Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и взаимодействие культур (субкультура, контркультура, тноцентризм и культурный релятивизм)





 

Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных региональных, национально-государственных образованиях, социальных слоях, группах и т.д.

Можно сказать, что все эти элементы относятся к культуре как тако­вой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функциониру­ет в общественных взаимосвязях на различных уровнях и в опреде­ленных конкретных формах.

В социологии выработаны различные критерии типологизации культур под углом зрения их размещения в пространстве и дей­ствия в них различных социальных субъектов. С точки зрения гори­зонтальной типологизации культуры, позволяющей фиксировать как особенности культур, так и их место в более широких культур­ных пространствах, принято выделять следующие типы культур:

• цивилизационные — относящиеся к метаобществам, поро­дившим в определенные периоды своеобразные культурные русла или парадигмы развития многих этнических и национальных куль­тур. Например, цивилизация Двуречья;

• региональные — относящиеся к метасоциумам, разным об­ществам, объединенным природой и территориальной близостью условий проживания;

• этнические — относящиеся к государственно территори­альным общностям, в которых сформировалась культура того или иного народа в доиндустриальную эпоху;

• национальные — относящиеся к полиэтническим , государ­ственно-территориальным общностям, сформировавшим культуру той или иной нации на индустриальном и более позднем этапах раз­вития;

• локальные — относящиеся к сообществам, связанным усло­виями проживания и взаимодействия на той или иной конкретной территории.

Вертикальная типологизация позволяет рассмотреть культу-, ры с точки зрения их иерархического взаимодействия. Для отраже­ния этого взаимодействия в социологии используются понятия до-: минирующая культура, субкультура и контркультура. Рассмотрим конкретно, в чем же состоит смысл .этих понятий. Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, симво­лов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принима­ются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность при­нято называть доминирующей культурой или всеобщей культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения. В то же время каждое общество структурирова­но на множество слоев, социальных групп, которые вырабатывают свои собственные символы, ценности и образцы поведения, которые/, не разделяются всеми людьми данного общества. Культурные симво­лы, ценности и образцы поведения, тесно связанные с общей домини­рующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называют­ся субкультурой. Таким образом субкультура — это совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. В современном об­ществе субкультурные различия определяются национальностью, религией, родом занятий, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. В соответствии с этим можно выделить националь­ную, конфессиональную, профессиональную, молодежную субкуль­туры, субкультуру правящей элиты и субкультуру социальных ни­зов и т.д.



Термин «национальная культура» применяется для определе­ния символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения ко­торые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стра­не, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и эт­ническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько раз­личных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры нацио­нальных меньшинств. Примером такого соотношения культур явля­ется Российская Федерация. Другой важнейшей формой является конфессиональная суб­культура. Конфессиональная культура складывается на основе общ­ности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви.

На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно гово­рить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в це­лом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, про­тестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержа­нием работы и ролью, которую в обществе играют ее представите­ли. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

Молодежная культура складывается на основе специфичес­ких социальных и психологических черт, наличие которых опреде­ляется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим положением. Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять и т.д.

В общем можно сказать, что каждый социальный институт, каждый социальный слой стремится создать и внедрить свои симво­лы, ценности и поведенческие образцы, которые отличаются от по­добных символов, ценностей и образцов поведения других институ­тов и социальных слоев. В результате образуется множество суб­культур. Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику по-разному взаимодействующих куль­тур. Жизнь каждого человека протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Для стабильного существования обще­ства важно, как взаимодействуют друг с другом эти субкультуры: сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или имеют место культурные конфликты. Культурные конфликты в том или ином об­ществе могут иметь под собой различную основу. Они могут быть спровоцированы борьбой за выживание той или иной социальной группой. Так очень часто национальные меньшинства прилагают осо­бые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои цен­ности и выжить в среде, где преобладает культура большинства на­селения, которая воздействует на все остальные культуры и даже подавляет их. Но нередко культурные конфликты возникают тогда, когда в обществе формируется особая культурная общность, бросаю­щая вызов доминирующей культуре. На базе этой общности форми­руется контркультура. Конткультура — совокупность символов, ценностей и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре. В качестве контркультуры может рассматриваться суб­культура какой-нибудь бандитской шайки, которая имеет совер­шенно определенные символы, ценности, образцы и нормы поведе­ния своих членов, которые не просто отличаются от всеобщих, при­нятых в данном обществе символов, ценностей, образцов и норм поведения, но вступают в конфликт с ними.

Широкую известность на Западе приобрела в 60-70-годах контркультура «мятежных» социальных групп студенчества хиппи. Контркультура хиппи носила преимущественно полемическую за­остренность против культуры массового, потребительского общест­ва и выражалась в критике мещанского материального благополу­чия, накопительства, жизненного успеха, нравственной строгости (ригоризма), социального конформизма. Хиппи проповедовали та­кой тип культуры, в котором труд представлялся нежелательным, а половая воздержанность ненужной и ограничивающей свободу, стремление к приобретению материальных благ — недостойным. Таким образом формировались и проводились в жизнь символы, цен­ности и образцы поведения полностью противоположные основным символам, ценностям и образцам поведения, принятым в современных западных обществах.

Итак, мы выделили ряд основных типов культур. Все эти куль туры имеют не только классификационный оттенок, но и характере реального существования, сложного горизонтального и иерархического взаимодействия. Это взаимодействие может привести к взаимопроникновению, сосуществованию или разнообразным формам конфликтов. Важной проблемой взаимодействия культур являете оценка людьми другой культуры. Наиболее распространенным подходом является стремление людей одной культуры оценивать другие культуры через призму собственной. Такая позиция называет этноцентризмом. В строгом значении этого слова этноцентризм это свойство этнического сознания воспринимать и оценивать жизнь других народов, их ценности, нормы и традиции через призму установок традиций и ценностей собственной этнической общности, в ступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимальной модели. Этноцентризм ставит культуру своего народа, нации в центр культурного развития, делает ее эталоном, оптимальной моделью на основе которой соизмеряются культуры других народов и наций. Проявлением этноцентризма в позитивном смысле являются такие оценки, как «избранный народ», «высшая раса» и т.д., а в негативном — «отсталые народы», «варвары», «примитивная культура» и т.д. Ярким выражением крайностей этноцентризма является национа­лизм и нетерпимое отношение к другим культурам. Проявлением эт­ноцентризма следует считать и миссионерскую деятельность, начи­ная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам и кончая современными устремлениями навязать «амери­канский образ жизни» всему миру.

Вместе с тем этноцентризм является необходимым условием национального самосознания. На его основе формируется патрио­тизм. Социологи отмечают, что этноцентризм сплачивает социаль­ную общность, оправдывает мужество, жертвенность, героизм во имя своего народа. Этнические общности с ярко выраженными про­явлениями этноцентризма, как правило, более жизнеспособны. Про­являя уважение к национальному самосознанию, чувству патрио­тизма, необходимо бороться с тем, чтобы он не превратился в нацио­нализм и был направлен на обособление народов, разжигание неприязни к другим народам, с этой целью воспитывать уважение к другим культурам, подчеркивать их самоценность.

Другой крайностью в оценке людьми другой культуры являет­ся культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную само­бытность любой культуры. В соответствии с этой установкой любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. С позиций крайнего культурного релятивизма плодотворный контакт между представителями различных культур невозможен, поскольку чле­ны одной этнической общности не могут понять мотивов и ценностей других общностей: они говорят на разных «языках», у них различ­ные системы ценностей и символов. Одним и тем же явлениям они могут придавать разное значение. Особую трудность с позиций этого подхода, представляет социальное взаимодействие представителей народов, чьи культуры формировались на различных религиозных основах, иначе говоря контакты народов буддийской культуры с народами христианской или мусульманской культуры и т.д.

Вывод о том, что ни один обычай, ни одна ценностная установка не могут быть полностью понятыми, если их рассматривать в отрыве от целого, культурной системы того или иного народа, бесспорно, верен. Для того, чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития, каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями ими той культуры, частью которой он является. Следовательно, ценностное значение того элемента может рассматриваться только в кон­фете определенной культуры. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая социокультурный процесс как общеловеческий процесс развития мировой цивилизации в целом.

Следует отметить негативное значение крайностей этноцентризма и культурного релятивизма для процесса взаимодействия И развития культур. Если, как рассуждает этноцентризм, наша культура лучшая, то зачем нам что-то совершенствовать, развивать, изменять, а тем более заимствовать из других культур. Высоким этноцентризм в свое время был присущ политике японских и китайских императоров, пытавшихся отгородиться от всего мира, построить «китайскую стену». Разновидностью этого феномена являлась политика «железного занавеса » бывших руководителей СССР. Следствием культурного релятивизма также является культурный изоляционизм.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.