Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера




Билет№20: Стиль менеджмента и имидж(образ) менеджера. Приростный и предпринимательский стиль поведения.

   
Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Существует несколько классификаций стилей менеджмента по следующим критериям. 1. Критерий участия исполнителей в управлении: - авторитарный (руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели; не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения); - демократический стиль управления (поведение руководителя основано на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных). Этот стиль сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным; - либеральный стиль управления (отсутствие активного участия руководителя в управлении коллективом; руководство, не стесняющее действия, инициативу подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу). 2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления: - управление через инновацию; - управление с помощью задания цели; - управление через согласование цели; - управление через правила решения; - управление через мотивацию; - управление через координацию. 3. Критерий преимущественной ориентации: - слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала; - управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения; - клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач; - управление по среднему пути – достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда; - сильное управление - идеальный стиль. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Имидж менеджера - это его образ, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках, придающих особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальная атрибутика. Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять орг.структуры и организацию труда). Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Одной из важнейших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж способствует карьерному продвижению менеджера. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций стилей менеджмента. Стили могут классифицироваться по следующим критериям. 1. Критерий участия исполнителей в управлении: - вторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют); - сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений); - втономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудники решают сами, обычно большинством). 2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления: - управление через инновацию (разработка инновации – как руководящее задание); - управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем); 3. Критерий преимущественной ориентации. - слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала; - управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения; - клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач; - управление по среднему пути – достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда; - сильное управление - идеальный стиль. На рис.17 представлена модель Блейка – Мутона, включающая 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы. Рис.17. Модель Блейка – Мутона 1.1. – нищета управления (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. 1.9. – клубное управление (социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. 9.1. – авторитет – подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности. 5.5. – организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. 9.9. – команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы. Успех стиля управления можно оценивать по критериям: – воздействия на прибыль и издержки; – реализации задач при разработке продукции; – реализации задач организации; – реализации задач в управлении персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе). Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать: - личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования); - зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков); - организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля); - условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры). Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда). Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной из важнейших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера. Концепция стилей организационного поведения Одна из первых концепций стратегического управления базировалась на представлении о том, что различные типы поведения организации требуют существенно различных организационных структур и управления. Все разнообразие поведенческих стилей является производным от двух типичных противоположных стилей - приростного и предпринимательского. Организации, обслуживающие потребности общества, такие, как фирма, демонстрируют разнообразие поведенческих стилей. Для того, чтобы понять суть стратегического управления рассмотрим два типичных противоположных стиля организационного поведения: приростный (инкременталистский) и предпринимательский. Приростный стиль организационного поведения Приростный стиль поведения организации, как показывает само назва-ние, характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. При приростном поведении ответные действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно, и принимается, как правило, первое удовлетворительное решение. В виду того что социальные изменения неизбежны, организациям не удается исключить их полностью. При приростном стиле реакция на изменения происходит постфактум: действие предпринимается, когда необходимость изменений стала явной и настоятельной. Решения направлены на минимизацию изменений в сложившемся положении. Поиск альтернативных решений ведется последовательно, и принимается первое удовлетворительное решение. Приростное поведение демонстрируют как коммерческие так и бесприбыльные организации. Тем не менее имеется значительное различие между коммерческой фирмой и другими организациями, обслуживающими потребности общества. Большинство фирм, применяющих приростный стиль поведения, в то же время стремятся к повышению эффективности своей деятельности. Меньшинство, которое прекращает погоню за эффективностью, в долгосрочном плане не выживает. С другой стороны, некоммерческие организации имеют тенденцию к бюрократизации. Вместо того чтобы стремиться к эффективности, они склонны разрабатывать свод правил и процедур, определяющих "как вести дело". Предпринимательский стиль организационного поведения Сущность предпринимательского стиля Второй тип поведения является предпринимательским. Он влечет за собой совершенно новое отношение к изменениям: вместо того, чтобы подавлять и минимизировать изменения, предпринимательская организация стремится к ним. - Вместо реакции на будущую проблему предвосхищаются будущие возможности и опасности. - Вместо частных решений ведется глобальный поиск альтернативных путей действий. - Вместо одной генерируются многочисленные альтернативы. - Вместо удовлетворительности процесс принятия решений направлен на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. - Вместо того, чтобы стремиться к сохранению прошлого, предприни-мательская организация выступает за непрерывное изменение достигнутого состояния, поскольку в этом она видит она видит свою будущую эффективность и успех. Предпринимательство Старое понятие предпринимательства в последнее время получило право на новую жизнь. В словарях "предприниматель" определяется как человек, профессио-нально занятый в сфере торговли. В терминологии, используемой современными экономистами, это слово означает следующее. "Предприниматель (бизнесмен) - это человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ. Предприниматель способен творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией и несет расходы, необходимые для организации дела (бизнеса)". В научных кругах предпринимательство не рассматривается как на-учная дисциплина. Рассматриваются лишь некоторые функциональные аспекты предпринимательства, например, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг и т.п. Определенный тип предпринимательства характеризуется способностью видеть структурные возможности развития. Многие капиталисты покупают компании, продают некоторые принадлежащие им хозяйственные организации или другое имущество, дробят оставшееся имущество таким образом, чтобы каждое хозяйственное подразделение получило более эффективную структуру. Этот аспект деятельности нацелен не столько на удовлетворение запросов потребителей, сколько на формирование оптимальных структур бизнеса. Истинное предпринимательство редко встречается в крупных организа-циях, однако спрос на него постоянно растет. Творчество в предпринимательской деятельности Авторы психологических исследований творческих процессов тщательно избегали упоминания о предпринимательстве как о творческой деятельности. Напротив, на протяжении многих лет господствовало убеждение, состоявшее в том, что предпринимательство и творчество не имеют между собой ничего общего, что это два совершенно разных явления. Однако в настоящее время данный тезис все больше подвергается сомнению. Под творчеством в области бизнеса обычно понимают некую сумму экономических ролей. С одной стороны существует рабочий, выполняющий те или иные операции, а с другой - капиталист, который финансирует их. Между этими двумя полюсами располагается исполнительная власть, руководящая этими операциями. Многие полагают, что это всего лишь статичная картина, содержащая описание рутинных операций и не предполагающая никаких творческих элементов. Поэтому совсем не удивительно, что в большинстве исследований творчества основное внимание уделено техническим открытиям, техническим и технологическим новациям и созданию художественных произведений. Если в литературе и упоминается бизнесмен, то обычно он изображается как человек, использующий свои творческие способности лишь с одной целью - делать деньги и получать прибыль. Капиталист и предприниматель Одна из наиболее часто встречающихся ошибок заключается в неспособности провести различия между капиталистом и предпринимателем. Конечно, обе эти роли могут сочетаться в одном человеке, однако тщательный анализ показывает, что речь идет о диаметрально противо-положных качествах. Одна из причин такого смещения состоит в том, что предприниматель часто "делает деньги", становясь, таким образом, похожим на капиталиста в том отношении, что он получает достаточно доходов для финансирования своих собственных операций. Для понимания указанных различий необходимо определить роль предпринимателя. Экономическая деятельность является результатом взаимодействия ряда производственных ресурсов, называемых факторами производства. В классическом понимании к факторам производства относятся собственность, труд и капитал. Но для осуществления производства данные факторы должны сочетаться в заданных пропорциях, при этом необходимо, чтобы кто-то эти пропорции определял. В частности надо определить: что следует производить, каким образом, какие ресурсы для этого потребуются и какие потребности призвана удовлетворить упомянутая продукция. Все эти решения принимает предприниматель. Таким образом, именно он является человеком, который в конечном счете принимает решения относительно того, как и для каких целей следует использовать определенные ресурсы. Однако действия, вытекающие из решения относительно использования ресурсов, предполагают некие предпринима-тельские новации. Речь идет о самой возможности организовать бизнес или, другими словами, выгодно использовать имеющиеся ресурсы. Сущность предпринимательства Таким образом, суть предпринимательства заключается в умении оценить потенциальную прибыльность дела в сочетании со способностью наиболее выгодно распределять ресурсы. Сущность предпринимательства не сводится к управлению бизнесом и владению капиталами или компаниями. Предпринимательство - это способ-ность выявить возможности для ведения бизнеса и умение воспользоваться ими. В таком понимании предпринимательство имеет много общего с творчеством. Понятие творчества трактуется весьма произвольно и часто варьируется, но большинство исследователей сходятся в том, что оно включает и конечный результат и познавательный процесс, ведущий к конечному результату. Поэтому под творчеством мы будем понимать "способность интегрировать дискретные элементы знаний в новые комби-нации, ранее не известные". Предпринимательские возможности Предпринимательские возможности проявляются двояко. Они могут выступать как: 1) отыскание новых более эффективных способов удовлетворения существующих потребностей; 2) использование несовершенства рыночного механизма посредством спекулятивных операций, когда некто покупает товары на одном рынке по одним ценам и незамедлительно продает все купленное на другом рынке по другим, более высоким ценам. В традиционных моделях конкуренции акцент делается на соревновательном аспекте. Есть мнение, что соревновательный аспект имеет для предпринимателя второстепенное значение, в то время как творческий аспект - поиск путей, ведущих к лучшему удовлетворению потребностей, новации, предприниматель обращает внимание на конкуренцию с альтернативами, получившими широкое распространение на рынке. Чтобы углубить наше понимание отличительных черт предпринимателя, рассмотрим следующий пример. Человек, обладающий специальными знаниями о рыночных условиях в какой-либо конкретной отрасли, может быть использован в компании, где его знания будут полезны. Если он получает заработную плату и не использует свои знания в собственном деле, то в данном случае предпринимателем является работодатель, а не служащий. Работодатель - это предприимчивый человек, умеющий нанять другого человека, обладающего соответствующими зна-ниями. Предпринимательское мышление Поисковая стадия в начале предпринимательской деятельности всегда предполагает определенный период дивергенции. Он необходим для того, чтобы систематизировать информацию, характеризующую данную ситуацию. В течение этого периода творческий человек освобождает себя от действующих структур, которые сдерживают нововведения. Он должен установить новую систему целей и средств и видеть общую картину ситуации. Далее следует этап конвергентного мышления, этап творческого "монтажа" и налаживания управленческого процесса, ведущего к деловой операции. Творческие процессы немыслимы без периодов интенсивной концентрации на всех аспектах проблемы. Эти периоды должны прерываться более длительными периодами, в течение которых проблема становится объектом более рассеянного внимания. Затем снова наступает короткий период интенсивной концентрации и т.д. Это одна из причин того, почему в процессе хозяйственного развития весьма трудно сжать сроки или сконцентрировать ресурсы. Сравнение характеристик организации Организации, придерживающиеся разных стилей поведения, существенно отличаются по своим характеристикам. В таблице 3.1 показаны различия в организационном облике соответст-вующие приростному и предпринимательскому поведению. Сопоставление организационных характеристик показывает, что приростная организация будет неэффективной в осуществлении предпринимательского образа действий и наоборот. Таблица 3.1 - Сравнение характеристик организации
Поведение организации Приростное Предпринимательское
     
Цели Оптимизация прибыльности Оптимизация потенциала прибыльности
Пути достижения целей Экстраполяция прошлых подходов Определяются взаимодействием возможности получения прибыли и качества управления
Ограничения 1. По окружающей среде организации 2. По внутренним возможностям 1. Способность изменить окружающую среду организации. 2. Способность создать требуемые специальности. 3. Способность воспринимать различные способы поведения
Система поощрений и взысканий 1. Поощрения за стабильность и эффективность 2. Поощрения за прошедшую деятельность 1. Поощрения за творчество и инициативу. 2. Взыскания за отсутствие инициативы  
Информация 1. Внутренняя: деятельность. 2. Внешняя: долгосрочный объем возможностей 1. Внутренняя: возможности. 2. Внешняя: глобальный объем возможностей.
Проблема Повторяющаяся, знакомая Неповторяющаяся, новая
Стиль руководства 1. Популярность 2. Умение установить единство подходов 1. Допущение рискованных действий 2. Умение вдохновлять людей на восприятие изменений
Организационная структура 1. Стабильная или расширяющаяся 2. Деятельность организована в соответствии с процессом переработки ресурсов. 3. Стремление экономии на масштабах производства 4. Виды деятельности увязаны слабо 1. Гибкая, структурно меняющаяся 2. Деяетльность организована в соответствии с проблемами 3. Виды деятельности жестко увязаны
Решение управленческих проблем:    
а) Признание необходимости действий 1. Реакция в ответ на возникшую проблему 2. С запаздыванием по отношению к появлению проблемы 1. Активный поиск возможностей 2. Предвидение проблем
б) Поиск альтернатив 1. Ориентация на прошлый опыт 2. Незначительные отклонения от статус-кво 3. Рассматривается единственная альтернатива 1. Творческий поиск 2. Большие отклонения от статус-кво 3. Рассматриваются многочисленные альтернативы
в) Оценка альтернатив Принимается первая удовлетворяющая потребность Выбирается лучшая из набора альтернатив
г) Отношение к риску 1. Минимизация риска 2. Соответствие прошлому опыту 1. Сознательный риск 2. Балансировка совокупности рискованных вариантов

Предпринимательское поведение встречается гораздо реже, чем приростное. В бесприбыльных организациях оно обычно имеет место, когда организация только создана и ранний период ее развития посвящен определению задач и созданию административной структуры. После начального периода организация постепенно переходит к приростному образу действий. Предпринимательское поведение в такой организации не встречается, кроме как в условиях острого кризиса, вызванного глубокой эрозией ее социального значения.

В истории промышленного развития факты рождения и смерти частных фирм случались гораздо чаще, чем предприятий в общественном секторе (с единственным исключением периодов двух мировых войн, когда наблюдалась противоположная картина), является одной из причин, почему предпринимательское поведение обычно приписывается частной фирме.

Другая причина заключается в том, что возникновение кризиса, который угрожает существованию организации, если она придерживается приростного образа действий, гораздо чаще встречается на фирме.

Это может быть связано с тем фактом, что фирма в наибольшей степени среди целевых организаций зависит от поддержания своей постоянной способности приносит прибыль.

Бесприбыльные организации не подлежат непосредственному рыночному испытанию: средства, которые затрачиваются на их операции, не связаны прямо с постоянной полезностью продукции и услуг.

Среди фирм частота возникновения проблемы выживания определяется периодом жизненного цикла используемой технологии и спроса на их продукцию. По продолжительности он может варьировать от менее чем несколько месяцев (для фирмы "новинок") до 50 (вакуумные лампы), 100 (производство паровых локомотивов), 1000 (спрос на каменный уголь).

Тем не менее, по рассмотренным ранее причинам в последние годы средняя продолжительность жизни продуктов, рынков и целых отраслей постоянно и значительно сокращается. Возникшие как следствие частные угрозы существованию все в большей степени заставляют некоторые фирмы обращаться к постоянной предпринимательской манере ведения дел.

Третья причина, почему предпринимательское поведение чаще встречается в частном секторе, заключается в том, что некоторые фирмы постоянно ведут предпринимательский поиск возможностей для роста за счет изменений.

Однако если проанализировать все многообразие современных фирм, то окажется, что проявления предпринимательского поведения имеют место на относительном меньшинстве фирм. Когда эта меньшая доля складывается с общим числом бесприбыльных организаций, то становится очевидным доминирующее положение приростного образа действий.

Возможно, что по этой причине предпринимательскому поведению уделялось мало внимания теоретиками, Занимающимися вопросами организации. Это также является причиной того, что некоторые исследователи организации доказывали наличие только приростного образа действий, а также необходимость для всех организаций сознательно и пред-намеренно следовать ему.

Однако в последнее время появился большой объем литературы, которая рекомендует предпринимательский образ действий не только как возможный, но и как предпочтительный путь развития в быстро меняющихся условиях деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.