Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Экономический анализ хозяйственной деятельности в усло­виях рыночной экономики все более приобретает характер системного анализа




Экономический анализ хозяйственной деятельности в усло­виях рыночной экономики все более приобретает характер системного анализа. При проведении системного анализа вы­деляют, как правило, шесть этапов.

На первом этапе объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функци­онирования.

Отбор показателей, характеризующих производствен­ную деятельность предприятия, осуществляется на втором этапе анализа.

На третьем этапе проведения системного экономического анализа составляется общая схема системы, устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывается схема подсистем, показывающая соподчинение их элементов.

На четвертом этапе системного анализа хозяйственной деятельности определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количе­ственные характеристики.

На пятом этапе строится модель системы на основе ин­формации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе какого-либо предприятия и полу­чают параметры модели в числовом выражении.

Завершающий шестой этап анализа — работа с моделью. Этот этап включает в себя объективную оценку результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства.

Главное в комплексном анализе — системность, увязка отдельных разделов — блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вы­вод результатов анализа каждого блока на обобщающие пока­затели эффективности.

Классификация резервов возможна по разным призна­кам, но любая классификация должна облегчать поиск ре­зервов.

Основной признак классификации производственных ре­зервов — по источникам повышения эффективности произ­водства:

· целесообразная деятель­ность (труд);

· предмет труда;

· средства труда.

В зависимости от источников образования:

· внешние;

· внутрипроизводственные.

По конечным резуль­татам:

· повышения объема продукции;

· совершенствования струк­туры и ассортимента изделий;

· улучшения качества;

· снижения себестоимости продукции;

· повышения прибыльности продукции;

· укрепления финансового положения;

· повышения уровня рентабельности.

По признаку срока использования:

· текущие;

· перс­пективные.

По способам выявления:

· явные;

· скрытые.

Вопросы для самопроверки:

1. Сколько выделяют этапов при проведении системного анализа?

2. Основная классификация факторов повышения эффективности производства?

3. По способам выявления резервы классифицируются?

4. Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов. Каких?

5. Решающий фактор подъема производительных сил и развития человеческого общества?

Тема 11. Виды резервов, их классификация, комплексная оценка резервов производства

Слово «резерв» происходит или от французского «reserve», что означает в переводе на русский язык запас, или от латинского reservere – сберегать, сохранять.

Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.

Для лучшего понимания, более полного выявления и использования хозяйственные резервы классифицируются по разным признакам.

По пространственному признаку:

· внутрихозяйственные;

· отраслевые;

· региональные;

· общегосударственные резервы.

По признаку времени:

· текущие;

· перспективные.

По стадиям процесса воспроизводства:

· в сфере производства;

· в сфере обращения.

По характеру воздействия на результаты производства:

· экстенсивные;

· интенсивные.

По уровню затратоемкости освоения резервы подразделяют на три группы. Первая группа – это освоение резервов за счет сокращения потерь сырья и готовой продукции, оно требует наименьших затрат. Использование резервов второй группы требует значительных затрат, потому что они связаны с внедрением достижений науки и передовой практики без проведения коренной реконструкции производства. Третья группа резервов связана с реконструкцией и техническим перевооружением производства в связи с использованием новейших достижений НТП. Для освоения таких резервов нужны большие затраты.

По способам выявления:

· явные:

• безусловными;

• условными;

· скрытые.

По времени возникновения:

• резервы, не учтенные при разработке планов;

• резервы, возникшие после утверждения плана.

Классификация резервов позволяет более глубоко понять сущность и организовать их поиск комплексно и целенаправленно.

Этим способом можно подсчитать резервы снижения себесто­имости продукции за счет увеличения объема производства и со­кращения затрат по отдельным статьям, а также резервы увеличе­ния уровня рентабельности за счет увеличения суммы прибыли и снижения полной себестоимости реализованной продукции и т.д.

Все выявленные резервы должны быть подкреплены соответ­ствующими мероприятиями. Только в этом случае величина ре­зервов будет реальной и обоснованной. Это может осуществлять­ся двумя способами:

выявляются резервы формальными методами, затем разраба­тываются мероприятия, которые позволяют освоить выявленные резервы;

разрабатываются мероприятия, затем подсчитываются резервы.

Наиболее обоснованным является второй способ подсчета ре­зервов, в основу которого положены конкретные мероприятия с учетом реальных возможностей предприятия.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Слово «резерв» от французского «reserve» означает?

2. Неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений, это?

3. По пространственному признаку среди хозяйственных резервов выделяют?

4. Какой способ подсчета величины резервов используется, когда известна величина дополнительного привлечения ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов?

5. Назовите три группы резервов, по уровню затратоемкости?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.