Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Методы прогнозирования угрозы банкротства организаций

Учет и анализ банкротств

 

 

Краткий конспект лекций

 

Уфа 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регулирования несостоятельности (банкротств) в России

Лекция 2. Информационные источники учета и анализа несостоятельности (банкротства) предприятий.

Лекция 4. Меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятий.

Лекция 5. Бухгалтерский учет в условиях банкротства.


Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регулирования несостоятельности (банкротств) в России.

Институт банкротства прошел длительный путь развития и окон­чательно сформировался к середине XX в. Появление и развитие правил о несостоятельности связаны с объективными потребностя­ми общества. При этом каждую ступень развития общества отража­ют правила, определяющие общественные отношения на данном этапе.

Для древних обществ и соответствующих им правовых систем характерно то, что несостоятельный должник (физическое лицо) отвечал перед кредиторами не своим имуществом, а в первую оче­редь личными неимущественными правами (свободой и здоровьем). Древнему конкурсному праву присуще превентивное (предупреж­дающее) воздействие на торговый оборот путем установления жест­ких норм уголовного права.

Слово «банкрот» (от итал. banco - скамья, rotta - сломанная) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Его отказ пла­тить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупрежде­нием для остальных.

В Древней Руси зачатки конкурсных отношений можно наблю­дать в Русской Правде, Судебниках XV-XVI вв., Соборном Уложе­нии 1649 г. Так, в Русской Правде было установлено, что долж­ника, который не в состоянии заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить. Там же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным. Русская Правда закрепи­ла дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Несостоятельность могла быть:

• безвинной — потери не зависели от воли должника;

• злостной — вследствие пьянства, пари и т. п.;

• особо злостной — должник бежал от уплаты долгов в другое государство.

В первом случае должнику предоставлялась рассрочка в выпла­те долгов, во втором рассрочка могла быть дана только с согласия кредиторов, в третьем случае должник подлежал либо передаче в рабство кредитору, либо продаже на торгах. Этот порядок весьма близок к римскому праву.

Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в Рос­сии появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.

В России того времени при отсутствии конкурсных уставов сло­жились основные элементы института банкротства. Споры решали особые суды (коммерц-коллегии, городовые магистраты, Главный магистрат, сенат); действовали кураторы, в обязанности которых входили создание конкурсной массы, реализация имущества долж­ника, распределение вырученных средств между кредиторами; про­водились общие собрания кредиторов; претензии кредиторов, остав­шихся неудовлетворенными, погашались окончанием конкурса.

К 1740 г. было составлено несколько проектов Устава о банкротах, один из которых — Проект Президента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательно утвержденный 15 декабря 1740 г. Основные положения этого Устава сводились к следующему:

• обратная сила действия;

• применение только к субъектам, ведущим торговую деятель­ность (неторговой несостоятельности не существовало);

• использование критерия неоплатности;

• принятие двух видов несостоятельности — несчастной и злост­ной (неосторожное банкротство отождествлялось со злостным);

• в качестве последствия могла применяться смертная казнь.

В 1753 г. Сенатом был разработан проект Банкротского устава, который по сути представлял собой переработанный Устав 1740 г.

Следующий проект Устава о банкротах был подготовлен к кон­цу 1763 г., состоял из четырех глав, включавших 55 статей. Наибо­лее интересными положениями проекта Устава были следующие:

• банкротами, помимо купцов, могли быть признаны заводчи­ки и фабриканты;

• несостоятельность наступала не просто, когда имущества должника не хватало для удовлетворения всех требований, а когда на уплату долгов недоставало 25 %;

• конкурс учреждался, если сумма требований всех кредиторов превышала 3000 руб.;

• кредиторы, пропустившие срок для заявления требований (двухнедельный для местных и четырехмесячный для ино­странных), могли просить о восстановлении срока до окон­чания раздела конкурсной массы.

В 1800 г. с учетом национальных особенностей и состояния российской экономики принимается новый Закон - Устав о бан­кротах. Устав 1800 г. состоял из двух частей, первая из которых на­зывалась «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих

Право обязываться векселями», вторая - «Для дворян и чиновников», где устанавливались правила неторговой деятельности:

• Устав вводился в действие с обратной силой;

• устанавливалась обязанность должника заявить о своем бан­кротстве, если на рубль кредиторской суммы ему недостава­ло до 30 %;

• вводились определенные сроки для заявления кредиторами претензий: 3 месяца для тех, кто проживает в одном с банк­ротом городе, 9 - для иногородних, 18 - для всех остальных;

• для кураторов, избираемых из среды кредиторов, устанавли­валось, что они должны быть люди «добрые и неподозри­тельные» и не относиться к лицам духовного звания, меща­нам, крестьянам, крепостным;

• в состав конкурсной массы имущество жены банкрота не включалось;

• мировое соглашение могло заключаться в любое время, что влекло освобождение банкрота от всех последствий. Для за­ключения мирового соглашения необходимо решение боль­шинства кредиторов с большей суммой требований.

В 1832 г. в России был принят Устав о торговой несостоятельно­сти, который действовал до 1917 г. Этот Устав состоял из девяти глав, включающих 138 статей, вводился в действие без обратной силы и применялся только к случаям несостоятельности лиц, осу­ществляющих торговлю. Особое внимание в Уставе уделялось ста­тусу торгового предприятия должника.

Как видим, в ходе исторического развития регулирование отно­шений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов первоначально был выработан специальный институт торгового права - конкурсное производство. Конечная цель дан­ного правового института — соразмерное удовлетворение требо­ваний кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова при­ступить к коммерческой деятельности. Дальнейшее развитие ин­ститута несостоятельности связано с распространением процедур банкротства на другие сферы бизнеса, за пределы торговли.

Постепенно законодательство всех стран качественно меняло свои установки, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат. Предприниматель, лишившись рас­проданного для погашения долгов имущества, но, сохранив жизнь и здоровье, мог начать новое предпринимательское дело с учетом накопленного им опыта.

Со временем, наряду с физическими лицами, участниками тор­гового оборота все активнее становились юридические лица, кото­рым в настоящее время принадлежит основная роль в коммерче­ском обороте.

Как показывает мировая практика, банкротство компании -это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике не только развивающихся, но и развитых стран. Так, в США к концу 1980-х гг. общее число банкротств значительно возросло, что было напрямую связано с ситуацией в экономике в целом. По мере замедления экономического роста число банк­ротств - как личных, так и компаний - увеличилось. Количество банкротств компаний достигло пика в 1986 г., затем снижалось вплоть до 1989 г., а когда темпы экономического роста снизились, возросло опять и достигло 800 тыс. зарегистрированных банкротств в год. В 1990-2000 гг. общее количество регистрации банкротств в США превысило 1200 тыс. ежегодно, причем вес публичных компаний, обращавшихся к защите от банкротства, в суммарной стоимости активов в 1996-2001 гг. значительно вырос и к 2001 г. составил бо­лее 160 млрд. долл.

Европейские исследователи также отмечают, что до конца вто­рого года доживают не более 20—30 % вновь возникших компаний, а в течение пяти лет 50 % прекращают свою производственную дея­тельность.

Начиная с 1991 г. экономика России находилась в глубоком фи­нансовом и производственном кризисе, что сказалось на большин­стве российских предприятий. В сложившихся макроэкономических условиях предприятия были неспособны полноценно функциониро­вать, находились на стадии спада своей производственной и дело­вой активности, становились неплатежеспособными, а то и вовсе несостоятельными. Приобрел актуальность вопрос о выводе таких предприятий из сложившегося кризиса. Общее количество возбуж­денных дел по банкротству в России в 1993 г. составило 100, в 1999 г. уже — 9890, к 2005 г. их число практически удвоилось по сравнению с 1999 г. В рыночных отношениях активизировалась роль государства в возрождении института несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность и разорение предпринимателей препятству­ют нормальному развитию экономики, нарушают социально-поли­тическую стабильность и создают напряженность в обществе, чре­ватую бунтами и иными формами насильственного неповинове­ния, лишают государство возможности полноценно выполнять свои функции.

Наличие в правовой системе государства института конкурсно­го права имеет огромное значение, как для права, так и для эконо­мики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную дея­тельность, а также на восстановление финансового состояния юри­дических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.

В истории развития российского института банкротства иссле­дователи выделяют три этапа: дореволюционный, советский, со­временный.

Нормы дореволюционного конкурсного права характеризуются высокой степенью разработанности с точки зрения интересов, как должника, так и кредиторов.

Советское конкурсное право развивалось в течение непродол­жительного времени — периода нэпа — и может быть охарактери­зовано как аномальное, прежде всего потому, что от участия в от­ношениях были полностью отстранены кредиторы. Со свертывани­ем нэпа положения о несостоятельности, содержащиеся в ГК РСФСР и ГПК РСФСР, перестали применяться.

Советское право отказалось от регулирования отношений, свя­занных с несостоятельностью, поскольку существование этого ин­ститута несовместимо с господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционирова­ли убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государствен­ного финансирования и периодического списания долгов.

Современный этап развития института банкротства в России начинается с Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О ме­рах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государствен­ных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».

19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ № 3929-1 «О несостоя­тельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса

В дальнейшем приоритетной задачей стало создание ФСДН – Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Федеральная служба осуществляла возложенные на нее функ­ции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях. К основным задачам ФСФО относились:

- разработка и реализация мероприятий по финансовому оздо­ровлению и реструктуризации неплатежеспособных органи­заций;

- проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность;

- разработка и реализация мероприятий по обеспечению ана­лиза финансового состояния организаций и контроля за со­блюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба принимала участие в формировании и реализации феде­ральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций. При этом ФСФО организовывала привлечение необходимых для этого финансовых средств, в том числе зарубежных инвесторов, и участвовала в рассмотрении вопросов о государственной финансовой поддержке неплатежеспо­собных организаций.

Федеральная служба вела учет платежеспособных крупных, а также экономически или социально значимых организаций, фор­мировала перечни таких организаций, анализировала их финансо­вое состояние и представляла в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций.

ФСФО России приняла ряд распоряжений, в которых опреде­лила порядок проведения систематического анализа (мониторин­га) финансового состояния и учета платежеспособности крупных экономически и социально значимых организаций, к которым от­носятся организации:

• входящие в число ста крупнейших компаний России по ры­ночной стоимости (капитализации);

• имеющие фактическую численность работников, превыша­ющую 10 тыс. человек (для холдинговых компаний - с учетом численности работников дочерних обществ)-

• признаваемые в соответствии с Федеральным законом «О ес­тественных монополиях» субъектом естественной монополии;

• в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имеющие численность работников не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта или работников более 5 тыс. человек.

Оценка финансово-экономического состояния предприятия

проводилась в двух аспектах:

- с точки зрения функционирования предприятия как хозяй­ствующего субъекта;

- с позиции его ликвидации (возможного банкротства, воз­буждения процедуры банкротства).

Финансовый анализ позволял выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровле­нию предприятия.

Для обеспечения единого методологического подхода при прове­дении анализа финансового состояния предприятий и оценки струк­туры их балансов, а также в целях повышения эффективности прове­дения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспо­собных предприятий Федеральная служба разработала и утвердила:

• Методические указания по проведению анализа финансово­го состояния организации (от 23 января 2001 г. № 16);

• Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структу­ры баланса (от 12 августа 1994 г. № 31-р);

• Типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические рекомен­дации по разработке планов финансового оздоровления (от 5 декабря 1994 г. № 98-р).

ФСФО вела автоматизированный учет непла­тежеспособных предприятий. В банках данных территориальных отделений а также департамента регионального развития Федеральной службы в числе документов, относящихся к учитываемому неплатежеспособному предприятию, содержатся:

• учетная карта предприятия, если принято решение о призна­нии предприятия неплатежеспособным и имеющим неудов­летворительную структуру баланса;

• акт о признании предприятия неплатежеспособным и име­ющим неудовлетворительную структуру баланса;

• уведомление о признании предприятия неплатежеспособ­ным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;

• заключение по результатам анализа состояния платежеспо­собности и структуры баланса предприятия, на основании которого было принято решение;

• баланс предприятия, на основании которого было принято решение.

Федеральная служба России проводила работу по изучению и обобщению отечественной и зарубежной практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), участвовала в разработке международных договоров по проблемам несостоятель­ности (банкротства).

ФСФО информировала общество о своей деятельности, выпус­кая официальное издание «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству».

Важное место в институте банкротства занимает арбитражный суд как правоприменительный орган, реализующий законодатель­ство о банкротстве в рамках правового поля.

К задачам судопроизводства в арбитражном суде относятся сле­дующие:

• защита нарушенных или оспариваемых прав и законных инте­ресов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности;

• обеспечение доступности правосудия;

• справедливое публичное судебное разбирательство в установ­ленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

• укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности;

• формирование уважительного отношения к закону и суду;

• содействие установлению и развитию партнерских, деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Анализ статистических данных системы арбитражных судов Российской Федерации показывает, что большинство возбужден­ных судом дел о несостоятельности предприятий (более 70 %) за­канчивается признанием их банкротами и открытием конкурсного производства. Полное удовлетворение требований кредиторов в рамках конкурсного производства как одна из целей законодатель­ства о банкротстве не достигается. Зачастую имущества должника достаточно только для возмещения текущих расходов, удовлетворе­ния требований кредиторов первой и второй очередей. Механизмы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», на­правленные на оздоровление экономики несостоятельных пред­приятий, пока еще используются недостаточно.

В современной России в ходе рыночных преобразований возни­кает необходимость нормативно-правового и государственного ре­гулирования механизма банкротства предприятий.

В настоящее время к нормативно-правовой базе банкротства предприятий Российской Федерации относятся следующие доку­менты.

1. Гражданский кодекс РФ (введен в действие с 1 января 1995 г.).

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (принят Государ­ственной Думой 5 апреля 1995 г.).

3. Уголовный кодекс РФ от 9 июля 1999 г. № 158.

4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несо­стоятельности (банкротстве)».

5. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управ­ляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банк­ротства».

6. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

7. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоя­тельности (банкротстве) предприятий».

8. Методические положения по оценке финансового состоя­ния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р.

9. Методические рекомендации по выявлению неплатежеспо­собных предприятий, нуждающихся в первоочередной государствен­ной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспо­собных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управле­нием по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. № 70-р.

 

«Несо­стоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязан­ность по уплате обязательных платежей» (ст. 3).

В названном Законе установлены признаки банкротства: долж­ник считается несостоятельным (банкротом), если соответству­ющие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в сово­купности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику — гражда­нину не менее 10 тыс. руб.

В нем регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяются следующие процедуры банкротства (ст. 27):

• наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа фи­нансового состояния должника, составления реестра требова­ний кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

• финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задол­женности в соответствии с графиком погашения задолженно­сти;

• внешнее управление применяется к должнику с целью вос­становления его платежеспособности;

• конкурсное производство применяется к должнику, признан­ному банкротом, с целью соразмеренного удовлетворения требований кредиторов;

• мировое соглашение представляет собой процедуру банкрот­ства, которая может быть применена на любой стадии рас­смотрения дела о банкротстве в целях прекращения произ­водства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Процедуры банкротства начинаются с анализа финансового со­стояния предприятия с целью прогнозирования вероятности бан­кротства (блок 1 рис. 1.4). В результате анализа выявляются фор­мальные и неформальные признаки банкротства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о при­знании должника банкротом обладают должник, конкурсный кре­дитор, уполномоченные органы.

С целью предупреждения банкротства предприятия учредители (участники) должника, собственник имущества должника — уни­тарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заяв­ления о признании должника банкротом принимают меры, направ­ленные на восстановление платежеспособности предприятия. Эти меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В заявлении должника должны быть указаны:

. наименование арбитражного суда, в которым подается указанное заявление;

. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

. сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, оплате труда работников долж­ника и выплате им выходных пособий, сумма вознагражде­ния, причитающегося для выплаты вознаграждений по ав­торским договорам;

• размер задолженности по обязательным платежам;

• обоснование невозможности удовлетворить требования кре­диторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника;

• сведения о принятых к производству судами общей юрисдик­ции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, исполнительных документах, а так­же об иных документах, предъявленных для списания денеж­ных средств со счетов должника в безакцептном порядке;

• сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;

• номера счетов должника в банках и иных кредитных органи­зациях, адреса банков и иных кредитных организаций;

• наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает времен­ного управляющего;

• размер вознаграждения арбитражного управляющего. Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается конкурсными кредиторами, объединив­шими свои требования.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным плате­жам должно быть приложено решение налогового или таможенно­го органа о взыскании задолженности за счет имущества должни­ка, а также сведения о размере задолженности по обязательным платежам.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника арбитражный суд вводит процедуру наблюдения и утвер­ждает временного управляющего. Определение о введении наблюдения выносится судьей арбитражного суда едино­лично. В случае, если невозможно сразу определить кандидатуру временного управляющего, вопрос о его утверждении может быть рассмотрен в течение 15 дней с момента вынесения определения о введении процедуры наблюдения.

Временный управляющий при проведении процедуры наблюде­ния осуществляет анализ финансового состояния должника, ин­вентаризацию его имущества, формирует реестр требований креди­торов, готовит предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. К компетенции первого собрания кредиторов относится:

• принятие решения о введении процедуры финансового оздо­ровления или внешнего управления и об обращении в арбит­ражный суд с соответствующим ходатайством;

• принятие решения об обращении в арбитражный суд с хода­тайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

• образование комитета кредиторов;

• определение требований к кандидатуре административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управ­ляющего;

• определение саморегулируемой организации, которая долж­на представить в арбитражный суд кандидатуру арбитражно­го управляющего;

• выбор реестродержателя.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кре­диторов выносит определение о введении финансового оздоровле­ния или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и начинает осуществление ликвидационных процедур, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкрот­стве.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управле­ния, признания арбитражным судом должника банкротом и откры­тия конкурсного производства или утверждения мирового согла­шения наблюдение прекращается.

При введении процедуры финансового оздоровления по иници­ативе первого собрания кредиторов арбитражный суд утверждает срок проведения финансового оздоровления (не более двух лет), график погашения задолженности, административного управля­ющего.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, связанные:

- с приобретением, отчуждением или возможностью отчужде­ния прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимо­сти активов должника;

- с выдачей займов (кредитов).

Должник не может самостоятельно принимать решения о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить админи­стративному управляющему отчет о результатах проведения финан­сового оздоровления. К. отчету прилагаются:

• баланс должника на последнюю отчетную дату;

• отчет о прибылях и убытках должника;

• документы, подтверждающие погашение требований креди­торов.

В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, адми­нистративный управляющий созывает собрание кредиторов, кото­рое полномочно принять одно из решений об обращении с хода­тайством в арбитражный суд:

- о введении внешнего управления;

- признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок до 1 8 ме­сяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. С даты введения внешнего управления прекра­щаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Вводится мора­торий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, сроки испол­нения которых наступили до введения процедуры внешнего управ­ления.

Не позднее чем через месяц после своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следу­ющие меры по восстановлению платежеспособности должника:

• перепрофилирование производства;

• закрытие нерентабельных производств;

• взыскание дебиторской задолженности;

• продажа части имущества должника;

• уступка прав требования должника;

• исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участ­никами) должника либо третьими лицами;

• увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

• размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

• продажа предприятия должника;

• замещение активов должника;

• иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов свой отчет по результатам проведения внеш­него управления, при наличии оснований для досрочного прекраще­ния внешнего управления, в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

• о прекращении внешнего управления в связи с восстановле­нием платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

• продлении установленного срока внешнего управления;

• прекращении производства по делу в связи с удовлетворе­нием всех требований кредиторов в соответствии с реестром;

• прекращении внешнего управления и об обращении в арбит­ражный суд с ходатайством о признании должника банкро­том и об открытии конкурсного производства.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из его предложений в качестве своего решения и обратиться в арбитражный суд с соот­ветствующим ходатайством.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на год и может продле­ваться не более чем на шесть месяцев. Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурс­ного управляющего.

Конкурсный управляющий обязан:

• принимать в ведение имущество должника, проводить его инвентаризацию;

• привлекать независимого оценщика имущества должника;

• уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

• принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

• анализировать финансовое состояние должника; 42

• предъявлять требования к третьим лицам, имеющим задол­женность перед должником, о ее взыскании;

• заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

• вести реестр требований кредиторов;

• принимать меры, направленные на поиск, выявление и воз­врат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

• исполнять иные обязанности, установленные законом. Конкурсный управляющий вправе:

• распоряжаться имуществом должника;

• увольнять работников должника;

• заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;

• передавать на хранение документы должника;

• предъявлять иски о признании сделок недействительными;

• осуществлять иные права, предусмотренные законом.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с опла­той их услуг за счет имущества должника.

Конкурсный управляющий должен использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной чет должника), а в случае его отсутствия обязан открыть такой чет в ходе конкурсного производства. На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, с него же осуществляются выплаты кредиторам. Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов не чаще одного раза в месяц.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

• судебные расходы должника;

• расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитраж­ному управляющему, реестродержателю;

• текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необ­ходимые для осуществления деятельности должника;

• требования кредиторов;

• задолженность по заработной плате;

• иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

• в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализа­ции соответствующих повременных платежей, а также ком­пенсация морального вреда;

• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выход­ных пособий и оплате труда лиц, работающих или работав­ших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

• в третью очередь производятся расчеты с другими кредито­рами.

После завершения расчетов с кредиторами, а также при пре­кращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о ре­зультатах проведения конкурсного производства. К отчету при­лагаются:

• документы, подтверждающие продажу имущества;

• реестр требований кредиторов с указанием размера пога­шенных требований кредиторов;

• документы, подтверждающие погашение требований креди­торов.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о завершении конкурс­ного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного произ­водства служит основанием для внесения в единый государствен­ный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Лекция 2. Информационные источники учета и анализа несостоятельности (банкротства) предприятий.

Для пользователей с прямым финансовым интересом предметом анализа бухгалтерской отчетности являются финансовое положе­ние организации, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователям с косвенным финансовым интересом бухгалтер­ская отчетность позволяет контролировать поступление средств в федеральный и местные бюджеты, корректировать финансовую по­литику через систему налогообложения, оценивать возможность за­ключения договоров и перспективы функционирования организации. Пользователям без финансового интереса отчетная бухгалтер­ская информация необходима для проверки правомерности и за­конности совершаемых операций или с целью получения статистических сведений.

Достоинство бухгалтерской финансовой отчетности состоит в том, что в ней содержится большинство финансовых показателей, характеризующих количественную сторону финансовых процессов хозяйствующего субъекта. Это предопределяет значительные ана­литические возможности бухгалтерской отчетности, которые мож­но эффективно использовать в управлении капиталом организа­ции, ее активами и обязательствами, доходами и расходами, фи­нансовыми результатами.

Несмотря на то, что бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой единую систему взаимосвязанных финансовых показателей, ее анализ может быть проведен в соответствии с раз­личными целями. Это дает возможность детализировать и конкретизировать основные направления финансового анализа бухгалтерской отчетности.

Наиболее информативной формой бухгалтерской отчетности для анализа и оценки финансового состояния организации счита­ется бухгалтерский баланс (форма № 1). Баланс отражает состояние имущества собственного капитала и обязательств организации на определенную дату. Кроме того, он позволяет оценить эффектив­ность размещения капитала организации, его достаточность для те­кущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их при­влечения.

 

 

Таблица 1. Цели анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности Цель анализа
Форма № 1 «Бухгал­терский баланс» Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»   Форма № 5 «Приложе­ние к бухгалтерскому балансу» Оценка активов организации, ее обязательств и собственного капитала Оценка объемов реализации, величины затрат, балан­совой и чистой прибыли организации Оценка динамики собственного капитала и прочих фондов и резервов Оценка притока и оттока денежных средств в разрезе текущей инвестиционной и финансовой деятельности Оценка динамики заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества и других активов и обязательств

 

На основе изучения баланса внешние пользователи могут:

• принять решение о целесообразности и условиях ведения дел

с данной организацией как с партнером;

• оценить кредитоспособность организации как заемщика;

• оценить возможные риски своих вложений и целесообразность приобретения акций данной организации и ее активов;

• принять другие решения.

Форма № 2 Отчет о прибылях и убытках - важнейший источник информации для ана­лиза показателей рентабельности активов организации, рентабель­ности реализованной продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, и других показателей. К основным задачам анализа финансовых результатов деятельности организации относятся:

• оценка динамики показателей прибыли, обоснованность об­разования и распределения их фактической величины;

• выявление и измерение влияния различных факторов на прибыль;

• оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) показывает структу­ру собственного капитала организации, представленную в динами­ке. По каждому элементу собственного капитала в ней отраже­ны данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года. На основе показателей, представленных в форме 3, проводится анализ состава и движения собственного капитала. Результаты ана­лиза позволяют увидеть, идет ли в организации процесс наращива­ния собственного капитала или наоборот.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) отражает остатки денежных средств и денежные потоки за период.

Данные формы № 5 вместе с балансом и показателями формы № 2 используются для оценки финансового состояния организации.

В общие цели анализа бухгалтерской финансовой отчетности организации входят:

• объективная oценка финансового состояния организации, ее платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности;

• выявление путей увеличения собственного капитала, чис­тых активов, доходности акций и улучшения использования заемных средств;

• разработка прогнозов роста (снижения) финансовых резуль­татов и аргументированных предсказаний о степени реаль­ности банкротства (финансовой несостоятельности) органи­зации;

Соответствие информации, содержащейся в финансовой отчетно­сти, основным качественным характеристикам и бухгалтерским стан­дартам обеспечивает ее достоверное и объективное представление. Финансовая информация, отвечающая перечисленным требованиям, становится пригодной для выработки и принятия грамотных управ­ленческих решений.

Искажение финансовой информации в боль­шинстве случаев связано не с сознательным затушевыванием ре­альной картины финансового положения организации, а с недопо­ниманием или незнанием деталей действующего законодательства, теории и практики ведения бухгалтерского учета, с ошибками в организации системы бухгалтерского учета на предприятии (например, с несоблюдением соответствующих процедур при со­вершении хозяйственных операций — санкционирования, доку­ментального подтверждения, обеспечения сохранности документа­ции и др.). Надежность бухгалтерской информации во многом га­рантируется уровнем квалификации бухгалтерского персонала, качеством организации учетной работы на предприятии и наличи­ем системы внутрихозяйственного контроля и аудита.

Типичные ошибки и приемы искажения информации:_Вуалирование и Фальсификация

Вуалирование – это объединение разнородных сумм в одной, дробление суммы, размеры которой стремятся сократить на части и присоединение отдельных частей, компенсирование (погашение) статей актива и пассива путем неправильного зачета требований и обязательств.

Фальсификация – это не включение в баланс тех или иных статеи, включение в баланс сумм, подлежащих списанию, произвольная оценка статей баланса

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодательная деятельность | Лекция 3. Методы прогнозирования угрозы банкротства организаций. В настоящее время отечественные и зарубежные специалисты предлагают различные методы анализа финансовой отчетности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.