КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программно-целевые методы управления и реализации инновационных проектов
Практическое занятие №7 В условиях современного производства при высоком уровне производственной и управленческой кооперации как внутри организации, так и вне ее разработка и освоение инноваций вызывает множество горизонтальных связей, охватывающих большинство блоков и уровней линейно-функциональной структуры. Поэтому применение программно-целевых структур менеджмента началось в области разработки и внедрения в производство продуктовых и технологических инноваций. Прежде всего, это касается работ по проектированию новой продукции, разработке и совершенствованию технологического комплекса, реинжинирингу организаций, повышению качества продукции, проектированию и освоению интегрированной автоматизированной информационной системы организации. Быстрое и успешное освоение достижений науки и технологии в производстве возможно только тогда, когда наряду с проектированием новой продукции и разработкой новых технологически) процессов ведется материально-техническая, инструментальная организационно-плановая, экономическая подготовка произвол» Комплексный подход к разработке и внедрению инноваций требует взаимоувязанной и скоординированной работы всех участвующих в этом процессе подразделений и исполнителей. Отсутствие их эффективного взаимодействия приводит к значительному замедлению сроков, ухудшению качества, дополнительным издержкам. Сложившиеся линейно-функциональные структуры менеджмента организаций, где каждое подразделение несет ответственность только за выполняемые им задачи, недостаточно отвечают требованиям комплексного и быстрого решения проблем освоения различных инноваций. Эти структуры приспособлены к менеджменту сформировавшимися и устойчивыми видами деятельности при выпуске освоенной продукции с незначительными изменениями ее конструкции и применяемой технологии. Однако разработка и внедрение инноваций связаны с большой неопределенностью содержания и результатов планируемых работ, поэтому текущее планирование не позволяет обеспечить их надлежащей координации. Все возникающие в процессе выполнения планов отклонения увязываются в оперативном порядке, но уже с участием высшего менеджмента. Следствием этого выступает перегрузка высших менеджеров текущими и оперативными вопросами. Из-за необходимости привлекать к решению множество специалистов из разных подразделений организационной формой согласования рассматриваемых вопросов служат или широкие координационные совещания, или многократное визирование документов, а это затрудняет своевременное принятие необходимых управленческих решений. Недостатком выступает также характерное для линейно-функциональной структуры распределение ресурсов не по целевым программам, а по подразделениям. Из-за этого оперативная координация работ по разработке и внедрению инноваций зачастую наталкивается на трудности, так как требует сложнейшего перераспределения ресурсов между многими подразделениями. При этом сосредоточение всей работы по координации на высшем уровне менеджмента приводит к тому, что одним и тем же лицам приходится решать оперативные, текущие и перспективные задачи. Большой объем, и первоочередность оперативных вопросов отнимают время у менеджеров, наносят ущерб аналитической и перспективной работе, снижая эффективность менеджмента в целом. Возрастающие требования к качеству и срокам работ по созданию и освоению продуктовых, технологических, экономических и других инноваций, необходимость широкого межфункционального взаимодействия заставляют пересматривать и расширять принципы организации менеджмента и критерии их эффективности. Деятельность организации требуется ориентировать на достижение четко определенных для каждого периода целей, распределение ресурсов — производить по конкретному назначению, необходимо осуществлять комплексный подход и межфункциональное взаимодействие, обеспечивать преимущественный контроль не за содержанием отдельных сторон исполнительской деятельности, а за се результатами. Выполнение этих требований можно достичь переходом к новым объектам менеджмента — целевым программам (ЦП). Целевая программа — плановый комплекс научно-технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной (главной) целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование — производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом. ЦП включает следующие типовые структурные элементы: · цели и задачи (подцели); · функционально-исполнительскую структуру (комплекс исследован и й и разработок, работы по подготовке и переподготовке персонала, импорту и экспорту лицензий, внедрению, освоению и продаже инноваций с указанием исполнителей); · технико-экономическое и ресурсное обоснование (показатели затрат, сроков и эффекта); · организационно-экономическую структуру (права и ответстсвенность заказчика, исполнителей, порядок финансирования, сдачи и приемки работ, санкции, премии и т.д.). Основные признаки, по которым комплекс работ может относиться к сфере применения системы программно-целевого менеджмента: 1. важность реализуемой цели с точки зрения влияния на результаты деятельности организации, величина используемых при этом ресурсов, ответственность за соблюдение установленных сроков выполнения программы; 2. масштабы взаимодействия различных подразделений аппарата менеджмента и производственных звеньев при выполнении программы;
По масштабам и уровню взаимодействия подразделений при выполнении ЦП и в соответствии со значимостью их результатов их можно выделить в две основные группы: · инновационные программы, в выполнении которых участвует группа подразделений. Результаты выполнения отражаются в показателях бизнес-плана организации, а объем затрат требует выделения значительных ресурсов, подлежащих централизованному контролю;
Требуется перераспределение ресурсов между подразделениями и взаимосвязанный контроль за их расходованием. К целям, которые должны реализоваться на основе формирования инновационных программ на уровне организации, могут относиться следующие: · реконструкция или расширение производственных подразделений; · замена в крупных масштабах технологического оборудования на принципиально новое; · переход на использование новых материалов; · разработка и внедрение (или только внедрение) комплексов технологических инноваций при освоении новой продукции. К целям локализированных (межфункциональных) инновационных программ относятся следующие: внедрение отдельных технологических инноваций, локальная замена технологического оборудования, обеспечение повышения качества одного из выпускаемых изделий и т.п. Создание системы программно-целевого менеджмента ЦП направлено на решение ряда задач: 1. обеспечение наиболее полного и эффективного взаимодействия всех подразделений, занятых внедрением инноваций в производственно-хозяйственную деятельность; 2. освобождение высшего уровня менеджмента от функций оперативного руководства и координации действий исполнителей, занятых созданием и внедрением инноваций;
5. обеспечение эффективного контроля за выполнением запланированных работ, создающего основу для действенного административного регулирования и мотивирования более высоких результатов работ по качеству и срокам. Организационная структура менеджмента ЦП формируется с учетом приведенных выше особенностей программ как объектов менеджмента. Основным звеном системы становится менеджер программы — лицо, наделенное менеджментом организаций особыми полномочиями, позволяющими ему осуществлять текущий и оперативный менеджмент программой, не нарушая взаимоотношений в рамках сложившейся линейно-функциональной структуры, управляя специалистами подразделений или целевым временным коллективом. На менеджера программы возлагается ответственность за достижение целей программы по качеству результатов, срокам их получения и расходуемым на это средствам. Для этого менеджер организации делегирует ему свои права в области распределения ресурсов, планирования сроков и объемов работ приемки и утверждения технической документации, представительства в сторонних организациях, поощрения участвующих в программе подразделений и специалистов. Менеджер ЦП осуществляет всю текущую работу по выполнению программ, несет ответственность за своевременную и качественную се реализацию на всех этапах от формирования целей до использования результатов по прямому назначению. В задачи менеджера программы входят координация и оперативный менеджмент всеми работами, включенными в программу, организация взаимодействия между структурными подразделениями и звеньями аппарата менеджмента, участвующими в выполнении программы. или непосредственный менеджмент целевым коллективом. К органам системы менеджмента ЦП в организации относятся технический (научно-технический) совет и менеджеры программ.- Линейным менеджером системы является технический директор организации. Система менеджмента ЦП состоит из трех организационных уровней: · высший уровень — технический директор и технический (научно-технический) совет; · средний уровень — менеджеры ЦП, подчиненные техническому директору (главному технологу); · нижний уровень — ответственные исполнители отдельный этапов программы, подчиненные менеджерам подразделений в соответствии со своим должностным положением в линейно-функциональной структуре, или специалисты целевых коллективов.
Необходимость обеспечения единства научно-технологической стратегии организации заставляет передавать функцию принятия стратегических решений высшему менеджменту организацией. С этой целью при высшем менеджменте создается коллективный орган по выработке и формулировке стратегических целей — технический (научно-технический) совет. В состав рассматриваемых советом вопросов входят цели научно-технологических программ, их поэтапная структура, оценка целесообразности выбора ответственных исполнителей (специалистов целевого коллектива), сроки представления промежуточных результатов, технико-экономические параметры программ, принципиальные технологические решения, оценка экономической эффективности программ, величина и состав необходимых для ее реализации ресурсов. Менеджмент организации утверждает одобренные техническим (научно-техническим) советом решения, которые в форме плана работ по программе, сметы затрат, технического задания становятся обязательными для выполнения всеми органами аппарата менеджмента. Менеджер программы обеспечивает выполнение всех решений, представляемых на рассмотрение технического (научно-технического) совета; утверждает технические и организационные решения, связанные с взаимодействием подразделений — соисполнителей программы; осуществляет текущую и оперативную координацию работ; функционально руководит ответственными исполнителями (специалистами целевого коллектива); оценивает выполнение плана подразделениями; осуществляет приемку работ; вносит предложения о мотивировании ответственных исполнителей и их подразделений. Ответственные исполнители ( специалисты целевого коллектива) обеспечивают разработку технической документации и выполнение производственных операций, вносят на рассмотрение менеджеру программы. Локализованные межфункциональные программы формируются при необходимости организации взаимодействия для достижения отдельных целей подразделений следующих служб: исследований и разработок, технического директора, контроль Качества, эксплуатации и технического обслуживания, а также создания целевого временного коллектива. В систему управления межфункциональными инновационными программами входят технический (научно-технический) совет, одно из подразделений названных выше служб в качестве штабного органа и менеджеры программ. В каждом подразделении или их звеньях, участвующих в выполнении программы, выделяются ответственные исполнители. Линейным руководителем системы менеджмента локальной программы является один из заместителей технического директора организации по исследованиям и развитию или главный технолог организации. Опыт использования матричных структур программно-целевого менеджмента в области разработки и внедрения инноваций подтвердил их эффективность в условиях высоких темпов НТП. Однако до настоящего времени не разработаны методические основы создания и функционирования целевых временных коллективов. В общем случае критерием эффективности системы менеджмента целевого временного коллектива служит возможность, наиболее полного и устойчивого достижения конечной цели программ при относительно меньших затратах по сравнению с другими организационными формами их реализации. Для определения источников эффективности системы менеджмента программ целесообразно рассмотреть весь механизм действия этой системы (рис. 6.3). Основу системы менеджмента программы составляют менеджеры программ, которые несут основную ответственность за своевременное и качественное выполнение программ на всех этапах реализации — от разработки технического задания до сдачи новой продукции или нового технологического процесса. Высший линейный руководитель системы менеджмента программ — технический директор или главный технолог организации. В тех случаях, когда программа включает только работы по созданию технологической документации, руководителем системы менеджмента программы обычно является главный технолог организации. Если же выполнение программы требует проведения других работ, менеджмент которых не входит в компетенцию главного технолога или технического директора (расширение производственных площадей и реконструкция цехов, привлечение дополнительных финансовых ресурсов, изменение отношений с поставщиками и потребителями и т.д.), руководство системой менеджмента программ в целом осуществляет высший менеджмент организации. Менеджер программы назначается из числа ведущих специалистов технологических или производственных подразделений Его статус приравнивается к статусу заместителя технического директора (главного технолога). Непосредственно подчиняясь техническому директору (главному технологу), менеджер программы осуществляет организационное воздействие на все органы и работников, занятых выполнением программы, путем планирования ресурсов и сроков реализации работ, а также контроля и оценки достигаемых результатов. План выполнения работ по программе и его изменения утверждаются техническим директором (главным технологом), однако инициативная роль в его подготовке принадлежит менеджеру программы. Как интегратор горизонтальных связей менеджер программы концентрирует всю информацию, касающуюся взаимодействий каждого подразделения, занятого выполнением программы, с другими подразделениями, с кооперирующими организациями, с потребителями инноваций. В связи с тем, что при реализации программы используются средства из общей совокупности ресурсов организации, управляемых различными линейно-функциональными блоками, в функции высших линейных органов менеджмента организации входит задача распределения, координации и контроля использования этих ресурсов. Для ее выполнения в линейно-функциональной структуре организации необходимо создавать специализированный функциональный орган — отдел менеджмента инноваций. Этот отдел должен собирать для высшего уровня менеджмента всю информацию обратной связи о состоянии управляемых объектов, обрабатывать ее с учетом заданий по выпуску повторяющейся продукции, выполнению заказов и проектов, производству НИОКР и подготавливать решения по распределению задач, сроков и ресурсов на их выполнение. Отдел менеджмента инноваций в линейно-функциональной структуре характеризуется тем, что он, исходя из целей организации по объему производства и состояния ресурсов, на основании технико-экономических критериев оптимизирует загрузку всех исполнителей по времени и подготавливает для утверждения высшим линейным менеджментом проект общего плана работ по инновациям. Отдел менеджмента инновациями собирает в соответствии с разработанной системой обязательной отчетности всю информацию о ресурсах и результатах деятельности производственных и управленческих подразделений организации и обрабатывает ее с точки зрения эффективности использования ресурсов. Механизм организационно-планового менеджмента программ обеспечивается предоставлением отделу менеджмента инноваций и руководителям программ особых полномочий, которые практически сводятся к следующему: · составление и корректировка планов работ по выполнению программ выступают исключительной прерогативой менеджера программы и отдела менеджмента инноваций; · все подразделения представляют в отдел менеджмента инноваций отчетность о результатах выполненных работ и использованных при этом ресурсах в заданные сроки. Менеджер программы может изменять сроки и форму отчетности отдельных подразделений по своему усмотрению. В частности, он может требовать от подчиненных ему менеджеров работ представления отчета об их выполнении с точки зрения сроков и требуемых ресурсов; · все мероприятия, которые могут повлиять на увеличение сроков выполнения работ по программе или использование выделенных ресурсов, согласуются с менеджером программы и отделом менеджмента инноваций вне зависимости оттого, для какой цели они осуществляются; · менеджеры программы и отдела менеджмента инноваций дают оценку выполненных подразделениями работ по объемам, номенклатуре и качеству. На основании этой оценки подразделениям засчитывается выполнение плана, начисляются фонды заработной платы и материального поощрения, выделяются материально-технические и финансовые ресурсы; · менеджер программы распределяет между соисполнителями (специалистами целевого коллектива) фонд премирования за инновацию. Кроме того, он может делать представления вышестоящим менеджерам о поощрении или наказании исполнителей по результатам их участия в программе; · менеджеры программы и отдела менеджмента инноваций полномочны представлять организацию в отношениях с заказчиками в части сроков выполнения работ и использования ресурсов. С ними согласовываются также все заключаемые организацией внешние договоры и обязательства по этим вопросам. Кроме указанных организационных функций менеджер программы как интегратор горизонтальных связей выполняет функции соисполнителя в области разработки и принятия решений по программе. Ответственные исполнители назначаются на все включенные в программу работы, выполняемые в самостоятельных структурах подразделениях аппарата менеджмента и производства. Кандидатура на должность ответственного исполнителя предлагается менеджером соответствующего подразделения, рассматривается и одобряется менеджером программы и официально утверждается менеджером организации при утверждении обще, го плана выполнения работ по программе. Ответственный исполнитель линейно подчинен своему вышестоящему менеджеру (в отношении выполнения плана работ по назначению, содержанию, объемам, срокам и используемым ресурсам; прямой подотчетности, поощрения и наказания; организации труда), а функционально подчинен менеджеру программы (в отношении содержания и характера принимаемых решений по программе; методов их разработки, содержания и характера использования информации). В случаях когда ответственный- исполнитель выполняет только работу по одной программе, он может перейти в линейное подчинение непосредственно менеджеру программы и быть включенным в состав целевого коллектива. Следует учитывать, что при выполнении программы возникают постоянные или эпизодические связи не только между органами программно-целевой структуры, но и между всеми производственными и управленческими звеньями организации. Взаимоотношения менеджера программы и органов аппарата менеджмента организации достаточно содержательны и многообразны. Их анализ позволяет проверить организацию программно-целевого менеджмента с точки зрения соответствия се определенному типу, соблюдения соотношений между линейными и функциональными полномочиями; полноту и единство информационных и мотивационных связей. Механизм функционирования системы менеджмента программ, основанный на использовании научных принципов формирования организационных структур, выступает важным элементом и условием достижения высокой эффективности при разработке и внедрении в производство инноваций. Цель системы — дать возможность менеджерам в любой момент сравнивать текущее состояние разработки с техническими требованиями, осуществлять выбор дальнейших действий, оптимизировать его и главное — оценить воздействие этого выбора на окончательные результаты работы. Система менеджмента позволяет с достаточной быстротой обрабатывать большой объем технической информации из разных источников, выбирать наиболее важные данные и предоставлять менеджерам ясный и компактный материал, облегчающий принятие необходима решений. Она дает возможность оценивать прошлую и текущую информацию для планирования выполнения программы в будущем, количественно оценивать возникающие альтернативы, устанавливать их сравнительную значимость и определять влияние альтернативных действий на разработку в целом. Система позволяет также учитывать требования к параметрам инноваций, даст возможность оценивать влияние их изменений на всю программу. Точность планирования достигается использованием методов, обладающих такими свойствами, как согласованность, эффективность, достаточность. Согласованность заключается в максимальном приближении оцениваемого параметра к заданному значению путем многократного «проигрывания» соответствующей модели; вероятность ошибочного выбора резко снижается. Эффективность состоит в максимальном приближении диапазона изменений планируемой величины к заданному диапазону путем увеличения числа наблюдений. Достаточность выражается в способности системы извлечь всю необходимую информацию из имеющихся наблюдаемых данных. Контроль за осуществлением программы рекомендуется организовывать следующим образом. Устанавливаются допустимые пределы изменения технических параметров в соответствии с общими требованиями на инновации. Эти требования детализируются до технических условий и спецификаций по каждому из этапов разработки программы. В ходе разработки значения параметров сравниваются с установленными техническими условиями и спецификациями. Полученные отклонения анализируются, и их воздействие на параметры инноваций оценивается с точки зрения их приемлемости. Особенность системы состоит в том, что она позволяет своевременно выявить неприемлемые отклонения и оценить их влияние на ход выполнения разработки в целом, чтобы минимизировать возможные отклонения от него. Систему менеджмента программы можно представить в виде четырех основных блоков (рис. 6.4): 1 — управление всей разработкой (программой); 2 — контроль за параметрами составных частей; 3 — управление функциями разрабатывающих подразделений и организаций; 4 — планирование и оценки. Задача менеджмента всей программы состоит в удержании программы в контрольных пределах. Решение этой задачи обеспечивают: · постоянное наблюдение за выполнением требований ко всем элементам системы, за соответствием отдельных подсистем общей цели; · систематический контроль за соблюдением технических требований, то есть предельных величин технических характеристик всех составных элементов системы; · систематический контроль за сроками реализации всех элементов системы.
В задачу планирования и оценок входит систематический контроль за техническими характеристиками инноваций, сравнение фактического состояния с заданными значениями. В результате сравнения вырабатываются планы развития программы. Эти планы даются в количественных показателях, что позволяет определить имеющиеся и потенциальные слабые места в работе, и их влияние на разработку в целом. Благодаря этому определяются корректирующие действия, которые нужно предпринять в отношении тех или иных подсистем (деталей, узлов), а также в отношении всего объекта: устранение отклонений, обнаруженных в ходе разработки; увеличение допусков по некоторым параметрам за счет уменьшения допусков по другим. В соответствии с корректировкой подразделениям даются задания по необходимым изменениям. Оценка выполнения программы производится по четырехступенной шкале: критическое отклонение, значительное отклонение, слабое отклонение, нормальное состояние. Планирование будущих вероятных событий обеспечивается получением объективной информации и осуществляется через составление графика текущих событий, на основании которого строится кривая тенденции, позволяющая определить направления выполнения программы в целом. Эффективность приведенной системы во многом зависит от качества плана, который, в свою очередь, зависит от гибкости и способности отражать возможные модификации разработок и внедрения инноваций.
Практическое занятие №8 Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности Финансирование этой деятельности на территории региона осуществляется за счет нецентрализованных источников, то есть собственных, заемных и привлеченных средств коммерческих организаций и их объединений, и централизованных источников инвестиционных ресурсов. К числу последних относятся средства федерального и региональных бюджетов, целевых внебюджетных фондов финансирования НИОКР и средства действующих в регионе государственных, негосударственных, международных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Решение задач по поддержке и развитию научно-технического потенциала диктует необходимость выделять в бюджете региона отдельной строкой средства на указанные виды деятельности. Ограниченность же бюджетных средств обусловливает целевое финансирование конкретных научно-технических и инновационных программ, проектов, работ, разработок и исследований. Например, в бюджете Тульской области по отдельной строке «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» в течение последних трех лет ежегодно выделялось по 5 млн. руб. Все средства данной строки бюджета области распределялись по направлениям их использования в определенной пропорции (рис. 7.2). Гранты губернатора в сфере науки и техники — это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно юридическим и физическим лицам, расположенным (проживающим) на территории области для выполнения работ, предусмотренных грантодателем. Гранты выступают формой государственной поддержки и развития научно-технического потенциала региона. Грант выдается за счет средств областного бюджета на финансирование перспективных научных исследований с учетом региональных приоритетов. Размер гранта фиксирован и не может быть изменен до конца срока действия договора на выполнение работы. Конкурсы грантов проводятся ежегодно по следующим основным направлениям: · научные исследования; · научно-технические работы в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, медицине, социальной сфере и в гуманитарной области; · подготовка и издание научных трудов; · разработка бизнес-планов инновационных проектов; · создание и техническое оснащение организаций инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности. Например, в 1999 г. профинансировано 11 грантов губернатора Тульской области в сфере науки и техники на общую сумму 300 тыс. руб., в 2000 г. на конкурс грантов поступило 83 проекта, из числа которых 21 признан победителем. Источниками финансирования научно-технических работ и инновационных проектов могут быть средства различного рода государственных и негосударственных фондов. Органы власти регионов должны содействовать ученым и научным организациям в получении средств из этих фондов. Например, Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) в целях содействия научным исследованиям в регионах Российской Федерации заключают с администрациями регионов соглашения о проведении ежегодных региональных конкурсов научных проектов. Финансирование проектов региональных конкурсов осуществляется на паритетных началах Фондом (50%) и администрацией региона (50%). В 2000 г. от Тульской области признаны победителями и финансируются 8 научных проектов по соглашению с РФФИ и 7 проектов по соглашению с РГНФ. Кроме того, при посредничестве администрации области и регионального представительства государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере профинансирован ряд наукоемких проектов на общую сумму 2,2 млн. руб. Ведущее место в механизме государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности в регионе занимает система мер по формированию и целевому финансированию территориального заказа на научно-техническую и инновационную продукцию. Данный заказ представляет собой документ, содержащий перечень потребностей региона в научно-технической и инновационной» продукции на ближайшие годы (3-5 лет). Процедура формирования и размещения территориального заказа состоит из ряда этапов. 1. Комитет по науке администрации региона организует сбор, предложений от ученых, организаций и общественных объединений по научно-техническим работам, инновационным проектам и проблемам, которые нужно решить в сферах труда, производств; управления, науки и социальной сфере. Организуется проведение экспертиз поступивших предложений, которые будут полностью или частично осуществляться за счет средств регионального бюджета, проводится выбор приоритетных направлений развития науки и техники. В итоге составляется и утверждается постановлением губернатора территориальный заказ. Формируется также Перечень региональных критических технологии гражданского назначения, развитие которых обеспечивает решение ключевых территориальных проблем. 2. Ежегодно комитет по науке готовит проект территориального заказа, с указанием конкретных проблем и необходимой I суммы бюджетных средств на их решение. Проект рассматриваете» и принимается на коллегии комитета по науке, а затем утверждается губернатором. Под утвержденный заказ комитет по науке и финансовое управление готовят заявку на финансовые ресурсы, которая вносится в проект бюджета.
· двух центров сертификации; · патентно-лицензионного центра; · системы мониторинга научно-технического потенциала региона; · условий для расширения деятельности научно-технологического парка при Тульском госуниверситете; · консультационного пункта по правовой охране объектов интеллектуальной собственности и т.д. Таким образом, формирование территориального заказа на научно-техническую и инновационную продукцию, его размещение на конкурсных началах и, соответственно, целевое финансирование обеспечивают концентрацию финансовых, материально-технических и других ресурсов на наиболее значимых работах, создают условия для проведения эффективной государственной научно- технической и инновационной политики в регионе. Финансирование инновационной деятельности представляет собой направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Важно обеспечить последовательное финансирование всех этапов инновационной деятельности (НИОКР, разработки опытного образца, создания головного образца, серийного производства новых видов товаров). Решению этой задачи способствуют разработка и финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков и венчурных фондов. Источники финансирования инновационной деятельности организаций, предприятий можно подразделить на внешние и внутренние. Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансирование, использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и др. Внутреннее финансирование инновационной деятельности предусматривает использование собственных средств организаций и предприятий. Сюда, прежде всего, входят часть прибыли и амортизационных отчислений, акционерный капитал предприятия. Среди внешних форм финансирования инновационной деятельности выделяются в первую очередь бюджетные кредиты и ассигнования из бюджета. В промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется в основном из негосударственных источников. На внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение инновационных проектов, то есть отсутствует реальный платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные нововведения. В связи с этим формируется система специализированных фондов, предоставляющих организациям или предприятиям безвозвратные субсидии или кредиты для их целевого использования — финансирования НИОКР и инновационной деятельности. При этом кредиты и ссуды из средств федерального бюджета могут предоставляться на следующие цели: · на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий оборудования и материалов, в том числе за рубежом; · на проведение структурной перестройки производства; · для расчетов по целевым кредитам, выданным на закупку оборудования и материалов. Следует отметить такую тенденцию, как снижение размера финансирования науки из средств федерального бюджета (табл. 7.2). Как видно из таблицы, размер ассигнований на науку из средств федерального бюджета (в постоянных ценах 1991 г.) снизился с 1992 по 2001 г. более чем в 2 раза (с 5,99 до 2,47 млрд. руб.). Также в 2 раза (с 0,5 до 0,25) уменьшилась доля таких ассигнований в процентах к валовому внутреннему продукту. По отношению к общей величине расходов федерального бюджета доля ассигнований на науку в 2001 г. составила лишь 1.74%, что существенно ниже, чем было в 1992 г. (2,43%) и в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах Запада. В условиях ограниченности финансовых ресурсов безвозвратное предоставление бюджетных средств выступает исключением. Как правило, бюджетные средства предоставляются на возвратной основе. В любом случае средства государственного бюджета выделяются в первую очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также на производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса. Прежде чем предоставить бюджетный кредит организации, предприятию, проводится предварительная проверка их финансового состояния. Затем организация или предприятие предоставляют определенные документы, в том числе: сведения о предполагаемом использовании ссуды с утвержденным техническим обоснованием, заверенной копией баланса предприятия за предыдущий финансовый год, заключение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены организация или предприятие и др. Основой предоставления ссуды служит кредитный договор. В нем оговорены следующие условия: размер предоставляемого! бюджетного кредита; величина процентной ставки за его использование; срок возврата кредита и др. Следующая основная форма внешнего финансирования инновационной деятельности — привлечение банковского кредитам Банковский кредит — это средства, предоставляемые банком' организации или предприятию на установленный срок для использования на определенные цели. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты. Кредитование организаций, предприятий осуществляется на основе принципов возвратности, срочности, целевого характера, материальной обеспеченности. Принцип возвратности означает, что все полученные от кредитора финансовые ресурсы подлежат возврату или погашению в полном объеме. Оттого, насколько полно и своевременно погашен кредит заемщиком, зависит репутация последнего, его надежность и авторитет в коммерческих кругах. Необходимость возврата полученного кредита в точно обозначенный срок составляет принцип срочности. В зависимости от срока, на который предоставляется кредит, различают краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование. В практике российского предпринимательства наиболее распространены краткосрочные кредиты сроком до 1 года. Однако при осуществлении крупных инновационных проектов могут потребоваться среднесрочные и даже долгосрочные кредиты. Принцип целевого характера кредита означает, что полученные финансовые ресурсы могут быть направлены лишь на цели, оговоренные в кредитном договоре. Нарушение этого принципа может стать основанием для досрочного отзыва кредита. По условиям кредитного договора заемщик обязан гарантировать кредитору возврат полученной суммы. В этом проявляется сущность принципа материальной обеспеченности кредита. Наиболее надежным денежным гарантом обеспечения возврата кредита служит залог. Обеспечением кредита в форме залога могут служить товарно-материальные ценности, расчетные документы, ценные бумаги и другие виды имущества организации или предприятия-заемщика. Если заемщик вовремя не погасил ссуду, залоговое имущество передается во владение кредитору. Достаточно широко распространенной формой внешнего финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. Ее целью служит привлечение в короткие сроки нужного объема денежных средств. К наиболее широко применяемым эмиссионным ценным бумагам в России относятся и облигации. Различают первичную и вторичную эмиссию. В момент учреждения акционерного общества осуществляется выпуск акций — первичная эмиссия. Впоследствии, если акционерное общество нуждается в привлечении дополнительных средств, осуществляется вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов: приобретение современного оборудования, совершенствование технологии, проведение реструктуризации организации, предприятия, освоение и выпуск нового продукта. Эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме открытого или закрытого их размещения. Открытое размещение ценных бумаг позволяет приобрести их неограниченному кругу инвесторов. Закрытое размещение предполагает приобретение ценных бумаг заранее ограниченным кругом инвесторов. В случае открытого размещения эмиссии ценных бумаг заранее подготавливается и публикуется в печати проспект эмиссии. В проспекте эмиссии помимо сведений о предстоящем выпуске ценных бумаг (их виды и количество, номинал, дата начала и окончания размещения выпуска и др.) помещаются данные об эмитенте и о его финансовом положении. Итоги размещения ценных бумаг публикуются в печати, а неразмещенные ценные бумаги остаются в резерве и могут быть использованы при вторичной эмиссии. Основными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций и предприятий служат; прибыль, амортизационные отчисления и акционерный капитал предприятия. Следует отметить, что, по данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, собственные финансовые ресурсы составляют около 80% всех средства расходуемых на инновации, что соответствует уровню промышленно развитых стран Запада (в США — 73%, в Германия — 90%). Таким образом, главное внимание при анализе финансовых ресурсов, направляемых на инновации, следует уделять внутренним источникам финансирования инновационной деятельности организаций и предприятий. Если небольшие предприятия, как правило, направляют на инновации свою прибыль, то крупные предприятия осваивают конструкторские и технологические новшества главным образом за счет собственных средств, концентрирующихся в фонде развития производства и фонде амортизационных отчислений. Средства фонда развития производства - образуются из отчислений от прибыли и направляются на обновление и расширение производства, осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологических проектов, освоение новой продукции и др. Средства фонда амортизационных отчислений представляют собой часть износа основных средств в процессе их производительного функционирования. Порядок распределения и использования прибыли организации, предприятия фиксируется в уставе. В соответствии с этим организации, предприятия составляют сметы расходов, финансируемых из прибыли, а также формируют фонды специального назначения, в том числе упомянутый выше фонд развития производства. Представляют интерес размеры и структура внутренних текущих затрат организаций и предприятий на исследования и разработки по видам работ в динамике за последние 8 лет (табл. 7.3). Как видно из таблицы, общая сумма внутренних текущих затрат на исследования и разработки за период 1994-2001 гг. последовательно возрастала. Вместе с тем менялась структура затрат по видам работ. Так, удельный вес затрат на фундаментальные исследования снизился за этот период с 16,8 до 13,9%. Снизился и удельный вес затрат на прикладные исследования — с 20,5 до 16,4%. В то же время предприятия и организации увеличили на 7% долю затрат на разработки (с 62,7 до 69,7%). Это свидетельствует о понижении интереса к исследованиям как фундаментального, так и прикладного характера. Все большее внимание уделяется непосредственно разработкам новой продукции. Эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств для инновационной деятельности служит лизинг. Лизинговые операции регулируются Федеральным законом «О лизинге» от 20 октября 1998 г. В соответствии с этим законом лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Различают финансовый и оперативный лизинг. Под финансовым лизингом понимается форма финансирования приобретения оборудования при посредничестве лизинговой компании, которая покупает его себе в собственность за свои и привлеченные средства, а затем сдает в пользование (в аренду) предприятию-лизингополучателю на определенный срок. Лизинговая компания обязана приобрести то оборудование и у тех поставщиков, которые указал лизингополучатель. При финансовом лизинге лизингополучатель, как правило, выкупает оборудование в конце срока договора лизинга. Условия договора не меняются в течение всего срока его действия. При оперативном лизинге срок аренды оборудования лизинга намного меньше срока службы оборудования, сдаваемого в лизинг. Дальнейшее ужесточение конкуренции на лизинговом рынке приводит к секьюретизации — венчурной аренде. При этом финансовые обязательства оформляются не в виде прямых договоров, а в форме ценных бумаг, что при необходимости позволяет третьему лицу нарушить данные обязательства. Венчурная аренда представляет собой более рисковое финансирование проектов без гарантий. Как представляется с экономической точки зрения, лизинг имеет определенное сходство с кредитом, предоставляемым на покупку оборудования. Иначе говоря, если рассматривать лизинг как передачу имущества во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности, то его можно классифицировать как товарный кредит в основные фонды, причем в их активную часть — оборудование. Однако лизинг гораздо привлекательнее традиционного банковского кредитования, особенно для быстроразвивающихся средних и малых предприятий. Особенности кредитного и лизингового механизмов представлены в табл. 7.4. Лизинговая компания, а зачастую одновременно и лизингодатель, — это специализированное учреждение, предоставляющее оборудование в аренду предприятиям, реже — физическим лицам. Задача лизинговой компании состоит в том, чтобы приобретать для своих клиентов нужные им изделия и сдавать их в аренду на заранее согласованный срок за определенную плату. По завершении аренды материальных ценностей арендующая фирма возвращает их лизинговой компании, либо продлевает договор на последующий срок (как правило, на льготных условиях), либо приобретает имущество по остаточной стоимости. Выгода лизинга состоит в том, что арендатору не нужно тратить большие деньги для приобретения современной техники. Данная форма аренды привлекательна для мелких и средних предприятий. Для них становится реальным оперативное про. ведение реконструкции производства при ограниченных затратах. Лизинг открывает путь потребителю к новейшим достижениям науки и техники, к прогрессивным технологиям. Экономическое содержание лизинга и отличие его от аренды состоят в следующем. При взятии в аренду каких-либо материальных ценностей арендатор не становится их собственником и не приобретает правовых обязанностей по отношению к этой собственности. Лизингополучатель принимает на себя обязанности, вытекающие из права собственности, то есть песет прямую ответственность за риск случайной гибели и техническое обслуживание объекта лизинга. Лизингодатель, как и арендодатель, остается владельцем объекта лизинга. Гибель или не возможность использования объекта лизинга не освобождает лизингополучателя от обязанностей погашать долг. Иногда считают, что главное отличие лизинга от аренды состоит лишь в правовых аспектах и зависит от условий соглашения. На самом деле это не так. Лизингополучатель в отличие от арендатора выплачивает лизингодателю не ежемесячную плату за право пользования объектом лизинга (арендную плату), а полную сумму амортизационных отчислений. Из этого следует принципиально новое распределение рисков операции. Лизингодатель приобретает какие-либо материальные ценности в интересах и по просьбе лизингополучателя, тогда как при аренде стороны заключают договор в соответствии со встречными, совпавшими интересами. Выплата полной суммы амортизационных отчислений гарантирует хорошее обслуживание объекта лизинга. В случае выявления дефектов в объекте лизинга лизингополучатель предъявляет рекламации поставщику объекта, а лизингодатель считается полностью свободным от гарантийных обязательств. Фактически арендные договорные отношения заменяются отношениями купли-продажи, но без передачи права собственности. Исходя из этого в начале срока договора объект лизинга амортизируется на значительно большую сумму, чем предусмотрено по нормам амортизации. Срок действия договора лизинга рассчитывают исходя из срока выплаты амортизационных отчислений. При расчете выплат за аренду их размер в значительной мере зависит от рыночной конъюнктуры (спроса и предложения). В отличие от аренды при лизинге существует практика приобретения лизингополучателем объекта в собственность по окончании срока действия договора по заранее согласованной покупной цене. Одновременно с приобретением материальных ценностей лизинговая компания и лизингополучатель подписывают между собой соглашения о сроках аренды и ее непрерывности, о величине арендных платежей, периодичности их выплаты, условиях страхования объекта лизинга, возможных вариантах владения имуществом по окончании аренды и др. В зависимости от сроков аренды лизинг подразделяется на рейтинг — аренда на срок от нескольких дней до месяца, хайринг — от нескольких месяцев до года, собственно лизинг — от года до нескольких лет. По международной практике сроки лизинга зависят от периода амортизации оборудования. Обычно срок лизинга меньше этого периода: В среднем срок аренды машин и оборудования составляет 5-8 лет, сроки аренды недвижимого имущества более продолжительные — 10—20 лет. В разных странах сроки лизинга определяются различными нормативными документами. Научно-технический прогресс вносит коррективы в период Морального износа оборудования или другой техники. Этот период значительно сократился и составляет, например, для средств информатики в среднем 3-5 лет. Такая форма аренды, как лизинг, должна стать важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических Устройств и систем в пользование потребителям, что позволит ускорить реализацию инновационных проектов. В любом случае, прежде чем решить вопрос о выборе той или иной формы финансирования инновационной деятельности, целесообразно выполнить финансово-экономический анализ эффективности инновационного проекта.
Практическое занятие №9 Мировые экономические тенденции последних лет ярко обозначили приоритетность инновационной деятельности для многих предприятий. Именно она в условиях жесткой конкуренции чаще всего определяет победителя в борьбе за потребителя: того, кто в основу деятельности ставит инновационный подход, а в основу стратегического плана - разработку новых товаров и услуг. Успешное внедрение инновационных процессов в промышленность - это результат ускорения интеграции науки и производства, а для этого необходимо наличие устойчивых горизонтальных связей между предприятиями, финансовыми и исследовательскими организациями. Успех инновационной деятельности предприятия во многом зависит от того, насколько ясным будет представление об инновациях в организации, от того, насколько прозрачными и логичными будут инновационные процессы, и, конечно же, от того, насколько руководство и лидер-новатор готовы поддержать разработку новой продукции. В практике под инновацией понимают «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». Данное условие имеет большое значение, так как большинство неудач, связанных с выведением инноваций, как отмечают специалисты, возникают из-за того, что инновации основываются на новых знаниях, а не на потребностях. Потребителю же нужны в первую очередь новые выгоды, а не новый товар. При разработке инновационных продуктов выделяют два подхода: инженерный и маркетинговый. Инженерный подход включает в себя следующую схему: НИОКР - Производство - Маркетинг - Эксплуатация. А.М. Мухамедьяров, к примеру, укрупнено выделяет следующие звенья инновационного процесса: наука (исследование) - производство - потребление [4]. Таким образом, инженерный подход подразумевает сначала разработку товара согласно установленным нормам, техническим требованиям и ограничениям, а затем уже поиск потенциального потребителя. С другой стороны, маркетинговый подход реализуется по схеме: Маркетинг - НИОКР - Производство - Эксплуатация. Один из наиболее распространенных развернутых маркетинговых подходов к выделению этапов разработки и выведения инновации на рынок принадлежит Г.Я. Гольдштейну и представлен на рис. 1. Маркетинговый подход в качестве приоритета устанавливает удовлетворение потребностей покупателей как наилучшего способа достижения целей прибыли и роста. Однако данный подход не всегда целесообразен. Втягиваясь в данный процесс, компании отдают предпочтение малым нововведениям, которые являются менее рисковыми. вероятностью приведет к инновационному прорыву, что создаст основу для долгосрочного конкурентного преимущества. Тем не менее, без контроля со стороны стратегического маркетинга на начальных этапах разработки инновации вероятность успеха резко снижается.
Как показывает практика успешно развивающихся в инновационном плане компаний, при соблюдении последовательного подхода к разработке инновационного товара рыночный риск значительно снижается. Однако темпы вывода на рынок продукта при этом замедляются. Решением данной проблемы является применение параллельно-последовательного подхода к разработке инновации, который подразумевает параллельное рассмотрение проекта в функциональных отделах и его оценку. Авторы работы «Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия» предложили примерную модель параллельно-последовательного вывода инновации на рынок.
На схеме выделены четыре основных функциональных подразделения, участвующие в реализации инновационного проекта: маркетинг, производство, финансы и научно-исследовательское подразделение. При принятии параллельных решений отделами маркетинга, НИИ, производства, финансов и руководством на каждом этапе получаем совместную оценку рыночных, научно-технических, производственных и финансовых перспектив новшества. Для успешного функционирования данного подхода информация о разработке должна быть доступна каждому отделу. На основе общей полученной информации принимаются совместные решения о переходе на следующий этап или об отказе от выдвинутых идей на любых стадиях инновационного процесса. Последовательно-параллельный подход позволяет снизить риск ошибочных решений и издержки в процессе выполнения инновационного проекта. Этому в немалой степени способствует слаженная работа сотрудников отдела маркетинга, использующая на каждом этапе различный комплекс инструментов и методик для проведения маркетинговых исследований. Применение данного подхода на практике было основано на детальном анализе инновационного процесса конкретного промышленного предприятия. Инновационная деятельность исследуемого предприятия связана главным образом с разработкой уникального и нестандартного оборудования. До того как стать серийным, оборудование проходит длинный путь развития, который начинается с выявления проблемы, затем следует разработка идеи, математической модели, опытного образца и, наконец, выпуск серийного изделия (рис. 3). На основе анализа организации инновационного процесса на данном промышленном предприятии нами были сделаны следующие выводы: Процесс разработки инновационного товара на предприятии включает инженерный и маркетинговый подходы. Наличие развитой инфраструктура инновационных разработок и ее постоянное совершенствование способствуют непрерывности научно-технологических исследований и возможности прорыва в сфере технологии. Инициатива новых разработок чаще всего принадлежит заказчику или департаменту инновационных разработок. Деятельность оборудования Доступ к информации по инновационным проектам для подразделений ограничен. На предприятии отсутствует поэтапная система оценки эффективности инновационных проектов. В настоящее время оценка проводится в основном на базе технических характеристик. С учетом дальнейшего развития бизнеса отсутствие комплексного подхода к инновационному процессу может негативно сказаться на результатах деятельности предприятия. На успех реализации инноваций прямым образом влияют наличие комплексной и поэтапной проработки технических, учет маркетинговых, инвестиционных, финансовых, экономических и производственных аспектов. На основе проведенного анализа была разработана модель последовательно-параллельного инновационного процесса для промышленного предприятия (рис. 4). Как видно из представленной схемы, задействованные в инновационном процессе подразделения анализируемого предприятия (маркетинг, департамент инновационных разработок, производство, финансы) выявляют проблемы в процессе проведения функционального анализа. Внешний заказчик информирует производителя о наличии конкретной проблемы, которую необходимо решить, учитывая его запросы и ограничения. На этапе генерации идей поставленную задачу со стороны заказчика или любого другого источника рассматривают с четырех позиций: рыночной, научно-технической, производственной и финансовой. Следует отметить, что неудовлетворенная потребность клиента становится источником идеи создания новой товарной единицы. При ее поиске, безусловно, учитываются мировые и собственные технологические наработки, производственные и инвестиционные возможности. Постоянный контроль соответствия технической задачи стратегической цели предприятия позволяет намного быстрее завершить творческий процесс. Утверждение конструкторской документации и производство опытного образца происходит после проведения необходимых маркетинговых исследований и оценки конкурентоспособности изделия. Финансовое подразделение на основе результатов опытно-конструкторских разработок, проведенных департаментом, осуществляет анализ экономической эффективности и оценку рисков проекта. Составляется бизнес-план. Успешное прохождение испытаний опытного образца является основанием для выдачи акта о приемочных испытаниях, затем проводится патентная экспертиза. С этого момента начинается срок действия признака инновационности, в данном случае - 6 лет. На этом этапе с внешним заказчиком согласуется проект: ему предоставляется обоснование соответствия должному научно-техническому уровню всех сторон проекта; дается обоснование состава, стоимости, сроков выполнения работ; аргументируется соответствие объемов финансирования проекта; предоставляется информация о результатах проведенных испытаний.
К моменту выпуска пилотной партии изделия необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на освоение и подготовку производства: расчет трудовых ресурсов, определение состава, качества и количества материально-технических ресурсов, обоснование производственных возможностей. В это время финансовые подразделения вовлечены в процесс поэтапной корректировки бизнес-плана, анализируют экономическую эффективность проводимых испытаний, отслеживают и обеспечивают вопросы своевременного финансирования и, в конечном счете, предоставляют заказчикам информацию об успешном ходе реализации проекта. Опытно-промысловые испытания, контроль и поэтапное отслеживание хода стендовых испытаний курируются как департаментом, так и производством. Действуя в тандеме, маркетинговые подразделения предприятия продолжают работать с клиентами, заключают договоры на опытно-промысловые испытания и приступают к формированию сбытовой, товарной и ценовой политики. Заказчик к этому моменту ознакомлен с актом приемочных испытаний и находится в курсе того, как протекают стендовые испытания на его территории или на собственных стендах производителя. Акт успешных промысловых испытаний позволяет департаменту инновационных разработок и производству объединить свои усилия, направить их на воплощение решения Совета по инновациям и начать подготовку к серийному выпуску изделия. Финансовым подразделениям предстоит сделать соответствующие расчеты, связанные с внедрением нового производства. Заказчик по-прежнему имеет право отказаться от приобретения продукта. Завершает процесс разработки и выведения на рынок изделия (оборудования) коммерциализация, которая предусматривает гарантийное техническое обслуживание, полный маркетинговый комплекс, поиск постоянных путей совершенствования созданных проектов, бесперебойное осуществление производственного процесса и, как результат, получение предприятием прибыли. Разработанная модель инновационного процесса позволяет максимально использовать научно-технический потенциал промышленного предприятия, его производственно-техническую базу, основные виды ресурсов, инвестиционные возможности и соответствующую систему управления. Кроме того, существенно сокращается количество времени на разработку продукта, что устраняет необходимость в долгосрочном прогнозировании рыночных потребностей: чем меньше период реализации проекта, тем более надежными будут прогнозы развития рынка. Тесная взаимосвязь между инновационными, производственными, финансовыми и маркетинговыми подразделениями предприятия значительно улучшает показатели инновационной деятельности предприятия. Таким образом, только тесная взаимосвязь функциональных подразделений на всех этапах инновационного процесса способствует высоким темпам разработки товара и успешному выведению его на рынок.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |