Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации связаны с высоким доходом и риском




Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе организации.

Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 году и получили название «Руководство Осло».

Существует несколько подходов к классификации инноваций.

1. По содержанию (по типу новшества):

­ производственные (технические) – новые технологии, инструменты, оборудование;

­ торговые – новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара продажа товаров в кредит – пример радикальной торговой новации;

­ социальные – новый способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации работника;

­ управленческие – новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования;

­ организационные – новые формы управления производственными процессами, персоналом, построение и функционирование новых структур и др.

2. По степени новизны (радикальности):

­ радикальные (базовые или пионерные и пр.) – инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным поколениям и направлениям техники, продуктов, процессам, основанным на новых научных принципах (телега, автомобиль, телефон и т.д.)

пионерные инновации – выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия;

­ улучшающие (приоритетные) инновации на основе изобретения, улучшающего существующие продукты или процессы их производства.

­ модификационные (частные) инновации – это малые, но важные или существенные улучшения продуктов и процессов.

Направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства.

Например:

1. в результате модификаций катушечный магнитофон превратился в кассетный.

2. расширение номенклатуры продукции и технологий за счет освоения производства не выпускавшихся ранее в стране, отрасли или на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса, в т.ч. с отказом от импорта, и для увеличения доходов данных предприятий отрасли или расширения экспортного потенциала страны, если данные продукты будут конкурентоспособны на мировом рынке.

В рамках данного классификационного признака следует различать псевдоинновации, под которыми принято понимать внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик, создающие эффект видимой новизны. Например, эстетические изменения – цвета, формы и т.д.

3. По характеру применения:

­ продуктовые инновации (инновация-продукт, принципиально новые продукты) – включают применение новых материалов и полуфабрикатов, комплектующих, получение принципиально новых продуктов, новых функций;

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов (замена парового двигателя двигателем внутреннего сгорания и т.п.)

­ процессные инновации (инновация-процесс) – означают новые методы организации производства, это новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).

Замена ручной сварки механизированными способами, внедрение конвейерной сборки, применение низкотоксичных сварочных материалов и т.д.

4. По стимулу появления (источнику):

­ вызванные развитием науки и техники;

­ вызванные потребностями производства;

­ вызванные потребностями рынка.

5. По масштабу (комплексности):

­ сложные (синтетические);

­ простые.

6. По месту в системе (в организации, в фирме)

­ инновации на входе организации (сырье, оборудование, информация и др.);

­ инновации на выходе организации (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

­ инновации системной структуры организации (управленческой, производственной).

7. По назначению инноваций:

- для производителя и потребителя;

- для общества в целом;

- для локального рынка (региона, отрасли);

- для субъекта хозяйствования.

В литературе приведен ряд других классификаций инноваций. Наиболее полную типологию нововведений предлагает А. И. Пригожин:

1) по типу новшества:

• материально-технические (техника, технология, материалы);

• социальные;

• экономические;

• организационно-управленческие;

• правовые;

• педагогические;

2) по инновационному потенциалу:

• радикальные (базовые);

• комбинаторные (использование различных сочетаний);

• модифицирующие (улучшающие, дополняющие);

3) по принципу отношения к своему предшественнику:

• замещающие (вместо устаревшего);

• отменяющие (исключают выполнение операций);

• возвратные (к предшественнику);

• открывающие (новые, аналогов нет);

4) по объему применения:

• точечные;

• системные (технологические, организационные и т. п.);

• стратегические (принципы управления, производства);

5) по эффективности (целям):

• эффективность производства;

• эффективность управления;

• улучшение условий труда и т. д.;

6) по социальным последствиям:

• вызывающие социальные издержки;

• новые виды монотонного труда;

• вредные условия и т. п.;

7) по особенностям механизма своего осуществления:

• единичные (на один объект);

• диффузные (на многие объекты);

• завершенные и незавершенные;

• успешные и неуспешные;

8) по особенностям инновационного процесса:

• внутриорганизационные;

• межорганизационные;

9) по источнику инициативы:

• прямой социальный заказ;

• в результате изобретения.

2. Инновационная деятельность: цель, задачи, этапы, особенности.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Результат инновационной деятельности можно назвать инновационным продуктом.

В Республике Беларусь понятия «инновация», «инновационная деятельность» стали использоваться в научно-технической сфере с 1993 г. с принятием Закона «Об основах государственной научно-технической политики». К сожалению, при разработке этого закона не удалось преодолеть сложившийся стереотип разделения времени жизни технологии на две самостоятельные части: создание технологии (научные исследования и разработка) и ее внедрение. В результате инновационная деятельность в этом законе была определена как производственное освоение и тиражирование новшеств. Фактически привычный в СССР термин «внедрение» был механически заменен понятием «инновационная деятельность».

Такое понимание инновационной деятельности является ошибочным. Если понятие «внедрение» зародилось в планово-административной экономике и характеризовало одну из стадий жизненного цикла технологии, то понятие «инновационная деятельность» — чисто рыночная категория, которая характеризует вид деятельности, направленный на удовлетворение определенного спроса на новый продукт (услугу), через создание технологии ее изготовления и ее практическое применение. (Нехорошева, с.29-30)

Следует отметить, что традиционные теории менеджмента ориентированы в основном на управление в условиях стабильной производственной фазы, массового производства, устоявшейся номенклатуры продукции и пр.

Современные экономические условия конкурентной борьбы на мировом рынке потребовали повышения уровня усилий для обеспечения эффективной организации интенсификации инновационной деятельности. При этом надо по возможности учитывать то, что любой производственный процесс по своему содержанию может быть стабильным (рутинным) или инновационным. Это всегда надо учитывать при разработке системы инновационного управления тем или иным процессом.

Чем характеризуются эти виды процессов?

Стабильный (рутинный) процесс характеризуется: стабильностью во времени, удовлетворением сложившихся общественных потребностей преимущественно выбором оптимального варианта, непрерывностью самого процесса, относительно низким риском.

Инновационный процесс характеризуется: стремлением удовлетворить новые общественные потребности; неопределенностью путей достижения целей; высоким риском, дискретностью процесса и прочее.

В табл. приводятся основные различия инновационного и стабильного процессов производственной и непроизводственной деятельности. (Ивченко, с.14)

Таблица – Основные различия инновационного и стабильного процессов

Показатели процессов Инновационный процесс Стабильный процесс
Главная конечная цель Обеспечение новой общественной потребности Обеспечение сложившейся общественной потребности
Риск при реализации поставленной цели Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость процесса как единого целого Низкая Высокая
Возможности развития системы Переход на новый, более прогрессивный уровень развития Сохранение сложившегося уровня развития
Взаимодействие со сложившейся системой интересов участников процесса Вступает в противоречие Основывается на них
Характерные формы организации процесса Гибкие, изменяющие слабую структуризацию системы Жесткие, основанные на нормативном регламенте

В соответствии с международной практикой под инновационной деятельностью понимают деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновационная деятельность направлена на трансформацию идей (обычно результатов НИР) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный процесс, новый подход к социальным услугам.

Инновационный процесс – это деятельность, в которой приобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.