Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок разработки инновационного проекта

Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной идеи — отправная точка, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной сто­роны, инновационная идея составляет основу, суть инновационно­го проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конеч­ной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действу­ющем предприятии и т.п.). С другой стороны, под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план дей­ствий, то есть способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения пробле­мы. Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом дли­тельного процесса, а также результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

К средствам генерирования и формирования инновацион­ных идей относятся хорошо известные методы экспертных оце­нок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования — выборочных опросов; написание сце­нария и т.д.), и творческие методы («мозговая атака»; морфо­логический анализ; метод Дельфи и т.д.).

Маркетинговое исследование идеи проекта. Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа выступает оп­ределение сферы влияния проекта на развитие народного хозяй­ства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инно­вационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собствен­но разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточ­ных задач се реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.

С этой целью осуществляются следующие действия:

· устанавливаются возможные потребители целевого продук­та проекта;

· анализируются возможности и экономическая целесообраз­ность замены производимой продукции новыми видами це­левой продукции;

· изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими издели­ями и т.д.;

· анализируются новые сферы использования конечного про­дукта проекта;

· исследуются экономические и социальные последствия реа­лизации проекта.

Планирование инновационного проекта. В управлении проек­том планирование (программирование, детальная программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее нача­ло всего процесса реализации проекта. Основная цель планиро­вания — интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных резуль­татов проекта. План реализации инновационного проекта пред­ставляет собой детальный, развернутый во времени, сбаланси­рованный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный пере­чень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содер­жит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.

Система планов. При управлении инновационными проек­тами выделяется система планов, представленная на рис. 6.2.

По целям различают стратегический и оперативный планы реализации проекта. Стратегический план определяет: целевые этапы и основные вехи проекта, характеризующиеся сроком за­вершения комплексов работ, сроками поставки продукции (обо­рудования), сроками подготовки фронта работ и т.д.; коопера­цию организаций-исполнителей; потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам, кварталам. Основное назначение стратегического плана — пока­зать, как промежуточные этапы реализации проекта логически выстраиваются по направлению к его конечным целям. Опера­тивный план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные организации-исполнители, в разрезе года и квартала.

Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата работ проекта): план проекта в целом, планы организа­ций — участников проекта, планы отдельных видов работ (эта­пов, стадий, основных вех). План проекта в целом называется сводным или комплексным и охватывает все работы проекта.* Планы отдельных организаций-участников (поставщиков, инвесторов, исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, I бюджет проекта, план поставок и т.д.) могут быть частными или детальными. Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематические, календарные, технико-экономические (ресурсные) 1 и бизнес-планы.

Продуктово-тематический план инновационного проекта - представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также ра­бот по их обеспечению для эффективной реализации целей про­екта. В процессе продуктово-тематического планирования по заданиям, включенным в проект, определяются и подготавлива­ются следующие параметры и материалы:

состав этапов работ и сроки их выполнения;

· состав ответственных исполнителей и соисполнителей по эта­пам;

· сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты на НИОКР, капитальные вложения, прочие затраты с разбив­кой по годам;

· перечень важнейших материально-технических ресурсов, не­обходимых для реализации задания, с разбивкой по годам;

· расчеты экономической эффективности;

· карты технического уровня по новым видам продукции и по новым техническим процессам.

Календарный план инновационного проекта определяет про­должительность и объемы работ, даты начала и окончания вы­полнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты имеют своей целью регла­ментацию слаженного и согласованного хода работ с учетом це­лесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организациям-исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (сводный оптимальный календарный план). При календарном планировании в системе управления инновационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления (СПУ).

Технико-экономический план (или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информацион­ного, денежного) и определяет потребность в ресурсах и их со­став, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подряд­чиков. В процессе ресурсного планирования подготавливаются и проводятся подрядные торги, заключаются договоры (контрак­ты) на поставку. Договор поставки ресурсов — основополагаю­щий документ, регламентирующий сроки, объемы и условия поставки ресурсов. Особым видом ресурсов выступают денеж­ные средства (финансы). Планирование затрат должно осуще­ствляться таким образом, чтобы они могли удовлетворять потреб­ности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуще­ствления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.

Бюджет инновационного проекта — это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходи­мые для достижения поставленной цели. Общий бюджет пока­зывает расход средств на проект год за годом в течение всего времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточно точно, бюджеты последующих лет могут изменяться с измене­нием цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей. Бюджет проекта имеет двоякое значение: во-пер­вых, это план действий, а во-вторых — инструмент для руковод­ства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта на­правлен на решение двух основных задач:

· обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволи­ла бы осуществить проект в соответствии с временными фи­нансовыми ограничениями;

· снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Исходной информацией для планирования затрат на проект служат: сметная документация по проекту и календарный план проекта. Планирование затрат при составлении бюджета проек­та ведется от общего к частному, распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага.

· Последовательно суммируется стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрата при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала ра­бот и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат по времени.

· Размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.

· Осуществляется распределение затрат во времени по каждо­му виду работ. При этом рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный, ускоренный и замедленный.

Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта. Ценность его заключается в том, что он позволяет определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир кри­териев развития проекта и служит важным инструментом под­держки со стороны внешних инвесторов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое занятие № 5 | Программно-целевые методы управления и реализации инновационных проектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.