Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные организации будущего

Неравновесность (неустойчивость) социально-экономических систем, размытость традиционных иерархических структур, про­явления независимости и самоорганизации инновационных про­цессов, возникновение таких феноменов, как Интернет и вир­туальный корпоративизм, привели к необходимости пересмот­ра взглядов на современный менеджмент.

Так появилась теория системоорганизации мягких систем, основывающихся на парадигме проявления феноменов самоор­ганизации, приводящей к параллельному менеджменту. При этом учитываются такие принципиальные особенности структуриза­ции мягких систем, как признание самоорганизации в основном на нижних уровнях иерархии управления; сингулярность систем­ного повеления, вызывающая разрывы в иерархическом управ­лении; отсутствующие структуры в многослойных горизонталь­ных системах; пористость интегративного эффекта как резуль­тат действия самоорганизации; диссипативная структуризация в виде горизонтального системообразования на основе попарных отношений с учетом параллельности менеджмента.

Указанные выше принципиальные особенности структури­зации мягких оргсистем могут быть перенесены на инноваци­онную систему, что позволяет классифицировать ее в рамках общего представления о мягких системах. В современных инно­вациях роль горизонтального системообразования становится все я значительнее, поэтому новое управление этим процессом услож­няется и. по существу, развивается параллельно традиционно­му менеджменту.

Классификация инновационной системы как мягкой струк­туры (innovation soft system) требует признания автономности та­кой системы, пошагового характера развития интеграционных процессов, адекватного перехода от качественных оценок к ко­личественным и прогнозам их целевых функций, целостности! лишь через временную оптимизацию горизонтальной структуризации методами инновационного менеджмента.

Инновационный процесс всегда протекает в экономическом пространстве, где точки приложения усилий субъектов иннова­ции определяются ресурсными координатами: трудом (Т), капи­талом (К) и информацией (опытом) (И).

На рис. 4.2 показаны варианты позиционирования субъектов и экономическое поле конкретной инновации. Возможны следующие варианты: рыночное позиционирование на осях Т, И, К; пассивное позиционирование в плоскостях (Т—И), (И—К), (Т—К); активное позиционирование в точках, имеющих все три ресурсные координаты. Цифрами указаны точки ресурсной по­зиции субъекта инновации. Нормаль из центра координат к плос­кости инновационных коммуникаций характеризует результат инновации.

Активное позиционирование (самоидентификация) в инно­вации приводит к возникновению инновационных коммуника­ций между субъектами. Образующаяся плоскость инновацион­ных коммуникаций имеет свойство согласованности экономи­ческих позиций не только на величину общего результата инновации (нормаль к плоскости инновационных коммуника­ций из начала прямоугольной системы координат), но и на его разделение между инновационными коммутантами. Для созда­ния коммуникативных условий необходимо выдвижение субъек­тов из рыночной и (или) пассивной позиции в пространство ин­новации путем качественного расширения своего участия.

Так, если плоскость (область) инновационных коммуникаций образована субъектами 1 (с координатами И11К11), 2 (с координа­тами И121,Т2) и 3 (с координатами И3К3Т3), а субъекты 4 и 5 занимают пассивную рыночную позицию с координатами соот­ветственно И4Т4 и К5, то их вхождение в пространство иннова­ционных коммуникаций возможно только в результате перехо­да в точки 4' и 5'. Это означает, что субъект 4 помимо трудового и информационного участия в инновации должен принять уча­стие в инвестициях капитала, а субъект 5 (инвестор), в свою очередь, — участвовать в инновации информационными и тру­довыми ресурсами.

Ресурсное позиционирование изменяется во времени, в ре­зультате чего образуется множество плоскостей (инновационный объем), где плоскостные коммуникации трансформируются, со­здавая неравновесную в инновационном пространстве систему экономических отношений. Управление такой недетерминиро­ванной, по существу, виртуальной системой — особая пробле­ма, требующая своего решения. Системный подход в инновациях позволяет не только уви­деть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных процес­сов (подсистем), объединенных обшей целью, но и раскрыть его интегративные свойства, внешние и внутренние связи.

Система инновационных коммуникаций имеет следующие ос­новные общие свойства: I) система инновационных коммуникаций есть целостная совокупность экономических отношений субъектом инновации; 2) между субъектами такой системы действуют существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы; 3) коммуникации между субъектами инновации определенным образом упорядоче­ны. то есть присутствуют черты организации; 4) система иннова­ционных коммуникаций обладает интегративными качествами.

Указанные свойства коммуникаций проявляются всегда, когда они наполнены инновационными потоками, имеющими опре­деленную целевую направленность и динамику.

В инновациях приходится выстраивать сценарии будущих событий, моделировать абстрактные логические конструкции инновационных связей и отношений по поводу трансферта новшеств материальное производство. Инновационная модель в этом случае будет отражением предметной области в виде информационной системы. В информационных технологиях используют концепту­альные и логические модели. Логическая модель детализирует и формализует взаимосвязи в выделенной предметной области.

Информационная система инновации поддерживает ее фун­кционирование в условиях постоянных внутренних и внешних изменений, которые касаются не только количественных харак­теристик инновационных потоков, но и условий и согласованных правил движения новшества по стадиям жизненного цикла.

Гомеостаз инновационной системы — свойство поддерживать свои параметры в условиях внешнего воздействия — достигает­ся при абсолютной эффективности коммуникаций между субъек­тами инновации. Гомеостатичность таких сложных динамичес­ких систем, как инновационный процесс, равно как и абсолют­ная эффективность коммуникаций, в инновациях недостижима, так как эта система подвержена старению. В этом отражается диалектика изменчивости и устойчивости, присущая как природ­ным, так и искусственным системам.

Если учесть, что появление конечного продукта инновации в сфере потребления предполагает взаимосвязь от десятка до нескольких сотен хозяйствующих субъектов, можно представит масштаб их взаимодействия и число хозяйственных связей, про­низывающих экономическую систему.

Переплетение хозяйственных связей приводит к взаимной согласованности всей системы общих, частных и единичных пропорций производства и экономических интересов, то есть сбалансированности экономической системы. Согласование ин­тересов всегда относительно и предполагает возможность отклонений от равновесия. Эти отклонения от внутренней логики инноваций влияют на характер и динамику функционирования экономической системы.

С позиций применения логистики к трансферту интеллектуальной продукции в материальное производство важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникно­вения до места потребления ресурсного потока и готовой про­дукции. Во-вторых, возможность управления соответствующей информацией. В-третьих, включение в логистику нематериальных потоков. Последнее, скорее, выступает ключевым моментом, определяющим возможность применить концепцию логистики к инновационным процессам.

Сточки зрения инновационного бизнеса логистика инноваций — это интегральный инструмент инновационного менедж­мента. Отсюда с позиций логистики действия, применяемые к информационным, материальным и финансовым потокам в ин­новационном процессе, можно назвать логистическими иннова­ционными функциями (lif), а отдельное действие, которое не подлежит дальнейшей декомпозиции, логистической инновационной операцией (lio)

Рассмотрим на примере простой инновационной системы, схему взаимодействия субъектов инновации и образуемые при этом инновационные цепи (рис. 4.3).

Инновационные цепи, ориентированные по информацион­ным и финансовым потокам, записываются следующим образом:

а) SIS- 6 r1, SIS- 3 r2 SIS- 4 r3 SIS- 1 (комплексная инноваци­онная функция: формирование спроса на новшество);

б) SIS -1 r5 SIS-2 r6 SIS -3 (передача прав на использование новшества в производственном предпринимательстве);

в) SIS- 5 c2 SIS- 1 c4 SIS- 4 (расчеты по лицензионному соглашению);

г) SIS -5 c4 SIS -2 (расчеты за проектную документацию и (или) новую технику);

д) SIS -6 c5 SIS-3 c1 SIS-5 (возврат инвестируемых средств).

Очевидно, что инновации содержат потоки материальных ре­сурсов, которые описываются своими цепочками. Специальное исследование цепей по информационным и финансовым потокам позволяет выявить изоморфность (однозначность соотношения, синхронность возникновения) между материальными и сопутствующими потоками, если в состав материальных потоков включаются нематериальные активы. Это проявляется в несовпадении (несинхронности) движения ресурсов инновации и относящихся - к ним потоков информации и денежных средств. Кроме несовпадения по времени исследуемые потоки разорваны отделены в пространстве, что значительно осложняет принятие эффективных инновационных решений. Последнее вытекает из всеобщих свойств пространства, о которых было сказано выше.

Системный подход к изучению движения научной идеи к ее реальному воплощению требует осмысления глобальной задачи и множественности ее решений. Здесь возникает проблема виртуальности инновационного процесса. Внутри виртуального инновационного мира можно не только прогнозировать и моделировать реальные объекты инноваций и взаимосвязи субъектов, но и объединять реальной связью объекты, не существующие в материальном мире, или строить мнимые связи для несуществующих объект Научная идея по мере своего развития трансформируется во множестве возможных объектов-новшеств не только за счет ограниченного саморазвития, но и, в основном, в результате прироста новой информации, получаемой путем возникающих инновационных связей между субъектами, оперирующими в этом пространстве.

Только изучив и оценив все возможные связи в инноваци­онном пространстве, можно найти единственно правильную инновационную коммуникацию в сложнейшем лабиринте хозяй­ственных связей, возникающих при нововведениях.

Эффективность инновационного процесса обеспечивается не столько результативностью каждого этапа инновации, сколько надежностью «стыков», скоростью перехода от любого предыду­щего этапа к последующему. Динамика и результаты создания и реализации новшеств в первую очередь зависят от самих уча­стников инноваций и их взаимодействия.

На рис. 4.4 инновационный процесс представлен рядом ста­дий и этапов, отражающих трансферт новшества в производство. Выделены главные стадии жизненного цикла инновации — со­здание новшества и его коммерциализация, а также основные участники этого процесса: инноватор (S), производственный предприниматель (P), инвестор (I) и государство (G). Для иллюстрации инновационных коммуникаций, возникающих в процессе подготовки и трансферта новшества в производство, горизонтальными стрелками обозначены варианты участия каждого субъекта инновации, а вертикальными стрелками — образующиеся инновационные коммуникации. В точках пересечения горизон­тальных и вертикальных линий (стрелок) появляются коммуни­кационные узлы или исходные точки начала жизни инноваци­онной коммуникации. Если по оси абсцисс отложить время ин­новации, разбив его на шесть условно равных периодов, то на каждом последующем этапе инновации образующаяся коммуни­кация может прекратить свое существование или будет сохраняться определенное время. Проведем запись инновационных коммуникаций (С):

1. C1↔ S1-3 G1

2. C2↔ S1-3 P3I3G2

3. C­3↔ S1-3 P2-3I3-4G2

4. C4↔ S2-3 P1-3I2G3

5. C5↔ S 3 P1-3I1-2G4

6. C­6↔ P1-3 ­I1-2

 

Как видно из записи, наиболее полная коммуникация субъектом инновации возникает на этапах активации и освоения новшестве в производстве. Инновационные коммуникации и характерные для них отношения возникают там, где участники инновации не только вступают в рыночные отношения и обмениваются информацией по предмету и объекту нововведения, но и, главное, разделяют будущий результат и несут риски, связанные с ним.

Мировой опыт выявил ряд факторов, существенно влияющих на эффективность инновационных коммуникаций (табл. 4.5).

Помимо указанных выше факторов определенное значение (отрицательное или положительное) имеют ожидаемая прибыль­ность инновации и связанные с ней риски, а также возможности взаимного страхования бизнеса.

Вместе с тем, есть такие макроэкономические категории, как благоприятные ставки процента и налогов, масштаб национальным кредитных ресурсов, которые поддерживают в инновационных коммуникациях определенное давление, ускоряющее товарооборот новшеств. В неблагоприятных условиях происходит закупорка инновационных коммуникаций и неизбежное их разрушение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности организации инноваций | Государственное регулирование инновационных процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.