Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-нравственные характеристики товарищества и дружбы

Долг и совесть; честь и достоинство как категории оценки нравственного статуса личности.

Любовь и ее нравственное содержание.

Любовь – в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеиндийские веды и древнегреческий философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода, с др. стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христианской любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей - и на друзей, и на врагов). Шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. В этике любовь – это "добродетель, личности в отношении к др. личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным «для кого-то»... Любящий дает любимому... новое измерение своей сущности – быть «для него» (в то время как обычно он – только бытие «в себе»). Личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию» (Н. Гартман); см. Любовь к дальнему. В теории познания любовь – предпосылка и начало процесса познания (см. Повиновение, Отдавание себя, Объективность). Августин говорит: «Tantum cognoscitur, quantum diligitur» (лат. – «Мы познаем в той мере, в какой любим»); аналогичное утверждают Гете, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно. У Паскаля любовь («сердце») прокладывает разуму дорогу к вещам и людям. Отношение между любовью и познанием, глубоко проникающее в суть всего существующего, вскрыл прежде всего Макс Шелер («Liebe und Erkenntnis», в «Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre», Bd. I, 1923); «порядок любви» (лат. ordo amoris), т.е. такой порядок, согласно которому человек уважает этические ценности (см. Этика) и сообразует с ними свое поведение, является самой значительной индивидуальной отличительной чертой его личности. С точки зрения Сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. Идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «Желать стать любимым – значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы».

Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель – долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Совесть – способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле - нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская. Этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. Для Канта авторитарный судья совести – это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в Man к свободе «на основе ничто». Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт). Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд).

Достоинство – моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение его к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Достоинство наряду с совестью и честью является одной из форм осознания человеком самого себя – своей ответственности перед самим собой, своей значимости в обществе, ценности своего существования. С другой стороны, достоинство требует признания и уважения со стороны других людей. Такое признание основывается на признании приоритетных прав человека в чем-либо, признании соответствия его личности высокому уровню требований, предъявляемых обществом. Достоинство неразрывно связано с выполнением обязанностей человека перед обществом. Только такое исполнение может обеспечить человека определенным социальным статусом, признание которого и составляет сущность признания достоинств человека. Но нельзя забывать и о неотъемлемых правах человека – правах, которые определяют достоинство любого человека, требуют уважения к его личности как к человеку. Самое главное же в том, что человек, присвоивший себе право попирать чужое достоинство, отказывать другим людям в праве на уважительное отношение как к человеку, становиться на весьма опасный путь, итог которого проверен много раз за историю человечества. Такой человек в конце концов начинает терять собственное достоинство. Вместо него постепенно формируется иное чувство – гордыня, презрение к другим людям. В итоге человек теряет и собственное достоинство – его невозможно сохранить только для себя, одобрение других людей необходимо.

Во многом сходна с категорией достоинства категория чести. Но между ними есть фундаментальное различие. Как очевидно из вышесказанного, достоинство основывается на положении об изначальном равенстве людей. Понятие чести, наоборот, проводит различие между людьми. В русских былинах честь определялась как высший уровень оценки личных заслуг человека, как показатель его индивидуальности. «По делам и честь», – гласит пословица. Нет чести без действий, без успеха, причем успеха постоянного, системного.

Понятие чести предполагает по отношению к человеку ту меру уважения, которой он заслуживает. Это – своеобразная форма благодарности общества за социально значимые действия человека. Честь, оказанная человеку, лежит в основе репутации. Всегда следует помнить, что честь требует гораздо большей активности: достоинство признается, честь необходимо оказывать. Достоинство предлагается признать, человек желает быть оцененным, он сам ищет признания. Честь «ждет признания», согласно выражению А. Шопенгауэра. Именно поэтому честь нуждается в защите, а не в поддержании. Честь выступает как показатель эксклюзивности прав человека, его высокой авторитетности в том или ином виде деятельности.

Нельзя забывать, что честь может выступить как основа и оправдание честолюбия и тщеславия. Честолюбие – социальное чувство, проявляющееся как мотив человеческой деятельности, главной целью которой становиться получение общественных почестей, приобретение влияния в определенной сфере человеческой деятельности. Тщеславие более связано с жаждой признания со стороны окружающих, поклонения личности. Стремление к удовлетворению честолюбия и тщеславия иной раз приобретает болезненную форму. Недаром «комплекс Наполеона» так часто встречается среди душевнобольных. Нечто похожее происходит в криминальной среде. Общество по достоинству оценивает опасность человека, изолируя его от других людей – и человек способен количеством лет, проведенных за решеткой. Дело чести вора не работать, только воровать и такие люди старательно защищают свою «честь».

Следует всегда помнить, что оказание чести – это всего лишь форма признания со стороны общества заслуг личности. Недопустимо 7уu1087 превращать ее в цель деятельности. И здесь может помочь только наличие, помимо чести и достоинства, других, более высоких моральных ценностей. Такие ценности, принципы и идеалы способны выступить критерием для оценки поступков человека и его понятия собственного достоинства и чести.

Дружба – межличностные отношения, основанные на общности интересов и взаимной привязанности. Эти отношения близки по своей сути к понятиям родства, товарищества и любви.

В основе дружеских отношений лежат как практическая помощь и взаимовыручка, так и взаимопонимание и сочувствие. Дружба требует высочайшего уровня доверия между людьми. Психологическая близость складывается на основе более простых форм товарищеской близости, обусловленной личными контактами и совместной деятельностью. Однако дружба намного более индивидуальна и избирательна. Она предполагает не только общность интересов, но взаимную симпатию, эмоциональную привязанность.

На ранних этапах развития общества дружба обычно связывалась с символическим породнением (побратимство, братство по оружию и т.д.). Кровнородственные отношения выступают как образец для подражания. Права и обязанности друзей жестко регламентировались традициями. О глубине и значении установившихся дружеских отношений говорит широко известный обычай обмена именами побратимов. Он означал полное преображение человека, полное тождество двух личностей – «мое второе «Я».

Распад родового строя потребовал поиска новых оснований для установления дружеских отношений. Как образец выступили отношения, возникающие в практической деятельности, связанные с получением благ. Общность интересов стала главным условием для дружбы. Практическая полезность дружеских отношений рассматривалось как необходимое следствие дружеских отношений, например, в учении софистов. От друзей требовали в первую очередь практической помощи и экономической поддержки. На этом этапе дружба входит в комплекс коллективизма. Она регламентируется и поддерживается не только на личном, но и на общественном уровне. Статус «друзей» (гитайров) Александра Македонского определял не только и не столько личные отношения, сколько их права и обязанности и общественное положение. Нарушение дружеских обязанностей могло вызвать осуждение всего полисного общества. Исполнение их поднимало авторитет человека.

Усложнение общественных связей, растущее отчуждение человека от самого себя постепенно на первый план выдвинули дружеское общение. Эмоциональный контакт становится не менее важен, чем практическая взаимовыручка. Дружба постепенно индивидуализируется, обретает интимно-личностный характер. В этом отношении она сближается с любовью. В философской системе Аристотеля дружбе устанавливается концепция дружбы как поиска «своего второго «Я» (alter ego). Античные мыслители придавали дружбе онтологический смысл, видели в ней проявление космической силы единения в противоположность вражде. Такой же почти мистический характер приписывали дружеским отношениям и в последующую эпоху. Легенды и предания Средневековья полны описаниями проявлений такой дружбы. Ради друга герои совершают подвиги, рискуют и жертвуют жизнью и даже способны вернуться «с того света», если друг оказывается в беде. Материальная выгода признается несовместимой с дружбой. Бескорыстная и самоотверженная истинная дружба противопоставляется ложной, своекорыстной.

В Новое время бескорыстность дружеских отношений перестает быть обязательным условием. Требование дружеского общения может также выступать как чисто эгоистическое и крайне обременительное действие. Материальные аспекты не должны быть помехой, друзья при желании могут избежать столкновений на этой почве. Как необходимое условие вводится наличие общих высоких целей, общность процесса развития и саморазвития личности друзей. Дружба рассматривается как воплощение идеальных норм взаимоотношений между людьми: «Человек человеку друг, товарищ и брат».

Дружеские отношения проходят несколько этапов развития и в процессе становления человека как личности.

Самый ранний этап – детская дружба. Она основана на совместной игровой деятельности. В подростковом возрасте появляется потребность в интимно-личностных дружеских отношениях, в открытом общении, когда можно поведать о своих проблемах и переживаниях и сравнить их с переживаниями других. Дружеские отношения приобретают закрытый и избирательный характер. В период зрелости круг общения людей дифференцируется, появляются новые, более значимые отношения. Дружба теряет свою исключительность и должна совмещаться с другими отношениями. Однако в кризисных ситуациях роль друга остается чрезвычайно важной и незаменимой. От него требуется полное понимание личности друга, готовности прийти на выручку. Такая дружба требует не только сопереживания, но и определенного уровня знаний, высокого развития личности.

Товарищество – отношения между людьми в основе которых лежит общность интересов и целей, взаимоуважение и доверие. В определенном отношении товарищество является одной из форм проявления коллективизма, т.к. требует обязательной солидарности – помощи, поддержки и взаимовыручке, основанных на осознании общности интересов и необходимости осуществления общих целей. В определенном смысле солидарность не только сплачивает людей, но и противопоставляет их другим группам. То же можно сказать и о товариществе. Оно обеспечивает человеку поддержку и защиту в сложных ситуациях, служит гарантом достижения общих целей и интересов. Именно поэтому наиболее высока потребность в товариществе именно в кризисных ситуациях, в процессе разрешения сложных проблем, требующего высокого уровня организации совместных действий. В этом случае товарищество порой становится необходимым условием и достигает уровня высшей нравственной ценности. Именно о таком товариществе, чувстве, заложенном в основу личности человека, писал Н.В. Гоголь.

Товарищество обогащает связи между людьми в коллективе. Оно проявляется как на уровне кооперации (люди выступают по отношению друг к другу как партнеры) и на уровне сотрудничества (выступают как коллеги, причем не только в процессе работы, но и в свободное время).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Счастье как нравственная ценность | Общение как форма социальной активности личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.