Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие стратегического управления




Билет№21: Стратегическое управление. Планирование стратегий.

 

Что такое "стратегическое управление"?

 

Нередко говорят, что стратегическое управление компанией - это тот высший уровень работы менеджера, на котором бизнес становится искусст-вом. Действительно, мы знаем из мировой практики, что только сочетание искусства и точного расчета, стремления к переменам и умения поддерживать стабильность может принести успех бизнес-стратегу. Вероятно, именно эта многогранность деятельности добившихся настоящего успеха бизнес-стратегов, изменчивость самих "законов" стратегического управления и стали причиной столь яркого многообразия исследований и публикаций по этому вопросу.

Стратегическое управление - область менеджмента, привлекающее к себе особое внимание специалистов. Только стратегическому формальному планированию (одному из разделов стратегического управления) за последние пятьдесят лет было посвящено более 2000 публикаций. К настоящему времени существует более десяти школ стратегического управления, охватывающих все разнообразие представлений о самой природе стратегического управления - от школ, признающих стратегическое управление процессом линейного аналитического планирования, до школ, полагающих формирование стратегии корпорации актом полумистического озарения гениального лидера. Одни только базовые положения этих школ занимают сотни монографий.

Однако в большинстве случаев эти школы формируются людьми, изу-чающими процессы управления предприятиями, а не управляющими ими. С этим связан тот факт, что очень многое в научном менеджменте оказывается бесполезным для практического использования работающими менеджерами. Так, например, может поразить воображение тот факт, что из упомянутых 2000 публикаций по стратегическому планированию только 30 основаны на реальных фактах о работе крупных корпораций, остальные же представляют собой размышления о том, как должны были бы работать топ-менеджеры, если бы следовали научным принципам.

За полстолетия существования стратегического менеджмента как научной дисциплины новые школы стратегического управления возникали в среднем раз в пять лет, причем нередко "новорожденная" научная школа не просто создавала новые концепции и идеи, но и полностью отвергала концепции школ-предшественниц. Известно немало случаев, когда такая резкая смена одной доктрины другой в научном мире отражалась на столь же резком изменении стиля стратегического управления больших корпораций. Пожалуй, наиболее жаркими были в свое время прения вокруг вопроса о практическом месте линейного планирования в процессе стратегического управления, отразившиеся, например, на коренном изменения четверть века назад политики корпорации General Electric.

В ранних школах стратегическое управление и планирование строилось как формальное аналитическое действие, в котором высшие менеджеры принимали участие лишь на начальных фазах, а основная работа приходилась на долю плановиков компании. Таким образом, все стратегическое управление сводилось к предельно формализованной деятельности по составлению огромного количества подробнейших планов - от стратегических до низших операционных. В свое время General Electric обладала самой мощной в мире машиной стратегического планирования, построенной на "четких научных принципах", но появление новых школ стратегического управления (вкупе с реальными недостатками школы планирования) привело к тому, что в начале 1980-х годов руководство этой корпорации приняло решение о постепенном демонтаже этой машины. "Business Week" назвала эти события "кровавой схваткой плановиков и менеджеров". Вице-президент Major Appliances Business Group (одного из подразделений GE) заявил тогда, что "мы вернули себе власть над бизнесом, вырвав его из рук оторванной от жизни бюрократии плановиков". Несомненно, в этом шаге было немало здравого смысла, но результат, пожалуй, оказался не намного лучше того, что имело место до "кровавой битвы": к 1984 году в Major Appliances не осталось ни одного плановика…

На самом деле, известные случаи провала бизнес-стратегий, выстроен-ных в рамках тех или иных научных школ стратегического управления, отнюдь не означают, что базовые положения этих школ неверны. Дело, напротив, в том, что стратегический менеджмент вряд ли может быть полноценно описан в рамках какой-либо одной концепции или парадигмы. Каждое из направлений и стилей стратегического управления содержит рациональное зерно, которое может быть применено на практике. Именно такой подход разрабатывают эксперты учебно-консалтинговой компании PSM Consulting, и, создавая новый тренинг по стратегическому управлению, компания поставила перед задачу собрать эти зерна в одну кор-зину - вне зависимости от того, "на полях" каких именно школ они взросли. Это, к слову, отражает и основной закон деятельности хорошего бизнес-стратега: видеть возможности вне зависимости от того, лежат ли они на какой-то одной стратегической линии, и использовать их, сочетая, подчас, несочетаемое.

Различие между ними заключается не столько в разных подходах к самому стратегическому управлению, сколько в акцентуации внимания на разных его процессах или на разных его областях. (Так, например, ранние школы - школа стратегического дизайна и школа формального планирования - явно уделяют слишком много внимания процессу стратегического планирования в ущерб процессу формирования стратегии.) Кроме того, мы ввели в тренинг разделы, посвященные тем стратегически важным областям менеджмента, которые зачастую вообще не рассматриваются в рамках академических школ: стратегическое управление человеческими ресурсами, управление стратегическими изменениями и стратегическими рисками и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.