Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины кризиса РЕНЕССАНСА

Их детальный анализ дан во работе А.Н.Лосева

«Эстетика Возрождения».М.1978)

1. Как это ни странно, но именно развитие науки в эпоху Ренессанса, которая начинается с рассуждения Н. Кузанского, уподобляющего душу некоему живому числу, «которое развертывает себя (математическое число) для суждений и различений» и объявляет главной целью этих суждений и различений познание бесконечно малых и бесконечно больших величин (см. текст Н.Кузанский «Поступайте по духу»), а завершается гелиоцентрическое системой Коперника и учением Д. Бруно «О бесконечности вселенной и мирах» - послужило одним из источников кризиса ренессансного гуманизма. Предчувствие этого кризиса явственно ощутимо в поэме Д.Бруно «О героическом энтузиазме»:

Мне люб другой, но только не я сам;

Раскину ль крылья, - все к земле стремится

Взнесу ли вверх, и должен вниз стремиться.

«Гелиоцентризм и учение о бесконечных мирах не просто противоречили личностно-материальной основе Ренессанса. Это было … самоотрицание Ренессанса», - пишет Лосев. «Из властителя и художника природы возрожденец стал только ее ничтожным рабом…если возрожденческий человек умилялся перед красотами природы, то перед бесконечной холодной и пустой Вселенной он мог испытывать только чувство ужаса…(ведь о механизмах и машинах Леонардо только мечтал, потому что механизм, машинное производства – это не возрожденческая реальность; но когда в последующие века механизмам и машинам будет дат полный ход, то человеческая личность окажется рабом машин и потеряет свободу, став винтиком в мировом механизме» (А.Лосев «Эстетика Возрождения, стр. 546). В XVII веке этот ужас перед бесконечной Вселенной и ничтожностью перед ней человека выразил один из крупнейших мыслителей этого века Блез Паскаль:

«Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе как атом, я как тень, которая продолжается только момент и никогда не возвращается. Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть, но то, что я больше всего не знаю, это смерть, которой я не умею избежать. Как я не знаю, откуда я пришел, также точно не знаю, куда уйду…Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака». (цит. По Лосеву, стр. 549). Таков был вызов времени, на который должен был ответить XVII век, а вслед за ним и вся эпоха Нового времени. Результатом этого ответа было развитие науки и техники как важнейших инструментов культуры, что, в конце концов, сделало возможным преодолеть тот «ужас перед бесконечностью», который сковал титанический порыв Ренессанса.

2. Вторым источником кризиса ренессансного гуманизма была утрата им веры в «свою неоплатоническую божественность», о которой с такой убежденностью и силой заявил в XVI веке в своей речи «О достоинстве человека» Пикко дела Мирандола. Кризис этот явственно обозначился в учении Макиавелли, который выступил против религиозно-моралистических и эстетических ценностей ренессансного гуманизма и попытался связать ее с идеей служения индивидуума общественному благу, но не государству как таковому, а родине-народу, при этом для достижения целей этого служения он допускал любые средства, «любые ужасы абсолютистски-полицейского государства и на любые кошмары в обращении с отдельными личностями и группировками» (стр. 558). Все это в корне порывало принцип «культуры хуманитас».

3. В ответ на этот вызов времени, который становился все более актуальным, благодаря распространению в XVII веке идеи абсолютистского государства, символом которого стала Франция Людовика XIV и началу первых буржуазных революций, выступивших против этого абсолютистского произвола (Нидерландская – конец XVI, английская – середина XVII веков) в учениях выдающихся мыслителей XVII века определяются принципы новой культурной формы – КУЛЬТУРЫ ПРАВА, которая была призвана защитить и стимулировать развитие культурного самосознания индивида как суверенного гражданина (Гоббс, Спиноза, Локк). Наряду с «культурой разума», нашедшей наиболее последовательное выражение в «Рассуждении о методе» Декарта, «культура права» явилась важнейшим институтом культуры XVII-XVIII веков.

4..Короткий период Высокого Возрождения,закончившийся в начале 30-годов XVI века ознаменовался и своего рода инверсией «ренессансного титанизма». «Героический энтузиазм» великих гуманистов «золотого века» итальянского возрождения,стремившихся к предельной самореализации своего призвания

не считаясь ни с какими общепринятыми нормами жизни с неизбежностью привел к обесцениванию тех нравственных ценностей, к возрождению которых призывали поклонники римской «культуры humanitas».Увлечение философией,наукой, искусством, нередко соседствовало у гуманистов,с аморализмом в самых крайних его проявления(убийствами, развратом,

стяжательством,властолюбием).Тем самым,реанимировалось

средневековое понимание термина «гуманизм».означавшее

двойственность человеческой натуры в,которой едины «низменное» и «божественное».

«Наконец к области оборотной стороны титатнизма,-пишет Лосев, нужно,несомненно, отнести также и учреждение инквизиции»(с.134)

5. Прямым следствием кризиса Ренессанса появление в итальянском(а затем и во французском и немецком) искусстве новой стилевой формы «маньеризма». Маньеризм возник около 1620 года во Флоренции. Он «много заимствует из форм зрелого ренессанса(в частности искусства Микельанджело)...В свою очередь элементы маньеризма проникают в искусство позднего Возрождения».В творчестве выдающихся художников итальянского маньеризма(Я.Пантормо,Ф. Бронзино,Б.Челини,Дж. Вазари). В творчестве маньеристов,пишет историк искусств В.Н. Гращенков, классический идеал,сложившийся в искусстве Высокого Ренессанса(1505-1515 гг) быстро утратил свое значение».Представители маньеризма «выступили против нормативной эстетики Высокого Возрождения, против ее совершенного идеала,извлеченного из «подражания натуре»,против ее гуманистического содержания. Их художественный язык обостренно –субъективен,условен и манерен в своей формальной изощренности. В их эзотерическом искусстве порывы религиозной одухотворенности чередуются с холодным аллекоризмом»(с.460). История маньеризма заканчивается в начале XVII веке.

ПРИЛОЖЕНИЕ к 1 и 2 разделам

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Флоренция становится центром итальянского гуманизма | Для самостоятельной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.