КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы программы в языке Pascal
Состав программы на языке Pascal Тема № 1. Основные понятия программирования Сокращения Введение Литература 1. Информатика. Базовый курс: Учебное пособие для вузов / Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2007. – 640 с. 2. Информатика: Учебное пособие / Под ред. Патрушиной С.М. – М.: Март, 2004. - 400 с. 3. Брукшир Дж. Информатика и вычислительная техника. – СПб.: Питер, 2004. – 620 с. 4. Меняев М.Ф. Информатика и основы программирования: Учебное пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2006. – 458 с. 5. Фаронов В.В. Turbo Pascal: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 367 с. 6. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Программирование на языке высокого уровня: Учебник. – СПб.: Питер, 2005. – 544 с. 7. Епанешников А.М., Епанешников В.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0: Учебно-справочное пособие. – М.: Диалог-Мифи, 1999. – 367 с. 8. Филиппенко Г.Г., Филиппенко Л.Н. Начала программирования на языке Pascal: Учебное пособие. – Новочеркасск, НГТУ, 1996. – 122 с. инф. – информация или информационный комп. – компьютер или компьютерный пр. – программа или программный алг. – алгоритм или алгоритмический оп-р – оператор Программа на языке Pascal может включать следующие разделы: 1. Заголовок программы (Program). 2. Раздел описания используемых модулей (Uses). 3. Раздел описания меток (Label). 4. Раздел описания типов данных (Type). 5. Раздел описания констант (Const). 6. Раздел описания переменных (Var). 7. Раздел описания процедур (Procedure). 8. Раздел описания функций (Function). 9. Раздел операторов (Begin…End.). Разделы могут включать: 1. Описания – объявления используемых элементов программы. 2. Операторы – инструкции в программе для выполнения компьютером каких-либо действий.. При составлении программ на языке Pascal используются следующие основные правила: 1. Большие и малые буквы не различаются. 2. Разделы, описания и операторы отделяются друг от друга точкой с запятой (;), которая считается пустым оператором в языке Pascal. 3. В конце программы ставится точка (.). Идентификатор – имя элемента программы. Идентификаторами обозначаются переменные, константы, типы данных, процедуры, функции, модули. Идентификатор не может начинаться с цифры и может содержать: · латинские буквы; · цифры; · знак подчёркивания. Идентификатор не может содержать русских и греческих букв, а также знаков препинания и математических операций. Правильные идентификаторы: Hello SumOfReal x1 H8_G7_F6 Тип данных – множество значений, которые могут принимать величины. Описание нового типа данных в языке Pascal имеет вид: Type T = Z; где Type – раздел описания типов данных, T – имя типа, Z – значение типа. Это означает, что в программе объявляется новый тип T, описываемый значением Z. Пример. Описание новых типов данных в языке Pascal: Type Zifra = 0..9; Vesna = (mart,aprel,may); В языках программирования базовыми типами данных являются: 1. Числа. 2. Логические величины. 3. Строки. Числа являются наиболее часто используемым типом данных в языках программирования. По наличию знака числа делятся на: 1. Положительные (числа со знаком "+" больше нуля), причём знак "+" может не ставиться. 2. Отрицательные (числа со знаком "-" меньше нуля), причём знак "-" ставится обязательно. 3. Ноль (число без знака). По наличию дробной части числа бывают: 1. Целые (без дробной части). 2. Дробные (вещественные, действительные), причём в качестве разделителя целой и дробной частей ставится точка. Дробные числа обычно записывают в двух формах: а) С фиксированной точкой, при которой число имеет фиксированное количество позиций в дробной части. б) С плавающей точкой (экспоненциальная форма), при которой число включает: · мантиссу (цифры базового числа, у которого запятая стоит в другом месте); · букву E; · порядок (степень числа 10). Причём число представляет собой мантиссу, умноженную на число 10, возведённое в степень порядка. Пример. Примеры записи чисел с плавающей точкой приведены в таблице 1. Таблица 1
Логические величины могут принимать одно из 2-х допустимых значений: истина или ложь (true или false, 1 или 0, да или нет, включено или выключено). Пример. Обозначения логических значений приведены в таблице 2. Таблица 2
Строки представляют собой текст, заключённый в одинарные кавычки. Текст в кавычках может содержать любые символы, которые можно набрать с клавиатуры. Если строка состоит из одного символа, то она может выделяться в отдельный тип. Константа – величина, которая в процессе выполнения программы остаётся постоянной. Константа может задаваться только своим значением (литера), а может также быть именованной. Описание именованных констант в языке Pascal имеет вид: Сonst C = Z; где Const – раздел описания констант, C – имя константы, Z – значение константы. Это означает, что в программе объявляется константа C, задаваемая значением Z. Пример 1. Описание именованных констант в языке Pascal: Const a=1.23; kod='flag'; Переменная – величина, которая может изменяться в процессе выполнения программы. Переменные бывают статические и динамические. Переменная должна объявляться в программе и имеет: 1. Имя (идентификатор переменной). 2. Тип данных (принадлежность диапазону значений). 3. Значение. Описание переменных в языке Pascal имеет вид: Var P1, …, PN: T; где Var – раздел описания переменных, P1 – имя переменной 1-й, PN – имя переменной N-й, T – тип переменных. Это означает, что в программе объявляются переменные P1, …, PN типа T. Пример. Описание в языке Pascal переменных i 1, i 2 целочисленного типа; x 1, x 2 вещественного типа: Var i1,i2:integer; x1,x2:real; Метка – обозначение номера закладки в строке программы. Имена меток не являются идентификаторами и могут начинаться с цифры. Метка обычно отделяется от остального текста программы двоеточием. Описание меток в языке Pascal имеет вид: Label M1, …, MN; где Label – раздел описания меток, M1 – имя метки 1-й, MN – имя метки N-й. Это означает, что в программе объявляются метки строк с номерами M1, …, MN. Пример 1. Описание меток в языке Pascal: Label 10,abc; Пример 2. Обозначение строки с меткой 10 в языке Pascal: 10: a:=b; Комментарий – пояснение, которое не используется для выполнения действий в программе. Комментарии используются для описания словами действий в программе или для пропуска какого-либо участка программы. Комментарии не являются идентификаторами и могут содержать русские буквы, а также другие символы. Комментарии бывают: 1. Однострочные, которые имеют вид: //… где // – начало комментария. Это означает, что начинается комментарий до конца строки. 2. Многострочные, которые имеют вид: {…} или (*…*) где { или (* – начало комментария, } или *) – конец комментария. Это означает, что между этими символами расположен комментарий. Пример. Использование комментариев в языке Pascal: a:=1; // Это однострочный комментарий b:=2; {Это многострочный комментарий} c:=3; В языке Pascal используются стандартные функции и процедуры, обращение к которым включает: 1. Имя (идентификатор функции или процедуры). 2. Аргументы (список параметров в скобках, перечисленных через запятую). Если функция или процедура реализуется во внешней программе (модуле), то надо указать этот модуль в разделе описания используемых модулей Uses. Пример. Использование внешних объектов в языке Pascal: Uses Crt, Graph; ... GotoXY(3,5);
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |