Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Маршалла





Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя

 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 4 D – линия спроса, S линия предложения. Абсциссыих точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты – цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий D и S, которым соответствуют объем QЕ и цена РЕ. Их называют соответственно равновесным объемом и равновесной ценой.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от РЕ, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Соотношение спроса (D) и предложения (S) на отдельные товары, на группы товаров или на всю товарною массу называется конъюнктурой рынка.

Она бывает плохой и бывает нормальной, когда достигается на рынке равновесие между D и S:

a) когда нет излишка данного товара и дефицита;

b) произошло согласование интересов покупателей и продавцов по поводу количества и цены этого товара;

c) установились равновесная цена и количество товара.

Рыночное равновесие достигается методом проб и ошибок.

Каким же образом достигается рыночное равновесие? Для объяснения этого механизма разработаны две модели:

Модель Вальраса

Эта модель исходит из изменения цены товара. Но так как цена изменяется быстро, то модель Вальраса наиболее лучше описывает краткосрочный период достижения рыночного равновесия (рисунок 3.4).

1. Пусть предлагается цена 2 рубля. Эта цена не будет равновесной, так как при Р=2 руб. QD=40, а QS=20, и следовательно возникает дефицит товара.

Дефицит вызывает конкуренцию среди покупателей данного товара, который приводит к повышению цены товара.

С повышением цены, число покупателей сокращается, а число продавцов (или объем предложения у тех же продавцов) растет (и растет количество товаров на рынке).

2. Пусть предлагается цена 4 рубля. Р=4 руб. не будет равновесной, так как при этой цене QS=40, QD=20, следовательно возникает излишек товара на рынке. Начинается конкуренция среди продавцов, которая приводит к снижению цены товара. Это снижение привлекает большое число покупателей, QD увеличивается.

 

Рис. 3.4. Равновесие в модели Вальраса

Таким образом через изменение цен, а затем и количество товаров достигается равновесие, при котором нет ни дефицита не излишка.



 

 

Он исходил из изменения объема продукции, а не цены. Но изменить объем продукции – дело сложное. А по этому модель Маршалла характеризует механизм достижения рыночного равновесия в долгосрочном периоде (рисунок 3.5).

 

 

Рис. 3.5. Равновесие в модели Маршала

 

Здесь продавцы, изменением объема предложения, регулируют цену.

1. Пусть на рынок выброшено товара в объеме Q1= 20. При Q1 цена спроса выше цены предложения. Продавцы увеличивают объем продукции до точки Е, т.к. производство выгодно.

2. Если на рынок выброшено Q2 = 40, то цена предложения выше цены спроса, производство товара не выгодно, следовательно, продавцы сокращают объем предложения до точки Е.

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, Q , тогда как объем предложения – Q .(рисунок 3.6-а).

 

   

Q Q QE Q Q Q

Рис. 3.6. Равновесие, а – по Вальрасу; б – по Маршаллу

 

В этом случае избыток предложения (O - O ) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне Р2, объем спроса Q окажется выше объема предложения O . Здесь избыток спроса (Q - O ) будет оказывать повышающее давление на цену Р2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене Р2 и как продавец того же товара при цене Р1.

Такой подход к описанию равновесия называют равновесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 3.6-б. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q1 Р > P , что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q2 P > P , что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения – РS = РD = PE.

Различию в этих подходах мы и обязаны «обратным» расположением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал, прежде всего, понятиями "цена спроса и цена предложения", поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

 

PD=PD(Q),

PS=PS(Q),

а условием равновесия являлось равенство

 

PD(Q)=PS(Q).

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данныхценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

QD=QD(P),

QS =QS(P),

а условием равновесия являлось равенство

QD(P)=QS(P).

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями по Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения, за исключением некоторых моментов, которых мы коснемся в дальнейшем.

Экономические процессы протекают во времени. Описывающиеих модели делятся на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которое в силу этого само становится важной переменной.

Обозначив время через t, мы можем представить процесс нащупывания (tatonnement – фр.) равновесия по Вальрасу уравнением

, h>0,

где DQD(P) – избыток спроса при цене Р. Очевидно, что при QD(Р) > 0 рыночная цена повышается, при QD(Р) < 0 падает, при QD(P) = 0 условие QD(P)=QS(P) выполняется.

По Маршаллу процессвзаимодействия спроса и предложения описывается уравнением

, k>0,

где Р(Q) – превышение ценой спроса цены предложения при объеме продаж Q. Очевидно, что при Р(Q) > 0 объем предложения возрастает, при Р(Q) < 0 снижается, при Р(Q) = 0 условие QD(P)=QS(P) выполняется.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.