Флоренция становится центром итальянского гуманизма
КВАТРОЧЕНТО
Италия.
кватроченто) – период«зрелого Возрождения» (до сер. XVI в.)
НАЧАЛО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ-
Ввозвышение рода Медичи, покровительствующих развитию культуры и искусства: Повышается степень знакомства с греческой культурой. В результате переселения из Византии в ученых-греков (М. Хрисолора,
И.Аргиропула, Ф. Газа, Г. Трапезундского, В. Никейского). Улучшается качество переводов и комментирования трудов Аристотеля и Платона.
Возрождается интерес, в средегуманистов, к философии платонизма.
Джорджоне, Леонардо да Винчи, Дж. Беллини,, Босх, Дюрер)
Австрии, Баварии,Чехии, Польше
Скульптура т.н. «мягкого стиля» мастеров прекрасных Мадонн
Россия.
Придворная жизнь организуется по правилам Византийского двора. Символом государства становится двухглавый орел..
Культурный подъем,
Формировани е русской национальной культуры. Развитие литературы, в которой типичным жанром был жанр «Жития святых», в который включались не только сюжеты, связанные с жизнью святых, но и разнообразные сведения географического, исторического, литературно-художественного характера, рассуждения о пользе книг. Типичным представителем этого жанра в это время был Епифаний Премудрый Развитие книжных центров в Новгороде, Пскове, Твери, Ростове, Суздальском княжестве, большинство которых было связано с монастырями. Рост грамотности широких масс населения Высокий уровень знаний, связанный со строительством и значительные достижения в искусстве, прежде всего в иконописи (А. Рублев, Д.Черный, Дионисий) [137].
1400-1464
Рогир ван дер Вайден – нидерландский живописец,оказавший значительное влияние на развитие Европейской живописи.
1400-1470
Якопо Беллини – итальянский. живописец, представитель венецианской школы живописи
1401-1464
Николай Кузанский - нем. философ, ученый теолог, кардинал и легат всей Германии. К. обладал широкими гуманистическими интересами разыскивал и собирал старинные рукописи,признавал вращение земли вокруг своей оси. Составил географическую карту Цен. Европы. Явился одним из тех представителей христианского гуманизма,идеи которых оказали непосредственное влияние на формирование таких представителей культуры Возрождения как Леон Батиста Альберти, Джордано Бруно, Пикко делла Мирандола Вместе с тем «Кузанский лишь отчасти принадлежит эпохи Возрождения»[138]. В основе его философских взглядов лежала связь античной традиции(платонизм в истолковании Дионисия и Скота Эреугены), схоластики, (оккамизм), мистики (Экхард) и гуманистического естествознания (прежде всего и математики).Был автором многочисленных сочинений богословского философского, научного характера в том числе: «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях»(1441-1444), диалогов о «простеце» («Простец о мудрости», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами» (1450) и др. Трактатов по математике «О предположениях» и др. «Игра в шар». «Охота за мудростью», «Вершина созерцания» (1458-1464). Бесед религиозно- нравственного характера: «Утешитель же дух», «Поступайте по духу» (1455).
В беседе «Поступайте по духу» К. утверждает, что «душа имеет свою меру» и уподобляет«разумную душу» числу. Подобно числу, «которое одновременно и простое и составное», разумная душа так же простая и составная, но душа является числом «не в смысле математического числа или количества, а в смысле бытийного числа ( т. е. отражающего реальные соотношения и закономерности предметного мира, его ритм и соразмерность Г.П.) из которого понятия математического числа извлекаются по подобию … Сама по себе душа, конечно и не число, и не гармония, … но будучи сотворена для того, чтобы ей была показана слава всемогущего творца, она имеет духовное око ума для видения всех созданий бога,для различения или суждения …Однако всякое различие,без которого невозможно суждение предполагает число…».Проводя различие между «математическим» и «живым» числом К. придает учению о числе новый нравственный смысл, что теоретически обосновывало, то сближение «свободных» и «механических (основывавшихся на математических знаниях) искусств», которое наметилось в период зрелого Средневековья и в конце концов стало свершившимся фактом в связи с развитием науки и искусства в 14-15 веках. Тем самым был сделан важный шаг на пути создания единой системы знания. С этого момента конкретному знанию и художественному ремеслу, вооруженному представлением о «живом числе», открывается доступ к «плодам духа»[139]. Провозглашая религиозную идею о Боге как воплощении Всемогущества и «возможности всякой возможности», К. вместе с тем не отрицал и могущества человеческого ума, хотя оно и не беспредельно. По мнению К., человек является наседником божественной мудрости, т. к. «созданный по образу и подобию Божьему, одушевленный божественным дыханием и наделенный разумом заслужил участия в мудрости и таланте божественного ума. К. предпринял попытку реформирования схоластики путем приведения ее в соответствие с новыми достижениями знания: «Бог пользовался при сотворении мира арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией всеми искусствами, которые и мы так же применяем, когда исследуем соотношения вещей, элементов и движений», - пишет К. в трактате «Об ученом незнании» (гл. XIII). К. Вместе с тем в этом же трактате К. утверждает: «Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем то неделимом», т.е. в Боге ибо он является воплощением той бесконечности в которой «свертываются» и совпадают противоположности. «Мудрость не в риторическом искусстве и не в толстых книгах, а в отделении от чувственных вещей и в обращении к простейшей и бесконечной форме …научись принимать мудрость в храме тела очищенном от всякого порока, и прилепляться к ней жаркою любовью…» Бог по К. является воплощением «формы форм» и источник всех иных форм поэтому мудрость состоит в любви к богу-любви очищенной от всех плотских вожделений.
1401-1428
Мазаччо – итальянский живописец, крупнейший представитель флорентийской школы Ран. Возрождения (росписи в Пизе и Флорентийской Санта-Мария Новелла
1403-1472
Виссарион Никейский – византийский философ, богослов, епископ Никеи, кардинал. Знаток древностей. Представитель христианского гуманизма. Стремился примирить платонизм с христианством. Гл. труд «Против клеветников Платона». Перевел на латынь «Метафизику» Аристотеля, «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта. Собрание его рукописей составило основу венецианской библиотеки Сан Марко.
Основан университет в Турине.
1404-1472
Леон Баттиста Альберти – выдающийся итальянский архитектор,ученый, теоретик искусства. Автор трактатов: «О статуе», «О живописи», «О зодчестве». В архитектуре использовал античную ордерную систему.
Андрей Рублев совместно с Феофаном Греком расписывает Благовещенский собор в Московском Кремле.
А. Рублев и Д.Черный, роспись Успенского собора во Владимире.
А.Рублев: иконы звенигородского чина «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».Основана одна из первых английских торговых компаний (купцов-предпринимателей), соперник Ганзы.
1407-1457
Лоренцо Валла - выдающийся итальянский гуманист, мыслитель и писатель. Автор многочисленных сочинений в которых затрагивались актуальные, для эпохи раннего Возрождения проблемы этики,филологии, философии и религии. Опираясь на античную традицию В. стремился творчески ее переосмысливает в соответствии с общей Ренессансной установкой –приоритетным интересом к реалиям человеческой жизни и противопоставляя этот интерес взглядам, как античных мыслителей, так и средневековых схоластов Основными работами В. являются: 1. Диалог «Об истинном и ложном благе» в котором, подвергаются переосмыслению традиционные (стоические, эпикурейские и перипатетические – аристотелевские) представления о Благе и добродетели и формулируется основной принцип гуманистического истолкования этих проблем, который состоит в том, что истинным принципом этики не может быть философское (абстрактное) определение блага и добродетели, а практическое действие в соответствии с естественным стремлением человека к удовлетворению личного интереса, собственной пользе, что является подлинным источником Блага и связанного с ним наслаждения. При этом следует исходить из правильного понимания личного интереса, которое состоит в том, что «большее благо» индивида достижимо только путем согласования своего интереса с интересами других людей. Т.к. важнейшим условием большего блага является любовь других людей. Основным принципом человеческой этики должна стать не «Добродетель – пустое и бесполезное слово, ничего не выражающее и не доказывающее, … ради нее ничего не следует делать…»[140],а руководствоваться во всех своих действиях «одной лишь пользой», помня при этом, что главным должен быть принцип» быть полезным человеку с тем, чтобы он был полезен тебе. 2. Трактат «Диалектические опровержения» (анализ логики Аристотеля), в котором подвергается решительной критике схоластическийметод философствования, которому противопоставляется филологический метод чтения священных текстов и очищения его от позднейших искажений, привнесенных в него тенденциозными комментаторами. 3.В рассуждении «О ложном и вымышленном дарении Константина» он опровергает присвоение церковью права на светскую власть. 4. В «Замечаниях о сравнении различных кодексов Нового завета» и других филологических исследовании». В. делает попытку вернуть тексту священного писания его первоначальный вид и смысл. 5. В диалоге «О свободе воли» решительно отвергает схоластическое богословие и противопоставляет ему филологический метод в котором язык священного писания трактуется., как воплощение духа, а его слово как воплощенная мысль.
С именем Лоренцо Валла связан период перехода в европейской культуре на позиции Ренессанса и утверждения в ней позиции гуманистической системы ценностей.
Основан университет в Лейпциге(ушедшими из Пражского ун-та профессорами, противниками гуситов).
Во Франции выходит периодическая «Газета парижский буржуа» (до 1444).
Ф. Бруналлески разрабатывает линейную перспективу, основанную на законах геометрической оптики, дающую возможность создавать большие чертежи,создающие иллюзию подлинных зданий расположенных в определенном ракурсе.
Епифаний Премудрый – русский писатель-агиограф «Житие Сергия Радонежского».
Основан университет в Ростоке.
«Сказание о Мамаевом побоище» (самый подробный рассказ о Куликовской битве 1380 основанный на свидетельствах очевидцев).
Новгородчеканит монету.В1421 году заключает торговый договор с Ливонским орденом
Москва Начало строительства Спасского собора Андроникова монастыря, выдающегося памятникаархитектуры Московской школы.(до 1492)
Ф. Брунеллески – Флорентийский собор – первый крупный памятник архитектуры Возрождения и достижения инженерной мысли в Италии.
1420-1480
Жан Фуке, франц. живописец, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции.
1420-1492
Пьеро делла Франческо - итальянский живописец, создатель картин на религиозные сюжеты «Бичевание Христа», «Крещение Христа», «Мадонна делла Мизерикордия со святыми», фресок, портретов. Автор трактатов «О перспективе в живописи»и «Книги о пяти правильных телах».
Джованни Медичи – вождь народной партии, богатый купец избран правителем Флоренции.
Россия Строительство Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.
Витторио да Фельте (1378-1446) итальянский. гуманист, педагог создает близ Мантуи гуманитарную школу «Дом радости».
Л. Гиберти композиция бронзовых дверей во Флорентийском баптистерии.
Мазаччо – росписи капеллы Бранкачи (до 1428) фрески «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Св. Петр и Иоанн раздающие милостыню» и др.
В 1426 -1427 фреска «Троица» в ц. Санта Мария Новелла
А.Рублев и Д.Черный: роспись Троицкого собора Троицко-Сергиева монастыря (иконы иконостаса).
А. Рублев – роспись собора Андроникова Монастыря
Фома Кемпийский – нидерланд. латинский писатель «О подражании Христу», классическое сочинение по христианской аскетике,переведено на все европейские языки и выдержало ок. 2-х тыс. изданий.
Лоренцо Валла трактат «О наслаждении» (в 1433 под назван. «Об истинном и ложном благе»).
1431-1506
Андреа Мантенья – выдающийся итал. фресковой художник, мастер фресковой живописи и гравер. Представитель падуанской школы Ран. Возрождения.
Ян ван Эйк – нидерландский. живописец («Гентский алтарь»).
Основан университет в Пуатье.
1431-1463
Франсуа Вийон – французский. поэт. Автор поэм «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1461), баллад(в т.ч. «Баллады о повешенных»).
1433-1499
Марсилио Фичино – философ неоплатоник, писатель и религиозный реформатор, один из идеологов итальянского Ренессанса XV в., автор многочисленных переводов, комментариев и сочинений философского, религиозного, эстетического характера. Возглавил, по поручению Козимо Медичи, созданную им во Флоренции «Платоновскую Академию» - кружок различных представителей флорентийской интеллектуальной элиты, стремившихся к развитию идей гуманизма. Переводчик и комментатор сочинений герметиков, Платона и неоплатоников. В конце 60-х годов Ф. завершил перевод всех основных диалогов Платона и написал «Комментарий на диалог «Пир» Платона» (1469).
Будучи христианским мыслителем, разработал, опираясь на идеи Платона, неоплатоников и традицию христианского мистицизма, берущую свое начало в поздней античности (герметизм), новый ренессансный вариант богословия. В своем главном сочинении «Платоновское богословие, или О бессмертии души» (1474) он развивает тезис о «бессмертии индивидуальной души» и характеризует, на этом основании, человека как микрокосм, бессмертная душа которого является связующим звеном между божественным и земным началом, и тем самым выводит его за пределы той иерархии ступеней бытия, которая является основой традиционного христианского богословия.В трактате «О христианской религии» развивает учение о «всеобщей» и «естественной религии», которая должна основываться на тех рациональных элементах, которые содержатся в древнейших теологических системах. Начала подобной религии, по мнению Ф., содержались уже в Герметических сочинениях 3 в. до н. э. С перевода в 1463 году знаменитого «Герметического свода», приписываемого легендарному Гермесу Трисмегисту, он начал свою деятельность по переводу на латинский язык греческих текстов. Он переводит не только всего Платона, но и Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Псевдо-Дионисия Ареопагита и др. Философские и религиозные взгляды Ф. оказали значительное влияние не только на философскую и религиозную мысль, но и на искусство периода Высокого Возрождения, его идеи ощутимы в сочинениях таких выдающихся мыслителей, как Пикко делла Мирандола, Джордано Бруно, Патриции Компанелла, в поэзии Козимо Медичи, творчестве Ботичелли, Тициана, Микеланджело, Кранаха и Дюрера. Фичино был также автором сочинения, в котором изложил концепцию музыки, основанную на пифагорейской традиции.
Козимо Медичи –правитель Флоренции, «отец отечества», соблюдает республиканскую форму правления. Покровительствует культуре и искусству.
Основание университета в Катании (Италия).
Л.Б. Альберти – трактаты «О статуе», «О живописи» (впервые дал теоретическое истолкование законов перспективы).
1435-1511
Йоханес Тинкторис –франко-фламандский. теоретик музыки. Автор первого словаря музыкальных терминов(«Определитель музыкальных терминов»).
И.Гутенберг - первым в Европе применил печатанье с использованием подвижных металлических литер,закрепленных в раме
1436-1488
Андреа дель Верроккьо– выдающийся итальянский,живописец,скульптор и ювелир.. Работал во Флоренции и Венеции (работы: «Давид», «Колеоне», портреты Медичи и др.).Считается величайшим скульптором после Микельанджело и Донателло.
Виссарион Никейский - создает в Риме кружок любителей греческой философии (т.н. «Академию Виссариона».)
Николай Кузанский – трактат «Об ученом незнании» - одно из его основных сочинений.. Основными положениями трактата являются: 1. Тезис- «В осознании непознаваемости высшей истины содержится знание о ней». 2.. Формулируется идея диалектики конечного и бесконечного и дается характеристика с этой точки зрения представления о вселенной. З.Учение о математике, как единственно надежной из наук. Все эти положения трактата. К. оказали влияние на развитие научных представлений эпохи Возрождения.
Лоренцо Валла – «Рассуждение о Константиновом даре», который В. рассматривает как предмет ложной веры и истолкования.
1440-1502
Дионисий - ыдающийся русскивй иконописец.
Основан университет в Бордо.Козимо Медичи основывает во Флоренции библиотеку (Лауренциан у) – одну из крупнейших библиотек эпохи Возрождения.
1443-1485
Рудольф Агрикола – представитель раннего неммецкого гуманизма. Учился в Эрфурте, Кёльне, преподавал в Гайдельбергском университете. Более десяти лет провел в Италии. Занимался философией, музыкой, живописью, педагогикой. Автор соч. «О построении изучения» (1484) – сводагуманистической педагогики.
Первое типографское издание Гутненберга. (Стихи о страшном суде) г. Майнц.
Дальнейшее развитие книгопечатания
Страсбург – 1458
Будапешт, Краков, Мессина –1473
Кёльн–1465
Генуя, Валенсия – 1474
Рим –1467
Вроцлав – 1475
Барселона и Пльзень – 1468
Лондон– 1476
Утрехт, Венеция – 1469
Лейпциг – 1481
Нюрнберг и Париж – 1470
Вена, Мюнхен – 1482
Форенция и Неаполь – 1471
Москва – 1564
НиколайV – папа римский. Первый представитель культуры Возрождения на папском престоле (до 1455). Начинает реконструкцию собора Св. Петра, основывает Ватиканскую библиотеку.
Микельанджело начинает работать в соболрк Св.Петра
1449-1491
Доминико Гирландайо– итал. живописец.
Россия- основан Псковско-Печорский монастырь (в г. Печоры).
Леонардо да Винчи – великий итальянский живописец, скульптор, ученый архитектор, инженер.
Николай Кузанский - «О согласии веры» (трактат о единстве глубочайшей истинной основы всех религий).
«Кассельская рукопись». В ней названы 7 «особыхискусств»(строительство, ткачество, корабльевож-
дение, кулинария, медицина, придворные манеры,
умение поддерживать беседу), пдчиненные 7 «свободным искусствам»Донателло - Конная статуя кондотьера Гатамеллаты
1454-1494
Анджело Полициано – итальянский поэт гумманист «Сказания об Орфее», первой итал. светской драмы в стиле буколик.
Николай Кузанский Беседа «Поступайте по духу».
И. Гутенберг - печатает Библию (первое) полное издание на лат. яз. с цветными инициалами.
1555-1490
Витторе Карпаччо – итал. живописец венецианской школы Ран. Возрождения.
1457-1521
Себастьян Брант – нем. поэт, сатирик и гуманист, автор книги стихотворных сатир «Корабль дураков».
Основан университет в Фрайбурге.
В Майнце, в типографии Гутенберга напечатана «Псалтырь», в которой впервые применена многокрасочная печать.
1459(до1521)
Козимо Медичи основывает во Флоренции Академию (до 1521), которую возглавляет М. Фичино.
1459-1508
Конрад Цельтис -нем. лат. писатель-гуманист.Основатель литературного общества в Гайдельберге, издает в Вене «Германию» Тацита. Был увенчан лаврами первого немецкого поэта императором Фридрихом III. Автор трактата «Искусство версификации стихотворства».
Основан университет в Базеле.
Основана первая во Франции мануфактура.
Основана Антверпенская биржа.
Франция. Периодическая газета «Скандальная хроника (до 1483).
1462-1525
Пьеро Помппонаци –итал. философ, представитель аристотелизма. Автор много соч.: «О бессмертии души», «О судьбе,свободе воли и предопределении».
1463-1494
Пико делла Мирандола –итал. мыслитель-гуманист. Первым среди гуманистов изучил арабский и еврейский языки и читал в оригинале Ветхий завет и Коран. Считал, что все религии – частное проявление единой истины и могут быть применены в христианском государстве. Гл. соч. «90 тезисов», «О сущем и Едином», «Речь о достоинстве человека», в котором обосновывал тезис о человеке как «божественном мастере».
Николай Кузанский – «О вершине созерцания»(Бог есть возможность всей возможности. Его имя – Всемогущий, у Него нет ничего невозможного).
Первая в Италии типография (создана при бенедиктинском монастыре в Субиако.В 1467 году переведена в Ватикан)
Афанасий Никитин – «Хождение за три моря» -
записки о путешествии в Индию.
1469-1524
Васко да Гама – португ. мореплаватель и вице король Индии; открыл морской путь в Индию.
1469-1536
Эразм Ротердамский – нидерл. лат. писатель, филолог, ученый гуманист, богослов- «король гуманистов», выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, за доступность книг Священного Писания. Автор многочисленных соч. по богословию, педагогике, филологии. Наибольшее распространение получило его соч. «Похвала глупости» (1511), в котором выступил с резкой критикой томистского варианта христианской философии, в центре внимания которой были проблемы метафизики, физики, диалектики. В этой философии нет ничего достоверного, одни лишь догадки, и «природа смеется» над ними. Избавление человечества от этих «иллюзий» Э. видит в «глупости», понимая под ней осмеяние всего того, что скрывает истину. Она же таится в древней мудрости, за которой стоит «понимание жизни», не обремененное пустыми мудрствованиями. В философии такой мудростью обладали древние античные мыслители – досократики. В религии она содержится в Евангелиях и апостольских посланиях, понимание которых не должно быть осложнено силлогизмами. Э. считает, что для обновления разума и веры необходимо вернутся к истокам. Человеческую жизнь Э. уподобляет «комедии». Люди играют в ней некую заданную роль –лицедействуют. Однако, вглядываясь в эту игру, можно обнаружить в ней за лживыми гримасами лицедеев – истину. Так, например, за «безумным воодушевлением ревнителей христианского благочестия» обнаруживается, что их вечное стремление к счастью и благой жизни на деле является не чем иным, как желанием постоянного страдания, связанное с подобным сумашествием. Э. клеймит всех служителей культа: пап, епископов, монахов, видя в них подобного рода лицедеев. Э. был автором обширной переписки, в которой затрагивались многочисленные проблемы ренессансного гуманизма. Так, например, в письме к Ульриху фон Гуттену он создал яркий образ своего друга великого английского мыслителя Т. Мора, автора знаменитой «Утопии», в котором видел образец нового человека-гуманиста, ученого, политического деятеля, «бесконечно далекого от всякого суеверия».
1459-1521
В Париже создана первая типография (по инициативе ректора Сорбонны)
Козимо Медичи основывает во Флоренции
«ПЛАТОНОВСКУЮ АКАДЕМИЮ». Ее главой становится Марсилио Фичино. Он сочетал в себе занятие богословием философией,поэта и поклонника природы. Будучи поклонником Платона он возрождает интерес к наследию римской «культуры humanitas.» Ф. развернул этот термин в законченную философскую категорию.
Рассматривая, сложившиеся в эпоху Средневековья два ее различных толкования «низости» и «человечности, как характеризующих двойственность человеческой натуры. Он связывает понятие «культуры» прежде всего с «человечностью». Она трактуется Ф. как последовательное проведение в жизни людей «человеколюбия», которому он придает ему не только философский, но и сакральный смысл: «человеколюбие- образец ставший основой человека «божественным мастером», пишет Фичино, оно «высшая добродетель - «нет ничего более приятного Богу нежели любовь». Платоновская академия объединяла в себе самых различных людей, служителей культа, поэтов и философов, ученых, в числе которых были такие выдающиеся деятели культуры как философ Пико дела Мирандола и Микельанджело. Значение академии состояло в том,что ее представители придали гуманизму универсальное культурное значение и попытались объединить в единое целое «все знание»,придав ему при этом статус «космоса культуры» в котором обединились образованность и доброжелательность.
Создание «Платоновской Академии». Положило начало возникновению нового отличного о «университета» института высшего образования,открывавшего путь к союзу ремесла и знании, который будет осуществлен в многочисленных «Академиях»,которые получат повсеместное распространение в последующую эпоху и подготовят ту научно-техническую революции,которая произойдет в эпоху «Нового времени»
1471-1528
Альбрехт Дюрер – великий нем. художник и теоретик искусства.
При Лоренцо Медичи - «Великолепном» (1449-1492)Флоренция становится центром итальянского искусства Возрождения и гуманизма. Здесь работают Д.Гирландайо, С.Боттичелли, Микельанджело и др.)
Новгород.Распространение в среде прихожан и духовенства ереси «жидовствующих» (тринитариев). Отрицали христ. Догмат Троицы, почитание икон, мощей, чудес, ритуалов института церкви, духовную монополию церкви и проповедовали демократизацию «книжного учения. Его идеологам братьям Курициным и Ивану Черному сочувствовали Иван III и митрополит Зосима.
Основан университет в Мюнхене.
1473-1543
Николай Коперник - великий польский ученый-астроном. Гл. соч. «Об обращениях небесных сфер». Полное изложение гелиоцентрической системы мира, которое привело к революционным преобразованиям в естествознании. Было включено церковью в индекс запрещенных книг в 1616 г.
1472-1553
Лукас Кранах Старший– нем. живописец.
Основан университет в Трире.
Первая печатная книга в Польше (календарь на лат. языке).
Появление в Италии масляной живописи (до этого живопись темперой).
Андреа Верроккьо – «Давид».
Леонардо да Винчи – «Благовещение»
Первая печатная книга в Валенсии (на каталонском языке).
1474-1533
Лудовико Ариосто – итал. поэт и драматург. Автор поэмы «Неистовый Роланд» и комедий «О сундуке», «Чернокнижник», «Сводня» и др.
1475-1479
Аристотель Фьерованти – итал. архитектор, работает в Москве на строительстве Успенского собора. (Росписи работы Дионисия в XV-XVII вв.).
1475-1564
Микельанджело Буонарроти–великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.
Основание в Вестминстере первой англ. типографии. Здесь издаются «Кетерберийские расказы». Первая печатная англ. книга с илл. «Зеркало мира».
Сандро Ботичелии– «Весна».
Основаны университеты в Тюбингене, Майнце, Упсале (Швеция).
Начало формирования Русского нац. государства Кн. Московский Иван III подчиняет Москве Новгород, первоначально связанный с Ганзой.
Леонардо да Винчи – «Мадонна Бенуа».
1478-1535
Томас Мор – англ. гуманист, философ и государственный деятель. Автор «Утопии» - трактата с описанием идеального государства, основанного на идеях экономической, социальной и духовной свободы и равенства всех граждан. В создании своей «Утопии» использовал идеи Платона, стоиков, томизма и Эразма Ротердамского.
1478-1510
Джорджоне – итал. живописец.
1478-1553
Джироламо Фракастро – итал. врач и философ, один из основоположниковэпидемиологии, впервые создал систематическое учениеоб инфекциях и путях их передачи.
Правовая реформа в Нюрнберге (переход к римскому праву), послужившая основой для других городов Европы.
Основан университет в Копенгагене.
А.Верроккьо - Конный памятник кондотьеру Колеоне в Венеции.
Окончательное освобождение Руси от татаро-монголького ига.
В Париже на основе отдельных библиотек основана Королевская библиотека (в наст. время нац. библиотека Франции).
1480-1521
Фернан Магеллан – порт. мореплаватель. Организатор и участник 1-го кругосветного плавания.
Боттичелли – Фрески в Сикстинской капелле Ватикана.
Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов».
Перуджино – Фрески в Сикстинской капелле Ватикана.
Дионисий - Роспись иконостаса Успенского собора Московского Кремля.
Первое печатное издание «Начал» Эвклида (Венеция).
Дионисий – икона «Богоматерь Одигитрия»
Боттичелли – алтарная картина «Богоматерь дель Маньификат».
Великий инквизитор Торквемада (исп.) вводит в практику исполнения смертных приговоров аутодафе- сожжения на костре, т.к. «церковь не испытывает жажды крови».
Боттичелли – «Рождение Венеры» (до 1484)
А. Дюрер – «Автопортрет» (рисунок)
Леонардо да Винчи – «Мадонна в скалах»
1483-1520
Рафаэль Санти – великий итальянский живописец и архитектор.
Реформация Кризисные элементы в христианской культуре.
1483-1546
Мартин Лютер – глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Подобно гуманистам, этот религиозный реформатор выступил за возвращение к истокам христианской религии. Однако те цели, которые он при этом преследовал, были прямо противоположны целям гуманистов. Они выражались в полном отрицании какой бы то ни было связи между откровением и разумом, верой и знанием. Им руководила не вера в возможности и силы человека стать хозяином своей судьбы, а убежденность в том, что «человеческая воля и человеческий разум являются всегда и везде рабами или Бога или Демона. Философия с точки зрения Л. – пустая софистика. С этих позиций он подвергает уничтожающей критике как Аристотеля, так и томистов. Весь опыт христианской культуры средневековья, основной проблемой которой было стремление найти синтез знания и веры, Л. считает лишенным какой бы то ни было ценности и смысла и тем самым утверждает идею полного разрыва не только с традицией христианской культуры, но со всей культурой в целом. Итогом этого является, по существу, отказ от той «жизненной морали», того кодекса нравственных обязанностей христианина, в формировании которого у индивида христианская культура средневековья видела свою главную цель. Все, к чему стремится человек, все, куда ведет человеческий разум – это вожделение, эгоизм и себялюбие. Спасение человека целиком зависит от Божественной любви. Поэтому лишены смысла и занятия церкви «делами духа», вся ее «просветительская и воспитательная деятельность. Никакие ее усилия не в силах спасти человека – этого «раба воли», только воля Бога, которой человек должен полностью вверится. Тем самым Л. стремится утвердить абсолютную значимость веры в жизни человека за счет лишения в ней ценности того морального кодекса, который был важнейшим достижением христианской культуры Средневековья. Реформа Лютера, тем самым, явилась одним из проявлений того системного кризиса христианской культуры, который обозначился на рубеже перехода Европы от средневекового к нововременному ее состоянию.
Ботичелли«Рождение ВенерыНачало строительства в Московском Кремле Благовещенского собора. (Росписи Феодосия – 1508 г. В собор переносится иконостас работы А. Рублева и Феофана Грека, выполненный в 1405 г.)
Начало строительства кирпичных стен и башен МосковскогоКремля (до 1495; итал. архитектор П.А. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, М. и А. Фрязины).
Дж. Пико делла Мирандола – «90 тезисов по философии, кабалистике и теологии». Истинность тезисов, взятых из самых различных источников, М. пытался защитить перед христианскими теологами. В результате 13 из них были церковью осуждены как не соответствующие истине Писания. Вторичная попытка М. их обосновать привела к запрещению всех тезисов. Введением к тезисам была знаменитая «Речь о достоинстве человека», ставшая подлинным манифестом ренессансного гуманизма.
Генрих Кремер и Иоганн Шпренгер – нем. теологи–инквизиторы издают кн. «Молот ведьм», ставшую для католиков и протестантов гл. источником сведений о ведьмах, колдовстве и магии и борьбе с ними. В ней обосновывалась необходимость их пыток. Явилась стимулом «охоты на ведьм» и умножению процессов над ними до XVII века выдержала в разных странах Европы 28 изданий.
Русские войска берут Казань.Иван заключает торговый договор с Ганзой на 25 лет.
Начало строительства Грановитой палаты Моск. Кремля (до 1491 г. арх. Марк Фрязин и П.А.Солари).
Леонардо да Винчи - чертежи спирального пропеллера, летательных машин, управляемых человеком.
1489 –Первый в истории анатомии рисунок поперечного сечения черепа.
1480–Чертежи пирамидального парашюта, цепной передачи, механической колесницы. Открытие капиллярности.
Микеланджело – «Битва кентавров».
Пико делла Мирандола – «О сущном и едином».
В Испании – начало развития светской драмы. Рыцарский роман.
В Германии –немец. духовная драма.
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Мельницы с вращающимся корпусом. Самопрялки с ножным приводом. Для резки стекла впервые используется алмаз. В Германии, Швейцарии Нидерландах работает до 80 типографий, в о Франции ок. 50-ти, в Венеции – ок. 150.
1490-1525
Томас Мюнцер – деятель немец. Реформации. Предводитель крестьянской войны (1524-1526).
Нил Сорский – «Устав» («Главы о мысленном делании»). В них утверждает, что приобретение собственности несовместимы с монашеским обетом. «Предание» (Жития святых отцов).
Первые печатные славянские кириллические книги: «Окоих», «Часослов», «Триодь постная», Напечатаны в Польше Ш.Фиолем.
Браманте. Итальянский архитектор. Церковь Санта Мария дела Грация (Милан)
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Милан)
Казнь Саванаролы (Флоренция)
Васко да Гама. По пути в Индию огибает мыс Доброй Надежды.
XVI
ВЕК
Леонардо да Винчи «Джоконда»
Минельанджело «Давид»
Эразм Ротердамский. « Оружие христианского воина»
Смерть Цезаря Борджиа.
Окончание «золотого века» Медичи. Флоренция утрачивает роль центра итальянского Ренессанса
Деятельность Лютера
Попытки реформирования христианской церкви
Кабрал открывает Тихий океан
1510-1515
Макиавелли «Государь». «Рассуждения»
Томас Мор «Утопия»
Ариосто «Неистовый Роланд»
Тициан-выдающийся итальянский живописец ( Венецианская школа) «Асунта»
1520-до начала XVII
Флоренция. Стиль МАНЬЕРИЗМ (Я.Понтормо, А.Бронзино, Б. Челлини, Дж. Вазари)
1521-1534
Микельанджело. Гробница Медичи (Флоренция)
Альбрехт Дюрер. «Наставление к укреплению городов»
1528-1629
Питер Брейгель(Старший). Великий нидерландский художник
1531-1534
Писарро завоевывает государство инков
Игнатий Лайола основывает «Общество Иисуса», выполнявшего функции инквизиции
Казнь Томаса Мора автора «Утопии»
1532-1552
Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
1536-1541
Микельанджело. Фреска «Страшный суд»
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
КАРТИНЫ МИРА
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
Союз ремесленников, ученых и литераторов. Была основана сапожником Джелли и филологом Джамбуллари. Преподавание велось на итальянском языке. В 1542 г. получила статус Академии. Практиковались публичные лекции для всех желающих, на проведение которых приглашались крупные философы и ученые. На эти лекции собирались во Флоренцию жители многих окрестных городов. Главной целью Академии было переведение преподавания с латинского на итальянский язык.
Николай Коперник. «Об обращении небесных сфер»
Везалий. «О строении человеческого тела»
Кардано «Великое искусство» (алгебра)
Г. Агрикола «Геология и минералогия»
Реформа календаря (Грегорианский календарь)
1563-1571
Вазари основывает во Флоренции «Akademia della arti Disegno»,имевшей целью преподавание вспомогательных наук для всех изобразительных искусств. В программу обучения входили: анатомия, математика, «техника» (постройка дорог, улиц, каналов, мостов), «архитектура» (перспектива, эвклидова геометрия). Это учебное заведение стало в последующие годы образцом для создания первой АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ и ИНСТИТУТОВ ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ. В этой академии работали не только художники, но и ученые, которые преподавали науки, соответствующие нормам высшей технической школы, связывая его с их практическим применением. Академия воспитывала любовь к родному языку и склонность к занятиям астрономией и математикой. В 1574 г. Академия получила права и статус университета. Преподаватель математики в этой Академии был первым учителем Галилея.
1561-1626
Френсис Бэкон Великий английский ученый, один из основателей европейской науки
(Окончательная редакция)
Монтень «Опыты». Решительно выступает против религиозного догматизма в оценке опытного знания
Джордано Бруно. «О причинах, начале и едином», «О бесконечности вселенной и мирах».
Поэма «О героическом энтузиазме».
1584-1585
Иоганн Кеплер «Новая астрономия»
Бернардино Телезио. «О природе вещей согласно ее собственным началам».
Академия делла Круска (Флоренция) возникла в результате разделения Флорентийской академии на два Союза «ученого» и «чисто филологического», ставших образцом для всех европейских академий языкознания и литературы
Галилео Галилей «О движении»
1590-1609
Тихо Браге. «Полная гелиоцентрическая система мира»
Дж. делла Порта «Естественная магия»
1547-1615
Сервантес «Дон Кихот»
ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО, ТЕАТР
(Стиль БАРОККО)
1570-1575
Торквато Тассо. «Новый Иерусалим»
Театр «Глобус», в котором осуществлялись постановки шекспировских драм
1564-1616
Шекспир. Великий английский драматург
Закат Ренессанса «стиль Барокко».
1577-1640
Рубенс. Великий голландский живописец
1598-1610
Бернини Итальянский живописец и скульптор
XVII
век
Исторические события
«Смутное время» (Россия 1603-1625)
Англия Диктатура Кромвеля (1661-1715 )Франция. Правление Людовика XIV ( 1661-1715)
Пруссия. Фридрих I (1688-1713)
Россия. Петр I Великий ( 1689-1725)
Процессы инквизиции против Галилея (1633-1648
Академия деи Линчей (Академия естествоиспытателей). Замкнутое научное сообщество. Вся работа велась на латинском языке, а для народа читались публичные лекции на родном языке. В частности, такие лекции читал знаменитый итальянский энциклопедист Б. Варки.
1606-1669
Рембрант Великий голландский живописец – РЕАЛИСТ
Н.Кеплер Новая астрономия
Галилей. Использует телескоп для наблюдения над небесными явлениями. «Звездный вестник»
Гарвей «Кровообращение» (1616), «О движении сердца» (1628)
1620-1627
Френсис Бэкон «Новый органон» - основной труд Ф.Бэкона, предопределивший развитие опытного знания, «Новая Атлантида» (1627)
Снелиус «Закон преломления»
Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевской и коперниковской.
1632-1675
Вермер Великий голландский художник - реалист
Кавальери «Геометрия»
Рене Декарт Великий французский философ и ученый. Основатель европейского рационализма. «Правила для руководства ума» (1627-1628), «Мир или трактат о свете» (1633), «Рассуждения о методе» (1637), «Метафизические размышления (1641), «Начала философии» (1644)
Паскаль: Суммирующая машина
Гоббс «Левиафан», «О человеке» (1658)
Академия дель Чименто (Общество естествоиспытателей)
Гюйгенс Маятниковые часы
Лондонское Королевское общество
Парижская Академия наук
1642-1727
Ньютон «Новая теория света и цвета» (1672), «Математические начала натуральной философии» (1687), «Оптика» (1704)
1669-1670
Паскаль «Мысли»
Д. Локк «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о государственном правлении», «Мысли о воспитании» (1693)
Римская литературная академия Аркадия
Основана Академия художеств в Вене
«Словарь» Французской академии, установивший правила французского лит. языка
Основана Академия художеств в Берлине
Стиль КЛАССИЦИЗМ
Расин «Федра»
1594-1665
Никола Пуссен Выдающийся французский живописец – классицист
1627-1673
Мольер «Тартюф» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Мнимый больной» (1673)
1606-1684
Корнель «Сид»
XVIII
век
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
(Термин впервые употреблен Дж. Мильтоном в
«Потерянном рае» (1667 год)
Лейбниц основывает Берлинское научное общество (позднее Академия наук)
1703-1704
Лейбниц «Новые опыты о человеческом разумении» (опубликована в 1765 г.)
1712-1778
Жан –Жак Руссо. «Рассуждение о том, способствовали науки и искусства совершенствованию человеческих нравов» (1750). «Об общественном договоре». «Эмиль или о воспитании» (1763)
«Новая Элоиза» (1761)
В Москве основана Инженерная школа
В Санкт-Петербурге основана Государственная библиотека (будущая Библиотека АН)
В Санкт-Петербурге создана Морская академия
1715-1771
Гельвеций Французский философ, сотрудник «Энциклопедии» Д.Дидро и Ж.Л.Д`Аламбера
Монтескье «Персидские письма»
1725-1730
Джанбатиста Вико «Основание новой науки об общей природе наций» (данная работа была первой попыткой создания истории философии культуры, отличив ее от природы и цивилизации)
Д.Бернулли «Гидродинамика»
1694-1778
Вольтер Родоначальник раннего французского просвещения («Философские письма»)
Цельсий Температурная шкала
Д`Аламбер «Трактат о динамике»
1751-1772
Франция «Энциклопедия» с вступительной статьей Д`Аламбера «Очерк происхождения и развития наук»
1724-1804
И. Кант - великий немецкий философ
«Всеобщая естественная история и теория неба»
«Единственно возможное основание для доказательства бытия бога». «Против филонтропина». Рецензия на книгу Гердера
«Идеи к философии истории человечества»
«Критика чистого разума»(1781). «Критика практического разума (1788). «Критика способности суждения (1790). «Идея всеобщей истории во всемирно гражданском плане» (1784). «Что такое Просвещение» (1784). «Антропология»
Гельвеций «Об уме»
Винкельман «История античного искусства»
Лессинг «Лаокоон» (Искусство «вводится в горизонт эстетики», которая рассматривается как общая теория искусства)
1723-1789
Гольбах «Система природы»
Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатств народов» (родоначальник политической экономии)
Лессинг «Воспитание человеческого рода»
Лавуазье «Теория горения»
1744-1803
Гердер «Идеи к философии истории человечества» (родоначальник европейской философии культуры)
Братья Монгольфье Воздушный шар
Минкеларс Газовое освещение
Картрайт Механический ткацкий станок
Гальвани «Животное электричество»
1793-1856
Лобачевский «Неэвклидова геометрия»
Фихте «Несколько лекций о назначении человека»
Брама Гидравлический пресс
Шеллинг «Идеи философии природы»
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
1720-1775
Стиль «РОККОКО» во Франции
Ватто «Общество в парке»
Вольтер «Кандид»
Лессинг «Эмилия Галотти»
НАЧАЛО «ВЕКА ГЕТЕ»
1749-1832
Гете Великий немецкий философ, ученый и поэт: «Страдания молодого Вертера» (1774), «Годы учения Вильгельма Майстера» (1796)
Шиллер «Письма об эстетическом воспитании человека»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление