КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы экономических систем и модели рыночной экономики
Экономическая система Республики Беларусь как объект государственного регулирования Вопросы СГРЭ VI. Неоплата в установленный срок акций и долей Реализация права требовать выкупа акций при приобретении крупных пакетов акций ОАО
V. Исключения участника из ООО (на основании решения суда по требованию участников, имеющих 10 %; основание - грубое нарушение участником своих обязанностей или невозможность деятельности общества из-за его поведения) Права участника прекращаются с момента вступления в силу судебного решения
Впервые системную характеристику белорусской модели развития дал Президент страны А.Г. Лукашенко в своем выступлении 22 марта 2002 г. • сильная и эффективная государственная власть, • равенство различных форм собственности, • многовекторность внешнеэкономической политики • активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией; • сильная социальная политика государства, Экономика Беларуси в качестве национальной хозяйственной системы суверенного государства возникла на базе народного хозяйства БССР путем его вычленения из единого народно-хозяйственного комплекса СССР и перекоординации в направлении построения новых экономических институтов рыночной экономики, обеспечения социально-экономического развития страны, создания эффективной и конкурентоспособной экономики. Стартовые условия и особенности становления белорусской национальной экономики: • мощный производственно-промышленный потенциал, • современное машино- и приборостроение, • развитые строительный комплекс и АПК, • высокообразованный научный и инженерный корпус, • профессионально подготовленные рабочие кадры, • эффективная система управления производством • небогатые энергетические и минерально-сырьевые ресурсы, • выгодное географическое и геоэкономическое положение. В составе ЕНХК СССР народное хозяйство республики выполняло функции «сборочного цеха» советской страны. Эти факторы определили специфику белорусской экономики. Период становления и трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы: 1991—1995 годы — период глубокого затяжного экономического кризиса; 1996—2000 годы — выход экономики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений; 2001—2005 годы — стабильный рост экономики и создание предпосылок для перехода на инновационный путь развития; 2006 -2010 годы — стабильный рост экономики и социальной сферы, активные меры по переходу на инновационный путь развития. 2011-2015 годы – современный период Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусматривает: формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем. Приоритеты социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы: • Развитие человеческого потенциала. • Предпринимательство и инициатива • Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств. • Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли. • Устойчивое развитие регионов. • Качественное и доступное жилье. • Эффективный агропромышленный комплекс. Реализация Программы предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест. Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала. Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций События и научные дискуссии последних лет свидетельствуют о том, что в дальнейшем модель развития (ее концептуальный каркас, общая философия, или идеология, стратегия) будет интенсивнее продвигаться в своих характеристиках от мобилизационно-административного управления к государственному дирижизму (например, французского типа) с индикативным планированием и регулированием. Для этого потребуются масштабные институциональные и структурные изменения в экономике, государстве и в обществе наряду снеобходимостью преодоления чрезмерного патернализма, уравнительности и других черт «советской» ментальности.
Экономическая система — это способ организации и ведения хозяйства, совокупность субъектов и объектов, видов, средств и методов хозяйственной деятельности, составляющих единый хозяйственный организм (комплекс) по достижению системообразующих целей. Наиболее распространена классификация экономических систем по характеру экономических отношений, стадиям и уровню их развития, степени участия в международном разделении труда и торговом обмене. По характеру экономических отношений экономические системы делят на две группы: рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешанная экономика) и нерыночные (традиционная экономика и административно-командная экономика). Традиционная экономика — первичный тип экономической системы: социально-экономические отношения в обществе, при которых цели и способы производства формируются под влиянием традиций и обычаев, освященных временем; экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью; многоукладность экономики, когда сосуществуют различные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической; активная роль государства. Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы: государственная (общественная) собственность на экономические ресурсы; отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики; коллективное принятие решений; государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административных методов. Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободной конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX в. Экономическая система способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту. Основные черты: частная собственность на средства производства, доминирующая в структуре собственности (материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов); рыночный механизм управления экономикой (главным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рынок, или рыночная система ценообразования); личный интерес как стимул экономического развития; свобода предпринимательства и свобода выбора; ограниченная роль государства, так как считается, что капиталистическая экономика является саморегулирующейся системой, поэтому отсутствует необходимость во вмешательстве правительства в ее функционирование, при этом роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. Современная (смешанная) рыночная экономика (современный капитализм) присуща экономически развитым странам, где частная собственность сочетается с государственной. Ко второй половине XX в., широко развернулась НТР, быстрое развитие получили производственная и социальная инфраструктуры. Государство вмешивается в экономику в виде госрегулирования, на отдельных предприятиях применяются плановые методы хозяйствования в виде маркетинга. По уровню экономического и технологического развития выделяют: развитые: 7 ведущих стран мира (G7); другие страны еврозоны, новые индустриальные азиатские экономики. Для них, наряду с высоким среднедушевым доходом (более 9266 дол. США), характерна отраслевая структура с долей услуг (третичного сектора) в ВВП от 55 до 77 %. развивающиеся: 132 страны Азии, Африки и Латинской Америки с низким (менее 775 дол. США) и средним (до 9265 дол. США) доходом. страны с переходной экономикой: 28 государств. Первая подгруппа представлена странами Центральной и Восточной Европы (и Албанией), вторая — странами СНГ и Монголией. Беларусь относится к странам с переходной экономикой. По критерию участия страны в мирохозяйственных процессах выделяются открытые и закрытые хозяйственные системы. Закрытая экономика - развитие определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от процессов, происходящих в мировом хозяйстве (автаркия), доля экспорта к ВВП составляет менее 10 %. Северная Кореи, Куба Открытая экономика - все субъекты экономических отношений могут без ограничения совершать операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов, исключает государственную монополию в сфере внешней торговли, доля экспорта к ВВП свыше 35 %. Гонконг, Сингапур, Новой Зеландия, Швейцария. Беларусь имеет высокую степень открытости экономики, доля экспорта товаров и услуг к ВВП около 55 %.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |