КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационные организации будущего
Неравновесность (неустойчивость) социально-экономических систем, размытость традиционных иерархических структур, проявления независимости и самоорганизации инновационных процессов, возникновение таких феноменов, как Интернет и виртуальный корпоративизм, привели к необходимости пересмотра взглядов на современный менеджмент. Так появилась теория системоорганизации мягких систем, основывающихся на парадигме проявления феноменов самоорганизации, приводящей к параллельному менеджменту. При этом учитываются такие принципиальные особенности структуризации мягких систем, как признание самоорганизации в основном на нижних уровнях иерархии управления; сингулярность системного повеления, вызывающая разрывы в иерархическом управлении; отсутствующие структуры в многослойных горизонтальных системах; пористость интегративного эффекта как результат действия самоорганизации; диссипативная структуризация в виде горизонтального системообразования на основе попарных отношений с учетом параллельности менеджмента. Указанные выше принципиальные особенности структуризации мягких оргсистем могут быть перенесены на инновационную систему, что позволяет классифицировать ее в рамках общего представления о мягких системах. В современных инновациях роль горизонтального системообразования становится все я значительнее, поэтому новое управление этим процессом усложняется и. по существу, развивается параллельно традиционному менеджменту. Классификация инновационной системы как мягкой структуры (innovation soft system) требует признания автономности такой системы, пошагового характера развития интеграционных процессов, адекватного перехода от качественных оценок к количественным и прогнозам их целевых функций, целостности! лишь через временную оптимизацию горизонтальной структуризации методами инновационного менеджмента.
Инновационный процесс всегда протекает в экономическом пространстве, где точки приложения усилий субъектов инновации определяются ресурсными координатами: трудом (Т), капиталом (К) и информацией (опытом) (И). На рис. 4.2 показаны варианты позиционирования субъектов и экономическое поле конкретной инновации. Возможны следующие варианты: рыночное позиционирование на осях Т, И, К; пассивное позиционирование в плоскостях (Т—И), (И—К), (Т—К); активное позиционирование в точках, имеющих все три ресурсные координаты. Цифрами указаны точки ресурсной позиции субъекта инновации. Нормаль из центра координат к плоскости инновационных коммуникаций характеризует результат инновации. Активное позиционирование (самоидентификация) в инновации приводит к возникновению инновационных коммуникаций между субъектами. Образующаяся плоскость инновационных коммуникаций имеет свойство согласованности экономических позиций не только на величину общего результата инновации (нормаль к плоскости инновационных коммуникаций из начала прямоугольной системы координат), но и на его разделение между инновационными коммутантами. Для создания коммуникативных условий необходимо выдвижение субъектов из рыночной и (или) пассивной позиции в пространство инновации путем качественного расширения своего участия. Так, если плоскость (область) инновационных коммуникаций образована субъектами 1 (с координатами И11К1,Т1), 2 (с координатами И1,К21,Т2) и 3 (с координатами И3К3Т3), а субъекты 4 и 5 занимают пассивную рыночную позицию с координатами соответственно И4Т4 и К5, то их вхождение в пространство инновационных коммуникаций возможно только в результате перехода в точки 4' и 5'. Это означает, что субъект 4 помимо трудового и информационного участия в инновации должен принять участие в инвестициях капитала, а субъект 5 (инвестор), в свою очередь, — участвовать в инновации информационными и трудовыми ресурсами.
Ресурсное позиционирование изменяется во времени, в результате чего образуется множество плоскостей (инновационный объем), где плоскостные коммуникации трансформируются, создавая неравновесную в инновационном пространстве систему экономических отношений. Управление такой недетерминированной, по существу, виртуальной системой — особая проблема, требующая своего решения. Системный подход в инновациях позволяет не только увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных процессов (подсистем), объединенных обшей целью, но и раскрыть его интегративные свойства, внешние и внутренние связи. Система инновационных коммуникаций имеет следующие основные общие свойства: I) система инновационных коммуникаций есть целостная совокупность экономических отношений субъектом инновации; 2) между субъектами такой системы действуют существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы; 3) коммуникации между субъектами инновации определенным образом упорядочены. то есть присутствуют черты организации; 4) система инновационных коммуникаций обладает интегративными качествами. Указанные свойства коммуникаций проявляются всегда, когда они наполнены инновационными потоками, имеющими определенную целевую направленность и динамику. В инновациях приходится выстраивать сценарии будущих событий, моделировать абстрактные логические конструкции инновационных связей и отношений по поводу трансферта новшеств материальное производство. Инновационная модель в этом случае будет отражением предметной области в виде информационной системы. В информационных технологиях используют концептуальные и логические модели. Логическая модель детализирует и формализует взаимосвязи в выделенной предметной области. Информационная система инновации поддерживает ее функционирование в условиях постоянных внутренних и внешних изменений, которые касаются не только количественных характеристик инновационных потоков, но и условий и согласованных правил движения новшества по стадиям жизненного цикла.
Гомеостаз инновационной системы — свойство поддерживать свои параметры в условиях внешнего воздействия — достигается при абсолютной эффективности коммуникаций между субъектами инновации. Гомеостатичность таких сложных динамических систем, как инновационный процесс, равно как и абсолютная эффективность коммуникаций, в инновациях недостижима, так как эта система подвержена старению. В этом отражается диалектика изменчивости и устойчивости, присущая как природным, так и искусственным системам. Если учесть, что появление конечного продукта инновации в сфере потребления предполагает взаимосвязь от десятка до нескольких сотен хозяйствующих субъектов, можно представит масштаб их взаимодействия и число хозяйственных связей, пронизывающих экономическую систему. Переплетение хозяйственных связей приводит к взаимной согласованности всей системы общих, частных и единичных пропорций производства и экономических интересов, то есть сбалансированности экономической системы. Согласование интересов всегда относительно и предполагает возможность отклонений от равновесия. Эти отклонения от внутренней логики инноваций влияют на характер и динамику функционирования экономической системы. С позиций применения логистики к трансферту интеллектуальной продукции в материальное производство важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления ресурсного потока и готовой продукции. Во-вторых, возможность управления соответствующей информацией. В-третьих, включение в логистику нематериальных потоков. Последнее, скорее, выступает ключевым моментом, определяющим возможность применить концепцию логистики к инновационным процессам.
Сточки зрения инновационного бизнеса логистика инноваций — это интегральный инструмент инновационного менеджмента. Отсюда с позиций логистики действия, применяемые к информационным, материальным и финансовым потокам в инновационном процессе, можно назвать логистическими инновационными функциями (lif), а отдельное действие, которое не подлежит дальнейшей декомпозиции, логистической инновационной операцией (lio) Рассмотрим на примере простой инновационной системы, схему взаимодействия субъектов инновации и образуемые при этом инновационные цепи (рис. 4.3). Инновационные цепи, ориентированные по информационным и финансовым потокам, записываются следующим образом: а) SIS- 6 r1, SIS- 3 r2 SIS- 4 r3 SIS- 1 (комплексная инновационная функция: формирование спроса на новшество); б) SIS -1 r5 SIS-2 r6 SIS -3 (передача прав на использование новшества в производственном предпринимательстве); в) SIS- 5 c2 SIS- 1 c4 SIS- 4 (расчеты по лицензионному соглашению); г) SIS -5 c4 SIS -2 (расчеты за проектную документацию и (или) новую технику); д) SIS -6 c5 SIS-3 c1 SIS-5 (возврат инвестируемых средств). Очевидно, что инновации содержат потоки материальных ресурсов, которые описываются своими цепочками. Специальное исследование цепей по информационным и финансовым потокам позволяет выявить изоморфность (однозначность соотношения, синхронность возникновения) между материальными и сопутствующими потоками, если в состав материальных потоков включаются нематериальные активы. Это проявляется в несовпадении (несинхронности) движения ресурсов инновации и относящихся - к ним потоков информации и денежных средств. Кроме несовпадения по времени исследуемые потоки разорваны отделены в пространстве, что значительно осложняет принятие эффективных инновационных решений. Последнее вытекает из всеобщих свойств пространства, о которых было сказано выше. Системный подход к изучению движения научной идеи к ее реальному воплощению требует осмысления глобальной задачи и множественности ее решений. Здесь возникает проблема виртуальности инновационного процесса. Внутри виртуального инновационного мира можно не только прогнозировать и моделировать реальные объекты инноваций и взаимосвязи субъектов, но и объединять реальной связью объекты, не существующие в материальном мире, или строить мнимые связи для несуществующих объект Научная идея по мере своего развития трансформируется во множестве возможных объектов-новшеств не только за счет ограниченного саморазвития, но и, в основном, в результате прироста новой информации, получаемой путем возникающих инновационных связей между субъектами, оперирующими в этом пространстве. Только изучив и оценив все возможные связи в инновационном пространстве, можно найти единственно правильную инновационную коммуникацию в сложнейшем лабиринте хозяйственных связей, возникающих при нововведениях. Эффективность инновационного процесса обеспечивается не столько результативностью каждого этапа инновации, сколько надежностью «стыков», скоростью перехода от любого предыдущего этапа к последующему. Динамика и результаты создания и реализации новшеств в первую очередь зависят от самих участников инноваций и их взаимодействия. На рис. 4.4 инновационный процесс представлен рядом стадий и этапов, отражающих трансферт новшества в производство. Выделены главные стадии жизненного цикла инновации — создание новшества и его коммерциализация, а также основные участники этого процесса: инноватор (S), производственный предприниматель (P), инвестор (I) и государство (G). Для иллюстрации инновационных коммуникаций, возникающих в процессе подготовки и трансферта новшества в производство, горизонтальными стрелками обозначены варианты участия каждого субъекта инновации, а вертикальными стрелками — образующиеся инновационные коммуникации. В точках пересечения горизонтальных и вертикальных линий (стрелок) появляются коммуникационные узлы или исходные точки начала жизни инновационной коммуникации. Если по оси абсцисс отложить время инновации, разбив его на шесть условно равных периодов, то на каждом последующем этапе инновации образующаяся коммуникация может прекратить свое существование или будет сохраняться определенное время. Проведем запись инновационных коммуникаций (С): 1. C1↔ S1-3 G1 2. C2↔ S1-3 P3I3G2 3. C3↔ S1-3 P2-3I3-4G2 4. C4↔ S2-3 P1-3I2G3 5. C5↔ S 3 P1-3I1-2G4 6. C6↔ P1-3 I1-2
Как видно из записи, наиболее полная коммуникация субъектом инновации возникает на этапах активации и освоения новшестве в производстве. Инновационные коммуникации и характерные для них отношения возникают там, где участники инновации не только вступают в рыночные отношения и обмениваются информацией по предмету и объекту нововведения, но и, главное, разделяют будущий результат и несут риски, связанные с ним. Мировой опыт выявил ряд факторов, существенно влияющих на эффективность инновационных коммуникаций (табл. 4.5). Помимо указанных выше факторов определенное значение (отрицательное или положительное) имеют ожидаемая прибыльность инновации и связанные с ней риски, а также возможности взаимного страхования бизнеса. Вместе с тем, есть такие макроэкономические категории, как благоприятные ставки процента и налогов, масштаб национальным кредитных ресурсов, которые поддерживают в инновационных коммуникациях определенное давление, ускоряющее товарооборот новшеств. В неблагоприятных условиях происходит закупорка инновационных коммуникаций и неизбежное их разрушение.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |