Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое обследование слуха. (ЛЕКЦИЯ)

Особенности психомоторного развития (стр. 61-65)

ДЕТИ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ (ДЕТИ-СИРОТЫ)

Особенностью детей 1-го года жизни является большая зави­симость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми — необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития. Быстрый темп и неравномерность развития определяют де­ление 1-го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом периоде умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения названы ведущими, и именно на них должно быть направлено воспита­тельное воздействие взрослых. В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее, но есть основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого ритма кормления, формирование поло­жительных и предупреждение отрицательных привычек (соса­ние пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.). К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концен­трацией сна в ночное время, а бодрствования — в дневное.С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередова­ние сна и бодрствования днем, воспитывается положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническим процедурам. Ведущим в развитии ребенка является формиро­вание зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-положительных реакций. Разви­вается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом. Ребенок прислушивается к звукам (речь, пение, звучание погремуш­ки), развивается "речевой слух", умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, восприни­мать окружающее на расстоянии с помощью дистантных ана­лизаторов. В конце 1-го — начале 2-го месяца появляется от­ветная улыбка на общение взрослого. На 3-м месяце формируется комплекс оживления. Наблюдаются удерживание головки в горизонтальном и вертикальном положении и упор ног. В возрасте 4 — 6 мес продолжает увеличиваться длительность бодрствования, формируется положительное отношение к процессам, развивается активность при кормлении. Ведущими в этом возрастном периоде являются дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных peакций, ориентирование в окружающем, на основе которого позже формируется понимание речи, деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце совершенствуются слежение, слуховое и зрительное сосредоточение в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг другом. В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека. К 5 мес ребенок реагирует на новую обстановку, в незнакомых условиях, перестает улыбаться, может заплакать. Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 мес ребенок по звучанию узнает свое имя. Ведущим в возрасте 4 — 6 мес является развитие движений руки: ее основные функции — умение брать, держать, манипулировать, к 5 мес — акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 мес ребенок сам берет игрушки и манипулирует: на основе этих движений формируются игровые действия с предметами. Ведущим является и развитие подготовительных этапов активной речи. В этом возрасте бурно развивается гуление и появляются предпосылки лепета. В 4 мес ребенок длительно гулит, к 5 мес это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. К 5 — б мес появляется лепет. При этом велика роль артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, "речевого слуха". Ребенок слышит звуки, произносимые взрос­лым, слушает сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесению первых слов во вто­ром полугодии жизни. К 6 мес ребенок лежит на животе, опираясь на ладони вып­рямленных рук, переворачивается со спины на живот и обрат­но, подползает, крепко упирается ножками при поддержке под мышки. К концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, активно и длительно. Ведущим в этом возрасте является развитие движений, и прежде всего овладение ползанием. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение, он становится более ак­тивным и самостоятельным, начинает ориентироваться в ок­ружающем. Ползание положительно влияет на физическое развитие; у ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правиль­ная осанка. К 8 мес происходит скачок в развитии движений — ребенок приобретает вертикальное положение, умеет садиться, ложить­ся, вставать, сидеть, стоять, переступать, держась, вдоль ба­рьера. В период 7 — 9 мес он начинает понимать речь взрослого. Это меняет его поведение, характер деятельности, движе­ний, влияет на активную речь. К 7 мес ребенок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся в посто­янном месте, неоднократно показываемый и называемый ему. К 8 мес он находит по слову взрослого несколько предметов, Начинает выполнять по просьбе простые действия (без показа) — "ладушки", "до свидания". К 9 мес он понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, ис­пользуя при этом указательный жест, знает свое имя, игрушку, находящуюся у него в руках. Ребенок понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет просьбе взрослого движения и действия ("садись", "дай ручку"). Речь взрослого начинает регулировать действия ребенка. К 7 мес дети повторно произносят отдельные слоги — лепечут. Свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми ребенок сопровождает лепетом. В возрасте 10 — 12 мес ребенок активен в процессах и начинает проявлять самостоятельность в кормлении. Развиваются движения. Он еще ползает, но часто встает, много ходит, поднимается на горку и т. п., к 12 мес ходит не держась, длительно; в разных направлениях. Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи. К 10 мес он по просьбе взрослого находит и приносит знакомую игрушку, если она в поле его зрения, к 11 мес находит названную игрушку среди многих других, а к 12 мес просьбе взрослого находит несколько однородных предметов если они внешне незначительно различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цвета и др.). Ребенок понимает слово "нельзя", становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена, части тела и др. В период 10 — 12 мес формируется активная речь, ребе­нок овладевает первыми словами. В основе произнесения пер­вых слов лежит понимание речи, способность лепетать и под­ражать. К году ребенок произносит около 10 простых, облег­ченных, "лепетных" слов, которыми он начинает обозначать определенные понятия. Число произносимых слов значитель­но меньше понимаемых.Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять дей­ствия по показу и слову взрослого. Они становятся более раз­нообразными и носят целенаправленный характер. Координи­руются движения рук. Он выполняет действия, имеющие целью достижение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Он накладывает кирпичик на кирпи­чик, снимает и надевает кольца, катает по желобу шары и др. Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом, ребенок учится переносить действия, освоенные с одним предметом, на другой. По­являются предпосылки игры. Это период развития предмет­ной деятельности на основе подражания и воспроизведения разученного.

Одной из причин в отклонении развития ребёнка может быть даже незначительное снижение слуха. В связи с этим при обследовании следовании ребенка в ПМПК необходимо убе­диться в том, что он хорошо слышит.

Уже в возрасте одного года ребенок способен реагировать на звуковые стимулы так же, как и взрослый человек, в частности, при нормальном слухе он воспринимает шепотную речь на рас­стоянии не менее 6 м. Выбор той или иной методики обследования зависит от воз­раста ребенка и от того, владеет ли он речью. Остановимся подробно на обследовании слуха детей 1-го года жизни. Осо­бое значение имеет налаживание эмоционального кон­такта с ребенком: ситуативно-личностного (в первые полгода жизни) и ситуативно-делового (во втором полугодии). До ycтановления контакта невозможно оценить состояние слуха ребенка, так как в большинстве случаев он просто не дает никаких видимых реакций на звук. Вместе с тем целенаправленное общение с ним иногда в течение дня, а чаще — нескольких дней, позволяет выявить его реакции на звуковые стимулы. Дети первых 3 мес жизни. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно считать слуховое сосредоточение, ко­торое выражается в полном или частичном торможении движений. У детей 2 — 3 мес реакция на звук может выражаться в ак­тивизации или торможении сосательных движений, расширении глазных щелей, повороте глаз в сторону хорошо знакомого взрослого. Наиболее отчетливо реакция проявляется при подаче длительного сигнала на недалеком от ребенка расстоянии во время крика. В этом случае, через несколько секунд можно наблюдать как он постепенно замирает, перестает двигаться и некоторое время молчит. Такое торможение можно получить при резком| сигнале звучащей игрушки, а также как реакцию на голос обследующего. В спокойном состоянии ребенок в ответ на резкий звук может вздрогнуть всем телом, можно наблюдать расширение у него глазных щелей. Дети этого возраста реагируют на звук с расстояния 2 — 3 м причем на все стимулы — с одинакового расстояния. Следует учитывать, что на 2-м месяце жизни возникает комплекс оживления, который состоит из ряда реакций: улыбки, активизации движений рук и ног, спокойных голосовых реакций. Он возникает при виде говорящего лица, при длительном "раз­говоре" с младенцем или произнесении тихих протяжных звуков над его лицом, появляется у всех детей независимо от состоя­ния слуха. Обследование проводят два человека. Один из них (ассистент) подает сигналы, другой (наблюдатель) общается с ребенком и ре­гистрирует его реакции на звуки. В качестве источников звука используются: шарманка (высо­кочастотное звучание), дудка (среднечастотное звучание) и ба­рабан (низкочастотное звучание), голос разговорной громкости и шепот при произнесении слогосочетаний типа "па-па-па, пи-пи-пи", имени ребенка.

В ходе обследования регистрируются безусловно-ориентиро­вочные реакции: слуховое сосредоточение, активизация или торможение общих движений, активизация или торможение сосательных движений, расширение глазных щелей, поворот головы в сторону. Безусловные реакции имеют тенденцию к быстрому угаса­нию, т.е. при многократных предъявлениях одного и того же сигнала ребенок перестает на него реагировать. Чтобы получить достоверные результаты до того, как реакция угаснет, сигналы следует подавать от более тихого к более громкому: сначала шарманка, затем дудка и барабан, сначала шепот, а затем голос разговорной громкости — и с максимального расстояния (в дан­ном случае с 3 м), постепенно приближаясь к ребенку в случае отсутствия реакции. При получении первоначальной реакции на расстоянии меньше максимального всегда следует проверить, не появится ли она вновь и на большем расстоянии. Ребенок располагается на пеленальном столе. Стол должен быть расположен так, чтобы ассистент мог отойти от него впра­во и влево на расстояние не менее 3 м. Наблюдатель склоняется над ребенком, пытается привлечь его взор к своему лицу или яркой игрушке, повести его взгляд вправо, влево. У детей старше 2 мес пытаются вызывать комп­лекс оживления. Ассистент в это время подает длительные сигналы справа и слева (в случайной последовательности). Интервалы между сиг­налами должны быть не менее 30 с (до угасания предыдущей реакции). Если ребенок кричит, то сигналы можно подавать во время крика. Если у младенца отмечается реакция на все предложенные неречевые стимулы и голос разговорной громкости или шепот на одном и том же расстоянии (на 1,5, 2 или 3 м и т.д.), можно предположить, что его слух — в пределах физиологической нормы. Если у малыша отсутствуют реакции на один или несколько стимулов, или расстояния, при которых появляется реакция на те или иные звуковые сигналы, неодинаковы, то он нуждается в специальном аудиометрическом обследовании в связи с подозрением на снижение слуха. Дети в возрасте 3 — 6 мес жизни. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно считать активизацию или торможение общих и сосательных движений, расширение глазных щелей, поворот глаз в сторону. Кроме того, у детей старше трехмесячного возраста появляется реакция локализации, т.е. младенец становится способным сначала повести глаза, а затем повернуть голову в сторону источника звука. Впервые локализация появляется на го­лос человека, звучащий сбоку. На другие раздражители ре­бенок начинает реагировать несколько позже. Еще позднее наблюдается локализация звука сзади. Следует отметить, что некоторые дети начинают реагировать через 30 с после пода­чи сигнала. Считается, что после выработки локализации звука в пространстве механизм реагирования на звук в ос­новном сформирован. В период 3 — 6 мес появляется отрицательная реакция (крик ребенка на резкие звуки). При этом он вздрагивает, широко открывает глаза и становится совершенно неподвижным, затем морщится и иногда сразу, а иногда через 10 — 12 с начинает кричать. Реакция непостоянная и зависит от состояния ребенка. Чаще она возникает у пугливых детей, которые могут реагировать криком и на нерезкие раздражители. Дети этого возраста реагируют на все стимулы с расстояния 3 —4м. Обследование проводят наблюдатель и ассистент. В качестве источника звука используются шарманка, дудка, барабан, голос разговорной громкости и шепот при произнесении слогосочетаний типа "па-па-па, пи-пи-пи", имени ребенка.

В ходе обследования регистрируются безусловно-ориентиро­вочные реакции: слуховое сосредоточение, активизация или торможение общих или сосательных движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крик. Учитывая особенности безуслов­ных реакций, стимулы следует подавать от более тихих к более громким и с максимального расстояния (4 м), постепенно при­ближаясь к ребенку в случае отсутствия реакции. При получе­нии первоначальной реакции на расстоянии меньше максималь­ного следует проверить, не появится ли она вновь на большем расстоянии. Необходимо отметить, что чем ребенок младше, тем меньше расстояние, на котором возникает реакция на звуковые стиму­лы. Ребенок располагается на пеленальном столе. Стол разме­щается в помещении таким образом, чтобы ассистент имел возможность отойти от него вправо и влево на расстояние 4 м. Наблюдатель склоняется над ребенком, "беседует" с ним, пытаясь вызвать комплекс оживления и ответные спокойные голосовые реакции, привлекает его внимание к ярким игруш­кам, большим красочным беззвучным погремушкам и отводит его взор в сторону, противоположную от ассистента. Ассистент в это время подает длительный сигнал. Интервал между сигналами должен быть таким, чтобы угасла реакция на предыдущий, т.е. около 30 с. Таким образом подаются сигналы справа и слева в случайной последовательности. Если у малыша отмечаются реакции на все предложенные не­речевые стимулы и шепот на одном и том же расстоянии в пре­делах 3 — 4м, можно предположить, что его слух — в преде­лах физиологической нормы. Если у ребенка отсутствуют реакции на один или несколь­ко стимулов или расстояния, при которых появляется реак­ция на тот или иной стимул, неодинаковы, то он нуждается в специальном аудиологическом обследовании в связи с подо­зрением на снижение слуха. В некоторых случаях у ребенка могут быть отмечены реакции на все стимулы и с одного рас­стояния, но характер самих реакций не соответствует воз­расту (т.е. у ребенка 4 — 6 мес нет реакции локализации), а расстояние, на котором ребенок реагирует на стимулы, мень­ше максимального для данного возраста. В этом случае воз­можно предположить задержку психомоторного развития. Ребенок нуждается в детальном обследовании педиатром и психоневрологом. Обследование слуха следует повторить через некоторое время. Дети в возрасте 6 — 12 мес жизни. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно считать поворот глаз или головы в сторону источника звука, находящегося сзади, справа и слева. Расстояние, с которого дети этого возраста реагируют на звук, может составлять 4 — 6м.. Обследование проводят два человека: ассистент и наблюдатель. В качестве источников звука используются шарманка, дудка, барабан, голос разговорной громкости и шепот при произнесении слогосочетаний типа "па-па-па, пи-пи-пи.", имени ребенка. Регистрируются безусловно-ориентировочные реакции: поворот глаз или головы в сторону источника звука, слуховое сосредоточение, торможение или активизация движений и т.п. Ребенок размещается или на пеленальном столе, расположенном так, чтобы ассистент имел возможность отойти от него вправо и влево на расстояние 6 м, или сидит перед столом на руках у знакомого взрослого. Наблюдатель "беседует" с ним, предлагает вместе поиграть с различными игрушками (пирамидки, стаканы-вкладыши, шарики, ведерки и т.п.). Ассистент в это время подает длительный сигнал то cпpaва, то слева (в случайной последовательности). Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 с, чтобы угасла предыдущая реакция. Во избежание угасания безусловной реакции на звук, сигналы подают от более тихого к более громкому и с максимального для данного возраста расстояния (6 м), постепенно приближаясь к ребенку в случае отсутствия реакции. При получении пер воначальной реакции на расстоянии меньше максимального следует проверить, не появится ли она вновь и на большем расстоянии. Если у ребенка отмечаются реакции на все предложенные не­речевые стимулы и шепот на одном и том же расстоянии в пре­делах 4 — 6 м и он может локализовать их на этом же расстоя­нии, то можно предположить, что его слух — в пределах фи­зиологической нормы. Если ребенок не реагирует на какой-либо стимул или ре­акции на звуковые сигналы зарегистрированы с разных рас­стояний (меньшего при восприятии звучания шарманки и шепота и большего при восприятии дудки, барабана и голоса разговорной громкости), то он нуждается в специальном аудиологическом обследовании в связи с подозрением на сни­жение слуха. Если отмечаются реакции на звуковые стимулы, не соответ­ствующие возрасту, то ребенок нуждается в консультации пе­диатра и психоневролога. В некоторых случаях дети 11 — 12 мес с высоким уровнем психомоторного развития проявляют негативное отношение к об­следованию, не реагируют ни на один из стимулов. Таких малы­шей целесообразно обследовать с применением методики, реко­мендуемой для детей 2-го года жизни.

4. Контроль за поведением детей (ЛЕКЦИЯ) + ПРИЛОЖ. 9 (ксерокс)

Подводя итог обследования детей младенческого возраста, отмечаем, что важным показателем интеллектуального раз­вития является обучаемость. Обучение — это овладение системой знаний, умений и навыков и развитие способности обучаться. Следовательно, уровень развития на каждом возрастном этапе, положительная динамика разви­тия — показатели эффективности обучения, показатели того, что ребенок в первом полугодии жизни может сначала вос­принимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоми­нать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года вос­принимать, понимать, запоминать и воспроизводить. Для всесторонней, комплексной оценки ребенка необхо-дим контроль за поведением. Поведение, т.е. один из критери­ев функционального состояния, находится в большой зависи­мости от ряда неблагоприятных факторов. Отклонения в поведении являются следствием прежде всего неблагополучия анамнеза и коррелируют с уровнем не­рвно-психического развития. Нарушения поведения с первых месяцев жизни являются проявлением повреждения мозга, патологии внутренних органов, а также нарушения режима, ухода, питания и отсутствия общения. Поэтому контроль за поведением (приложение 9) в динамике помогает оценить компенсацию ребенка и правильность медико-педагогических воздействий. Так, например, дети с перинатальной постгипоксической энцефалопатией страдают не столько отставани­ем в развитии, сколько множественными нарушениями поведения, особенно на 1 — 2-м году жизни. С возрастом под вли­янием реабилитационных воздействий число отклонений, их выраженность, интенсивность и частота проявлений уменьшаются, хотя некоторые сохраняются и в школьном возрасте. Не менее страшно появление у ребенка даже единичного устойчивого нарушения поведения без каких-либо отклоне­ний до этого. Это сигнализирует не только о дефектах вос­питания, но и о физическом или психическом неблагополу­чии, об ослаблении организма, заболевании и пр. Нарушения поведения, выявленные в первые месяцы жизни, прогнозируют возможность возникновения; психических заболеваний, например аутизма. Только ранняя диагностика и коррекция могут предотвратить более грубые отклонения. Основной метод контроля за поведением — ежедневное и многократное в течение дня наблюдение с фиксацией всех изменений. Это часть так называемого текущего контроля. Функциональное состояние — важный критерий здоровья, без учета которого нельзя определить группу здоровья.

5.Методы диагностики моторной сферы младенца.

Обычно психологическое изучение детей начинается после 1,5 – 2 месяцев. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или дети, находящиеся в условиях эмоциональной или социальной депривации. Методики включают в себя набор заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной и социальной сфер ребенка. Результаты изучения оцениваются путем сравнения их с нормативом. В практике используют следующие приемы обследования детей первого года жизни. Детей до 8 месяцев можно исследовать на специальном столе или на коленях мамы. Ребенок должен быть в состоянии активного бодрствования, здоровый, сухой, сытый, неутомленный. 1. Вначале устанавливают контакт с ребенком. Плохо, если ребенок после 8 месяцев легко входи в такой контакт и не дифференцирует знакомых и незнакомых взрослых. Особое внимание обращают на контакт с матерью. 2. Состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении, ходьбе. 3. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 месяцев погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев при захвате, продолжительность удержания, характер манипуляций. Детям старше 8 месяцев затем дают вторую погремушку. Оценивают возможность захвата и удержания двух игрушек. Вторую игрушку вначале предлагают со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой, выясняют возможность пересечения рукой и взглядом средней линии при захвате второй игрушки. У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого игрушку убирают за экран 20*20 см, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут за экран, стараясь не прекращать звучания игрушки, так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана.

Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами и на сохранение зрительного контроля за этими действиями. Детям старше 10 месяцев предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с 2-мя и более объектами; особое внимание следует обратить на развитие действия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращается на развитие интереса и умение манипуляции с мелкими предметами, взять которые можно только двумя пальцами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РЕФЛЕКСЫ (БАДАЛЯН) | Методы изучения эмоций и чувств ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.