КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Счастье как нравственная ценность
Первым в системе высших нравственных ценностей для человека является понятия счастья. По утверждению Л.Фейербаха, «стремление к счастью прирожденно человеку». Это высокоиндивидуализированное переживание человека, особое состояние его сознания. Наиболее общее определение счастье – переживание полноты своего бытия, наиболее полное внутреннее удовлетворение условиями своей жизни, осуществление своего человеческого назначения. Такое переживание возможно только при сочетании двух составляющих: 1. Мера добродетельности человека, которая обеспечивает полноту в главной степени социального бытия. Главное условие состоит в адекватности субъективно-индивидуальной, внутренней и объективно-социальной, внешней меры добрых дел человека. Такое соответствие устанавливается только при достижении всех необходимых человеку ценностей, как материальных, так и, в первую очередь, моральных. Моральное и материальное нельзя полностью отделять друг от друга. Внутренняя мера добродетельности определяется не только результатом движения к добру, но и всем ходом добродеяния. Только сам человек может полностью оценить свои поступки, увидеть свои недостатки и понять принесенные жертвы. Самооценка сформировавшейся личности необходима для постижения счастья. Часто доводится слышать, что счастливы дети, еще не знающие самих себя. Но не странно ли, что «о детском счастье так много говорят взрослые. Может, надо бы спросить у самих детей?» (Р. Брэдбери). В свою очередь общество тоже должно оценить меру добродетельности человека. Эта оценка определяет меру воздаяния человеку за те жертвы, которые были связаны с добродеянием. Принцип оценки уровня жертвенности, а не только уровня общественного блага, был привнесен в мораль ранним христианством и требует оценивать в первую очередь уровень индивидуальных затрат. Только так можно реализовать принцип справедливости, оценивая огромную для большинства людей материальную помощь миллионера и скромное пожертвование малоимущего. Если богатый человек затратил душевные силы, для того, чтобы найти средства и правильно их использовать, если он сделал все, что мог сделать, то его добродетели следует дать высокую оценку. И если малоимущий отдал лишнее, мешающее ему, то его добродетель очень невысока. В установлении меры добродетели внешней и меры добродетели внутренней господствует не принцип необходимого и должного, а принцип возможного и должного. « Счастье лежит между необходимым и возможным » – сказал средневековый поэт Омар Хайям. 2. Жизненное благополучие, т.е. сочетание многих факторов, определяющих в первую очередь биологический аспект, успешность человека как представителя биологического вида. Здоровье, везение, удача и еще многое другое выступают как мера жизненного благополучия. Здесь также присутствует материальная составляющая, но не следует путать материальное обеспечение жизненного благополучия с материальным выражением меры добродетельности. В первом случае речь идет о тех материальных благах, которые человек потребляет сам и может распоряжаться ими неограниченно любым желательным способом. Во втором случае речь идет о материальных ценностях, доверяемых обществом. Они явно превышают собственные потребности человека, зато для других людей они необходимы. Именно поэтому даже в демократическом американском обществе устанавливается граница в виде доли завладения рынком какого-либо товара, за которой общество уже не может доверять свое благополучие ограниченному кругу лиц. Если человек не делает различия между этими понятиями, то счастье становиться для него недостижимо. Понятие счастья имеет нормативно-ценностный характер и теснейшим образом связано с другим понятием – смысл жизни. Часто случается, что эти два понятия совмещаются. Ведь, если человек обретает счастье, то ему должен быть очевиден смысл жизни. Концепция, отождествляющая счастье и смысл жизни, получила названия эвдемонизма. Сторонниками ее были такие мыслители, как Бенедикт Спиноза, Л. Фейербах. Однако понять и обрести смысл жизни вовсе не означает обрести счастье. Эти понятия нельзя заменять друг другом. 13 Понятие семья» и «брак». Брак – исторически сложившаяся одобренная и регулируемая обществом форма отношений между людьми, устанавливающие права и обязанности по отношению к друг другу и детям. Брак может быть моногамным (брачная пара) и полигамным (несколько жен (полигамия) несколько мужей (полиандрия)). По правовому обеспечению брак может заключаться как официальный (зарегистрированный госучреждениями и находящийся под полной защитой государства), гражданский (незарегистрированный, по факту совместного жительства и ведения хозяйства), церковный (освященный религиозной организацией). Семья – минимальная ячейка общества, основанная на браке или кров-ном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Формы семьи: – Кровнородственная семья. Доказательства существования данной формы семьи. Например, на Сандвичевых островах брак между братьями и сестрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи. Общественное состояние, которому свойственна кровнородственная семья, с логической необходимостью указывает на предшествующее состояние промискуитета. Кровнородственная семья была первой организованной формой общества, она, несомненно, представляла улучшение предшествовавшего неорганизованного состояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитие домашних учреждений, изобретений и открытий. – Пуналуальная семья. Выросла из обычая «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и коллатеральные сестры считались женами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жены. Обычай «пуналуа» помог сложиться туранской системе родства. Отсюда ясно, что эта форма семьи образовалась из кровнородственной семьи. – Синдиасмическая и патриархальная семьи (большая семья). Место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары, представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частично индивидуализировавшиеся семьи. В ее основе – общая собственность на средства производства. Может быть как полигамной, так и моногамной. – Моногамная нуклеарная семья. Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периоде варварства.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |