Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наличие противоречия между силовыми линиями позволяет построить пространство и выделить 5 основных типов управленческого поведения

Либеральное (либерал). Подчиненные получают почти полную свободу по выработке решений и сами свою работу контролируют. Руководитель принимает минимальное участие в управлении. Похвала и порицания отсутствуют. Такой стиль характеризуется формальным тоном, позиция руководителя в стороне от группы.

Подчиненным предоставляется минимум информации, голос руководителя является решающим. Похвала или порицание крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются.

Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера

Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичный (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Сочетание этих двух стилей даст еще один – демократический.

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение).

«Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации нестандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер: управлять; направлять; поддерживать или делегировать полномочия.

Выбор стиля управления. Под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т. е. Стиль - это система постоянно применяемых методов руководства. Стили руководства – это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, формы и методы управления коллективом и отдельной личностью.

Классическая теория (по Курту Левину). Руководителей делят на 3 типа:

Авторитарное (автократ) – такой руководитель все знает сам, не терпит выражений. Такой стиль характеризуется высокой степенью единоначальной власти.

Демократическое (демократ). Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении при этом ответственность распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Похвала и порицание определяется с учетом мнения коллектива. Позиция руководителя внутри группы, работники могут при нем выражать свое мнение по разным вопросам. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат, такое взаимодействие определяется как сотрудничество.

Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.


Четыре системы Лайкерта. Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства

 

Стиль руководства Характеристика стиля
  Эксплуататорско-авторитарный Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
  Благосклонно-авторитарный Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
  Консультативно-демократический Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
  Основанный на участии Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.

Теория «управленческой решетки». Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блейком и Мутоном, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства.

Согласно этой теории трудовая деятельность менеджера разворачивается в силовом поле между производством и человеком. Производство – ориентация руководителя на выполнение производных задач любой ценой, невзирая на персонал. Человек – забота руководителей об условии труда, учет желаний потребностей подчиненных.

1:1 пессимист – стиль руководителя, когда девиз руководителя: «не вмешиваться в естественный ход событий». Такие люди обычно, либо случайные либо поставлены на должность влиятельными лицами. Польза от таких руководителей очень малая, но он может иметь место, когда фирма закрывается, или уходит на пенсию и др..

9:1 диктатор – жесткий курс администратора, для которого результат все, а люди ничто. Девиз: «дело, прежде всего». Такой стиль может быть эффективным при ЧС, ЧП или на начальных стадиях развития производства.

1:9 демократ - Девиз: «надо всюду быть самим собой». Руководитель предоставляет подчиненным свободу действий, атмосфера в отделе почти семейная. Такой стиль может быть эффективен в творческих коллективах, либо в компаниях с высокой мотивацией к работе.

5:5 манипулятор – главный принцип - компромисс. Девиз: «не хватать звезд с неба». Такой руководитель стремится занять место золотой середины. При таком руководители не достигаются высокие результаты, но в то же время этот стиль способствует стабильности и бесконфликтности.

9:9 организатор – самый продуктивный тип, учитывающий и нужды производства и потребности людей. Девиз: «постоянно стремится к инновации, и быть нацеленным на постоянное развитие организации». Предприятие, где есть такие руководители, процветают, и ведущие фирмы развитых стран прилагают большие усилия в поиске таких типов.

Ситуационные теории лидерства. Чтобы найти дополнительные факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом.

Были разработаны четыре ситуационных модели:

- Ситуационная модель руководства Фидлера;

- Подход Митчела и Хауса “путь - цель”;

- Теория жизненного цикла Херси и Бланшара;

Ситуационная модель руководства Фидлера. Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя.

Этими факторами являются:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лидерство концентрирует внимание на удовлетворении интересов персонала организации, что является основным критерием ее эффективной деятельности | Личные качества руководителя, его поведение, отношение с членами коллектива, является существенным компонентами успеха организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.