Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как объект социального познания





 

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально оз­начал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, проис­ходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, ко­торые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как со­творенная человеком «вторая природа» надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культу­ра включает в себя результаты материального и духовного производ­ства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова по­нимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в сов­местной жизни для поддержания определенных структур деятель­ности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, об­разцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное программирова­ние человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное дина­мичное образование, имеющее социальную природу и выражаю­щееся в социальных отношениях, направленных на создание, усво­ение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в раз­личных социальных ситуациях. Объектом социологического иссле­дования являются конкретное распределение существующих в дан­ном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объ­ектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и меха­низмы. В этом контексте социология изучает широко распростра­ненные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общест­ва в целом с природным и социальным окружением, динамику раз­вития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собст­венную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает инди­вида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает мно­жество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выра­жаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил бо­лее 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украше­ния и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетво­ряют наиболее важные биологические, психологические и соци­альные потребности.



Здесь перечислены только некоторые важные проблемы соци­ологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются од­ними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирую­щей деятельность людей. Рассмотрим же более подробно эти основ­ные элементы культуры.

Первоосновой любой культуры является тот понятийно-логи­ческий аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа, т.е. осмысленный опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человечес­кого опыта. Говорить об общении с использованием языка можно только в том случае, если каждому звуку или знаку придается специ­альное, только ему свойственное значение. Это соотношение знака и значения вырабатывается в культуре того или иного народа в тече­ние длительного периода времени. В процессе взаимодействия и об­щения люди приходят к согласию относительно того, что определен­ный набор звуков или знаков должен соответствовать тому или иному понятию и только после этого этот набор входит в состав языка. Особого рода знаки, в которых в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого, называются символами.

Коротко язык можно определить как систему знаков и симво­лов, наделенных определенным значением. Знаки и символы вы­ступают в процессе общения в качестве представителей (заместите­лей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Индивиды усваивают зна­чения знаков и символов в процессе социализации, т.е. воспитания и образования.

Таким образом, первым базисным элементом культуры явля­ется смысловой знаково-символический элемент. С этих позиций культура предстает как совокупность накопленных обществом со­общений и текстов, при помощи которых осуществляются коммуни­кации и ретрансляция человеческого опыта: знаний, смыслов и цен­ностей. При этом под сообщениями и текстами понимается любая знаковая система культуры, способная быть носителем смысловой информации, организованная в определенном языковом простран­стве, закодированная в общие для носителей языка коды. Основная их функция в обществе быть носителями смысла и задавать смысло­вую детерминацию активности социальных субъектов.

Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуют­ся в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. Убеждения и верования — это субъективно-личност­ное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Они представляют собой такое духовное состояние индивида, для которо­го характерна изначальная слитность интеллектуального, рацио­нального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов

В основе убеждений и верований лежит знание. Убеждения и верования — это чувственные переживания знания как личностно-значимого, достоверного, которым следует руководствоваться в сво­ем поведении. Верования формируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность эмпирическим путем утвердиться в истинности той или иной информации. В отличие от верований пред­метом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Однако связь убежде­ний и верований со знанием несомненна. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей. Бедность, скудость культуры в немалой степени определяются узос­тью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры. И хотя можно с определенностью утверж­дать, что не всякое знание превращается в убеждения и верования, но всякое знание входит в культуру, т.к. только на основе знаний фор­мируются убеждения и верования. Ведь известно, что даже неприем­лемое для нас все же предварительно осмысливается, включается в систему и Убеждения и верования как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах непосредственным мотивом действий и поступков, социальных установок, ценностных ориентации. Все эти социальные формы образуют ценностно-норма­тивный механизм социальной регуляции. Ценностно-нормативный механизм представляет собой второй интегральный элемент куль­туры, который, в свою очередь, разделяется на ряд подэлементов: ценности, социальные нормы, образцы поведения.

Ценностно-нормативный механизм представляет собой иерархизированную систему, на вершине которой находится ориента­ция на ценности. Многие социологи считают, что именно ценности со­ставляют определяющий элемент культуры, ее ядро. Культура это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей. С позиций этого подхода, культура общества и есть меха­низм сохранения, воспроизводства и развития общих, одобряемых, признаваемых в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Разберемся же повнимательней, что представляют собой ценности.

Ценность — это понятие, с помощью которого характеризует­ся социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. В качестве ценности может выступить любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовле­творять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами ок­ружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, что по­лезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Несомненно, что для появления ценностного отношения первич­ную роль играет возникновение той или иной неудовлетворенной потребности. При этом следует отметить, что ценностное отноше­ние не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение той или иной потребности, тем большей ценностью обладает предмет (или способ) ее удовле­творения.

Здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло и т.д.Ценностное отношение реализуется в акте оценки. Ценност­ная оценка — это сопоставления наличного и значимого, полезного и вредного и т.д. Для того, чтобы определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно и т.д., т.е. для выявления ценности необходимо применять определенные критерии, мерки, по которым будет прове­дена оценка объекта, явления. Вот эти критерии оценки действий, предметов, отношений, идей и т.д. представляют собой одну из важнейших характеристик культуры того или иного индивида, группы, общества.

Что же собой представляют эти критерии и откуда они черпа­ются? Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это об­щество выработало в течение своего социально-исторического раз­вития. Это определенные представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности и т.д.; утверждающие ценность меж­личностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность; общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, ува­жение к личности и т.д.

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отноше­ний, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная ус­тановка является своеобразной предваряющей программой дея­тельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерми­нированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, яв­лению, событию и т. д. Ценностные установки вырабатываются об­ществом в процессе общественно-исторической деятельности и пе­редаются индивидами и последующими поколениями в процессе со­циализации: обучения, воспитания и т. д.

Ценностные установки ориентируют человека в социальной дей­ствительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осозна­ние индивидами содержания ценностных установок образует мотив де­ятельности. Мотив — это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве це­ли. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формиру­ется на основе интересов социального субъекта. Она выражает осозна­ние, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к сво­им потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во вре­мени, постольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения време­ни правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как бли­жайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т. д. Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизы­вает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда — и всей жизни.

Для выделения из многообразия целей конечных употребля­ется понятие «идеал». Идеал принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достижению которой подчи­няют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассма­тривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой — как главную оценочную категорию, определя­ющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.

Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. В определенном смысле со­циальную норму следует рассматривать как следствие устойчивой, по­вторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, долж­ное с жизнью, с практикой. Социальные нормы—это исторически обус­ловленные общественным бытием требования к деятельности и отно­шениям индивидов, социальных групп, классов и общественных инсти­тутов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются общими правилами поведения в обществе, т.е. определяют, каким может быть или должно быть поведение субъектов с точки зре­ния интересов общества. Иначе говоря, определяя границы возможно­го и должного поведения, социальные нормы служат ориентирами в выборе социально-одобренного поведения и одновременно являются средствами контроля за этим поведением. Одна из важных особеннос­тей воздействия социальных норм на деятельность и общественные от­ношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечивает­ся различными формами принуждения, начиная от общественного (нормы морали) и кончая государственными (нормы права).

Социальные нормы связаны как с выражением интересов все­го общества в целом, так и с интересами отдельных классов, социаль­ных групп, организаций. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, называются общечеловеческими нор­мами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гума­низма, уважения к правам человека и т.д. Примером таких норм яв­ляются нормы, установленные в вероучительных документах: Биб­лии, Коране и др., «десять заповедей Моисея» (Декалог), Нагорная проповедь Иисуса Христа и т.д.

Социальные нормы, выражающие частные интересы классов, социальных групп, организаций, закрепляются в законах, уставах, положениях и иных нормативных документах, обеспечивающихся государственными и иными социальными учреждениями.

Социальные нормы выполняют в обществе ряд важных функ­ций. Они:

1) служат образцами, эталонами поведения;

2) интегриру­ют индивидов в группы, а группы в сообщества;

3) регулируют общий ход социализации;

4) контролируют поведение.

Социальные нормы различаются по характеру формирования и способам воздействия на индивидов и общество. Все они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и вместе образуют норма­тивную систему культуры, базовыми элементами которой выступа­ют обычаи, традиции, моральные и правовые нормы.

Исторически первыми социальными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев — это правила поведения, которые в ре­зультате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведе­ние. В своей основе обычай представляет одобренный обществом массовый образец поведения людей, который рекомендуется вы­полнять. «Поступай так, как поступают другие» — основное прави­ло обычая. Строго говоря, поведенческий образец как таковой не являет­ся правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет воз­можность выбора одного или нескольких вариантов образцов в соот­ветствии со своими интересами, целями. Поведенческий образец ста­новится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка в этом контексте — это твердо усвоенные образцы поведения, возни­кающие в результате многократного повторения и выполняющиеся автоматически. Таким образом обычай — это привычная норма по­ведения, воспроизводство поведения в его устоявшейся форме. Су­ществование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в опреде­ленном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом его существования. Человек в своей повседневной жизни постоянно руководствуется привычкой. В отличие от повсед­невных привычек обычаи — это массовые образцы поведения, каса­ющиеся социально-значимых явлений. Например, обычай госте­приимства.

С обычаем тесно связаны и традиции. Традиции — это истори­чески сложившиеся элементы социального и культурного насле­дия, передающиеся из поколения в поколения, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. Без со­мнения, в основе традиций лежат обычаи. Обычай это традиционно установленный образец поведения, закрепленный коллективными привычками. Однако следует отличать традиции от обычаев. Обы­чай указывает на одобренный и общепринятый способ поведения Этим понятием выражается горизонтальный, одномоментный срез культуры. Традиция по сравнению с обычаем представляет собой более широкое образование. В качестве традиций передаются опре­деленные идеи, ценности, социальные установления. Однако главное отличие традиции от обычаев состоит в том, что через понятие «традиция» отражается вертикальный срез культуры — вертикальная 1 ось времени, то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем.

Таким образом под традицией следует прежде всего понимать механизм воспроизводства, процесс передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных норм и форм (языка, обычаев, ценно­стей и т.д.). Традиции — это как бы лифт, переносящий из прошлого в через настоящее в будущее интеллектуальные и духовные достижения культуры. Наряду с обычаями традиции обеспечивают преемственность в общественном развитии, бережное отношение к социальному опыту, культурному наследию. Обычаи и традиции проявляются прежде всего в обрядах и ритуалах. Обряды и ритуалы — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающие определенные чувства. Сила обряда в его эмоционально-пси­хологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей, идей, но сопе­реживание их участниками обрядовых действий. Обряды и ритуал» совершались и совершаются во многих особо значимых для индивида и общества событиях личной и общественной жизни.

Обычаи лежат в основе формирования норм морали и права. Обы­чаи, приобретшие моральное значение называются нравами. В Древнем Риме понятием нрава (mores) обозначали самые уважаемые и освященные обычаи. Нравы или нормы морали — это правила поведения, которые установились в обществе в соответствии с нравственными пред­ставлениями. Нравственные представления это представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве т.д. Нормы морали — это неписанные заповеди и требования, которые функционируют в общественном взаимодействии в виде принципов, понятий, идей, оценок. Хотя нередко с целью пропаганды и активного внедрения их записывают в относительно систематизированном виде в, различные «кодексы»—Декалог—десять заповедей Моисея в Ветхом Завете Библии, Нагорная проповедь Иисуса Христа в Новом Завете Библии, «Кодекс строителя коммунизма» в Программе КПСС 1962года и т.д. Нормы морали не являются продуктом какой-то специализированной институциальной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе социального взаимодействия людей на основе их нравственных представлений. Эти нормы воздействуют на поведение путем формирования внутренних регуляторов личности, ценность мотивов, установок желательного поведения. Поэтому осуществление требований морали не нуждается в государственном принуждении. Их реализация обеспечивается внутренними нравственными убеждениями (совестью) или средствами общественного мнения через одо­брение или осуждение поступков.

Обычаи являются также одним из первоисточников норм права. В период становления первых цивилизаций, образования древ­них государств некоторым обычаям стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, определенным образом систематизированные своды обычаев возводились в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи, «Русская правда» и др.).

В отличие от норм морали, правовые нормы являются институциальными, т.е. непосредственно связаны со структурными орга­низациями общества и опираются на его важнейшие социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и санкционируют­ся государством. Как институализированные регуляторы поведе­ния людей они закрепляются в строго определенных документаль­ных формах (нормативных актах, судебных решениях, норматив­ных договорах и т.д.). Регулятивное воздействие норм права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возмож­ных и должных действий, т.е. конкретных вариантов. Обеспечение правовых норм нередко требует применения мер государственного принуждения. При этом государственное принуждение может акту­ализироваться как действительное, т.е. непосредственное примене­ние мер властного характера, так и потенциальное, т.е. угроза такого применения.

Смысловой, знаково-символический, ценностный и норматив­ный элементы в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом, подтверждают и подкрепляют друг друга. Культура такого или ино­го общества представляет собой целостное образование. Внутренняя целостность культуры проявляется в виде устойчивой логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки явлений, предпочтений, убеждений, веро­ваний, ценностей, норм поведения — ментальности.

На основе всего вышеизложенного, культуру следует охарак­теризовать как целостную систему логически сопряженных, устой­чивых идей, убеждений, ценностей, норм, объективируемых в знаково-символических формах, передаваемых из поколения в поколе­ние и служащих решающим фактором социального взаимодействия, интеграции индивидов и общества и регуляций их деятельности и поведения.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.