Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение творчества Дюркгейма





Дюркгейм придал социологии общетеоретическую и общетеоритическую и общеметодическую основу для всех общественных наук. В своем творчестве он не только сформулировал основные принципы теоретической социологии, но и дал образцы ее применения при изучении конкретных социальных явлений (например, при изучении самоубийств ранних форм коллективного сознания людей). Можно сказать, что его концепция социологии строилась на принципах научной рационализации, но однако, недостатком является то, что Дюркгейм не смог до конца раскрыть сложность развития общества в его статике и динамике.

М. Вебер и его «понимающая» социология

М. Вебер жил в одно время с Дюркгеймом, являлся соотечественником К. Маркса. На его взгляды оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений, такие как Н. Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Ницше, К. Маркс, Г.Риккерт и др. Свои взгляды он изложил в таких работах, как: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии».

Его взгляды на развитие общества значительным образом отличались от взглядов Mapкса и Дюркгейма, которые отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса счи­тал экономические факторы и верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, а причиной развития общества считал культурные ценности. Движущей силой общества он считал не пролетариат, а интеллигенцию. Он считается основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия, применив ее принципы к исследованию экономической истории, политической власти, религии и права. С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякая деятельность людей является объектом изучения социологии, а только те социальные действия, которые осмыслены людьми с точки зрения цели средств их достижения и ориентированы на других людей! Если дейст­вия рассчитаны на ответную реакцию не со стороны людей, а со стороны машин или приро­ды, оно не считается социальным. Не является таковыми и подражательные действия.

Социальные действия составляют систему их сознательного и осмысленного взаимодействия: Социальные действия обладают двумя чертами: осознанная мотивация и ориен­тация на других. Без первого нельзя говорить о нем как о действии, без второго называть его социальным. Именно социальные действия и образуют предмет понимания так называемой «понимающей» социологии. Главная идея социологии Вебера - это обоснование возможно­сти максимально рационального поведения человека, проявляющегося во всех сферах чело­веческих взаимоотношений. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание - это скорее метафора, нежели точное поня­тие. Когда мы говорим о капиталисте, короле, рабочем и т.д., то мы имеем в виду среднеста­тистического представителя данного слоя, но капиталиста или рабочего вообще не сущест­вует, это абстракция, введенная в науку для того, чтобы одним именем обозначить целые совокупности фактов, людей и явлений, иначе их можно назвать идеальными типами. Идеальный тип представляет собой искусственно логически сконструированное, позволяющее выделить основные черты исследуемого объекта. Идеальный тип - это идеально-типичная конструкция, которая выражает то, что характерно для многих общественных явлений и позволяет умозрительно сконструировать социальные явления таким образом, как если бы это социальное явление имело место в идеальных условиях. Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действия будут совершаться именно таким образом как в реальности протекает то или иное историческое событие. Гово­ря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную практику - это первый шаг ученого, второй и более главный шаг - поиск логики мотивов, которые мо­гут раскрыть содержание и социальные связи тех или иных явлений.



Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм - это взаимодополняющие части социального исследования. Статистика дополняет содержатель­ный анализ, а вместе они составляют ядро научного метода.

Ученому необходимо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает и выяс­нить, что руководило индивидом, какие цели он преследовал, и воссоздать цепочку реальных действий на этой основе.

По мнению Вебера, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснений со­циальных действий на основе внутренних мотивов его учеников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия выделив четыре его типа:

1. Целерациональное действие;

2. Ценностно-рациональное действие;

3. Традиционное действие;

4. Аффективное действие.

Целерациональным действием, считается только такое действие, которое имеет осознан­ную цель и мотивацию. Здесь субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответ­ствующие средства для ее достижения. Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в Бога, что данное дей­ствие имеет эстетическую, этническую, религиозную или какую-либо иную ценность (само­ценность, собственную ценность для данного субъекта). Это действие не должно быть ориентировано на успех и выгоду. Как правило оно бескорыстно. Ценностно-рациональное дейст­вие не считается последствиями и ориентируется на собственные убеждения субъекта и в данном случае человек выполняет„то, что от него требует долг, достоинство, религиозные принципы и т.д. У такого действия в сопоставлении с целерациональным нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл и ориентация на других.

Традиционное действие – это действие, совершаемое автоматически в силу привычки, оно диктуется обычаями, правилами, верованиями, и осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием и осуществляется в состоянии аффекта. Здесь поступок определяется не системой ценностей, не целью, а эмоциями. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, мотива, смысла и ори­ентации на других, т.е. эти два типа действия лишены признаков социального действия. Вебер считал, что два последних действия не входят в предмет социологии, т.к. человек выпол­няет их либо автоматически, опираясь на традиции, либо бессознательно, подчиняясь чувст­ву аффекта.

Выводы:

Идеи Вебера составляют фундамент современной социологии. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в теорию методологии социологии, заложил основы отраслевых со­циологии (религии, труда и т. д.). Идеи Вебера и Дюркгейма являются наивысшим развитием социологии. Они не только создали самую сложную теорию общества, но и заложили мето­дологию всей современно социологии. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера - самым крупным теоретиком социальной науки.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.