Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты инновационной деятельности




Формы научно-технического обмена, их характеристика.

Становление рынка научно-технической продукции происходит под влиянием многочисленных факторов и, прежде всего, под влиянием состояния рыночных отношений и развития науки.

В сферу технологического обмена вовлечены все важнейшие формы человеческой деятельности: 1. наука, 2. техника, 3. производство, 4. управление.

Вовлечение происходит начиная с теоретических закономерностей познания природы (наука), опыта ее преобразования (техника) и до создания материальных средств и благ (производство) с совершенствованием способов рациональных действий при решении производственных и других задач (управление).

При этом в обмен могут быть включены как одновременно все четыре формы человеческой деятельности, так и их любые сочетания.

Посредством научно-технического обмена можно решить вопросы повышения технологического уровня тех или иных отраслей и народного хозяйства в целом, задачи ускоренного технологического перевооружения экономики, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических связей между странами на основе специализации и кооперации при производстве различных видов продукции.

Технологический обмен классифицируется по:

­ объектам обмена – патенты, ноу-хау, услуги, связанные с инженерно-технической и управленческой деятельностью, техническая документация, техническая помощь;

­ способам получения информации – выставки, симпозиумы, конференции, обмен учёными и специалистами, технологические сведения, сопутствующие приобретению или аренде оборудования и машин, научно-техническая и промышленная кооперация;

­ характеру взаимосвязи – совместное производство, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, совместные предприятия;

­ каналам получения информации – коммерческие и некоммерческие, межгосударственные соглашения, межфирменные связи, внутренние связи многонациональных и транснациональных корпораций.

Научно-технический обмен может выступать в различных формах:

- обмен научно-технической информацией,

- проведение совместных научных исследований,

- коммерциализация результатов исследований.

На рынок научно-технической продукции оказывают влияние некоммерческий обмен и коммерческие связи.

Некоммерческие формы технологического обмена предусматривают передачу общих сведений рекламно-технического характера, ознакомление с технологией, производством и технико-экономическими данными в таком объёме, которого недостаточно для практического применения. Они, как правило, не включают таких обязательных при передаче технологии элементов, как право пользования технологией, детальная техническая документация, техническая помощь, производственный опыт.

К некоммерческим формам научно-технического взаимодействия относятся: публикации в научных изданиях, конференции, семинары, симпозиумы, стажировки, различные формы обучения, проведение совместных исследований, создание банков данных и др.[7]

Научно-техническая информация даёт возможность партнёрам ориентироваться в направлениях развития науки и техники и получать общие сведения об имеющихся достижениях в различных отраслях производства. Она обычно предшествует обмену конкретными технологиями. Передача такой информации может осуществляться посредством научно-технических публикаций, проведения выставок, ярмарок, симпозиумов, обмена делегациями учёных и инженеров, миграции специалистов, технического образования, сотрудничества в совместной разработке научно-технических проблем и деятельности международных организаций в области науки и техники.

По мнению ряда экономистов, в эпоху научно-технической революции товарная форма передачи научно-технической информации усложнила бы процесс накопления и передачи знаний, застопорила технический прогресс и образование. При некоммерческих формах передачи технологии не учитывается её реальная ценность, которую может получить предприниматель при применении полученных знаний в производстве.

Коммерческие формы технологического обмена предусматривают передачу научно-технических знаний и опыта, которые применяются при разработке производства и использовании различных товаров. Наиболее распространёнными являются следующие коммерческие формы передачи технологий:

1. Продажа и покупка лицензий.

Наиболее распространённой формой передачи технологий является ли цензионная торговля. По лицензиям передаются объекты промышленной собственности (патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания), совершаются сделки об оказании технической помощи, услуг типа инжиниринг, обучению, передачу ноу-хау, компьютерных программ и программных продуктов.

При продаже лицензий передаются (предоставляются) права пользования научно-техническими достижениями, благодаря чему передаются научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и «ноу-хау» от лицензиара лицензиату. При этом лицензиар получает возможность посредством коммерческой реализации своих научно-технических разработок получить дополнительные средства для возмещения повышающихся затрат на исследования.

Для лицензиата покупка лицензии дает возможность быстро получить новейшие научно-технические решения. Лицензии могут быть патентно защищены; носить конфиденциальный характер и представлять собой научно-технические знания, секреты организации производства, менеджмента, маркетинга, так называемые «ноу-хау» (беспатентные лицензии); используется и одновременная передача патентов и «ноу-хау»[8].

2. Закупка образцов новой техники.

Применяется с целью проведения испытаний различных машин, приборов, изделий, материалов, сопоставления их с отечественными аналогами и при необходимости доработки последних до уровня передовых зарубежных образцов. Другой целью покупки образцов может быть их копирование для создания собственного производства. Следует, однако, учитывать, что организация производства изделий на базе образцов требует больших расходов на НИОКР, а скопированные изделия по своим техническим и экономическим параметрам оказываются, как правило, хуже оригиналов.

 

3. Импорт новой техники в производственных целях широко распространён во внешнеэкономических отношениях между странами.

Такая форма обмена позволяет быстро получать и использовать передовую наукоёмкую технику. Однако её закупка связана со значительными затратами средств, кроме того, достаточно сложно обеспечить постоянное поддержание закупленной техники на современном уровне в условиях её быстрого морального старения.

 

4. Инжиниринговые услуги.

Выделение инжиниринга в самостоятельный вид внешнеэкономической деятельности базировалось на необходимости обобщения и привлечения достижений и мирового опыта в определённых отраслях современной техники и технологии при выполнении собственных НИОКР, особенно для решения комплексных проблем, в том числе стоящих на стыке смежных отраслей.

Инжиниринговая деятельность подразделяется на проектно-консультационную, подрядную и управленческую. Инжиниринговые компании подразделяются на четыре основных вида:

а) инженерно-консультационные,

б) инженерно-строительные,

в) консультационные по вопросам организации и управления

г) инженерно-исследовательские.

5. Строительство заводов «под ключ».

При такой форме обмена технологией передающая сторона берёт на себя обязанности генерального подрядчика и ответственность за весь цикл строительства объекта, включая предпроектные изыскания, проектирование, предоставление лицензий, поставку комплектного оборудования, монтаж и пусконаладочные работы, техническое консультирование, вопросы организации и управления производством и т.п.

Строительство завода «под ключ» является высокоэффективной формой передачи технологии с точки зрения внедрения технических новшеств и ликвидации отставания в определённых отраслях техники. Однако создание таких объектов связано со значительными единовременными платежами.

6. Франчайзинг.

По контракту на франчайзинг компания-владелец технологии разрешает своему иностранному контрагенту использовать своё широко известное фирменное наименование при условии, что он будет под этим наименованием сбывать продукцию этой компании, получая в качестве компенсации за это техническую и коммерческую помощь, консультации и т.п.

7. Лизинг.

Лизинг представляет собой передачу в долгосрочную аренду дорогостоящих машин, оборудования, транспортных средств, приборов и т.п. Арендатор получает постоянную техническую помощь со стороны арендодателя в виде обслуживания, консультаций и т.д. Благодаря лизингу предприниматель, не имеющий значительных свободных средств, получает возможность пользоваться современным оборудованием и передовой технологией. Однако при длительной аренде общие затраты по арендной плате могут превысить стоимость предмета аренды.

 

8. Проведение совместных НИОКР на коммерческой основе.

Такая форма обмена позволяет партнёрам снизить затраты на решение тех или иных научно-технических и производственных проблем. Указанная форма может применяться:

1) для выполнения совместных НИОКР до стадии решения технической проблемы и

2) для выполнения совместных НИОКР до стадии промышленного внедрения результатов.

В первом случае стороны обмениваются конфиденциальной научно-технической информацией, производственным ноу-хау, лицензиями на изобретения, патентами и т.д. При положительных итогах сотрудничества стороны получают возможность совместно или раздельно использовать результаты НИОКР. Во втором случае стороны не ограничиваются решением технической задачи, а предпринимают совместные меры по внедрению полученных результатов в производство.

 

9. Промышленная кооперация.

Сотрудничество партнёров осуществляется на основе совместных исследований и разделения труда в производстве отдельных деталей, узлов, компонентов с последующими взаимодополняющими поставками, совместным маркетингом и сбытом продукции при сохранении юридической независимости партнёров.

 

10. Совместные предприятия.

Они, как правило, являются ассоциацией самостоятельных предприятий и предполагают совместное управление, собственность на капитал и распределение прибылей и рисков. Совместные предприятия часто создаются для осуществления какой-либо комплексной научно-технической и производственной программы. В уставный фонд совместных предприятий в качестве своего вклада стороны нередко вносят изобретения, ноу-хау и другие научно-технические разработки. Анализ международной практики технологических обменов показывает, что наиболее эффективными и быстро распространяющимися формами передачи технологии являются те, которые ориентированы на установление постоянных и устойчивых связей между партнёрами, обеспечивают целенаправленную передачу передовой технологии и оптимальное решение актуальных технических и производственных проблем.

Наиболее завершенный вид научно-технического обмена – материализованный (вещественный), который осуществляется посредством обмена научно-технической продукцией[9].

Субъектами инновационной деятельности являются:

1) физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;

2) специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом;

3) государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;

4) общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.

Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и(или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.

Субъекты инновационной деятельности — это все субъекты, которые вовлечены в инновационную деятельность, принимают в ней какое-либо участие, каким-то образом касаются её, даже если основное направление деятельности этих субъектов не является инновационным.

Можно также классифицировать субъектов инновационной деятельности следующим образом:

1. Академия наук. Участвует в создании фундаментального знания (это не инновационная деятельность), частично в доведении фундаментального знания до прикладного научного знания (это уже инновационная деятельность). Оказывает помощь другим участникам инновационного процесса (другим субъектам инноваций) в поиске наиболее подходящего фундаментального знания, для того чтобы сделать из него инновацию. То есть, говоря другими словами в поиске уже «дозревшего» фундаментального знания. Не является частью инновационной инфраструктуры.

2. Вузы. Могут частично участвовать в доведении фундаментального научного знания до прикладного и прикладного до опытных образцов. Но главная их цель и задача в инновационном процессе — предоставление инновационным центрам активных, молодых студентов, жаждущих поучаствовать в инновационной жизни ради собственного обогащения и для удовольствия. Их энергией и мотивацией будет двигаться инновационная деятельность. Поэтому важно налаживать тесные контакты вузов с Академией наук и предоставлять студентам все возможности для поиска в анналах Академии почти «дозревшего» фундаментального знания. Не является частью инновационной инфраструктуры.

3. Различные НИИ. Научно-исследовательские центры и им подобные. Частично могут участвовать в создании фундаментального знания, а также прикладного научного и опытных образцов. Точная их роль в инновационной деятельности нами не определяется, они могут, по-видимому, подключаться на всех стадиях работы над инновациями. Не является частью инновационной инфраструктуры.

4. Инновационные центры. Основные субъекты инновационной деятельности. Участвуют во всех её составляющих в полной мере. Возможно, состоят из людей, работающих в Академии наук и вузах. Финансируются с основных мест работы. Мотивацией для работающих в нем и основным интересом должно быть нахождение конкретной инновации, проведение ее по всем стадиям и получение от нее финансового результата в рамках работы инновационного предприятия. Работник инновационного центра должен стремиться оказаться у истоков создания нового прибыльного инновационного предприятия. Является активной частью инновационной инфраструктуры.

5. Субъекты пассивной части инновационной инфраструктуры.

Инновационные предприятия (фирмы) — хозяйствующие субъекты, «перехватывающие эстафету» у инновационных центров после создания опытных образцов и доводящие инновацию до стадии промышленного производства. Основатели этих предприятий должны быть выходцами из инновационных центров, и задача основателей – вовремя перенести свои ключевые компетенции по созданной инновации в создаваемую фирму, чтобы их изначальные цели оправдались.

 

3. Научно-техническая продукция: понятие, виды, классификация.

К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические, экспертные работы и услуги, изготовленные образцы или партии изделий (продукции), принятые заказчиком. Ее отличительной чертой является способность передавать воплощенные в товаре результаты исследований, способствующие значительному повышению эффективности производства, эксплуатации, степени использования этого вида продукции.

Особенности научно-технической продукции как товара:

  • невозможность точного количественного измерения эффекта НТП в момент внедрения;
  • наличие только качественных отличий между аналогами;
  • каждый вид знания несет в себе научную информацию только ему принадлежащую, следовательно, и НТП, воплощающая в себе оригинальные знания, по своему содержанию специфична и неповторима;
  • любое научное знание не имеет смысла производить более одного раза, при этом потенциал его использования многогранен и во времени не ограничен[10] [1–2].

В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок, утвержденными Постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (3.01.2008 № 1/1) выделяют следующие виды научно-технической продукции:

1. конструкторская и технологическая документация,

2. программные средства,

3. сопроводительная документация,

4. модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий,

5. научная продукция – результаты исследований, содержащиеся в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях.

В силу широты областей применения и сложности проведения классифицировать научно-техническую продукцию в целом достаточно сложно. Имеется несколько общепринятых классификационных групп, и для конкретной области требуются их детализация и конкретизация.

Основными классификационными признаками можно считать:

­ сферу (область) применения,

­ характер получаемого результата,

­ уровень новизны используемых технологий,

­ стадию готовности результата для практического внедрения.

В зависимости от масштабов и области применения можно выделить работы:

• предназначенные для одной организации и имеющие экономический эффект;

• имеющие массовое применение и имеющие экономический эффект;

• без конкретного экономического эффекта;

• с экономическим эффектом в третьей ступени цепочки внедрения результата.

Для научно-образовательных проектов можно с учетом особенности результата выделить:

• создание специального подразделения (научного, учебного, научно-учебного);

• создание и проведение пилотной образовательной программы;

• проведение разовой образовательной программы, направленной на повышение качества подготовки специалистов;

• проведение разовой научной программы временным научным коллективом;

• подготовку кадров для эксплуатации результатов выполненной научной разработки.

В зависимости от степени готовности конечного результата можно выделить работы:

• полностью законченные – затраты уже полностью осуществлены и требуется обеспечить возврат понесенных расходов через рост эффективности от внедрения;

• частично законченные – следует оценить дополнительно необходимые средства и возможный последующий экономический выигрыш;

• создание научно-образовательного потенциала для дальнейшего использования результатов – следует определить план последующих работ, дополнительно требуемые затраты, источники получения эффекта.

Научно-техническая продукция в зависимости от уровня использованной при производстве технологии можно разделить на следующие виды: продукцию, произведенную на основе высоких, продвинутых, средних и низких технологий. Есть продукция, которая производится на основе передачи навыков, опыта, без использования научно-технологических знаний — это низший уровень.

В зависимости от уровня новизны используемых технологий:

· научно-техническая продукция с использованием высоких технологий;

· научно-техническая продукция с использованием продвинутых технологий;

· научно-техническая продукция с использованием средних технологий;

· научно-техническая продукция с использованием низких технологий.

Анализ показывает, что чем выше уровень применяемой технологии, тем, как правило, выше эффективность использования ресурсов и возможность получить более высокую прибыль. Так, продукция, произведенная на основе высоких технологий, позволяет получить значительную прибыль за счет более высоких цен, обусловленных высокими технико-экономическими параметрами, потребительскими свойствами изделия и монопольного владения, базирующегося на высоком уровне новизны (например, лекарственные препараты нового поколения). Следовательно, чем выше в производстве продукции доля высокой и продвинутой технологии, тем выше доходность конкретного предприятия, отрасли, национальной экономики по сравнению с использованием низких технологий.

В то же время научно-техническая продукция – товар особого рода.

Определяющим экономическим параметром работы является цена. Оплачивается научно-техническая продукция по договорным ценам, которые учитывают эффективность, качество, сроки выполнения и последующую прибыль.

В отличие от обычного материального товара научно-техническая продукция при потреблении не исчезает. Поэтому возможна многократная реализация одного и того же продукта многим заказчикам (его некоторая модификация не меняет сути дела). Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использования нововведения.

Экономический эффект от использования научных, научно-технических и инновационных разработок характеризуется превышением результатов от их реализации над затратами по их получению за определенный промежуток времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.