КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммерциализация новшеств
С развитием технологических систем происходит кардинальное изменение механизма и условий прогресса в материальном производстве. Главным становится не установление связи между природными процессами и техническими системами (изобретательство) и не инженерное проектирование, а разнообразные комбинации уже созданных элементов, базисных процессов и принципов. Многообразие характеристик новаций в разных прикладных сферах можно свести к следующим: а) приоритетность — характеризует новизну, потенциальную практическую полезность и конкурентоспособность, а также экономическую безопасность использования новшества; б) универсальность — соответствует потенциальной возможности новшества быть использованным в различных предпринимательских сферах; в) коммерциализуемость — характеризуется величиной инвестиционного спроса на новшество, его потенциальной прибыльностью с учетом возможных рисков; г) безопасность — связана с экологическими последствиями использования новшества (в первую очередь с уровнем ресурсоемкое™), а также с гарантиями безопасности людей и надежности техники в производстве; д) технологичность — характеризуется способностью новшества включаться в технологическую систему с улучшением ее характеристик; с) социальность — связана с социальным эффектом от использования новшества. Глобализация знаний привела к созданию мира искусственных новаций, создаваемых «внутри компьютера». Переход от использования СAD/CA М - программ (инженерное проектирование) к виртуальным системам не только раскрывает горизонт (информационное поле), но и резко повышает эффективность поиска новых конкурентоспособных технических решений. Например, применение систем виртуальной реальности в автомобилестроении сокращает время подготовки новой модели к серийному производству с 18 месяцев (в США и Евросоюзе) до полугода. В отличие от систем компьютерного моделирования системы виртуальной реальности многофункциональны и позволяют работать в реальном времени. Прогнозный сценарий инноваций требует непрерывной обработки конкретных данных по многим сотням параметров, привязанных ко времени, что возможно только в виртуальных системах. Открываемые возможности лавинного создания новшеств в новом столетии неизбежно приводят к необходимости согласования инноваций с безопасным развитием цивилизации, освобождением человека от власти техники и негативных последствий ее использования. Постепенно осуществляется переход от традиционного создания новшеств к социальному проектированию нововведений, когда в основу развития закладываются блоки социального управления, а новшества представляют общественный интерес только в силу используемых инструментов для достижения социальных целей. В современных условиях новации неизбежно влекут за собой экономические и одновременно социальные последствия, позитивный характер которых усиливает их влияние на уровень жизни. Таким образом, возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, предлагаемые к реализации и представляющие для производства большую ценность, чем простая сумма ценностей отдельных решений. Новшества, вошедшие в эти комплексы, образуют «архитектуру» инновационных процессов. Усиление рыночных начал в регулировании отношений, связанных с творческой деятельностью, выражает тенденцию перевода продуктов этой деятельности в сферу экономики, сферу предпринимательских отношений. Предпринимательство как деятельность, связанная с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой, всегда тесно связано с нововведениями. Самостоятельность в решениях, экономический интерес и высокий коммерческий риск, присущие предпринимательской деятельности, определяют характер вхождения результатов науки в коммерческий оборот. По мнению президента французской компании IKESOL Жана-Франсуа Фельдмана, во всем мире коммерциализуется приблизительно 3-5% научных продуктов, и Россия тут не исключение. В международной практике используется термин «нематериальные нефинансовые средства» (intangible non-financial assets), под которым понимается совокупная оценка долгосрочных вложений в приобретение прав на имущество, не имеющее материально - вещественной формы, но приносящее предприятию доход. Основные трудности начинаются тогда, когда встает вопрос о правах на интеллектуальную собственность, — это серьезный барьер для продвижения научного продукта на рынок. Научная продукция впервые была директивно признана товаром еще в 1980-е гг. при переводе промышленных научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. В отечественной практике с этого времени товарно-денежная форма продуктов интеллектуальной деятельности, к сожалению, не получила полного признания — не столько из-за сложности ее коммерческой оценки, сколько из-за неопределенности правового режима новшеств в действующем законодательстве. И только в последние годы законодатели определили правовые основы включения «человеческого» капитала в хозяйственный оборот. В то же время значительная часть отношений в области научной деятельности коммерциализуется и, как следствие, возникают новые коммуникационные связи, в центре которых образуется специфический рынок, где реализуются спрос и предложения на продукты интеллектуальной деятельности — крупные изобретения, технические решения, технологические секреты. Основными направлениями коммерциализации интеллектуальной продукции (новшеств), источниками поступления объектов промышленной собственности в хозяйственный оборот выступают: · приобретение или создание актива (собственные долгосрочные инвестиции хозяйствующего субъекта); · вклад в уставный капитал хозяйствующего субъекта; · передача безвозмездно от третьих лиц; · передача для осуществления совместной деятельности. По первому направлению — процесс возникновения исключительных прав на результаты собственной или договорной научной деятельности тесно связан с инновационной стратегией хозяйствующего субъекта. Приобретение предприятием прав на использование активов, владельцами которых выступают другие юридические и физические лица, осуществляется на основании договоров. По второму направлению коммерциализации — вложение нематериальных активов в уставный капитал на основании учредительного договора связано с их оценкой по согласованной (договорной) между учредителями стоимости. Наконец, безвозмездная передача от третьих лиц и передача объекта промышленной собственности в совместную деятельность требует оценки рыночной стоимости интеллектуальной собственности. В контексте организации инновационной деятельности при рассмотрении товарной стороны этого процесса выделяют следующие виды инновационного товара (следует отличать «инновационный товар» — продукт интеллектуальной деятельности от «инновативного товара» — продукта производственной деятельности: I) единичное новшество; 2) группа новшеств; 3) новшество- объект (предприятие); 4) программное новшество. В табл. 4.1 приведен примерный товарный разрез рынка новшеств и общая характеристика группы инновационных товаров. Единичное новшество: товар составляет основу рынка интеллектуальной продукции и живет своей собственной жизнью, подвергаясь моральному старению. Группа новшеств представляет собой «флуктуации» взаимосвязанных новшеств, отражающих новую потребительскую ценность. Распространение на рынке таких групп новшеств отражает определенные тенденции в области научно-технических знаний и новые потребности производства. Развитие предложения этого товара идет по двум направлениям: 1) неудержимое появление новых материалов и, как следствие, их модификаций; 2) объединение обеспечивающих новшеств вокруг базового новшества, что объективно происходит в тех случаях, когда речь идет о новых технологиях. На базе новых технологий и оборудования складывается новый вид инновационного товара — новшество-объект. В составе инновационного предложения покупателю предлагается весь комплекс технологической и проектной документации для сооружения нового предприятия. Наконец, в последние годы появился спрос на инновационный товар, имеющий программный характер. В первую очередь это касается потребностей производства в кризисной ситуации. Исходя из целей производства инновационный программный товар включает в себя всю разновидность новшеств, их групп, вплоть до специфических объектов промышленной собственности — управленческих, коммерческих и финансовых ноу-хау. В современной инноватике используют понятие «жизненный цикл», означающее стадийность процесса, единство его начала и конца. Необходимо различать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям. Так, жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии: фундаментальные и прикладные исследования, создание опытных мощностей, изготовление и испытание установочной партии (серии) продукции на рынке, устаревание новшества. Применительно к нововведению понятие «жизненный цикл» означает возникновение потребности в новшестве и его создание (приобретение прав на использование у владельца новшества); освоение в производстве: диффузия (тиражирование на других объектах); рутинизация (стабильное, без изменений, использование). Если сопоставить оба жизненных цикла, можно увидеть различия по диапазонам, ибо рутинизация нововведения может наступить, когда новшество еще не устарело. К тому же новшество может быть не востребовано длительное время и устареть, так и не включившись в нововведения. Конечно, оба жизненных цикла тесно связаны, но важно выделить указанную разницу: один цикл связан с созданием новшества и предложением на рынке новшеств, другой — с формированием инвестиционного спроса и применением новшества в производстве. Оба этих жизненных цикла объединяют общим понятием «инновационный процесс» — процесс преобразования знания в нововведение (инновацию). Несмотря на различные типологии нововведений (по типу новшеств, инновационному потенциалу, особенностям практического использования), они не охватывают всего разнообразия интеллектуальных продуктов, используемых в практике, а из-за неопределенности экономического содержания их сложно использовать при решении задачи коммерциализации продуктов интеллектуальной деятельности. Содержание инновационного предложения, которое может рассчитывать на встречную потребность предпринимателя, действующего в сфере материального производства, также определяется состоянием бизнеса в конкретном секторе (нише) рынка, иначе говоря, состоянием конкурентоспособности предприятия, фирмы на данном этапе их развития. Конкуренция ведется предпринимателями за ограниченный объем платежеспособного спроса. Если они терпят поражение в борьбе за присутствие в освоенной рыночной нише, то возникает проблема перехода в другие ниши или даже сегменты рынка, что связано с освоением новых бизнес-линий. Как уже отмечалось, нововведения выступают основным инструментом в борьбе с конкурентами. Конкуренты влияют на возможности предпринимателя устанавливать цену на свою продукцию и, как следствие, на издержки производства; на направления и возможности реинвестирования капитала для поддержки конкурентоспособности или венчурных вложений в новый бизнес. Давление конкурентов на рынке сырья также приводит к снижению прибыли. Все это в каждый момент времени может подорвать финансовое положение предпринимателя и привести к банкротству. Восстановление конкурентоспособности — наиболее сложный процесс. Это как запушенная болезнь, излечить которую удается путем интенсивной инновационной «терапии» или «хирургическим» инновационным вмешательством. Очевидные экономические факторы повышения (восстановления) конкурентоспособности (снижение цены; сокращение длительности хозяйственного цикла и производственных издержек; повышение выхода готового продукта высшего качества) могут быть задействованы за счет использования новшеств и управленческих ноу-хау. В зависимости от положения на рынке (возможностей предложить новое качество товара) предприниматель следует определенной стратегии в конкурентной борьбе за выживание, которая в теории сводится к комбинации неценовой и ценовой конкуренции. В связи с этим у него появляется не только потребность в инновациях, но и необходимость активно влиять на предложения рынка интеллектуальной продукции в своих интересах. С другой стороны, инициативные инновационные предложения также изначально ориентированы на определенных производителей товаров и услуг (табл. 4.2). Венчурное предложение инновационного товара в основе содержит радикальное новшество, что создает стартовые условия для бизнеса на рынках, свободных от конкуренции. В то же время это предложение сопровождает ряд основных рисков: · рыночный риск — определен высокой вероятностью потери капитала в связи с непрерывным движением спроса и предложения; · бизнес-риск — выражается в достоверности экономической оценки инновационного товара и возможностей реализации конкурентного преимущества; · финансовый риск — связан с изменением стоимости активов в период инвестирования и коммерческой реализации новшества. При радикальном нововведении опасность провала достаточно велика, но способности инновационного менеджера управлять таким процессом позволяют рассчитывать на сверхвысокую прибыльность венчурного бизнеса. Возможности воспользоваться инновационным товаром, приводящим к радикальным изменениям в материальном производстве и на товарных рынках, создаются путем вложений в истоки инновационного радикализма — фундаментальные и прикладные исследования. Тем самым как бы замыкается круг стремлений не только к знанию вообще, но и к практическому, коммерческому использованию результатов интеллектуальной деятельности. Формирование инновационного предложения всегда обращено к запросу производителя определенного товара (услуги). Особенность инновационного товара состоит в том, что он имеет конкретный адрес, определенную сферу производства и рыночную нишу. Технические решения, составляющие новшество, могут автономно, каждое в отдельности, быть универсальными с позиций массового спроса. Но, как правило, новшество имеет конкретный адрес. Владельцы интеллектуального товара превосходят покупателей новшеств в части информированности о техническом потенциале своего товара, но уступают покупателю в части его коммерческой оценки. Это наиболее типичная ситуация в случаях производства известных продуктов и их качественного совершенствования. Что касается новых продуктов, то здесь обе стороны инновационной сделки в равной степени могут ошибаться в оценке коммерческих перспектив, что делает этот бизнес очень рискованным. Основной рыночный постулат «Покупатель всегда прав» не работает в полной мере на рынке инновационных товаров. Зачастую покупатель новшества только, в общем, представляет свою задачу по инвестированию в производство и во многом полагается на эти представления при выборе инновационных решений (если есть выбор). Казалось бы, предлагаемый инновационный товар невозможно физически измерить, увидеть в действии, так как он относится к «неосязаемым* активам. На практике это далеко не так. Предложение инновационного товара в современных условиях состоит из следующих составляющих: · представление новшества и прогнозная коммерциализация; · демонстрация новшества в экспериментальных (опытных) условиях владельца или (и) покупателя; · данные о рыночных испытаниях нового товара. На современном этапе развития рынка и общественного производства упрошенное понимание цены как денежного выражения стоимости не соответствует действительности. В частности, механизм формирования цены новшества связан с реализацией сложной взаимосвязи закона стоимости и закона прибавочной стоимости, так как предприниматель-инноватор стремится получить как минимум определенную норму прибыли на вложенный капитал, которую он закладывает в цену инновационного предложения. Суть этого механизма состоит в том, что цена инновационного предложения выступает как равнодействующая взаимодействия этих двух законов. Инновационное предложение, по сути, нацелено на трансформацию новшества в фактор производства. Это означает, что стоимость и цена предложения (новшества) формируется под влиянием экономической результирующей взаимодействия факторов конкретного производства. Особенности новшества определяют и специфику его цены, а также способа ее образования. Факторы цены могут быть сформулированы следующим образом. 1. Эффект от новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при его использовании в производстве. 2. Срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом новшества. 3. Со временем эффект от использования новшества уменьшается. 4. Эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (инноватором), так как это делает бессмысленным его покупку и использование в производстве. 5. Научный продукт не отчуждается от инновационной организации (инноватора) и при использовании не уничтожается, как все остальные товары, а может быть продан различным покупателям, если это не ограничено первым покупателем. Повторная продажа, однако, имеет отношение к оценке новшества. Чем больше повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от производственного использования новшества. Проблема оценки будущих результатов нововведения, которую неизбежно следует принять (согласовать) при совершении сделки купли-продажи новшества, — достаточно сложная в силу неопределенности не столько экономических характеристик новшества, сколько условий его коммерциализации. Важность оценки ожидаемых результатов вытекает также из требования эффективности инвестиций в нововведение, а их долгосрочность заставляет комплексно подходить к использованию различных аналитических приемов и моделей, обосновывающих выбор новшества для инновационного бизнеса. В число традиционно используемых подходов, способствующих определению коммерческой ценности нововведения для конкретного бизнеса предпринимателя, входит модель жизненного цикла продукта (рис. 4.1). Теоретически нововведения могут быть проведены на любой стадии жизненного цикла продукции, но оценки будущих результатов будут существенно расходиться. На этапы развития и роста приходится наибольший объем инвестиций. Возможность расширения и поддержания конкурентного преимущества наиболее привлекательна для инвестора в силу быстрой окупаемости вложений. Дальнейшее неизбежное усиление конкуренции приводит к замедлению роста продаж и достижению квазиравновесного состояния, приводящего, в свою очередь, к спаду. Предпринимателю при выборе направлений инвестирования приходится оценивать потребность в капвложениях на каждом этапе жизненного цикла продукта (товара) и одновременно вести расчеты ожидаемых результатов продаж. Практически речь идет о финансово-инвестиционном анализе виртуальной модели жизненного цикла товара. Долгосрочная конкурентоспособность производственного I бизнеса требует опережающих инвестиций на каждом этапе жизненного цикла продукта. Инвестиции в нововведения каждый раз должны обеспечивать прирост экономических результатов (ПЭР), с тем, чтобы максимально продлить стадию роста и не допустить его замедления (отрезок 2-2' на кривой). Эффективность нововведения, обеспечивающего продление этой стадии, как правило, максимальная, что, в свою очередь, повышает цену инновационного предложения. В основе такого нововведения лежат новшества, обеспечивающие дифференциацию продукта и (или) снижение издержек производства и реализации. Если потенциал новшеств достаточно высок, то его использование позволяет извлечь выгоды и после снижения объема продаж, обеспечивая для предпринимателя приемлемую норму прибыли (нП) в определенный период (отрезок 2'—3' на кривой). Пока не существует четких представлении о целесообразности инвестиций в нововведения на стадии «насыщения», где долгосрочные вложения удерживают объем продаж. По теории жизненного цикла продукта и теории конкуренции спад и последующий уход с рынка неизбежен. Вместе с тем существует возможность извлечь определенные доходы на стадии «насыщения» не за счет новых инвестиций, а за счет более полного использования потенциала новшества, реализованного ранее. Поэтому оценка инновационного предложения должна учитывать его практическую ценность на всех этапах жизненного цикла продукта инновации. Экономическая ценность инновации определяется ростом прибыли, расширением масштабов бизнеса и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала. Эффект от нововведения проявляется также в социальной сфере, где за счет повышения доходов более полно удовлетворяются общественные потребности и улучшаются качество и безопасность жизни. Стремление к экономическому развитию всегда наталкивается на необходимость решения главной инновационной задачи: сведение на практике инвестиционного спроса с конкурентными новшествами таким образом, чтобы в итоге получить положительный результате минимальными рисками. Основной способ эффективного сведения спроса и предложения в этой области заключается в построении специальных товарных отношений между субъектами инноваций, а также механизмов трансферта новшеств в производство. Рынок новшеств определяется как система экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, формированием инвестиционного спроса и предложения. Важная особенность рынка новшеств состоит в том, что по отношению к нему возможны «субъектное» программирование, точная адресация новшества и применение современных маркетинговых методов управления созданием и реализацией новшеств. Сегодня действия создателей новшеств и тех, кто их практически использует, освобождаются от государственной опеки, что открывает путь к свободному функционированию в инновационной сфере товарно-денежных отношений. Конъюнктура рынка новшеств определяется соотношением спроса и предложения, платежеспособными возможностями покупателей (инвесторов), эффективностью инновационных коммуникации. Спрос — это платежеспособная потребность, которая зависит от наличия инвестиций в нововведения в каждый конкретный момент времени. Параллельно объективно существует экономическая потребность, необеспеченная платежеспособными ресурсами и представляющая собой отложенный спрос на новшества. Кроме того, всегда есть такие потребности, которые нельзя превратить в рыночный спрос. Это блага и услуги коллективного пользования, называемые общественными товарами. Развитие этих благ и услуг также базируется на инновациях, и определенная часть новшеств используется в производстве общественных товаров. Сама природа рынка новшеств, где интеллектуальный товар ориентирован на известного покупателя, позволяет построить инновационные коммуникации (отношения) в соответствии с требованиями современного рынка, главный принцип которого заключается в том, что производитель выходит на рынок не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя. Рынок новшеств развивается как рынок заказов, что принципиально меняет саму систему отношений между продавцами и покупателями, превращая ее в систему инновационных коммуникаций, снижающих риски и позволяющих создавать специфические товары (новшества) с длительным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора). Так как в инновационных процессах участвуют многие хозяйствующие субъекты, то инновационные коммуникации представляют собой разветвленную систему отношений, в которой задействованы крупные и мелкие предприниматели на основе общего интереса в прибыли от нововведения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |