Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды социологических исследований





Объект и предмет исследования.

Объект социологического исследования — область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Выбор объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией исследования. Объектом исследования могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены исходя из проблемы данного исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе, а предполагает своего носителя — определенную социальную общность. Объект исследования характеризуется количественно, структурно и с точки зрения его пространственно-временной определенности. В нашем примере это может быть коллектив предприятия, который организационно подразделяется на коллективы цехов, смен, бригад. Подразделения предприятия пространственно обособлены, имеют определенные пространственно-географические границы и т.д.

Операционализация исследования — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:

1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.

2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.

3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Методическая часть программы исследования включает в себя и организационный план его проведения. В этот план закладываются основные мероприятия и сетевой график работ. Наличие такого плана позволяет более или менее точно определить затраты времени, сил, средств и объем работы, распределить ее по исполнителям в определенной последовательности, скоординировать взаимодействие исследовательского коллектива с целью наиболее эффективного использования его возможностей.

Организационный план исследования состоит, как правило, из следующих блоков:

- сетевого плана-графика,

- подготовки поля исследования,

- подготовки группы исследователей,

- проведения самого исследования,

- организации обработки и анализа социологической информации,

- подготовки итогового отчета.

 

В зависимости от масштабности и сложности поставленных задач можно выделить три основных типа исследований:

- пилотажное (разведывательное) исследование - это наиболее простой вид конкретного социологического исследования, решает ограниченные по содержанию задачи, охватывающие небольшие исследования и обследующие совокупности от 20 до 100 человек. Этот метод отличает упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий. Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос. Такие исследования проводятся в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или ставится впервые. Оно позволяет получить оперативную социологическую информацию;



- описательное исследование дает более глубокий социологический анализ.

Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что допускает сравнение и сопоставление. В описательном исследовании может быть применен один или же несколько методов сбора эмпирических данных, сочетание методов повышает достоверность информации и дает возможность обосновать рекомендации. Ввиду сложности программы и масштабности исследований здесь используется машинная обработка результатов;

- аналитическое исследование - это самый сложный вид социологических исследований. В дополнение к описательным исследованиям оно ставит целью выявление причин и источников, а также тенденции развития того или иного социологического объекта. Аналитическое исследование носит комплексный характер как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Его подготовка требует значительного времени и разработанной программы и инструментария. В таком исследовании может использоваться инструментарий, при котором социолог создает определенную ситуацию, позволяющую выявить интересующие его связи и факторы.

В зависимости от потребности в получении информации о ста­тике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые (точечные) или повторные. Разовое (точечное) исследование дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент.

Повторное исследование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различаю­щихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснован­ность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию.

Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Различают которые тренды и исторические тренды.

Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследований выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.

Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.

Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать индивидуальные судьбы людей, их изменения в различных временных отрезках под влиянием социальных обстоятельств. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

Панельные исследования — это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости и общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются производными. В данном виде исследований главным является, чтобы одни и те же лица исследовались по одинаковой методике.

В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий). Если же моменты повторного обследования выбираются в зависимости от внутренних факторов развития изучаемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельном исследовании объектом обследования могут быть представители любых возрастных групп, то в лонгитюдных исследованиях исследуется и изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа.

Корректность лонгитюдного исследования обусловливается единством программы и инструментария исследования, сохранением выборки в течении всего времени исследования и соответствия этой выборки генеральной совокупности.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.