против произвола и грабежа рыцарей. Северная Франция отстает от ее южной части в развитии.

980-1037 Авиценна (Ибн Сина) – арабский мыслитель, врач, один из величайших философов Средневековья. Автор «Канона врачебной науки» («Канон медицины») – энциклопедического сочинения, в котором опыт античной медицины осмыслен и переработан в соответствии с достижениями арабской медицины.
995-1050 Гвидо ди Ареццо – монах. Дал имена музыкальным гаммам, которые используются до настоящего времени. Они были первыми слогами каждой из семи строк гимна, посвященного святому Иоанну (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
Медицинская школа в Салерно.
1018-1096 Михаил Пселл-византийский философ, историк, писатель-энциклопетист и государственный деятель.
Убийство в междоусобной борьбе за киевский престол князем Святополком своих братьев Бориса и Глеба.
Утверждение на Киевском престоле Ярослава (Мудрого).
«Руодлиб» - первый рыцарский роман на латинском языке.
Распространение образования на Руси.
Открытие Владимиром Ярославичем в Новгороде школ для детей, старост и духовных лиц, в которой обучается 300 человек.
978-1054 Ярослав Мудрый–великий князь киевский.Интенсивное строительство в Киеве (Софийский собор, Золотые ворота). Возникновение монашества и монастырей (Печерский. Св. Георгия, Св. Ирины и др.). В них ведется летописание, создаются сочинения политического характера. Ярослав начал составление «Русской правды» - свода законов. Поставил первого русского митрополита Иллариона. Способствовал распространению образованности на Руси. Появление начальных школ, где обучают письму, счету, основам христианской веры, и школ высшего типа, где готовились кадры для государственной и церковной деятельности. В этих школах изучались помимо богословия науки «тривия» (философия, риторика, грамматика). В преподавании использовались произведения античных авторов, географические и естественнонаучные сочинения. (Такая школа была создана при Киево-Печерском монастыре в 1051 г.) Ярослав способствовал укреплению автономии православной церкви. Благодаря ему впервые был избран русским духовенством патриарх Киевский Илларион (до этого назначался Константинополем.)
30-40-е гг. Илларион – священник, позднее первый русский митрополит в Киеве(был избран, благодаря Ярославу Мудрому, духовенством, а не назначен константинопольским патриархом).Автор «Слова о законе и благодати» - одного из древнейших памятников древнерусской литературы. В этом сочинении он противопоставил идее политической и идейной гегемонии Византии в христианском мире идею равноправия всех христианских народов, а всемирную историю истолковал как процесс постепенного приобщения к христианству разных народов.
По поручению Ярослава многочисленным писцам поручается перевод и переписка книг, составивших первую библиотеку на Руси в храме св. Софии (заложен в этом же году).
1054 -1125 Владимир Всеволодович Мономах.С 1074 князь Черниговский. С 1113 великий князь Киевский. Период правления Мономаха – времявозвышения Киевской Руси, укрепление ее могущества и авторитета. Внук Ярослава Мудрого и византийского императора Мономаха. Автор «Устава» и «Поучения» - литературных памятников Древней Руси.
Строительство в Новогородском Кремле его древнейшего Софийского собора.
1045-1099 Сид Компеадор (Родриго Диас де Бивар) – кастильский рыцарь, нац. герой Испании эпохи Реконкисты, освободитель Валенсии. Прославлен в эпической поэме «Песнь о моем Сиде».
В Зап. Европе становится известен «Кодекс Юстиниана» (до этого использовался «Кодекс Феодосия»).
1050-1120 Иоанн Расцелин – франц. философ и теолог, основатель средневекового номинализма.[95] Отрицал реальное существование универсалий (общих понятий). Считал, что существуют лишь единичные вещи. Универсалии – это имена вещей, они существуют только как «звуки голоса». Был учителем Абеляра.
Основание Антонием Печерским (983-1073) первого на Руси мужского Киево-Печерского монастыря – в XI-XIX вв. крупного религиозного и культурного центра, где велись летописи, имелась типография, иконописная мастерская и школа.
Разделение (схизма) христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую).
«Остромирово евангелие» написано в Новгороде дьяком Григорием для посадника Остромира. Древнейший из сохранившихся письменных памятников Древней Руси.
Составление в 40-70-х годах века древнейших летописных сводов в Киеве и Новгороде (не сохранились)[96].
Введение на Руси первого монастырского устава, т.н. «Студийского устава», игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием Печерским, одним из его основателей.
1073, 1076 «Изборники» князя Святослава Ярославовича.
Во второй половине века налаживается на Руси производстворукописных книг.
60-90 гг. Строительство соборов романского стиля во многих городах Европы (их строительство, продолжавшееся длительное время, постепенно дополняется сначала элементами готики, а позднее они приобретают, преимущественно, готический характер.)
Основание университета в Парме.
Основание высшей школы в Багдаде – центре арабской культуры и науки.
«Песнь о Роланде» - французский героический эпос. Появление в Англии шпильманов - бродячих музыкантов и циркачей; не церковные, а мажорные, мелодии.
1068-1121 Гийом де Шампо - французский философ-мистик, представительраннего реализма, епископ. Друг Бернарда Клервосского и противник Абеляра. Основал богословскую школу при монастыре Сен-Виктора в Париже, ставшую важным центром мистической теологии. Представители этой школы знали Аристотеля по арабским источникам, явившись в этом отношении предшественниками схоластики. Использовали труды античных мыслителей, в частности «Тимей» Платона для обоснования принципов средневекового «реализма», а также считали себя последователями Демокрита и Эпикура и возродили идеи античного атомизма. Так, например, философ-схоласт, Гильом из Конша, являвшийся членом этой школы, по утверждению Иоанна Сольсберийского, заменил религиозное учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах. Расцвет этой школы был связан с деятельностью Гуго Сен-Викторского и Ришара Сен- Викторского.
Основание рыцарского ордена иоаннитов (госпитальеров).
«Изборник» Святослава Ярославича (одна из древнейших русских рукописных книг).
Школа правоведения в Болонье.
Технические достижения
Ветряные мельницы в Европе. Ножной ткацкий станок. Использование тяжелого плуга. Распространение компаса. Вращающийся штурвал.
Чума в Европе
Начало раздробления Киевской Руси
Собор Сан Марко в Венеции.
1096-99 1-й Крестовый поход
Завоевание Иерусалима крестоносцами под предводительством Готфрида Бульонского. Создание Иерусалимского королевства.
КонецXI в. Радульф Арденский в своем сочинении “Spekulum universale” впервые в Средние века разделяет знания на четыре группы и классифицирует при этом (по аналогии с семью свободными искусствами») семь «механических искусств»: 1) victuaria – (сельское хозяйство, рыбная ловля и др.) 2) lanifikaria – ткачество; 3) archtectoria – архитектура (подразделяющаяся на cementaria – каменных дел мастерство, carpentaria – деревянное строительство; fabrile – ремесленные работы; maleatoria – стенная роспись, fusoria – литье, excsklusoria – скульптурные работы; 4) sufragatoria – вспомогательные средства – инструменты для работ, средства передвижения и т. п. 5) medecinaria – медицина; 6) negotiatoria – торговля; 7) patroginaria – военное дело. В XII веке Гуго Сен- Викторский даст их развернутую хактеристику. Ириней – правовед из Болоньи окончательно восстанавливает в целостности «Кодекс Юстиниана»(Corpus Juris Civils),он был канонической основой всех правовых систем европейских государств вплоть до XVIII века.

 



Франция – формирование единого государства. Завоевание юга Франции северофранцузскими феодалами. Укрепление королевской власти. Развитие строительства общественных зданий в городах: соборов, ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже, на Руси – в Новгороде).

Распад Киевской Руси. Развитие строительства общественных зданий в городах: ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже и Новгороде).

При сохранении в этом веке «полной погруженности в веру», в теологии, литературе, праве, искусстве этого периода намечаются новые тенденции, получившие в науке о культуре обозначение «Ренессанса XII века». К ним относятся:

1.Стремление религиозного сознания на проникновение в мирскую жизнь при сохранении своего доминирующего влияния. Достаточно отчетливое обозначение в теологии схоластические тенденции, связанные со стремлением логического обоснования бытия Бога и построению на этой основе стройной и всеохватывающей религиозно-символической системы мироздания, которые найдут свое наиболее полное выражение в знаменитых «Суммах» теологии второй половины XII –XIII веков, а также с появлением в учениях ряда христианских мыслителей элементов ограниченного гуманизма (Пьер Абеляр, Бернан Шартрский, Иоанн Сольсберийский), выражавшихся в обостренном интересе к человеческим чувствам и переживаниям и в любви к античному миру, которая нашла отражение в знаменитом рассуждении Бернара Шартрского о себе, по сравнению с древними, как о «карлике стоящем на плечах великана», в глубокой убежденности в том, что в обоснование тех или иных богословских истин должны быть положены труды авторитетов. В этом веке создаются единые своды сочинений античных авторов из переводов с греческого (греческий язык не был распространен, его мало кто знал) и арабского (арабский Восток в этот период был одним из центров, где сохранялось античное знание, труды античных философов и ученых Аристотеля, Плотина, Эвклида, Гиппократа и др.)

2. Возвышение парижской схоластической школы. Разграничение теологии и канонического права и возрождение правовой учености (Грациан, ученик Абеляра).

3.Возникновение новой литературы на национальных языках. Параллельное развитие традиционной латинской литературой: различных форм национального эпоса («жесты»)[97]. Рыцарского романа и «куртуазной поэзии». Расцвет лирической поэзии на латинском языке и одновременно широкое распространение лирической поэзии на национальных языках (трубадуров, труверов, миннезингеров).

4.Формирование «ученой культуры» Средневековья, стремительный рост интереса к знанию («вежеству») среди различных слоев средневекового общества. Переводы с греческого и арабского языков «Начал» Эвклида, сочинений Аристотеля по метафизике, логике и поэтике. В преподавании используется стандартная учебная программа изучения 7 «свободных искусств», в которой противоречиво сочеталось изучение традиционных дисциплин: диалектики, арифметики, геометрии, музыки, астрономии, грамматики (предназначаемая для философии) и таких, как физика – представлявшая собой смесь предрассудков, алхимических и магических представлений о природной действительности и некромантия (общение с душами умерших). «Ученым человеком» считался всякий, кто прошел курс изучения этих дисциплин.

5.Большое значение в развитии «ученой культуры» имело создании единой системы знания. Она сложилась в результате включения в систему знания, наряду с семью «свободными искусствами, и семи «механических искусств», объединявших дисциплины, имеющие отношение к практической деятельности. В результате эти искусства получили право. Этим актом обозначалось их законное (с точки зрения христианской этики) право, наряду со «свободными искусствами участвовать в «трудах духа». Одновременно, с этим он способствовал и тому, что в самой системе «свободных искусств» изменились приоритеты. Ведущее место в изучении этих дисциплин отводится не наукам «тривия», имевшим отношение к философии, а наукам «квадрия» - «математическим» дисциплинам, непосредственно связанным с системой «механических искусств». Создание единой системы знания сыграло в дальнейшем важную роль в развитии европейской науки и искусства в качестве самостоятельных форм культуры разума. Произведения готического стиля в архитектуре и малых формах (миниатюра, например) стали первыми примерами творческих решений, которые были органически связаны с формами организации труда мастеров и определялись нормами, ремесленной», а не клерикальной среды, хотя сознание мастера-ремесленника безусловно оставалось при этом «погруженным в стихию веры». При этом происходит синтез веры и стихии мирской жизни. Символом этого нового синтеза стал готический храм, воспринимавшийся не только как сакральный символ, но и как синтез наук и искусств.

6.Формирование нового художественного стиляготики, возникшегов результате взаимодействия различных новых факторов в духовной жизни средневекового общества на границе перехода от раннего к зрелому Средневековью, о которых речь шла выше, а также в результате развития ремесла, которое приобретало все более и более самостоятельное значение по отношению к церкви[98]. Произведения готического стиля в архитектуре и малых формах (миниатюра, например) стали первыми примерами творческих решений, которые были органически связаны с формами организации труда мастеров и определялись нормами, ремесленной», а не клерикальной среды. Хотя сознание мастера-ремесленника безусловно оставалось при этом «погруженным в стихию веры», получение ремесленником статуса «мастера» безусловно придавало его деятельности индивидуальный характер. Формируется новое отношение к труду, как богоугодному делу, а технические нововведения больше не считаются греховными. В результате достигался синтез веры и стихии мирской жизни. Символом этого нового синтеза стал готический храм, воспринимавшийся не только как сакральный символ, но и как синтез наук и искусств, что привносило в стихию христианской веры новый гуманистический элемент, наполняло ее живым дыханием человеческого чувства и мысли[99].

7.Возникновение на базе крупных школ первых университетов («всеобщих школ»). Их автономия определяется королями и папами. Первыми такими университетами были университеты в Реджо, Болонье, Салерно, Оксфорде, Париже, Монпелье, в них имелись факультеты богословия, права, медицины, искусств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состав и программа епископских школ | ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.