КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция Роберта Мертона
Другим важным представителем структурного функционализма является американский социолог, Президент американской социологической ассоциации - Р. Мертон. Его основные труды: «Социологическая теория и социальная структура», «Социальная структура и аномия», «Социология науки». Главную суть своего подхода Мертон выразил комплексным понятием - функциональность. Согласно этому понятию, взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается специфическими функциями, которые могут многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Для наблюдения и изучения функций Мертон предложил специальную методику, которую он назвал «Теорией среднего радиуса действия». Он считает, что именно на среднем уровне, социология выполняет свою основную роль в обществе, так как социология оперируют теориями и понятиями среднего радиуса обхвата, которые, концентрируют в себе реальные факторы управления социальными процессами. Классическим примером социального анализа, построенного на «теории среднего радиуса действия» стало рассмотрение им отклоняющегося поведения или аномии. Социальная аномия - особенное нравственно психологическое состояние, которое может быть как на уровне общественного, так и индивидуального сознания. Аномия характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причина аномии - противоречие между господствующими в обществе нормами и целями культуры (стремление к богатству, к власти, к успеху), которые являются установками и мотивами личности и существующими социальными институтами, которые практически лишают большинство людей возможности реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности, а также потери жизненных целей, апатии, разочарования в жизни и т.д. Аномия - бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил. Все виды социального поведения в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации: 1. Конформизм. 2. Инновационность. 3. Ритуализм. 4. Ретризм (эскейтизм). 5. Бунт, мятеж. Конформизм - приспособленческая модель адаптации. Она проявляется в том, что личность разделяет цели данной культуры и общества и стремиться осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, то есть социальные цели и способы их достижения совпадают. Это лояльные, спокойные, законопослушные граждане. Инновационность характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремиться их реализовать не обычными, не признанными и возможно даже не одобряемыми средствами. То есть принимаются социальные цели, но не способы их достижения. Эта модель поведения распространена в новых стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигаемой» мобильностью, связанной с обогащением. Главный тезис, установка этой модели поведения - «цель оправдывает средства». Это рэкет, обман, подлог, уклонение от налогов и т.д. Ритуализм как форма личностной адаптации проявляется, напротив, в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но, тем не менее, соблюдаются «правила игры» и человек ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах достижения цели. То есть социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения считаются непоколебимыми и священными. В России это обычно жизненные установки детей из слоя интеллигенции. Ретризм - отрицание и цели и средств их достижения. Это отстранение, уход от социальной реальности в свой мир. Он характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам. Формами проявления этой модели являются наркомания, сектантство, бродяжничество. Предполагает обязательный уход личности от обыденной реальности повседневной жизни. Мятеж, бунт - замена и первого и второго, то есть и целей и средств их достижения. Это такая форма адаптации, которая направлена на активное противостояние и опровержение существующих норм общества. Формами проявления этой модели является политический терроризм, революционность, радикализм.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |