КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации инноваций
Управление инновациями в отечественном производстве имеет длительный период — от изобретателей-одиночек до организации процессов обновления целых отраслей народного хозяйства под руководством государства. Концепция управления проектами (Project Management) стала современной основой методов управления инвестициями, в результате которых происходит переход производственной системы из одного состояния в другое, более конкурентоспособное. Как форма целевого управления инновационным проект — это система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий по реализации новшеств. Как инновационный процесс инновационный проект — это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению. Одновременно инновационный проект формализуется в виде технической, планово-экономической и договорной документации. К основным элементам инновационного проекта относятся следующие: · инновационные цели, задачи развития производства (целевые экономические установки) и показатели эффективности проекта; · перечень мероприятий и содержания работ по осуществлению проекта, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям; · правовые и экономические условия взаимодействия участников проекта, основные обязательства, разделение рисков и результатов инновации; · перечень мероприятий по социальному и территориальному согласованию инновации и ее поддержке государственными органами; · система менеджмента по проекту. Целевая направленность инновационного проекта и его комплексность обеспечиваются системой количественных параметров проекта, отражающих достижение цели инновации; сбалансированностью ресурсов; возможностью сквозного управления от начала инвестирования до возврата затраченных средств и получения дополнительной прибыли в период жизненного цикла инновации. Управление инновационным проектом рассматривают как систему управленческих функций (целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль). С другой стороны, управление проектом состоит в подготовке и принятии решений, то есть в анализе информации, оценке альтернатив, выборе оптимальной позиции, принятии и реализации решений. Наконец, управление проектом требует создания оргструктуры, основ управления и технологии управления по цели. Указанные особенности управления инновационным проектом выступают общими для менеджмента. Далее будут рассмотрены наиболее важные стороны организации производственных инноваций. Как отмечалось ранее, инновации в условиях рынка стали не только фактором выживания и коммерческого успеха производства, но и важнейшим фактором экономического развития страны. Управление этим сложным процессом выдвинулось на первый план развития производства. Как наука и искусство управления инновационный менеджмент только начинает новый этап своего развития в силу принципиальных изменений в хозяйственной жизни (развитие новых форм собственности и рыночных механизмов). Развитие предпринимательства инновационного характера порождает новые организации, систему управления и институт менеджеров, под руководством которых осуществляются инновации и которым собственники и инвесторы доверяют свое имущество, денежные средства и права с ожиданиями прибыли от предпринимаемого дела (бизнеса). Инновационный менеджмент сегодня представляет собой особую сферу управленческой деятельности. Особенность менеджмента определяется предпринимательским характером и целевой направленностью. При всей его общности с основными функциями менеджмента, принципами и методами управления он связан с более широкой сферой, охватывающей производственный, финансовый, инвестиционный и другие процессы. Объект управления — инновационный процесс, представляющий собой сложную организационную систему, строго ориентированную на цели инновации с учетом изменения внешних и внутренних условий (ситуаций). Под ситуацией понимается совокупность значений факторов, существенно влияющих на инновационный процесс на каждой фазе жизненного цикла инновации, в каждый конкретный период. Ситуационный подход в принятии решений открывает широкую возможность для маневрирования и адекватного реагирования на трансформацию параметров инновации. Потребность в нововведениях возникает каждый раз, когда конкуренты опережают хозяйствующий субъект в эффективности использования производственных факторов и сбыта продукции. Снижение прибыльности резко сокращает накопления и возможности развития. Прекращение хозяйственных операций по отдельным неконкурентным продуктам высвобождает активы, которые омертвляются без быстрого развертывания новых бизнес-линий. Указанные негативные явления в результате снижения конкурентоспособности предприятие испытывает на протяжении всего жизненного цикла. Избежать тяжелых последствий конкурентной борьбы позволяет инновационный характер предпринимательской деятельности — инновационный бизнес. Инновационный бизнес предполагает непрерывные и программируемые изменения в технологии производства и продуктах, отвечающие на требования рынка. Программирование инноваций в реальном секторе исходит из стратегических целей бизнеса и экономических установок, принимаемых в рамках определенной стратегии развития. Практическая реализация комплексного, системного подхода в решении конкретных инновационных задач требует формирования комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение целей нововведения. Метод управления этими программными мероприятиями, объединенными в инновационный проект, определяется тремя элементами: целевыми показателями, отражающими конечные результаты нововведения; перечнем планируемых действий во времени; объектами и источниками финансовых средств. Инновационный план (проект) — это система организационно-правовых и финансово-экономических документов, необходимых для осуществления нововведения на конкретном предприятии и (или) комплексе хозяйствующих субъектов. Он содержит основные экономические показатели, характеризующие результаты нововведения, состояние хозяйствующего субъекта после нововведения на перспективу, а также описывает проблемы, с которыми придется столкнуться на пути реализации новшеств. Потребность в более эффективном ведении производственной предпринимательской деятельности обусловливает планомерное осуществление определенных действий и проектов, результатами которых выступают: а) выпуск новой продукции для удовлетворения платежеспособного спроса; б) экономия ресурсов и (или) повышение качества продук- иии за счет перехода на новую технологию, замены или модернизации действующего производственного аппарата; в) повышение уровня управления (менеджмента) в целях расширения продаж и улучшения взаимодействия с поставщиками ресурсов. Ориентация на товарные рынки, непрерывно возникающие новые условия равновесия определяют особенности инновационного проектирования. В частности, при оценке инновационного проекта необходимо учитывать следующие важные характеристики. Во-первых, подвижки в спросе и цене на продукцию и, соответственно, изменение объемов производства и продаж. Во-вторых, возможные колебания цен на потребляемые ресурсы и снижение издержек производства. В-третьих, доступность финансов и цену капитала в каждом периоде инновации. В-четвертых, изменения в бизнесе конкурентов, влияние бизнеса на сравнительные рыночные оценки после нововведения. Таким образом, все ожидаемые изменения параметров и внешних условий инновационного проекта должны быть оценены и учтены в технико-экономических расчетах, охватывающих достаточно длительный период времени, сопоставимый с жизненным циклом продукта (изделия). Определение указанных характеристик в динамике всегда объективно связано с риском, прямо пропорциональным масштабам инновации и времени на ее осуществление. Степень рисков связана с предметной областью инноваций, состоянием рынка новшеств и финансовых рынков. Ошибки в оценке предстоящих затрат и результатов могут быть весьма существенными, и степень просчетов всегда связана с недостатком информации о рынках и ориентацией на оптимистические прогнозы. Некоторых ошибочных прогнозов можно избежать при условии учета инфляции (поправка к процентной ставке), учета границ возможных отклонений экономических показателей (доходов и расходов) от заданного уровня надежности, проработки двух сценариев инновации — оптимистического и пессимистического. Рыночные условия предполагают согласование не только субъективных интересов участников инновации в ее долгосрочных целях, но и текущих коммерческих интересов (цен, ставок арендной платы, процентных ставок, размеров дивидендов). Необходимость согласования связана с противоречиями, заложенными в самой производственной инновации, когда долгосрочная цель в виде максимальной прибыли и устойчивости предприятия противоречит максимизации текущей прибыли и увеличению ежегодных дивидендов. Сложность, комплексный характер инноваций в производстве приводит к тому, что учесть все факторы, влияющие на условия и характеристики реализации инновационного проекта, невозможно, тем более в строго формализованном виде. Поэтому наряду с противоречивостью интересов участников проекта это приводит к необходимости использования нескольких главных критериев при оценке проекта, на базе которых будет достигаться компромисс целесообразности. Для инновационной практики характерна следующая общая последовательность программирования: · подготовка новшества к реализации (feasibility study — FS) · инвестиции в производство (construction stady — С5); · производственное и рыночное использование новшества (production stady — PS). Стадия подготовки новшества к реализации — не что иное, как конкретизация выбранной инновационной стратегии. Здесь происходит сопряжение параметров новшества с целевой экономической установкой по объекту инновации, а также формирование инвестиционных ресурсов. На этой стадии впервые проводится синхронизация по времени планируемых действий, закладываются в инновационный план определенные резервы по времени и ресурсам. Инвестиционная стадия предусматривает комплекс работ, как правило, на базе проектно-сметной документации и основного календарного плана проекта. Для календарного плана развития применяют три типа графиков: графики Ганта; графики, построенные методом PERT, графики по методу критического пути (сетевое планирование). В центре контроля за инновацией находятся проектные и фактические денежные потоки в определенные периоды. Возникающие отклонения требуют анализа причин и оперативной выработки решений по экономическим фактам изменений. Как уже отмечалось, современное управление инновацией потребует от инновационного менеджера владения технологиями перевода организаций (оргсистем) из исходного состояния в желаемое. Это означает, что задача для него заключается не только в выявлении, оценке, классификации и решении проблем, но и в определении основных направлений развития объекта инновации. Последовательность управленческих действий состоит в оргдиагностике, выработке решений и реализации процесса. Диагностика требует сбора информации, ознакомления с позициями специалистов и экспертов по основным проблемам развития бизнеса и, наконец, выделения из массы проблем корневой проблемы развития производства, которая вызывает ряд других, производных проблем. Отсюда — важное правило инновационного менеджмента — приобретаемое новшество должно определять решение этой корневой проблемы развития бизнеса. Следует отметить, что мнение специалистов действующего предприятия и экспертов по выделению корневой проблемы, как правило, различно. В результате образуется определенный круг проблем, признаваемых первичными, что требует дополнительно анализа теперь уже позиций «оценщиков», разрешения позиционного конфликта. Для этого существует несколько методов выработки решений. Один из них — практическая деловая игра, в ходе которой на основе ряда специальных процедур строится концепция развития бизнеса и его организации. Эффективность достигается при участии всех «оценщиков» в демонстрации и осознании позиций и мотивов друг друга по выделению корневой проблемы развития бизнеса и получении приемами игротехники общего мнения по ранжированию проблем. Инновационный менеджер использует методы социальной технологии самостоятельно или привлекает специалистов в этой области. После уточнения позиции в отношении корневой проблемы развития бизнеса и по результатам анализа предложений на отечественном рынке новшеств перед инновационным менеджером могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием необходимых новшеств, то есть патентов, ноу-хау, оборудования, по еврим технико-экономическим параметрам соответствующих.целевой экономической установке на развитие бизнеса. В этом случае рассматриваются предложения и экономические условия зарубежного рынка. Практически этим исчерпывается проблема с предложением новшеств и возникает вопрос оценки предложения. Оценка новшества выступает результатом компромисса между продавцом (собственником новшества) и покупателем этого актива, в частности инновационным менеджером. Как уже отмечалось, новшества или их связанные группы квалифицируются как нематериальные активы или интеллектуальный капитал, который и инвестируется в производство в целях его развития. Экономическая оценка этого актива, так же как и других инвестиционных активов, связана с тем результатом, который он вызывает при использовании в производстве. При инновациях нет необходимости оценивать совокупные нематериальные активы действующего субъекта реального сектора (goodwill), так как нововведение связано с целевым использованием новшеств по рыночной цене (цене приобретения). Однако инновационная репутация собственника новшества (право на объекты промышленной собственности) имеет определенное значение для инновационного менеджера, так как характеризует степень рисков, связанных с покупкой интеллектуального продукта. Речь идет о goodwill субъектов, являющихся носителями этих прав, выступающих с предложениями на рынке новшеств. Такие правила при оценке новшеств — достаточно универсальны независимо от юридического оформления покупки новшества: патентной лицензии; лицензии на ноу-хау; договора-подряда на создание новшества, содержащего обязательства по передаче прав на результат заказчику; договора на передачу научно-технической и (или) проектно-сметной документации, содержащей изобретения и ноу-хау. Новшества не являются биржевым товаром, поэтому на них трудно установить цену методом аналога. Вместе с тем рекомендуется изучить информацию о конкурентных новшествах, их владельцах и возможных сделках по новшествам, а в отдельных случаях — инициировать переговоры по поводу купли-продажи с целью получить цену предложения. Рекомендуется анализировать информацию глобальных и локальных компьютерных сетей о рыночной стоимости соответствующих технологий и лицензий, которая содержится в специализированных базах данных и директориях по трансферту технологий (например, таких, как: Corptech.-Corporate Technology Information Sevices, Ins, 12 Alfred Street, Suit 200, Woburn, Massachusetts 01 SO I (617) 932-3939; Technology Transfer Society (National Nonprofit Association, USA); 611 North Capitol Avenue, Indianapolis, Indiana, 46204, (317) 262-5022; National Technical/ Information Service, 5285 Port Royal Road, Springfield, Virginia 22161, (703) 487-4660). Рассмотренные выше позиции отражают исходное состояние хозяйствующего субъекта инновации. Показатели инновационного проекта характеризуют будущее состояние предприятия. В инновационный период при реализации инвестиций в действующее производство, равно как и при строительстве нового производства, предстоит контролировать инновационные события и результаты (табл. 4.4). Отдельно следует рассмотреть возможность использования новшества в инновации в совместной деятельности по отношению к объекту нововведения. Такая совместная инновационная деятельность осуществляется путем создания хозяйственных объединений на базе договоров о кооперации или консорциуме. Кооперирующиеся стороны берут на себя обязанности путем инновационной кооперации (научно-технической, производственной и сбытовой) реализовать конкретный проект развития производства или создания объекта нововведения. Так как в этом случае для реализации проекта не создается юридическое лицо, договор инновационной кооперации определяет организационную структуру управления инновационным проектом. Инновационный консорциум как объединение двух или нескольких юридических лиц (партнеров) с целью осуществления инновационного проекта по заказу инвестора (заказчика) выступает разновидностью кооперации с обязательным участием заказчика. Сам инновационный консорциум не является юридическим лицом, но объединяет партнеров по инновационному проекту (договору) на основе чисто обязательственных отношений между ними и каждого из них с заказчиком (простой инновационный консорциум с разделенными рисками) или на основе совместного несения рисков и разделения прибыли пропорционально вкладу в инновацию (простое инновационное товарищество). Между консорциумом и заказчиком инновационного проекта заключается генеральное соглашение, а между партнерами — инновационный консорциальный договор, определяющий способы и порядок совместных действий по реализации инновационного генерального соглашения. Как видно из вариантности построения отношений между собственником новшества и его покупателем (заказчиком, инвестором), уже на начальном этапе подготовки к инновации возникает важная проблема определения характера участия различных юридических лиц в инновации. Субъектами инновации выступают предприятия — субъекты нововведений (заказчики), инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, включая поставщиков материальных и финансовых ресурсов, и другие субъекты (физические и юридические лица, включая иностранные). В зависимости от масштабов инновации и сложности проекта в его реализации могут принимать участие от десятка до нескольких сотен организаций и предприятий, имеющих конкретные функции, несущих риски и надежды на присвоение соответствующей части результатов (прибыли) или просто вступающих в рыночные отношения по поводу обеспечения инновации товарами (услугами). Заказчик инновации — будущий владелец и пользователь результатов нововведения — в основном сам является субъектом, где реализуется новшество, то есть организационной структурой, находящейся в центре инновационного процесса. Во многих случаях заказчиком может выступать инвестор инновации. Необходимо отличать инновационное предприятие от субъекта инновации. Основной конечный продукт инновационного предприятия — новшества. Такие предприятия выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по созданию новшеств и их демонстрации в своих условиях потенциальным потребителям, участникам рынка новшеств. · Управление указанной деятельностью выступает частью инновационного менеджмента и имеет свои особенности: объект управления — научно-исследовательский процесс во всей своей сложности и прикладном многообразии; · основной ресурс — научная информация и интеллектуальный потенциал; · результат — новая информация и новшества. В данном случае рассматриваются не проблемы менеджмента, возникающие при создании новшеств, а проблемы управления процессом их реализации в реальном секторе экономики. Необходимость создания субъекта инновации для практической реализации новшества (группы новшеств) — новой бизнес-линии — определяется рядом факторов: · характером (новизной) и масштабами инновации; · отсутствием действующих производственных объектов, где можно организовать новое производство; · экономической целесообразностью именно такого направления инвестиций путем нового строительства. С другой стороны, реконструкция как способ инноваций осложняется общим кризисным состоянием отечественного производственного аппарата и не может проводиться без специальных мер по повышению финансовой устойчивости предприятия в целом (комплексная инновация). Оценка состояния действующего производственного объекта инновации предполагает идентификацию его положения на кривой жизненного цикла. Если предлагаемая инновация связана с выпускаемым продуктом, то в зависимости от результата идентификации намечаемые инвестиции могут быть связаны либо с ростом производства и продаж, либо с поддержанием (восстановлением) достигнутых экономических показателей в определенный период. Если инновация связана с новым продуктом, новой бизнес-линией, то устанавливаются условия, исключающие возможное негативное влияние остального действующего производства на нововведение. Последнее предполагает проведение финансового анализа, оценки платежеспособности субъекта инновации в перспективе, а также специальные меры, включая инвестиции, для стабилизации деятельности субъекта (повышение ликвидности). Одной из организационных мер в этом направлении может быть выделение части имущества предприятия, необходимого для новой бизнес-линии, в самостоятельную организационную структуру — юридическое лицо, зависимое или независимое (при продаже) от материнской структуры. Масштабные инновации могут осуществляться в рамках более сложных институтов. Финансово – промышленные группы (ФПГ), создаваемые специально как инновационные саморазвивающиеся структуры для нововведений, имеют в стержне новую технологическую цепочку, единую сбалансированную производственную систему. С организационной точки зрения ФПГ представляет собой горизонтальную корпоративную структуру, ориентированную на конкретный сегмент (нишу) рынка. По существу, если основой практического использования единичного продукта новшества является бизнес – линия, то ФПГ – это более сложная бизнес – система, в которой все функции управления неразрывны, а менеджмент носит командный характер. Границы компетенции и ответственности определяются бюджетом ФПГ (системой бюджетов) и принятыми в группе показателями конкурентоспособности. При создании ФПГ для реализации масштабной инновации в дополнение к системе инновационных планов разрабатывается специальный организационный план, устанавливающий схему и порядок управления технологической цепочкой, договоры между участниками ФПГ, схему денежных потоков, формы координации действий и контроля обязательств. Под инвестором понимается субъект инновационной деятельности, осуществляющий вложение собственных, привлечённых или заёмных средств в форме реальных инвестиций по целевому назначению. Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным или муниципальным имуществом, предприниматели – физические и юридические лица, международные организации. Инвесторы выступают в инновациях в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также могут замещать любого другого участника инновационной деятельности. Они определяют объем инвестиций, затраты и эффективность вложенных средств, они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами нововведений, в том числе реинвестировать добавочный капитал. Инвесторы могут сами выступать заказчиками инновации – предпринимателями или уполномочить осуществить реализацию инновационного проекта инновационному менеджеру. Если заказчик не является инвестором, то в пределах, установленных договором, он может иметь права распоряжения инвестициями в период реализации проекта. Права инвесторов и защита инвестиций регулируются законодательством и заключенными договорами. С позиции потенциального инвестора инновационному менеджеру целесообразно провести оценку рыночной стоимости объекта инновации, акции которого не находятся на фондовом рынке. Такая оценка базируется на коңюнктуре сбыта продукции и ресурсов, инвестиционных возможностях, конкретных преимуществах, деловой репутации, а также на оценке профессиональности менеджмента. Применяя метод сценариев инноваций, можно выйти на различные по величине будущие денежные потоки (варианты ценности). Если объект инноваций – действующее предприятие, то к этой оценке добавляются действующие денежные потоки. Суммарная оценка объекта с использованием чистого приведённого дохода находится на минимальных значениях рассмотренных сценариев. Специализированный инвестиционный банк или коммерческий банк, имеющий право осуществлять все виды операций с ценными бумагами, может являться инвестором или посредником при финансировании инноваций в производстве в том случае, когда для этой цели привлекаются средства путем дополнительной эмиссии акций. Этот финансово-кредитный институт участвует в обосновании инновационных проектов, выборе способов привлечения средств, оценки уровня доходов по имитируемым ценным бумагам. Организацией выпуска ценных бумаг и их размещением могут заниматься инвестиционные компании. Инвестиционные ресурсы этих компаний формируются за счет учредителей и выпуска собственных ценных бумаг и, как правило, не участвуют прямо в финансировании производственных инноваций. Обычно инвестиционная компания специализируется на определенном сегменте рынка ценных бумаг и является посредником для инвестора. Инвесторы помимо прибыли на долгосрочные инвестиции могут претендовать на полное участие в инновационном бизнесе. В этом случае они оценивают инвестиционную стоимость предприятия, подлежащего управлению со стороны инвесторов. Страховые компании могут участвовать в качестве инвестора производственной инноваций с учетом действующих ограничений для рынка аннуитетов. На практике инновационное участие этих компании недостаточно для того, чтобы серьезно рассматривать этот институт в качестве инновационного инвестора. Несмотря на множественность источников финансирования как возможность обеспечить платежеспособный инвестиционный спрос, наиболее важным является размер собственного накопленного капитала. Самофинансирование означает достаточность внутренней потребности в инновациях, соответствующих долгосрочной стратегии предпринимателя, чтобы инвестировать в нововведение за счет использования собственного капитала. При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе. Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги: · стимулирующая кредитно – финансовая, налоговая и амортизационная политика; · система экономических льгот субъектам инновации и инвесторам, включая иностранных; · поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров. Государство может выступать непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергетики). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой (отраслью), что отражается при объявлении долгосрочной инновационной политики и выделение текущих приоритетов. В зависимости от бюджетных возможностей, полномочий, делегированных в регионы, значимости инноваций для экономики в целом определяется степень и форма поддержки (участия), а также глубина и метод государственного регулирования.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |