Франция. Продолжается быстрый рост городов. Монпелье, Марсель, Тулуза, Арль, Альби, Тарраскон превращаются в крупные торгово-ремесленные центры. Начинается борьба за самоуправление городов, против произвола и грабежа рыцарей. Северная Франция отстает от ее южной части в развитии.
980-1037
Авиценна (Ибн Сина) – арабский мыслитель, врач, один из величайших философов Средневековья. Автор «Канона врачебной науки» («Канон медицины») – энциклопедического сочинения, в котором опыт античной медицины осмыслен и переработан в соответствии с достижениями арабской медицины.
995-1050
Гвидо ди Ареццо – монах. Дал имена музыкальным гаммам, которые используются до настоящего времени. Они были первыми слогами каждой из семи строк гимна, посвященного святому Иоанну (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
Медицинская школа в Салерно.
1018-1096
Михаил Пселл -византийский философ, историк, писатель-энциклопетист и государственный деятель.
Убийство в междоусобной борьбе за киевский престол князем Святополком своих братьев Бориса и Глеба.
Утверждение на Киевском престоле Ярослава (Мудрого).
«Руодлиб» - первый рыцарский роман на латинском языке.
Распространение образования на Руси.
Открытие Владимиром Ярославичем в Новгородешкол для детей, старост и духовных лиц, в которой обучается 300 человек.
978-1054
Ярослав Мудрый –великий князь киевский.Интенсивное строительство в Киеве (Софийский собор, Золотые ворота). Возникновение монашества и монастырей (Печерский. Св. Георгия, Св. Ирины и др.). В них ведется летописание, создаются сочинения политического характера. Ярослав начал составление «Русской правды» - свода законов. Поставил первого русского митрополита Иллариона. Способствовал распространению образованности на Руси. Появление начальных школ, где обучают письму, счету, основам христианской веры, и школ высшего типа, где готовились кадры для государственной и церковной деятельности. В этих школах изучались помимо богословия науки «тривия» (философия, риторика, грамматика). В преподавании использовались произведения античных авторов, географические и естественнонаучные сочинения. (Такая школа была создана при Киево-Печерском монастыре в 1051 г.) Ярослав способствовал укреплению автономии православной церкви. Благодаря ему впервые был избран русским духовенством патриарх Киевский Илларион (до этого назначался Константинополем.)
30-40-е гг.
Илларион – священник, позднее первый русский митрополит в Киеве(был избран, благодаря Ярославу Мудрому, духовенством, а не назначен константинопольским патриархом). Автор «Слова о законе и благодати» - одного из древнейших памятников древнерусской литературы. В этом сочинении он противопоставил идее политической и идейной гегемонии Византии в христианском мире идею равноправия всех христианских народов, а всемирную историю истолковал как процесс постепенного приобщения к христианству разных народов.
По поручению Ярослава многочисленным писцам поручается перевод и переписка книг, составивших первую библиотеку на Руси в храме св. Софии (заложен в этом же году).
1054 -1125
Владимир Всеволодович Мономах. С 1074 князь Черниговский. С 1113 великий князь Киевский. Период правления Мономаха – времявозвышения Киевской Руси, укрепление ее могущества и авторитета. Внук Ярослава Мудрого и византийского императора Мономаха. Автор «Устава» и «Поучения» - литературных памятников Древней Руси.
Строительство в Новогородском Кремле его древнейшего Софийского собора.
1045-1099
Сид Компеадор (Родриго Диас де Бивар) – кастильский рыцарь, нац. герой Испании эпохи Реконкисты, освободитель Валенсии. Прославлен в эпической поэме «Песнь о моем Сиде».
В Зап. Европе становится известен «Кодекс Юстиниана» (до этого использовался «Кодекс Феодосия»).
1050-1120
Иоанн Расцелин – франц. философ и теолог, основатель средневекового номинализма. [95] Отрицал реальное существование универсалий (общих понятий). Считал, что существуют лишь единичные вещи. Универсалии – это имена вещей, они существуют только как «звуки голоса». Был учителем Абеляра.
Основание Антонием Печерским (983-1073) первого на Руси мужского Киево-Печерского монастыря – в XI-XIX вв. крупного религиозного и культурного центра, где велись летописи, имелась типография, иконописная мастерская и школа.
Разделение (схизма) христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую).
«Остромирово евангелие» написано в Новгороде дьяком Григорием для посадника Остромира. Древнейший из сохранившихся письменных памятников Древней Руси.
Составление в 40-70-х годах века древнейших летописных сводов в Киеве и Новгороде (не сохранились) [96].
Введение на Руси первого монастырского устава, т.н. «Студийского устава», игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием Печерским, одним из его основателей.
1073, 1076
«Изборники» князя Святослава Ярославовича.
Во второй половине века налаживается на Руси производстворукописных книг.
60-90 гг.
Строительство соборов романского стиля во многих городах Европы (их строительство, продолжавшееся длительное время, постепенно дополняется сначала элементами готики, а позднее они приобретают, преимущественно, готический характер.)
Основание университета в Парме.
Основание высшей школы в Багдаде – центре арабской культуры и науки.
«Песнь о Роланде» - французский героический эпос.Появление в Англии шпильманов - бродячих музыкантов и циркачей; не церковные, а мажорные, мелодии.
1068-1121
Гийом де Шампо - французский философ-мистик,
представитель раннего реализма, епископ. Друг Бернарда
Клервосского и противник Абеляра. Основал богословскую школу при монастыре Сен-Виктора в Париже, ставшую важным центром мистической теологии. Представители этой школы знали Аристотеля по арабским источникам, явившись в этом отношении предшественниками схоластики. Использовали тру ды античных мыслителей, в частности «Тимей» Платона для обоснования принципов средневекового «реализма», а также считали себя последователями Демокрита и Эпикура и возродили идеи античного атомизма. Так, например, философ-схоласт, Гильом из Конша, являвшийся членом этой школы, по утверждению Иоанна Сольсберийского, заменил религиозное учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах. Расцвет этой школы был связан с деятельностью Гуго Сен-Викторского и Ришара Сен- Викторского.
Основание рыцарского ордена иоаннитов (госпитальеров).
«Изборник» Святослава Ярославича (одна из древнейших русских рукописных книг).
Школа правоведения в Болонье.
Технические достижения
Ветряные мельницы в Европе. Ножной ткацкий станок. Использование тяжелого плуга. Распространение компаса. Вращающийся штурвал.
Чума в Европе
Начало раздробления Киевской Руси
Собор Сан Марко в Венеции.
1096-99
1-й Крестовый поход
Завоевание Иерусалима крестоносцами под предводительством Готфрида Бульонского. Создание Иерусалимского королевства.
КонецXI в.
Радульф Арденский в своем сочинении “Spekulum universale” впервые в Средние века разделяет знания на четыре группы и классифицируе т при этом (по аналогии с семью свободными искусствами») семь «механических искусств»: 1) victuaria – (сельское хозяйство, рыбная ловля и др.) 2) lanifikaria – ткачество; 3) archtectoria – архитектура (подразделяющаяся на cementaria – каменных дел мастерство, carpentaria – деревянное строительство; fabrile – ремесленные работы; maleatoria – стенная роспись, fusoria – литье, excsklusoria – скульптурные работы; 4) sufragatoria – вспомогательные средства – инструменты для работ, средства передвижения и т. п. 5) medecinaria – медицина; 6) negotiatoria – торговля; 7) patroginaria – военное дело. В XII веке Гуго Сен- Викторский даст их развернутую хактеристику.
Ириней –правовед из Болоньи окончательно восстанавливает в целостности «Кодекс Юстиниана»( Corpus Juris Civils),он был канонической основой всех правовых систем европейских государств вплоть до XVIII века.
Франция – формирование единого государства. Завоевание юга Франции северофранцузскими феодалами. Укрепление королевской власти. Развитие строительства общественных зданий в городах: соборов, ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже, на Руси – в Новгороде).
Распад Киевской Руси. Развитие строительства общественных зданий в городах: ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже и Новгороде).
При сохранении в этом веке «полной погруженности в веру», в теологии, литературе, праве, искусстве этого периода намечаются новые тенденции, получившие в науке о культуре обозначение «РенессансаXII века». К ним относятся:
1.Стремление религиозного сознания на проникновение в мирскую жизнь при сохранении своего доминирующего влияния. Достаточно отчетливое обозначение в теологии схоластические тенденции, связанные со стремлением логического обоснования бытия Бога и построению на этой основе стройной и всеохватывающей религиозно-символической системы мироздания, которые найдут свое наиболее полное выражение в знаменитых «Суммах» теологии второй половины XII –XIII веков, а также с появлением в учениях ряда христианских мыслителей элементов ограниченного гуманизма (Пьер Абеляр, Бернан Шартрский, Иоанн Сольсберийский), выражавшихся в обостренном интересе к человеческим чувствам и переживаниям и в любви к античному миру, которая нашла отражение в знаменитом рассуждении Бернара Шартрского о себе, по сравнению с древними, как о «карлике стоящем на плечах великана», в глубокой убежденности в том, что в обоснование тех или иных богословских истин должны быть положены труды авторитетов. В этом веке создаются единые своды сочинений античных авторов из переводов с греческого (греческий язык не был распространен, его мало кто знал) и арабского (арабский Восток в этот период был одним из центров, где сохранялось античное знание, труды античных философов и ученых Аристотеля, Плотина, Эвклида, Гиппократа и др.)
2.Возвышение парижской схоластической школы. Разграничение теологии и канонического права и возрождение правовой учености (Грациан, ученик Абеляра).
3.Возникновение новой литературы на национальных языках. Параллельное развитие традиционной латинской литературой: различных форм национального эпоса («жесты»)[97]. Рыцарского романа и «куртуазной поэзии». Расцвет лирической поэзии на латинском языке и одновременно широкое распространение лирической поэзии на национальных языках (трубадуров, труверов, миннезингеров).
4.Формирование «ученой культуры» Средневековья, стремительный рост интереса к знанию («вежеству») среди различных слоев средневекового общества. Переводы с греческого и арабского языков «Начал» Эвклида, сочинений Аристотеля по метафизике, логике и поэтике. В преподавании используется стандартная учебная программа изучения 7 «свободных искусств», в которой противоречиво сочеталось изучение традиционных дисциплин: диалектики, арифметики, геометрии, музыки, астрономии, грамматики (предназначаемая для философии) и таких, как физика – представлявшая собой смесь предрассудков, алхимических и магических представлений о природной действительности и некромантия (общение с душами умерших). «Ученым человеком» считался всякий, кто прошел курс изучения этих дисциплин.
5.Большое значение в развитии «ученой культуры» имело создании единой системы знания. Она сложилась в результате включения в систему знания, наряду с семью «свободными искусствами, и семи «механических искусств», объединявших дисциплины, имеющие отношение к практической деятельности. В результате эти искусства получили право. Этим актом обозначалось их законное (с точки зрения христианской этики) право, наряду со «свободными искусствами участвовать в «трудах духа». Одновременно, с этим он способствовал и тому, что в самой системе «свободных искусств» изменились приоритеты. Ведущее место в изучении этих дисциплин отводится не наукам «тривия», имевшим отношение к философии, а наукам «квадрия» - «математическим» дисциплинам, непосредственно связанным с системой «механических искусств». Создание единой системы знания сыграло в дальнейшем важную роль в развитии европейской науки и искусства в качестве самостоятельных форм культуры разума. Произведения готического стиля в архитектуре и малых формах (миниатюра, например) стали первыми примерами творческих решений, которые были органически связаны с формами организации труда мастеров и определялись нормами, ремесленной», а не клерикальной среды, хотя сознание мастера-ремесленника безусловно оставалось при этом «погруженным в стихию веры». При этом происходит синтез веры и стихии мирской жизни. Символом этого нового синтеза стал готический храм, воспринимавшийся не только как сакральный символ, но и как синтез наук и искусств.
6.Формирование нового художественного стиля–готики, возникшегов результате взаимодействия различных новых факторов в духовной жизни средневекового общества на границе перехода от раннего к зрелому Средневековью, о которых речь шла выше, а также в результате развития ремесла, которое приобретало все более и более самостоятельное значение по отношению к церкви[98]. Произведения готического стиля в архитектуре и малых формах (миниатюра, например) стали первыми примерами творческих решений, которые были органически связаны с формами организации труда мастеров и определялись нормами, ремесленной», а не клерикальной среды. Хотя сознание мастера-ремесленника безусловно оставалось при этом «погруженным в стихию веры», получение ремесленником статуса «мастера» безусловно придавало его деятельности индивидуальный характер. Формируется новое отношение к труду, как богоугодному делу, а технические нововведения больше не считаются греховными. В результате достигался синтез веры и стихии мирской жизни. Символом этого нового синтеза стал готический храм, воспринимавшийся не только как сакральный символ, но и как синтез наук и искусств, что привносило в стихию христианской веры новый гуманистический элемент, наполняло ее живым дыханием человеческого чувства и мысли[99].
7.Возникновение на базе крупных школ первых университетов («всеобщих школ»). Их автономия определяется королями и папами. Первыми такими университетами были университеты в Реджо, Болонье, Салерно, Оксфорде, Париже, Монпелье, в них имелись факультеты богословия, права, медицины, искусств.
1048-1131
Омар Хайям - персидско-таджикский поэт, математик, физик, астроном и философ. Развивал в своих математических сочинениях идеи Эвклида, к трудам которого написал комментарии и учения о числе пифагорейцев. Автор «Трактата о бытии и долженствовании» и многочисленных математических сочинений.
1079-1142
Пьер Абеляр – французский философ-схоласт, писатель, богослов.Автор автобиографической книги «История моих бедствий» (до 1136) и знаменитой переписки со своей женой аббатисой Элоизой, в которых теология и гуманизм, любовь божественная и любовь человеческая, стремление к постижениюбожественной мудрости и самопознанию образуют органический синтез. Благодаря этим произведениям, имевшим широкое хождение в списках, «интерес к человеческим чувствам и самовыражению, присущий в эту эпоху ограниченномукругу изощренных умов, развился до невиданных размеров» [100]. Ученик Росцелина и Гильома из Шампо –основателя Сен-Викторской философской школы-центра ортодоксального богословия (впоследствии Абеляр стал его решительным противником). В 1113 Абеляр основал свою школу. Благодаря систематическому использованию логики при обосновании церковной доктрины, фактически заложил основы современной теологии. Выступал в роли оппонента Бернарда Клервосского – одного из авторитетных «отцов церкви», вдохновителя крестовых походов, теолога–мистика, ортодокса, отстаивавшего незыблемость церковного предания и порицавшего схоластику за новшества и рационализм.
1090-1153
Бернард Клервосский – церковный и полит. деятель, мистик, «учитель церкви», сторонник папской теократии, вдохновитель 2 крестового похода. Стоял на позициях крайней ортодоксии и догматизма, порицал за рационализм схоластику. По мнению К., только любовь к Богу открывает путь к духовному совершенству, которое достижимо только в экстатическом «слиянии души с Богом». Противник Абеляра и гонитель еретиков.
1096-1141
Гуго Сен-Викторский – философ-схоласт и богослов, педагог. Самый крупный представитель Сен- Викторской Философской школы, основаной Гильомом де Шампо. Автор многочисленных богословских трактатов. Следовал традициям раннехристианской литературы. Будучи убежден в в высоких достоинствах человеческого разума, включил в общую систему человеческого знания, наряду с 7 «свободными искусствами», 7 «механических искусств»: ремесло, вооружение, торговлю, сельское хозяйство, охоту, медицину и театр. И дал их детальную характеристику в своем сочинении «Дидоскалион или Семь книг назидательного обучения».[101]Стоя на позициях дидактического обучения, он определил главной задачей своего сочинения научение учащихся в том, что и вкакой последовательности должно изучать, чтобы быстрее постигнуть искусства и науки. Т.к. считал, что человек приближается к богу постепенно через «путешествие ума»[102].Он принимает аристотелевское деление знания на четыре категории,наполняя его, при этом новым актуальным смыслом. Он разделяет знания на теоретические, практические, механические и логические. «Тривиум» и «квадриум», в этой системе знания, сохраняют свое первоначальное приоритетное значение, но будучи соотнесены в ней с «механическими искусствами», приобретают более широкое значение так как ориентированы не только на формирование духовного мира человека(в христианском его понимании),но так же и на связь(через посредство «механических искусств», с практической деятельностью в том ее качестве как она выглядела в конце XI начале XII вв. Термин механические искусства» он использует для обозначения принципиального различия «божественного творения» и «человеческого творчества» [103]. Человеческое творчество (механическое искусство») всего лишь «обман», результат ловкости и искусности, оно лишь копирует работу природы. В этой способности «имитировать природу» - сущность творчества. Все вещи, которые создает человек, имитируют предметы природы. Так, скульптор, создающий статую, имеет моделью человеческое тело, строитель, построивший дом, гору, портной, который шьет «одежду, глядел на то, как вещи, растущие одна за другой обладают их собственным покрытием, их природу от опасности защищающим». Вместе с тем «…разум человеческий блистает ярче в изобретении всех этих вещей, чем если бы он обладал ими от природы… Отсюда возникло бесконечное разнообразие живописи, тканья, резьбы и строительства, так, что мы с удивлением созерцаем не только природу, но равно и художника»[104].
В сочинении дается характеристика культурного значения торговли, которое состоит в том, что она является не только процессом обмена товарами, но расширяет знания человека о неведомых доселе мирах, примиряет народы останавливает войны, укрепляет мир на земле и соединяет народы к их общей пользе. Включения в систему «механических искусств» театр Гуго не только отдает ему должное как «самому популярному месту для развлечения», но замечает при этом, что этим удовольствием «ум освежается».
1033-1109
Ансельм Кентерберийский – теолог, последователь Августина. Один из родоначальников средневековой схоластики [105]. Ему принадлежит известная формула христианской теологии «Верить, чтобы понимать» (credo utuntelligam) и разработка онтологического доказательства бытия Бога. В своих рационалистических комментариях христианских текстов использовал глубокое знание философии Платона и Плотина, интерпретируя христианские верования в терминах логических доказательств.Ансельм и его ученики, пишет современный теолог и историк философии средневековья Э.Жильсон, прославились «дерзким применением рационалистических доказательств» [106].
Теофил (Рогерус из Хельмарсхаузена) - мастер собора, монах францисканской церкви. Автор «De diversis atribus» («О различных искусствах») - учебника разнообразных искусств, самого значительного средневекового пособия по прикладному искусству. В нем содержится подробное описание приемов и методов работы живописца, литейщика колоколов, витражиста, мастера золотых и серебряных дел. Одновременно дается и общая характеристика мастерства художника. Согласно Теофилу, оно является даром Божьим. Для художника его мастерство – единственно возможный путь познания Бога. Величайшим мастером является сам Бог, для художника же его мастерство единственно возможный путь познания Бога через его творение. (В таком истолковании художественного творчества Теофил следует традиции, идущей от Аристотеля, который в «Метафизике» и «Никомаховой этике» отличает ремесленника, имеющего всего лишь опыт, от художника-мастера, владеющего тем или иным искусством. «Владеющие опытом способны научить, а имеющие опыт не способны» пишет Аристотель в «Метафизике [107]Вместе с тем эта традиция в трактате переосмыслена в духе христианской мифологии и мистики. Все рецепты связанные с приготовлением красок, литьем, обработкой драгоценных камней и металлов,сопровождаются советами а, заимствованными из средневековой магии и местной языческой мифологии. В результате написанный на латыни трактат, по существу воспроизводит способ мышления средневекового человека в котором синтезированы античная традиция и местный фольклор[108].
1100-1160
Петр Ломбардский – философ- схоласт и богослов.
1113-1125
Владимир Всеволодович Мономах – великий князь Киевский, объединяет большинство русских земель.
1113-1118
«Повесть временных лет»-древнейший свод русских летописей.
Владимир Мономах «Поучение».
В Севилье открывается мастерская по переводу с арабского на латынь научных и философских трудов (переведено около 20 трудов).
1126-1198
Ибн Рушд (Авероэс) – арабский философ, представитель восточного аристотелизма, врач. Автор многочисленных комментариев к сочинениям Стагирита. В трактате «Самоопровержение самоопровержения» отрицал бессмертие человеческой души и утверждал идею бессмертия всеобщего разума. Оказал влияние на формирование одного из трех главных течений средневековой (христианской) философии – аверроизма.
Бернардр Шартрский – философ-схоласт, магистр шартрской школы. Утверждал идею абсолютного приоритета нравственности над ученостью и отстаивал тезис «Без этики (христианской) нет учености».
Конрад Регенсбургский «Песнь о Роланде» (нем. версия франц. хроники), ее прототипом послужила старофранцузская эпическая поэма.
1135-1204
Моисей Меймонид еврейский религиозный философ. Автор труда «Путеводитель колеблющихся», в котором стремился к синтезу библейской веры и философского умозрения и предлагал те места из библейского текста, которые противоречат доказательствам разума понимать иносказательно. Оказал влияние на европейскую схоластику 13-15 вв.
Готика во Франции (до начала 16 в.) родоначальница этого стиля. Начало готики обозначено строительством в 1144 году в Париже аббатства Сен. Затем следует ее повсеместное распространение в городах Зап. Европы, в Англии, Германии и др.[109].
«Песнь о моем Сиде» (исп.)
Первое летописное упоминание о Москве. Летописание на Руси: Киевская летопись. Владимирский летописный свод. Новгородская первая летопись.
1147-1149
Второй крестовый поход.
Появление раннего (анонимного) миннензанга нем. поэтов-певцов. Одноголосое светское искусство трубадуров и труверов в Юж. Франции (до нач. 14 в.).
Врачи медицинской школы в Салерно образуют «Гиппократово общество» (прообраз более поздних научных обществ).
Церковь официально запрещает христинам ростовщичество.
1125 –1195
Бернарт де Вентадорн – трубадур из Прованса- расцвет придворной куртуазной поэзии (до сер. 13 в.).
Досередины XII века
Расцвет Владимиро-Суздальской школы изобразительного искусства и архитектуры (Строительство соборов на Руси (Переяславль-Залесский, Новгород, Псков и др.)
1164
Начало строительства Успенского собора во Владимиреглавного храма Владимиро-Суздальской Руси (расписанфресками Андрея Рублева и Даниила Черного).
1126-1198
Ибн Рушд (лат. Аверроэс) – выдающийся арабский философ, представитель арабского аристотелизма, переводчик на лат. «Начал» Эвклида, астрономических таблиц и тригонометрии арабского математика аль-Хорезми.
1100-1160
Петр Ломбардский –франц. философ-схоласт и богослов, ученик П. Абеляра и Г. Сен-Викторского, автор сочинения «Сентенции», в котором дал систематическое изложение католического богословия.
1163
Начало строительства кафедрального собораПарижа Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) – шедевр ран. франц. готики.
Церковь Покрова-на-Нерли – шедевр русской архитектуры.
Церковь Св. Георгия в Ст. Ладоге (Новогородская школа).
Начало расцвета немецкой куртуазной поэзии (следовала французским образцам) и формирования немецкого литературного языка.
Распад Киевской Руси. Андрей Боголюбский, возглавив коалицию 11 князей, захватывает и разграбляет Киев, после чего Киев утрачивает значение столицы.
1176-1212
Правление ВсеволодаIII Большое гнездо. В этот периодВладимиро-Суздальская Русь достигает наивысшего расцвета.
Основание русскими монахами монастыря на Афоне.
Эльхард фон Эберге – Первое переложение сюжета о «Тристане и Изольде» на немецком языке.
1170-1215
Гартман фон Аруэ, поэт- миннезингер, автор рыцарских романов цикла о короле Артуре, «Григорий Столпник», «Бедный Генрих», песен о крестовых походах.
Немецкая переработка французского «Романа о Лисе».
Кретьен де Труа - автор поэм о рыцарях Короля Артура и повести «Персеваль, или повесть о Граале».
1181-1226
Франциск Ассизский – монах, бродячий проповедник, канонизирован в 1228 как один из величайших святых христианской церкви. Покровитель Италии. Основатель нищенствующего ордена францисканцев. Называл себя «Божьим скоморохом». В проповедях призывал любить все живое, сотворенное Богом: людей, животных. Автор ряда сочинений на лат. языке: «Похвала добродетели», «Похвала Богу», на ит. языке «Кантики брата Солнца, или похвала Творению».
Поход Новгород - Северского князя Игоря Святославича против половцев. Жестокое поражение и пленение русских князей.
Первые упоминания о «праздниках дураков» -
Шутовских фестивалях в Зап. Европе. Были приурочены к церковным праздникам и пародировали культовые ритуалы и тексты Священного писания. Запрещались церковью, но пользовалисьпопулярностью в низших слоях клира и у студентов.
1189-1192
Третий крестовый поход.
1193-1280
Альберт Великий – нем. философ, богослов, учитель церкви,естествоиспытатель-алхимик, учитель церкви. Преподавал в Парижском и Кёльнском университетах. Комментатор Аристотеля, которого истолковывал с позиций католического богословия. Вместе с ему принадлежит заслуга введения в контекст христианской мысли идей Аристотеля, которого он считал наряду с Августином одним из двух высших авторитетов в философии и теологии. Августин является для него высшим авторитетом в характеристике «высшего разума», Аристотель разума научного. Истинная мудрость, по его мнению, основывается на «высшем» Божественном разуме, а наука на «разуме низшем». Эту традиции позднее продолжил его ученик Фома Аквинский. Отдавая должное Аристотелю как ученому и мыслителю Альберт боролся против аристотелизма в богословии считая, что «теологи открыли в душе новую способность, о которой философы и не подозревали» - ту часть души, которая дает работу не науке, а мудрости» [110]. Автор многочисленных трудов по логике, этике, физике, ботанике, химии, механике. Боролся против ересей и аверроизма. В сочинении «Сумма теологии» предпринял попытку создать единую систему католического богословия. Его сочинение в трех книгах «О свойствах трав, камней и животных», представлявшее собой причудливую смесь наблюдений, предрассудков, средневековой магии и алхимии», было обязательным учебным пособием для учащихся и студентов монастырских школах[111].
Начало строительства собора Нотр-Дам в Шартре.
Гартман фон Аруэ «Бедный Генрих» - роман в стихах.
1198-1216
Иннокентий III – римский папа. Идеолог 3 крестового похода иинквизиции.Автор сочинения «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния», в котором отстаивалась идея папской теократии: короли-вассалы папы, папы - «викарии Иисуса Христа» и подвергалась решительной критике гуманистическая идеология. Все сочинение пронизано проповедью религиозного аскетизма и презрением к человеку, выраженному в самых крайних его формах. Человек объявляется в этом сочинении самым «жалким и ничтожным» из всех живых существ, воплощением вселенского плотского греха. Сочинение переиздавалось и повсеместно распространялось церковью в течение последующих трех веков в качестве образцового выражения принципов религиозного аскетизма. В эпоху итальянского Ренессанса стало объектом критики таких гуманистов, как Петрарка и Маннети.
Роберт де Борн-фр. Роман «Мерлин» Вольфрам фон Эшенбах эпич. роман «Титурель».
Записана «Песнь о Нибелунгах», ставшая впоследствии знаменитой как произведение немецкого средневекового героического эпоса. Ее сочинил австрийский поэт неизвестного происхождения. Сюжеты «Песни» нашли отражение и в песнях «Эдды» о Сигурде и Атле, в «О Вольсунгах» (13 в.), «Поэме о Зигфриде» (12-13 вв.).
Основание университета в Перудже.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление