Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы массового поведения и формы организованного протеста


Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и орга­низованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись орга­низаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относятся:

Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.

Примерами массовой истерии являются средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процес­сы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60—70 годы, массовая нетерпимость к представи­телям иной национальности.

Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются но нефор­мальным каналам.

Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждают­ся и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефи­цита, недостатка информации или в тех случаях, когда ауди­тория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно вос­принимают слух либо активно его распространяют, состав­ляет аудиторию воздействия слуха.

Аудитория воздействия слуха — не просто сумма пассив­ных восприемников информации. Многие являются ее учас­тниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полно­стью искажают смысл. Согласно гипотезе американского со­циального психолога Т.Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль "посыльного" и только распространяют слух. Вторые играют роль "интерпретатора", добавляя к новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо "скептиков", сомневающихся в достоверности слуха, либо "сторонников", горячо отстаивающих его. Кое-кто бе­рет на себя роль "принимающего решение", готового дей­ствовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни.

Новости о злоумышленниках, крадущих детей или наси­лующих женщин в лифтах, новости о предстоящем повыше­нии цен -- это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основаны на любопытстве.

Паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоордини­рованные реакции. Участники паники действуют незави­симо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях: корабле­крушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самооблада­ние. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий.



Массовая истерия в некоторых случаях выливается в па­нику, а в некоторых — в погромы.

Погром — коллективный акт насилия, предпринятый не­контролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

Погром часто принимает вид шовинистического выступ­ления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна "вин­ных" погромов.

Погром — спонтанный "кратковременный" всплеск на­силия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. После выступления одной из рок-групп в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в метро и электрич­ках. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраи­вают погромы после очередных матчей.

Самым известным примером погрома являются так назы­ваемые суды Линча — самосуды, устраиваемые толпой белых над провинившимися нефами.

Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд сти­хийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Причиной их возникновения служит массовое недоволь­ство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян).

Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сна­чала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват ад­министративных зданий).

Бунт означает неподчинение официальным властям. Сту­денческие бунты, во времл которых молодые люди баррика­дировали аудитории и не подчинялись администрации, слу­чались в России накануне Октябрьской революции, в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и в Амери­ке (против в войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораб­лях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.

 

5. Сущность социального конфликта: основные теоретические подходы и концепции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимодействие как обмен | Основные положения. Прежде чем перейти к непосредственному изложению проблемы, дадим определение понятия «конфликт»

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.