Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 5

В последние годы российская наука столкнулась с очень серьезными проблемами. С переходом к рыночным отношениям численность исследовательского персонала в нашей стране сократилась в несколько раз. Десятки тысяч ученых покинули страну, другие занялись посредническим или торговым бизнесом. Причина такого положения хорошо известна – недостаток финансирования. Сегодня по затратам на НИОКР на душу населения мы уступаем мировым лидерам в десятки раз.

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

Сложившаяся ситуация с финансированием науки вызвала вполне закономерную реакцию – в средствах массовой информации не прекращается публикация статей в защиту российской науки. Приводятся весьма пессимистические и тревожные прогнозы, делаются выводы типа «у последней черты» и т. п. Однако многие авторы подобных публикаций забывают, что наука – это затратная статья бюджета для любого государства. И в теперешних экономических условиях, к сожалению, нельзя финансировать науку так, как это делалось ранее.

Пока российские технологии сохраняют сравнительно высокий рейтинг. Отрадно, что, несмотря на объективные трудности в сфере финансирования российской науки, сегодня можно назвать немало технологических направлений, по которым российские разработчики еще сохраняют мировое лидерство. Исследования показали, что в половине технологических направлений в России есть существенные технические или приоритетные достижения в конкретных областях. А, например, в ряде разделов лазерной технологии, ядерной техники, неразрушающего контроля и других направлениях российские разработчики держат мировое лидерство.

Есть и другие оценки, которые, в частности, получены в результате поиска российских технологий по 200 запросам иностранных компаний, проведенных фирмой Техноконсалт. Фактически такая оценка отражает мнение иностранных заказчиков из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Результат весьма обнадеживающий – 60% российских технологий были признаны соответствующими мировому уровню.[27,с.60-61]

Сегодня практически в любой отрасли можно найти технологии с хорошим экспортным потенциалом. На оборонных предприятиях имеется огромное число разработок так называемого двойного назначения, т.е. таких, которые могут использоваться как в военных, так и мирных целях. Этот потенциал по своим возможностям во многих случаях не уступает западному уровню с точки зрения конкурентоспособности и применением уникальных технологий.

Реализация инновационной продукции не превышает 10% общего объема реализации товаров предприятиями. Спрос на отечественную научно-техническую продукцию на внутреннем и внешнем рынках остается крайне низким из-за ограниченных финансовых возможностей российских покупателей, а также из-за того, что она не всегда сориентирована под конкретные заказы. Развитие российской прикладной науки тормозится также практическим отсутствием платежеспособного спроса на передовых технологии промышленных предприятий. Естественно, в этих условиях многие научные институты стали искать связи с зарубежными заказчиками. Причем «на продажу» предлагаются весьма разнообразные услуги – от готовых разработок и технологий до выполнения разовых исследовательских контактов с соответствующей передачей интеллектуальной собственности. Некоторым это удается, но в основном из-за низкой продажной стоимости интеллектуального российского потенциала.

Без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Разделим регулирование на два вида: государственное регулирование и рыночное регулирование.

Государственное регулирование. Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов – прежде всего забота органов государственной власти. Анализ государственной инновационной политики развитых стран, таких, как США, Великобритания, ФРГ, Китай, Австралия и ряд других показывает, что ключевым ее моментом является формирование в наукоемких отраслях промышленности эффективных механизмов взаимодействия между государственными и частными секторами экономики. Причем, там, где имеют место высокие риски вложения капитала, длительные сроки окупаемости и высокая конкуренция, необходимы высокий уровень менеджмента, наличие поддерживающей инфраструктуры и стимулирующей нормативно-правовой базы.

Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение добросовестной конкуренции, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность создают у всех участников инновационного процесса высокие мотивации в быстром использовании результатов научных исследований и разработок.

В Минпромнауки России при отработке технологий государственной поддержки инновационных проектов исходят из следующих принципов:

· Государство не должно руководить реализацией проекта и регулировать коммерческие отношения его участников, оно только содействует им в достижении успеха;

· Средства для выполнения НИОКР должны играть роль катализатора для привлечения внебюджетных средств и стимулировать долевое финансирование из различных источников;

· Обязательный конкурсный отбор проектов, претендующих на финансирование.

Рыночное регулирование. Целесообразность конкретной инновационной деятельности, в конечном итоге, определяет рынок, но в условиях высокой конкуренции лишь 6-8 % научных исследований реализуется в новый продукт или технологию. Из этого следует, что при проведении исследований или разработок экономически целесообразно прекращать или перепрофилировать те из них, которые не подтвердили или потеряли коммерческий потенциал. Поэтому уже на ранних стадиях НИОКР формирования на их основе инновационных проектов решения вопроса о внедрении в производство научных результатов необходимо предусмотреть механизмы отбора тех из них, которые могут быть востребованы рынком. Это позволит исключить ситуации, при которых значительное число профинансированных в полном объеме и завершенных исследований не находят практического применения.

Следует подчеркнуть, что речь не идет НИОКР, ориентированных на создание нового наукоемкого рыночного товара, а не о госзаказе. Такую оценку следует проводить постоянно перед каждой стадией инновационного цикла, так как на каждой из них происходит увеличение затрат примерно в 10 раз.

Рыночное регулирование инновационной деятельности должно обязательно сочетаться с государственной поддержкой, выражающейся, главным образом, в стимулировании этих процессов, создании благоприятных правовых и финансовых условий для развития, особенно на начальных этапах. В то же время для проектов, непосредственно ориентированных на коммерческий успех, она должна сочетаться с финансовыми организационным участием заинтересованных субъектов рынка.

Инновационная политика как объект управления
Сегодня не возникает сомнений в том, что только инновационная система может быть конкурентоспособной и эффективно развиваться в рыночной среде. Управление инновационной деятельностью должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Реализация инновационной политики возможна, если в структуре управления областной и городской администрации эффективно работают комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации данной политики.

Каждое общество существует в своей локальной и глобальной среде, которая определяет господствующие идеи века, технологию, институты, обычаи. Экономическая система создается во взаимодействии внутренней культуры, институтов и политики с локальной и глобальной средой. Сначала формируется культура, которая затем вместе с другими факторами помогает становлению экономической системы.

Проблема формирования рыночной культуры бизнеса за последние годы в России трансформировалась в необходимость именно инновационной культуры на уровне государства. Практика рыночных условий заставляет каждую систему вводить разнообразные новшества с учетом изменений, происходящих во внешней среде. Система, которая не устает совершенствоваться, постоянно вносить изменения в систему управления, социальную и экономическую среду, имеет хорошие шансы сохранить свои конкурентные преимущества. Системе, как основе её развития присущи виды деятельности:
Рис. Основные виды инновационной деятельности системы

В результате изменения внешней среды возникают как новые потребности, так и новые знания.

Перспективы развития инновационной деятельности в экономике России связаны, прежде всего, с «Основами политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», обсужденными на совместном заседании Совета безопасности РФ и совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года и утвержденными Президентом В.В Путиным 30 марта 2002 года

В этом документе признаны два главных взаимосвязанных направления государственной политики в этой области:

- Формирование национальной инновационной системы

- сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса страны

Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научные инновации – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений с целью их реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей или рынка. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Следовательно, инновацию необходимо рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновации присущи в равной степени три свойства: Научно-техническая новизна, спрос, реализуемость.

Рассмотрим два варианта инноваций:

В соответствии с первым вариантом эффективность инновационной деятельности определяется не только внутренними возможностями организации, т.е. качественными характеристиками ресурсов данного предприятия, но и внешними составляющими данного процесса, такими, как спрос на новации и маркетинговая деятельность. В данном варианте новация «ищет» свое применение.
В соответствии со второй моделью новация – это завершающий этап инновационной деятельности, так как процесс инновационной деятельности начинался с исследования рынка и формирования спроса, только после этого данная потребность была реализована в виде новации.

Исходя из данных моделей, инновационное поле для любой системы состоит из трех подсистем:

- инновационные разработки;

- подсистема маркетинга (формирование спроса на инновационный продукт);

- подсистема реализации инновационного продукта.

Данная модель универсальна для управления инновационной деятельностью при развитии любой системы.

Так инновация в системе формирования и развития кадровой политики области – это новые методы, технологии, принципы и структура процесса развития и использования кадрового потенциала области.

Инновационность концепции формирования кадровой политики в условиях рыночных трансформаций заключается в следующих положениях:

- гибкость и адаптивность стратегии формирования развития кадрового потенциала;

- соединение человека с собственностью и властью, обеспечивающее свободу каждого в выборе вида трудовой деятельности;

- признание права многих субъектов решать вопросы воспроизводства кадрового потенциала;

- активное участие в выборе кадровой политики и ее реализации;

- гибкие механизмы и инновационные технологии кадровой деятельности;

- непрерывное обновление инновационных технологий;

- социальная ответственность при формировании и развитии и использовании кадрового потенциала области;

- постоянная обновляемость технологий, методов и подходов при формировании кадровой политики.

Обязательным условием формирования инновационной культуры является разработка региональных программ поддержки инноваций. В структуре управления городской и областной администраций должны эффективно работать комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации инновационной политики. Документально оформленные положения данной политики должны содержать набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциалов, создание продуктовых и технологических новшеств и др.

Управление инновационной деятельностью в рыночных условиях для России должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Процесс управления должен выявить факторы, тормозящие и способствующие нововведениям. Огромную роль при формировании инновационной культуры играет создание современных инновационных систем:

- Сети органов и организаций, осуществляющих создание, накопление, передачу и использование информации;

- Освоение Российским обществом информационной культуры и приобретение компьютерной грамотности;

- Формирования банков данных по различным направлениям.

Для эффективности формирования информационных кадровых потоков региона и координации действий необходимо соединить их в локальную единую сеть:

 

 

 


Каждая структура, входящая в данную «Ассоциацию», выполняет определённые функции на региональном рынке труда и, в конечном итоге, формирует кадровый потенциал и среду развития и использования данного потенциала. В «Ассоциацию» они объединяются, в основном, для получения реальной информации о рынке труда и рыночной среде, при этом выполняя самостоятельно свою функцию на должном уровне. Более подробный анализ их деятельности позволит определить их слабые стороны деятельности данных структур, а следовательно, разработать эффективную модель формирования кадрового потенциала.
Классификация инноваций
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо

тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь различать

инновации. В изученной литературе приведен ряд классификаций инноваций.

Например, А.И. Пригожин предлагает типологию нововведений по 9 признакам:
1) по типу новшества:
- материально-технические (техника, технология, материалы);
- социальные;
- экономические;
- организационно-управленчекие;
- правовые;
- педагогические;
2) по инновационному потенциалу:
- радикальные (базовые);
- комбинаторные (использование различных сочетаний);
- модифицирующие (улучшающие, дополняющие);
3) по принципу отношения к своему предшественнику:
- замещающие (вместо устаревшего);
- отменяющие (исключают выполнение операций);
- возвратные (к предшественнику);
- открывающие (новые, аналогов нет);
4) по объему применения:
- точечные;
- системные (технологические, организационные и т.п.);
- стратегические (принципы управления, производства);
5) по эффективности (целям)
- эффективность производства;
- эффективность управления;
- улучшение условий труда и т.д.;
6) по социальным последствиям:
- вызывающие социальные издержки;
- новые виды монотонного труда;
- вредные условия и т. п.;
7) по особенностям механизма своего осуществления:

- единичные (на один объект);
- диффузные (на многие объекты);
- завершенные и незавершенные;
- успешные и неуспешные;
8) по особенностям инновационного процесса:
- внутриорганизационные;
- межорганизационные;
9) по источнику инициативы:
- прямой социальный заказ;
- в результате изобретения.
М. Хучек предлагает классифицировать по 7 критериям:
1) оригинальность характера изменений:
- оригинальные (творческие);
- неоригинальные (подражающие);
2) степень сложности:
- несвязанные (мелкие усовершенствования);
- связанные (коллективный результат);
3) отрасль хозяйства:
- материализованные (твердые);
- нематериализованные (мягкие, управленческие);
4) степень новизны:
- новинки в мировом масштабе;
- новинки в стране или отрасли;
- новинки на предприятии;
5) радиус действия:
- внедренные вне предприятия;
- внедренные на предприятии;
6) социально психологические условия внедрения:
- рефлекторно осознаваемые;
- внедренные без длительного обдумывания;
- запланированные;
- внеплановые;
7) сфера применения:
- технические и технологические;
- организационные и экономические;
- общественные (внепроизводственные).
К различным инновациям требуются разные подходы к их осуществлению и государственному регулированию.

«Основными критериями классификации инноваций должны быть следующие:

1. комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;

2. возможность количественного (качественного) определения критерия;

3. научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

 

Практическое занятие №6

Виды и содержание инновационных проектов

 

Виды инновационных проектов. Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет множество видов инновационных проектов. Общепринятой их классификации не существует. Целесообразно классифициро­вать инновационные проекты по таким признакам, как пери­од реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлет­воряемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений.

В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижение его целей, инновационные проекты мо­гут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет, среднесрочные — с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные — менее трех лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, то есть отражать цель решения инновацион­ной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связан­ным с достижением промежуточных результатов решения слож­ных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает следующее их деление: введе­ние нового (радикального) или усовершенствованного (инкремен­тального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового ис­точника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация струк­туры управления. По уровню принятия решений и сфер, охваты­ваемых инновационными проектами, они подразделяются на фе­деральные (межгосударственные) и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в состав федеральных научно-технических программ; региональные ин­новационные проекты, задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых мо­гут включаться в планы министерств и ведомств РФ; инно­вационные проекты отдельных инновационных предприятий (ИП), задания которых могут включаться в планы ИП.

Схема классификации инновационных проектов в соответ­ствии с выделенными признаками приведена на рис. 5.1.

 

Принадлежность инновационного проекта к тому или ино­му виду определяет его специфическое содержание и использо­вание особых методов его формирования и управления. Един­ство проектных принципов позволяет использовать общие ме­тодические положения для управления инновационными проектами.

Содержание инновационных проектов. Можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта: по стадиям инновационной деятельности; по процессу формирования и реализации; по элементам организации. Инновационный проект

охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усо­вершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использован­ный в практической деятельности, либо в новый подход к со­циальным услугам. С точки зрения стадий осуществления ин­новационной деятельности проект включает в себя НИР, проектно-конструкторских и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия.

В основе рассмотрения содержания инновационного проек­та по процессу его формирования и реализации, то есть техно­логически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка вре­мени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельнос­ти, обеспечивающих его осуществление:

· формирование инновационной идеи (замысла). Это процесс зарождения инновационной идеи и формулирования генераль­ной (конечной) цели проекта. На этом этапе определяются конечные цели проекта (количественная оценка по объемам, срокам, размерам прибыли) и пути их достижения, субъек­ты и объекты инвестиций, их формы и источники;

· разработка проекта. Это процесс поиска решений по достиже­нию конечной цели проекта и формированию взаимоувязан­ного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса зада­ний и мероприятий реализации цели проекта. На этом этапе осуществляются сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации; разрабатывается план реали­зации инновационного проекта; решаются вопросы специаль­ной организации для работы над проектом (команды проек­та); производится комплексный отбор потенциальных испол­нителей проекта и оформляется контрактная документация;

· реализация проекта. На этом этапе осуществляются контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регу­лирование хода реализации проекта;

· завершение проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этим заверша­ется жизненный цикл инновационного проекта.

При рассмотрении инновационного проекта по элементам организации выделяют в нем две части: органы управления его формирования и реализации его участники.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные функции инновационного менеджмента | Порядок разработки инновационного проекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.