Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос индивидуального покупателя на кукурузу





(гипотетические данные)

Цена за бушель, (дол) Величина спроса, в неделю

Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и ее количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен.

Построим график зависимости величины спроса от цены (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Кривая индивидуального спроса на кукурузу

Закон спроса.Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.

В основе закона спроса лежат следующие аргументы

1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. "Дни торговли по сниженным ценам" основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй "Биг Мак" дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый, третий приносит еще меньше удовольствия или полезности, чем второй, и т д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, – потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведём для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта, по более низкой цене, чём по высокой.



Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из общего закона спроса, а иногда на них ссылаются и для его опровержения. Остановимся на нескольких из них.

Цена – показатель качества. Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространенная практика повышения цен без реального улучшения качества товаров. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, результатом чего является сдвиг линии спроса вверх и вправо, а не движение вдоль неизменной линии спроса.

Пусть на какой-то товар при цене Р предъявлялся спрос в объеме Q. Внеся незначительные изменения в конструкцию или внешний вид изделия, изготовитель повышает цену. Потребители, полагая, что рост цены означает и улучшение качества, увеличивают объем спроса, вместо того чтобы снизить его. Как только покупатели убедятся в том, что новый товар по своему качеству не отличается от старого, спрос на него вновь вернется. Поэтому практика такого скрытого повышения цен может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей, марок выпускаемых товаров, при значительном и даже избыточном их разнообразии.

Хотя в этом случае мы имеем дело с изменением спроса под влиянием манипулирования потребительскими предпочтениями, факты такого рода нередко приводятся для опровержения закона спроса.

Эффект Веблена. Внешне с ситуацией цена – показатель качества схож так называемый эффект Веблена, названный так по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена (1857–1929), внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнить лишь товары, доступ к которым для широких масс так или иначе ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Отсюда нередко делают вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса. Если бы это было так, то цены престижных товаров могли бы расти бесконечно. Однако, как показала практика конца 70-начала 80-х гг., повышение цен на такие товары, как ювелирные изделия, ковры, хрусталь, привело не к увеличению, а к снижению объема спроса на них. Хотя престижность таких товаров с ростом цен возрастает, но спрос на них сокращается в связи с все меньшей их доступностью для широких кругов покупателей.

Ограничивать престижный спрос лишь дорогостоящими товарами нельзя. Элемент престижа, ориентации на повышение, демонстрацию или, наоборот, маскировку своего социального статуса (действительного, мнимого или желаемого) играет важную роль в формировании индивидуальных вкусов и предпочтений, а вслед за тем и спроса во всех тех случаях, когда информация о приобретении, наличии или потреблении того или иного товара легко доступна тем, чьим мнением и оценкой дорожит (или хотел бы дорожить) покупатель. Поэтому престижной ценностью могут обладать не только дорогостоящие, но и распределяемые бесплатно или по льготным ценам товары, если доступ к ним для широкого круга потребителей ограничен какими-то другими, неценовыми средствами. Согласно современным взглядам, потребность выделиться из мира, ощутить и продемонстрировать свою власть над природой, вещами и людьми является одной из базовых, универсальных потребностей человека. Поэтому выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.

Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена товара снизилась и потребители ожидают сохранения наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться. Наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатели ожидают дальнейшего роста цен. В этом случае, казалось бы, наблюдается не обратная, а прямая зависимость между ценой и объемом спроса. Это означало бы, что линия спроса должна иметь не отрицательный (вниз и вправо), а положительный (вниз и влево) наклон.

Такой вывод был бы, однако, неправилен. Покупатель сопоставляет в данном случае текущие цены с ожидаемыми. В случае ожидаемого снижения цены он воспринимает текущуюцену как относительноболее высокую и соответственно сокращает спрос. В случае ожидаемого повышения цены он воспринимает текущую цену как относительно более низкую и соответственно увеличивает спрос. Таким образом, общий закон спроса сохраняет свое значение и в рассматриваемой ситуации.

 

Объем спроса на товар зависит от многих факторов, то есть выступают функцией от целого ряда факторов:

QD=f(x1,x2,x3,…,xn)

 

Цена неценовые факторы

Детерминанты спроса.Когда экономист строит кривую спроса – скажем, такую, как D1 на рисунке 1, – он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что "прочие условия равны", то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

Каковы важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса? Основные из них следующие:

1) вкусы, или предпочтения, потребителей;

2) число потребителей на рынке:

3) денежные доходы потребителей;

4) цены на сопряженные товары;

5) потребительские ожидания относительно будущих цен доходов.

 

 

Таблица 3.2

Рыночный спрос на кукурузу, 200 покупателей (гипотетические данные)

Цена за бушель (дол.) Величина спроса в неделю (в бушелях), один покупатель Число покупателей на рынке Общая величина спроса в неделю (в бушелях)

Изменение одной или более детерминант спроса – потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на другие товары или потребительских ожиданий – вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например, от D1 к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например, от D1 к D3. Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике - от a к b (рис. 3.2).

 

 

 

Рис. 2.2. Изменения в спросе на кукурузу

Рис. 3.2. Изменения в спросе на кукурузу

Изменения в спросе.Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Ответ мы знаем: вменение одной детерминанты (или более) изменяет данные шкалы спроса в таблице 3.2, а, следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 3.2. Такое изменение данных шкалы спроса или – графически - смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе.

Конкретнее, если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в колонке 4 таблицы 3.2, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рисунке 2 это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например от D1 к D2. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в колонке 4 таблицы 3.2. В графическом изображении сокращение спроса влечет за собой смещение кривой спроса влево, например от D1 к D3 на рисунке 3.2.

А теперь рассмотрим влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше неценовых детерминант.

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем калькулятора практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на виниловые пластинки.

2. Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание, на места в интернатах для престарелых и в частных больницах.

3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше деликатесов, дорогостоящей бытовой техники, виски. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, или картофеля, или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как, например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и третьесортные автомобили. В свою очередь, повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры и маргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление натурального бифштекса с косточкой из крестцовой части и сливочного масла. Товар, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товара. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и ксилитом, машинами "Toyota" и "Honda", чаем и кофе и т. д.

Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они "сопутствуют" друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. И напротив, повышение цены на бензин сократит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к учебе и учебникам, видеомагнитофонам и кассетам, лыжам и лыжным ботинкам, фотоаппаратам и фотопленке и т. д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на и спросом на другой существует обратная связь.

Разумеется, многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные товары. Можно считать, что для таких пар товаров, например сливочного масла и лыжных ботинок, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов, изменение цены очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.

5. Ожидания.Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы "упредить" угрожающее повышение цен, равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Приведем пример. Когда холода уничтожают значительную часть урожая цитрусовых, у потребителей есть основания считать, что предстоящие нехватки апельсинового сока повысят цену на него. Поэтому они "запасают" апельсиновый сок, скупая его немедленно в необычайно больших количествах. Второй пример. Несколько лет тому назад один из известных телеведущих в шутку предсказал дефицит туалетной бумаги. Многие из его телевизионных болельщиков восприняли его шутку всерьез, и спустя несколько дней на полках многих супермаркетов исчезла туалетная бумага. Третий пример. Перспективный футболист, добившийся успеха в первом круге чемпионата Национальной футбольной лиги, может позволить себе раскошелиться на новый "Мерседес" в расчете на выгодный контракт с профессиональной командой.

Из всего сказанного можно вывести заключение, что повышение спроса на продукт X, то есть решение потребителей покупать больше этого продукта по любой возможной цене, может быть вызвано следующими причинами: 1) благоприятным изменением потребительских вкусов; 2) увеличением числа покупателей на рынке; 3) повышением дохода, если продукт Х является нормальным товаром; или снижением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории; 4) повышением цены на сопряженный товар Y, если последний является заменителем для продукта X, или снижением цены на сопряженный товар Y, если последний является дополняющим к товару X; 5) ожиданием повышения в будущем цен и доходов.

Напротив, сокращение спроса на продукт может быть обусловлено следующими факторами: 1) неблагоприятным изменением потребительских вкусов; 2) уменьшением числа покупателей на рынке; 3) повышением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории, или снижением дохода, если Х является нормальным товаром; 4) повышением цены на сопряженный товар Y, если этот последний является дополняющим для X, или снижением цены сопряженного товара Y, если последний является заменителем для товара X; 5) ожиданием падения в будущем цен и доходов. В таблице 4 приводится наглядный перечень детерминант спроса наряду с дополнительными примерами.

 

Изменение величины спроса."Изменение в спросе" не следует смешивать с "изменением величины спроса". Мы уже отмечали, что изменение в спросе выражается в смещении кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Намерения потребителей относительно покупки продукта изменились. Причина: изменение одной или более детерминант спроса. На языке экономистов понятие "спрос" выражается в виде шкалы или кривой, а поэтому "изменение в спросе" должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая изменила свое положение.

В противоположность этому, изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации "цена – количество продукта" к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.

 

Детерминанты спроса: факторы, смещающие кривую спроса:

 

1. Изменение вкусов покупателей Пример: физическое здоровье становится вое более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды

2. Изменение числа покупателей. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

3. Изменение дохода. Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары,как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории,как капуста, репа, восстановленные шины и ношеная одежда.

4. Изменение цен на сопряженные товары Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

5. Изменения в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.

Рисунок 3.2 помогает различить между изменением в спросе и изменением величины спроса. Смещение кривой спроса D1 либо в положение D2, либо в положение D3 влечет за собой "изменение в спросе". Между тем передвижение с точки а на точку b на кривой D1 означает "изменение величины спроса".

В каждом из следующих примеров читателю следует определить, происходит ли "изменение в спросе" или "изменение величины спроса":

1. Потребительские доходы возрастают, а в результате увеличивается сбыт ювелирных изделий.

2. Парикмахер повышает цену за стрижку волос, и число его клиентов сокращается.

3. Цена на "рено" увеличивается, и следствием этого оказывается увеличение объема продаж модели "шевроле".





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. II. Факторы спроса
  2. Анализ индивидуального опыта
  3. Анализ полезности и спроса
  4. Анализ спроса и предложения, эластичности
  5. Анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен на рассматриваемый товар.
  6. Баланс товарных ресурсов. Баланс спроса и предложения
  7. Бешенство. Этиология, распространение, клиника, диагностика, профилактика.
  8. Биосфера и распространение микроорганизмов в природе. Влияние на окружающую среду антропогенных факторов
  9. В современной российской философии (как и в прежней со­ветской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания,известное как теория отражения.
  10. В сфере сервиса и туризма наиболее распространены следующие формы оплаты труда и стимулирования работников.
  11. Ветеринарные требования и противоэпизоотические мероприятия по защите комплексов от заноса возбудителей инфекционных болезней и их распространения внутри хозяйства.
  12. Взаимодействие спроса и предложения

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.