Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование инноваций

Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой долей риска. Трудности свя­заны с учетом следующих факторов:

· изменение спроса на прогнозируемую продукцию;

· изменение цен на данную продукцию и, соответственно, при­были;

· объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;

· действия конкурентов, особенно в части создания и внедре­ния инноваций;

· перспективы развития данных инноваций.

При создании новой продукции организация осуществляет определенные затраты на НИОКР, и чем меньше будет спрос на продукцию, тем дороже она будет для покупателя в силу значитель­ной доли расходов на НИОКР. Примером может служить програм­ма оснащения авиации США самолетами типа Г-22. Известно, что в современных условиях НИОКР по созданию нового самолета очень велики. Производители рассчитывали, что спрос со сто­роны военного руководства США на такую инновацию составит не менее тысячи самолетов, а было закуплено не более 320 ма­шин, причем с запретом экспортных поставок этого самолета на определенный срок.

Изменение цен может произойти под влиянием таких факто­ров, как резкое повышение требований к экономической и эко­логической безопасности, изменение цен на сырье и материалы. Поэтому в прогнозах управляющие инновационным процессом должны учитывать следующие обстоятельства:

· в современных условиях вся экономическая конкуренция сво­дится к борьбе за рынки сбыта и источники сырья, причем для государств и крупных компаний решающее значение при­обретает доступ к источникам сырья, а для средних и мел­ких компаний — к рынкам сбыта:

· требования по экономической и экологической безопаснос­ти постоянно ужесточаются;

· требования к качеству рабочей силы повышаются, что не­избежно приводит к росту цен как следствию увеличения за­работной платы;

· ужесточаются требования к качеству материалов, что влечет за собой рост цен на продукцию первичной переработки (чер­ные, цветные металлы, пластмассы и т.д.);

· наиболее сложные изделия будут и наиболее дорогими, что соответственно увеличивает долю НИОКР в ценах на про­дукцию.

Невозможность полного учета собственных издержек на про­гнозируемую продукцию обусловлена такими факторами, как непредвиденные расходы на дополнительные исследования; по­вышение цен на свою продукцию со стороны поставщиков ком­плектующих узлов и организаций, осуществляющих научные разработки в соответствии с планом научных работ; рост зар­платы, аренды, тарифов. В целом следует исходить их практи­ческого опыта, учитывая ситуации, когда собственные издерж­ки увеличивались по сравнению с намеченными. Следователь­но, необходим определенный поправочный коэффициент.

Учет действий конкурентов в современных условиях зависит, прежде всего, от размеров компании и степени наукоемкости, а, следовательно, и дороговизны продукции. Чем больше компания, тем меньше число конкурентов. Примером может слу­жить компания Boeing, для которой конкурентами могут быть компании Западной Европы (производство аэробусов) и авиа­промышленность России. Есть предприятия, не имеющие кон­курентов во всем мире, как, например, судостроительный за­ вод в США по выпуску атомных авианосцев. Конкуренция между крупными компаниями в определенной мере прогнозируема в силу больших расходов на массовое производство новой техники. Так, по расчетам экспертов, организация выпуска нового лег­кового автомобиля требует около одного миллиарда долларов США и значительных затрат времени. Чем же меньше компа­ния, тем сложнее учитывать действия конкурентов, особенно в части появления новых технических образцов, для создания которых не требуется значительных материальных и трудовых затрат.

Сложную проблему представляет учет перспектив развития тех или иных инноваций или нововведений. В истории разви­тия техники были примеры того, как определенная инновация за сравнительно короткий период достигала расцвета, но даль­нейшее развитие очень быстро прекращалось и от такой техники приходилось отказываться. Примером может служить массовое увлечение выпуском полугусеничных автомобилей в 30-е гг. XX в. и отказ от их производства уже в с середины 40-х гг. Аналогич­ная судьба постигла дирижабли. Есть такие виды техники, ко­торые до сих пор пользуются спросом благодаря их качеству, хотя технические инновации практически невозможны, например, ре­вольверы, в отношении которых инновации не применяются уже сто лет. Следует отметить, что каждый вид техники имеет свои ограничения в части улучшения показателей. В настоящее вре­мя некоторые виды техники практически исчерпали резервы повышения своей эффективности. Так, паровые турбины име­ют предельный коэффициент полезного действия не более 45%, а ныне существующие обеспечивают не менее 38-40%.

Следует отметить, что, создавая какой-либо вид техники, кон­структоры стараются заложить и возможности дальнейшей модер­низации этого вида техники. Опыт последних 50 лет показал, что дорогостоящая техника постоянно модернизируется, что позволяет резко увеличивать сроки ее службы. Примером могут служить стра­тегические бомбардировщики типа Б-52 и ТУ-95, созданные и при­нятые на вооружение почти пятьдесят лет назад. Конечно, иннова­ции, направленные на модернизацию, являются в определенной мере вынужденными, так как не хватает денег на новую технику. Так, Индия модернизирует истребители МИГ-21, потому что модерни­зация четырех машин соответствует в финансовом аспекте покупке одного нового самолета. Именно модернизация парка машин и обо­рудования в России в 90-е гг. XX в. была вынужденной мерой из-за острой нехватки средств на приобретение новой техники.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение и виды прогнозов | Роль малого бизнеса как «пилотного» производства в инновационном менеджменте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.