Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О христианском подвиге

ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДО И ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ

Лекция 1

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО АСКЕТИКЕ

 

АСКЕТИКА – наука, включающая в себя изучение законов внутренней, духовной жизни и ее движения в процессе нравственного возрождения падшего человека.

 

 

Цель христианства – обожение, соединение с Богом. Человек не может приблизиться и увидеть Бога, пока он не очистится от своих грехов. Грех есть тьма, Бог есть свет. Нет ничего общего между тьмой и светом. Только очищаясь от грехов своих, человек начинает видеть Бога. Наиболее простой способ очищения от грехов или освящения человека – это участие в богослужении, особенно в таинстве Евхаристии, доступ к которому возможен через покаяние. Степень освящения человека в таинствах зависит от его духовно-нравственного совершенствования, от усилий человека по избавлению от своих грехов – страстей – в этом подвиг человека.

 

Достигнуть духовно-нравственного совершенства помогает аскеза – такое планомерное употребление средств, с помощью которых приобретаются христианские добродетели.

 

АСКЕТИЗМ – это борьба со страстями и усилие для достижения христианского идеала.

 

Аскетический идеал – духовно-нравственное совершенство, непосредственное единение с Богом, т.е. состояние святости.

 

Аскетизм не есть удел немногих избранных, но он – непременное и необходимое условие подлинное христианской жизни, поскольку христианин призван быть подвижником, «аскетом».

Господь Иисус Христос, Своей Жертвой искупил и спас людей, освободив падшую природу человека от греха, и сообщил ей действительную возможность богообщения.

Но усвоение каждым человеком спасения, совершенного Христом, происходит через нераздельное взаимодействие Благодати Божией и человеческих сил. Где нет воли человека, там сам Бог ничего не делает. Спасение означает освобождение от грехов или исцеление. Христос в Священном Писании предстоит как врач душ и телес. Святые Отцы видят в первоначальном состоянии Адама здоровое состояние человечества, а после грехопадения – состояние греха, видят состояние болезни, поражающей человека во всем его существе.

 

Падшая человеческая природа духовно больна и с помощью Бога и аскезы совершается ее исцеление. То, что мы больны духовно, трудно осознать, падший человек не осознает, в каком духовном состоянии он находится. Его болезни, будучи духовными, не столь очевидны, как телесные и даже душевные. Православный аскетизм дает детальное описание болезненного состояние падшего человека и является духовной медициной для всего человека. Чтобы точно знать заболевания и их причины, надо понять, что есть здоровье человека. Человек здоров, когда он реализует свое предназначение, и свои способности действуют согласно этой естественной направленности. Идеальной человеческой природой обладал первородный Адам. Он должен был, соединяя свою свободную волю с Божественной благодатью, привести ее к совершенному состоянию – состоянию обожения.

Человек был сотворен Богом особым, отличным от всего тварного мира, образом. Творению человека предшествует совещание Пресвятой Троицы: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию…» и далее сотворил Бог человека по образу Своему, о подобии не говорится… Образ – это существо человека, снимок, портрет, фотография с Существа Божия. Означает разумное и одаренное свободной волей существо, наделенное всякой добродетелью.

Добродетель присуща самой природе человека, его душе, она не обладает способностями человека, так или иначе к ней добавленными, как учат католики. Смысл жизни человека – раскрыть в себе эти добродетели – уподобиться Богу, в этом подобие; стать совершенным. И Адам, и Ева в Раю начали раскрывать добродетели – божественная заповедь «плодитесь и размножайтесь» означает раскрытие добродетелей посредством свободной воли человека. Бог – Личность свободная, человек – личность свободная. Бог – любовь, человек призван стяжать любовь, жить в блаженстве с Богом, через соединение с Ним. Но Любовь не может быть навязана насильно, человек мог свободно любить или не любить Бога.

 

Чтобы помочь человеку правильно пользоваться своей свободой, Бог дал ему заповедь: не вкушать с древа познания добра и зла. Исполняя свободно эту заповедь, Адам сохранял себя во благе, как он и был создан, и все больше усваивал себе это благо, совершенствовался. Адам стремился к истинному назначению своей природы, он постоянно молился Богу, восхваляя и славя своего Творца. Он жил в постоянном созерцании Бога, свободно беседовал с Ним в Раю, духовно наслаждался, радовался, блаженствовал и был счастлив. Т.е. жил своей истинной жизнью, для которой и был создан.

Райское состояние человека – состояние здоровья, он не ведал никаких болезней, ни телесных, ни духовных, мир царил во всем.

 

Каков состав человеческой природы? Бог сотворил человека в два этапа, но одновременно. Вначале из персти земной сотворил тело, а затем вдунул в тело дыхание жизни, т.е. душу. Таким образом, в человеке две природы: душа и тело.

 

Трихотомисты и дихотомисты не противоречат друг другу. Первые различают в человеке тело, душу и дух, а вторые – тело и душу, но в душе различают дух как орган Богообщениявысшую сторону нетленной души и душу как низшие действия и направления.

 

Бог, как Существо совершенное, мог создать лишь совершенного человека. Человек стал последним творением этого мира, он объединил в себе весь тварный космос, состоящий из двух разных материй: вещественной и духовной (как Ангелы), т.к. человек состоит из вещественного тела и духовной души. Человек – венец творения, весь мир создан для него, чтобы через соединение с Богом обожить себя и всю вселенную.

 

Человек создан ни тленным, ни нетленным. Человек – существо тварное – ограниченное, был смертен, но пока он исполнял заповеди, Божия Благодать хранила его от тления и смерти, и в награду за послушание получил бы от Бога бессмертие, и сделался бы богом. Поскольку Адам не повиновался Богу, то сам стал виновником своей смерти. То, что до грехопадения Адам не был всецело бессмертным и нетленным, подтверждает наличие в Раю древа жизни и наличие у самого Адама потребности питания.

 

Тело Адама не имело ни телесных нужд, ни болезней, ни плотских греховных ощущений, вся природа ему повиновалась. Как животные, так и неодушевленные стихии не причиняли вреда. Труд не тяготил Адама. Тело его было легким, тонким, но не духовным, таковым оно должно было становиться по мере преуспеяния в духовной жизни.

 

Душа человека отличается от души животных. Она состоит из души, как у животных и духа, который вдунул Господь в лицо человека. Душа животных неотделима от тела. В Библии сказано: 1) земля по повелению Божию произвела души животных, 2) она находится в крови, т.е. полностью связана с вещественной материей, по смерти животных умирает и душа.

Душа человека создана по подобию Бога – личностна и неповторима, обладает самостоятельным сознанием, разумом и свободной волей. И, как созданная Богом, она знает Бога, ищет Бога и лишь в Нем находит покой.

Все силы души сходятся в нашей личности, в некоем духовном центре сознания. А самосознание руководит и направляет всю душевную деятельность личности, т.е. «Я». При разлучении с телом душа сохраняет личность человека – его духовный и душевный опыт, накопленные познания и то нравственное состояние, которого достиг человек при жизни. Человек по смерти сознает себя, продолжает мыслить, чувствовать, помнить, желать. Личность человека неизменна. Можно лишить его тела, но невозможно уничтожить душу.

Есть силы души, которые отвечают за ведение дел земной жизни (знание, работа, все роды искусств, мастерство, семейная и общественная жизнь), т.е. они погружены в чувственность, помогают личности общаться с вещественным миром.

И есть высшие силы души это - дух, благодаря ему человеческая душа преобразилась и из животной стала человеческой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лимфатические стволы | Природа души
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.