Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как форма социальной активности личности

Общение – одна из форм взаимодействия между людьми, в процессе реализации которой происходит, с одной стороны, обмен и переработка необходимой информации, обмен деятельностью и т.д., с другой – выработка и проверка необходимых для жизнедеятельности качеств личности. Общение – это одно из необходимых условий для формирования личности и общества. Большое значение в процессе общения играют те средства, с помощью которых организуется сам процесс – посредники общения. Такими посредниками могут выступать не только духовные (идеи, ценности, идеалы, настроения и т.д.), но и материальные объекты – орудия и средства труда, вещи, здания и многое другое. В теории коммуникации все объекты, способные выступать в роли посредников общения, принято называть носителями информации. В принципе любой объект может выступать как носитель информации и служить средством общения. Зачастую время существования такого объекта намного превышает сроки жизни его создателей. Так люди могут получать знания о событиях, которые произошли много лет назад, использовать опыт предыдущих поколений.

В процессе общения можно выделять объект, субъект и процесс. В отечественной социальной психологии, отмечает Г.М. Андреева, преимущественное распространение получили работы, рассматривающие объект и субъект межличностного восприятия, в отличие от общей психологии, где в значительной степени раскрываются процессуальные характеристики перцепции, т. е. восприятия и понимания.

Межличностная перцепция – процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона общения включает в себя определенные механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнера. В процессе общения субъект и объект обмениваются информацией, которая передается в форме управленческих решений, замыслов, идей, отчетов, докладов, сообщений и т.д. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен интересами, настроениями, чувствами. В этом случае общение в управлении предстает как коммуникативный процесс. Комплекс знаков (речь, жесты и т.д.), используемый в данном случае, направлен на обеспечение исполнения принятого решения. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.

Важно учитывать, что коммуникативные процессы между персонифицированными субъектом и объектом управления (т.е. между начальником и подчиненным) существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах. М.Р. Битянова отмечает: «Межличностная коммуникация и по своему содержанию и по своей форме обладает важными специфическими чертами». Эта специфика проявляется в следующих особенностях:

а) в характере процесса обратной связи;

б) наличии коммуникативных барьеров;

в) наличии феномена коммуникативного влияния;

г) существовании различных уровней передачи информации.

Коммуникативная сторона охватывает средства коммуникации, которыми являются следующие знаковые системы:

а) вербальные средства коммуникации – речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь – паузы и т.п.);

б) невербальные, или экспрессивные средства коммуникации – оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-нравственные характеристики товарищества и дружбы | Этика делового общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.